Rambler's Top100

ПБ 10- 14-92 (с изм. 1 1998) Скачать Предварительный просмотр

Скачать

Предварительный просмотр

(отсутствуют изображения, таблицы и формулы)

ПРАВИЛА
УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

ПБ-10-14-92

Обязательны для министерств, ведомств, объединений, организаций и предприятий независимо от форм собственности и граждан

СОГЛАСОВАНЫ
с Советом Федерации независимых Профессиональных Союзов РОССИИ 02.12.92

СОГЛАСОВАНЫ
с Министерством архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 23.12.92

УТВЕРЖДЕНЫ Госгортехнадзором России 30.12.92

Внесены Изменения и дополнения № 1 1998 г.


Настоящие Правила разработаны на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР 30 декабря 1969 г.
При составлении и редактировании Правил были учтены замечания и предложения ряда министерств, ведомств, научно-исследовательских институтов, промышленных предприятий, заводов-изготовителей, органов госгортехнадзора и других заинтересованных организации.
В Правилах изложены нормы, которым должны отвечать изготовляемые краны, а также требования по установке кранов и по обеспечению безопасности при их эксплуатации.
Настоящие Правила обязательны для исполнения руководящими и инженерно-техническими работниками, связанными с проектированием, изготовлением, монтажом, ремонтом, эксплуатацией и диагностированием грузоподъемных кранов.
С введением в действие настоящих Правил теряют силу Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденные Госгортехнадзором СССР 30 декабря 1969 г.
Настоящие правила вступают в силу на территории России с 15 сентября 1993 г.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, установке, ремонту, реконструкции и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, а также грузозахватных органов, приспособлений и тары.
1.2. Настоящие Правила распространяются на:
а) грузоподъемные краны всех типов, включая краны-манипуляторы;
б) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления,
в) краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;
г) электрические тали;
д) лебедки для подъема груза и (или) людей;
е) сменные грузозахватные органы (крюк, грейфер, грузоподъемный электромагнит и т. п.);
ж) съемные грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т. п.) ;
з) несущую тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды, изложницы и т. п.), а также в морских и речных портах, требования к которым устанавливаются отраслевыми правилами или нормами.
1.3. Настоящие Правила не распространяются на:
а) грузоподъемные машины, установленные в шахте, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях, на которые распространяются специальные правила;
б) экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;
в) краны, предназначенные для работы только с нaвecным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудованием и т. п.);
г) грузоподъемные машины специального назначения (например напольные, завалочные и посадочные машины, трубоукладчики, электро- и автопогрузчики, штабелеры, путе- и мостоукладочные машины, манипуляторы и т. п.);
д) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т. п.) ;
е) специальные грузоподъемные машины военного ведомства;
ж) ручные тали.
1.4. Основные термины и определения, применяемые в тексте настоящих Правил, приведены в приложении 1. Перечень нормативной документации и международных стандартов, действующих в России, приведен о приложении 2.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Разработку нормативной документации на грузоподъемные машины должны осуществлять головные научно-исследовательские организации (приложение 3). Разработку проектов на изготовление грузоподъемной машины должны выполнять головные научно-исследовательские и специализированные организации, имеющие разрешение (лицензию) органов госгортехнадзора.
2.2. Разработка проектов, технических условий и другой нормативной документации на изготовление грузоподъемных машин, предназначенных для работы во взрывопожароопасных средах, должна осуществляться с учетом требований Правил устройства электроустановок и нормативных документов РД 24.090.96 и РД 24.090.91. Проектом должны быть предусмотрены меры по созданию безопасных условий для работы грузоподъемной машины в такой среде.
Возможность работы грузоподъемной машины во взрывопо-жароопасной среде (с указанием категории среды) должна быть указана в паспорте, а также в инструкции по эксплуатации.
2.3. Проектирование и изготовление грузоподъемных машин, предназначенных для эксплуатации в районах с расчетной температурой ниже -40° С, должны осуществляться в исполнении ХЛ по ГОСТ 15150.
Проектирование и изготовление грузоподъемных машин, предназначенных для эксплуатации в районах с расчетной температурой не свыше плюс 40?С и не ниже минус 40?С должны осуществляться в исполнении VI по ГОСТ 15150.
Проектирование и изготовление грузоподъемных машин, предназначенных для эксплуатации в сейсмических районах (более 6 баллов), согласно СНиП II-7, должны осуществляться в сейсмостойком исполнении.

(Измененная редакция, Изм. 1)

2.4. За качество проекта, изготовления, монтажа, реконструкции, ремонта грузоподъемной машины, сменных грузозахватных органов и съемных грузозахватных приспособлений, а также за соответствие их настоящим Правилам несет ответственность организация, выполнявшая соответствующую работу.
2.5. Грузоподъемные машины, их узлы, механизмы, станции управления, системы защиты и приборы безопасности, приобретаемые за рубежом, должны соответствовать требованиям настоящих Правил. Соответствие должно быть подтверждено сертификатом органа по сертификации подъемных сооружений. Паспорт, инструкция и другая эксплуатационная документация, поставляемая с грузоподъемной машиной, должны быть переведены на русский язык и соответствовать требованиям настоящих Правил.
Возможные отступления от Правил должны быть согласованы поставщиком или изготовителем с Госгортехнадзором России до заключения контракта. Согласование отступлений, сертификат соответствия или его заверенная копия должны быть приложены к паспорту грузоподъемной машины.
Права, обязанности и ответственность участников сертификации, а также условия ввоза импортируемой продукции определяются в соответствии с законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".

(Измененная редакция, Изм. 1)

2.6. Грузоподъемность и другие параметры, а также габариты грузоподъемной машины должны соответствовать государственным стандартам, техническим условиям, а в случае их отсутствия должны быть установлены техническим заданием на проектирование или другим документом по ГОСТ 15.001.
2.7. Проектирование грузоподъемных машин должно выполняться в соответствии с ИСО 4301/1 и другой нормативной документацией.
2.8. Стреловые самоходные, железнодорожные и прицепные краны, краны-экскаваторы, башенные и портальные краны должны быть устойчивы в рабочем и нерабочем состоянии.
Расчет устойчивости крана должен производиться при действии испытательной нагрузки, действии груза (грузовая устойчивость), отсутствии груза (собственная устойчивость), внезапном снятии нагрузки и монтаже (демонтаже).
У кранов, по условиям эксплуатации которых требуется опускание ненагруженной стрелы в горизонтальное положение, должна быть обеспечена устойчивость при таком положении стрелы.
Расчет устойчивости грузоподъемных краном должен производиться в соответствии с нормативной документацией головных научно исследовательских организации, согласованной с Госгортехнадзором России.
2.9. Уклон пути грузовых тележек у козловых и консольных кранов при наиболее неблагоприятном положении тележки с наибольшим рабочим грузом не должен превышать 0,003. Указанная норма уклона не относится к кранам, у которых механизм передвижения тележки оборудован автоматическим тормозом нормально закрытого типа или у которых тележка перемещается канатной тягой.
2.10. Механизмы подъема груза и/или стрелы должны быть выполнены так, чтобы опускание груза или стрелы осуществлялось только двигателем.
2.11. Механизмы грузоподъемных машин, оборудованные кулачковыми, фрикционными или другими механическими приспособлениями для их включения или переключения скоростей рабочих движений, должны быть устроены таким образом, чтобы самопроизвольное включение или расцепление механизма было невозможно. У лебедок подъема груза и стрелы, кроме того. должна быть исключена возможность отключения привода без наложения тормоза.
Применение фрикционных и кулачковых муфт включения в механизмах, предназначенных для подъема людей, расплавленного металла или шлака, ядовитых и взрывчатых веществ, а также в механизмах с электроприводом не допускается, за исключением:
а) механизма передвижения или поворота, имеющего несколько диапазонов скоростей для переключения с одной скорости на другую,
6) механизма передвижения гусеничных кранов с общим приводом двух гусениц для раздельного управления ими.
В случаях, указанных в пп. "а" и "б", тормоз должен иметь неразмыкаемую кинематическую связь с поворотной частью крана,. гусеницами или колесами.
2.12. В узлах механизмов грузоподъемной машины, передающих крутящий момент, должны применяться шлицевые, шпоночные и болтовые соединения.
2.13. Болтовые, шпоночные и клиновые соединения грузоподъемных машин должны быть предохранены от произвольного развинчивания или разъединения.
2.14. У кранов, имеющих выдвижные стрелы и башни, должна быть предусмотрена надежная фиксация выдвинутой конструкции.
2.15. Подъемные механизмы ковочных кранов должны иметь амортизирующие устройства.
2.16. Канатные и цепные тали и полиспасты грузоподъемной машины должны быть устроены так, чтобы было исключено самопроизвольное спадание каната (цепи) с тали, а также заклинивание каната (цепи) между блоком и осью (звездочкой и осью).
2.17. При применении сдвоенного полиспаста установка уравнительного блока или балансира обязательна.
2.18. Тяговые колеса грузоподъемных машин с ручным приводом должны иметь направляющие для предотвращения спадания работающих на них цепей. Тяговая цепь должна быть такой длины, чтобы нижняя ее часть находилась на высоте около 500 мм от поверхности, на которой находится рабочий, управляющий машиной.
2.19. Металлоконструкции и металлические детали грузоподъемных машин должны быть предохранены от коррозии.
В коробчатых и трубчатых металлоконструкциях кранов, работающих на открытом воздухе, должны быть предусмотрены меры против скопления в них влаги.
2.20. К механизмам, предохранительным устройствам, электрооборудованию, элементам металлоконструкций грузоподъемных машин, требующим технического обслуживания, должен быть обеспечен безопасный доступ. Для этой цели должны устраиваться галереи, площадки, лестницы. При отсутствии площадок и лестниц для обслуживания блоков и приборов безопасности на стреле должна быть предусмотрена возможность ее опускания.
2.21. Электрическое оборудование грузоподъемных машин, его монтаж, токоподвод и заземление должны отвечать требованиям Правил устройства электроустановок.
Эксплуатация электрического оборудования грузоподъемных машин должна производиться в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
2.22. Для кранов с гидравлическим приводом должны быть обеспечены автоматический останов и фиксация механизмов (поворота, грузовой и стреловой лебедок, подъема стрелы и выносных опор, выдвижения секций стрелы) при разрыве трубопроводов или падении давления в гидросистеме. Для кранов-манипуляторов автоматический останов механизмов должен обеспечиваться при обрыве гибких трубопроводов.
2.23. Гидросистема кранов должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50046 и обеспечивать возможность контроля давления в каждом рабочем контуре и возможность замены гидроагрегатов, шлангов, фильтров без слива рабочей жидкости из бака.
2.24. Грузоподъемные краны должны быть оборудованы устройствами для учета наработки в моточасах. Такие устройства должны позволять определять остаточный ресурс крана в процессе его эксплуатации.

(Измененная редакция, Изм. 1)

2.25. Расчет стропов из стальных канатов должен проводиться с учетом числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали (приложение 4).
При расчете стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ними должен приниматься равным 90°. При расчете стропов, предназначенных для определенного груза, может быть принят фактический угол.
При расчете стропов коэффициент запаса прочности канатов должен приниматься не менее 6. Конструкция многоветвевых стропов должна обеспечивать равномерное натяжение всех ветвей.
2.26. Расчет стропов из пеньковых, капроновых и хлопчатобумажных канатов (лент) должен производиться с учетом числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали. При этом коэффициент запаса прочности должен быть не менее 8.

3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ, РЕКОНСТРУКЦИЯ, РЕМОНТ, МОНТАЖ КРАНОВ И ГРУЗОЗАХВАТНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

3.1. Все грузоподъемные машины должны быть спроектированы и изготовлены в соответствии с настоящими Правилами и нормативной документацией.
3.2. Краны и их элементы должны изготовляться на предприятиях, располагающих техническими средствами и квалифицированными специалистами, обеспечивающими изготовление в полном соответствии с требованиями настоящих Правил стандартов, технических условий, и имеющих разрешение (лицензию) органов госгортехнадзора.
Разрешение выдается в порядке, установленном РД 10-08. Номер и дата разрешения на изготовление кранов, а также наименование органа госгортехнадзора, выдавшего разрешение, должны быть указаны в паспорте крана.
Разрешения органов госгортехнадзора не требуется на изготовление грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации согласно ст. 7.1.2. настоящих Правил.
3.3. Руководящие работники и специалисты, связанные с изготовлением кранов, их металлоконструкций, крановых лебедок приборов безопасности и систем защиты, а также с монтажом и ремонтом кранов, должны пройти проверку знаний настоящих Правил в соответствии с Положением о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций Госгортехнадзора России.

(Измененная редакция, Изм. 1)

3.4. Разрешение неспециализированному предприятию на изготовление грузоподъемной машины для собственных нужд выдается органами госгортехнадзора согласно РД 10-08.
Предприятие должно представить для рассмотрения следующие документы:
а) сборочные чертежи крана и его основных узлов;
б) технические условия на изготовление, утвержденные в установленном порядке;
в) справку о наличии сварщиков, выдержавших испытания в соответствии с Правилами аттестации сварщиков.
3.5. Для получения разрешения на изготовление расчетных металлоконструкций кранов, лебедок и приборов безопасности, выпускаемых заводом в виде отдельных элементов (мосты, стрелы и т. п.), предприятие-изготовитель должно представить в органы госгортехнадзора следующие документы:
а) сборочные чертежи изготовляемых узлов, кинематические, гидравлические и электрические схемы;
б) технические условия на изготовление, утвержденные в установленном порядке;
в) справку о наличии сварщиков, выдержавших испытания в соответствии с Правилами аттестации сварщиков.
3.6. Разрешение на изготовление кранов и их отдельных металлоконструкций, лебедок и приборов безопасности выдается органами госгортехнадзора на основании результатов проверки предприятия-изготовителя, рассмотрения представленной им документации после проведения приемочных испытаний опытного образца. Отступления от проектов и другой нормативной документации допускаются по согласованию с утвердившей их организацией. Если указанные документы согласованы с Госгортехнадзором России, то отступления должны быть согласованы с ним.
Копию согласования предприятие-изготовитель должно прилагать к паспорту каждого крана.
3.7. При комплектовании крана из узлов и деталей, изготовленных несколькими предприятиями, ответственность за качество изготовления в целом, за соответствие настоящим Правилам и государственным стандартам, а также за оформление технической документации несет предприятие, комплектующее кран. Паспорт крана составляется по документам предприятий, изготовляющих отдельные узлы. Документы этих предприятий должны храниться на предприятии, комплектующем кран.
3.8. В технических условиях на изготовление крана или отдельных металлоконструкций наряду с другими указаниями должны быть предусмотрены требования по контролю качества сварки и браковочные показатели с учетом настоящих Правил, порядок приемки узлов и готового изделия, а также сведения о применяемом для изготовления металле и сварочных материалах.
3.9. Для проверки качества изготовления кранов, соответствия их правилам, стандартам и техническим условиям изготовитель должен проводить предварительные (заводские) приемочные, периодические сертификационные и приемосдаточные испытания. Предварительным и приемочным испытаниям должен подвергаться каждый опытный образец крана.

(Измененная редакция, Изм. 1)

3.10. Предварительные (заводские) испытания организует и проводит предприятие-изготовитель опытного образца крана по программе и методике, составленной разработчиком проекта.
Участие в испытаниях крана представителя организации, разработавшей рабочую документацию, и представителя органа госгортехнадзора обязательно.
3.11. Приемочные испытания опытного образца крана должны проводиться по программе, составленной разработчиком проекта, утвержденной в установленном порядке и согласованной с Госгортехнадзором России.
3.12. Программы предварительных и приемочных испытаний опытного образца крана должны быть составлены с учетом требований ИСО 4310. Программами должны быть предусмотрены испытания на соответствие кранов паспортным данным, визуальный осмотр, статические и динамические испытания, а также испытание стреловых самоходных кранов на устойчивость.
3.13. Результаты предварительных и приемочных испытаний опытного образца кранов оформляются протоколами и актом, в которых указываются предложения и выводы комиссии.
3.14. Периодические испытания серийно изготовляемых кранов проводит предприятие-изготовитель по разработанной им программе, согласованной с органом госгортехнадзора. Участие в испытаниях крана представителя органа госгортехнадзора обязательно.
3.15. Программа периодических испытании кранов должна предусматривать проведение испытания согласно требованиям настоящих Правил, в том числе визуальный контроль, испытание на холостом ходу, статические и динамические испытания, проверку приборов безопасности и параметров крана.
3.16. Периодическим (один раз в 3 года) испытаниям подвергается один из серийно изготовленных кранов.
Результаты периодических испытаний крана оформляются актом с указанием предложений и выводов комиссии.
3.17. Сертификационные испытания кранов по заявке изготовителя организовывает орган по сертификации, аккредитованный а порядке, установленном законом Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Сертификационные испытания кранов должны проводиться по программе, составленной органом по сертификации, утвержденной в установленном порядке и согласованной с Госгортехнадзором России.

п. 3.16, 3.17 (Измененная редакция, Изм. №1)

3.18. Каждый изготовленный кран или его узлы должны подвергаться приемосдаточным испытаниям службой технического контроля предприятия-изготовителя по разработанной и утвержденной программе. Результаты испытаний должны быть занесены в паспорт крана.
3.19. Программа приемо-сдаточных испытаний должна предусматривать визуальный контроль, испытания на холостом ходу, статические и динамические испытания согласно требованиям настоящих Правил, проверку приборов безопасности и параметров крана, а также проверку работоспособности ходовой части крана. Для кранов, отправляемых в разобранном виде, эта программа должна составляться в соответствии с нормативной документацией.
3.20. Каждая изготовленная грузоподъемная машина должна быть снабжена:
а) паспортом;
б) техническим описанием;
в) инструкцией по эксплуатации;
г) инструкцией по монтажу (если потребуется монтаж крана) ;
д) другой документацией, предусмотренной соответствующим государственным стандартом или техническими условиями на изготовление.
При изготовлении отдельных металлоконструкций, механизмов и приборов безопасности кранов они должны быть снабжены соответствующими паспортами.
3.21. Каждую вновь изготовленную грузоподъемную машину предприятие-изготовитель должно занести в книгу учета выпускаемых машин и снабдить укрепленной на видном месте табличкой с указанием наименования предприятия-изготовителя или его товарного знака, грузоподъемности, даты выпуска, порядкового номера, а также других сведений в соответствии с нормативной документацией. Табличка с надписями должна сохраняться в течение всего срока службы крана. Рядом с табличкой должен наноситься знак соответствия крана требованиям безопасности
У кранов с передвижной грузовой тележкой, такие таблички должны быть укреплены на кране и на тележке, а у стреловых самоходных, башенных и портальных кранов, помимо таблички, укрепленной на видном месте, на каждой из секций башен и стрел должно быть нанесено клеймо предприятия-изготовителя. При изготовлении отдельных металлоконструкций и механизмов сведения о них должны заноситься в книгу учета.

(Измененная редакция, Изм. №1)

3.22. Паспорт крана должен быть составлен по форме, указанной в приложении 5, паспорт на электроталь-по форме, указанной в приложении 6.
3.23. Инструкция по эксплуатации грузоподъемной машины должна быть разработана специализированной организацией или предприятием-изготовителем в соответствии с требованиями настоящих Правил и ГОСТ 2.601.
В инструкции должны быть указаны:
а) периодичность технического обслуживания и ремонта узлов и механизмов;
б) возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения;
в) периодичность и способы проверки приборов безопасности;
г) способы регулировки тормозов;
д) перечень быстроизнашивающихся деталей и допуски на их износ;
е) порядок проведения технического освидетельствования;
ж) условия применения грейфера и магнита для грейферных и магнитных кранов;
з) устройство и требования по эксплуатации рельсового кранового пути;
и) указания по приведению крана о безопасное положение в нерабочем состоянии;
к) требования безопасности в аварийных cитуaциях;
л) критерии предельного состояния крана для отправки его в капитальный ремонт;
м) срок службы крана;
н) методика расчета остаточного ресурса крана на основе информации, считываемой с устройства учета наработки крана;
о) другие указания по обслуживанию и эксплуатации крана с учетом специфики его конструкции.

(Измененная редакция, Изм. №1)

3.24. Предприятие-изготовитель обязано учитывать выявляемые в процессе эксплуатации недостатки конструкции и изготовления грузоподъемных машин и принимать меры по их устранению. В тех случаях, когда выявленные недостатки могут отразиться на безопасности пользования грузоподъемными машинами, предприятие-изготовитель обязано уведомить все организации, эксплуатирующие машины, о необходимости и методах устранения таких недостатков, а также выслать техническую документацию и необходимые материалы, детали или узлы, подлежащие замене. Рекомендации по устранению недостатков должны быть согласованы с органом госгортехнадзора, выдавшим разрешение на изготовление грузоподъемной машины.
3.25. Владелец грузоподъемной машины, обнаружив процессе монтажа или эксплуатации недостатки в ее конструкции или изготовлении, а также несоответствие машины требованиям настоящих Правил, обязан направить предприятию-изготовителю рекламацию, копия которой направляется в орган госгортехнадзора, выдавший разрешение на изготовление машины.
По грузоподъемным машинам, поставленным из-за рубежа рекламация направляется непосредственно предприятию-изготовителю и сертификационному центру, выдавшему сертификат.
3.26. Предприятие-изготовитель, получив рекламацию, обязано устранить выявленные недостатки, а также допущенные при изготовлении отступления от настоящих Правил, если на эти отступления отсутствует разрешение органа госгортехнадзора.
Предприятие-изготовитель должно вести в специальном журнале учет поступивших рекламаций в который заносятся сведения о предъявителе рекламации, заводской номер грузоподъемной машины, краткое содержание рекламации. В этом журнале изготовитель должен также вести учет других сообщений о недостатках конструкции и изготовлении крана.
3.27. Изготовление съемных грузозахватных приспособлений и тары на предприятиях и в организациях должно производиться в соответствии с нормативной документацией к технологическими картами.
В случае применения сварки в документации на изготовление должны содержаться указания по ее выполнению и контролю качества.
3.28. Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т. п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а после ремонта - на предприятии, на котором они ремонтировались.
Съемные грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность.
Тара для перемещения грузоподъемными машинами мелко-штучных, сыпучих и других грузов после изготовления должна подвергаться осмотру. Испытание тары грузом не обязательно.
3.29. Сведения об изготовленных съемных грузозахватных приспособлениях и таре должны заноситься в журнал. В журнале должны быть указаны наименование приспособления или тары, грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний грузоподъемного приспособления или осмотра тары.
3.30. Съемные грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлическом биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания. Съемные грузозахватные приспособления, изготовленные для сторонних организаций, кроме клейма (бирки), должны быть снабжены паспортом.
3.31. На таре должны быть указаны ее назначение, номер. собственная масса и грузоподъемность.
3.32. Реконструкция кранов с применением сварки, а также ремонт и наладка приборов безопасности должны производиться организациями, имеющими разрешение (лицензию) органов госгортехнадзора. Разрешение на производство таких работ выдается в порядке, установленном РД 10-08 Госгортехнадзора России.
3.33. Реконструкция и ремонт крана должны производиться по проекту, разработанному специализированной организацией.
При разработке проекта должно быть учтено фактическое состояние крана (степень износа, наличие повреждении и пр.).
Укорочение башни или стрелы, если возможность таких изменений не предусмотрена паспортом крана или инструкцией по его эксплуатации, может производиться без проекта по согласованию со специализированной организацией.
Перевод машин специального назначения (экскаваторов, трубоукладчиков и т. п.) в краны может производиться с разрешения органов госгортехнадзора при условии приведения их в соответствие с требованиями настоящих Правил.
Возможность использования машин специального назначения в качестве кранов должна быть подтверждена специализированной организацией.
3.34. Предприятие, производящее ремонт и реконструкцию грузоподъемных кранов, должно иметь технические условия, содержащие указания о применяемых металлах и сварочных материалах, способах контроля качества сварки, о нормах браковки сварных соединений и порядке приемки отдельных узлов и готовых изделий, а также о порядке оформления документации.
3.35. Предприятие, производившее ремонт и реконструкцию грузоподъемных кранов, должно отразить в паспорте характер произведенной работы и внести в него сведения о примененном материале с указанием номера сертификата.
Документы, подтверждающие качество примененного материала и сварки, должны храниться на предприятии, производившем сварочные работы.
3.36. Ремонт и реконструкция несущих элементов металлоконструкций кранов с применением сварки должны производиться специализированным ремонтным предприятием. Проведение ремонта или реконструкции металлоконструкций таких кранов силами владельца может быть допущено по разрешению органа госгортехнадзора.
3.37. Ремонтные, монтажные или другие работы, связанные с изменением конструкции или паспортных данных крана, должны производиться по согласованию с предприятием-изготовителем или специализированной организацией.
3.38. Предприятия, занимающиеся изготовлением, ремонтом монтажом грузоподъемных кранов и их узлов, должны пройти сертификацию согласно положению о сертификации подъемных сооружений Госгортехнадзора России.
3.39. Материалы для изготовления, реконструкции и ремонта металлоконструкций грузоподъемных машин и их элементов должны применяться в соответствии с государственными стандартами и нормативной документацией, разработанной головными организациями по краностроению.
3.40. Качество примененного материала при изготовлении, реконструкции и ремонте расчетных элементов и деталей грузоподъемных машин должно быть подтверждено сертификатом предприятия-поставщика материала и входным контролем.
При отсутствии сертификата материал допускается применять после проведения его испытания в соответствии с нормативной документацией. Выбор материалов должен производиться с учетом нижних предельных значений температур окружающей среды для рабочего и нерабочего состояний крана, степени нагруженности элементов и агрессивности окружающей среды. Данные о марке примененного материала и нижние предельные значения температуры для рабочего и нерабочего состояний крана должны быть указаны в его паспорте.

(Измененная редакция, Изм. №1)

3.41. Чугунное литье по качеству не ниже марки СЧ 15 по ГОСТ 1412 может применяться для изготовления:
а) зубчатых, червячных и ходовых колес грузоподъемных машин с ручным приводом,
б) червячных колес грузоподъемных машин с машинным приводом, предназначенных для группы классификации (режима) механизма не выше М5, при окружной скорости колеса не более 1,5 м/с;
в) червячных колес с ободом из бронзы независимо от рода привода и группы классификации (режима) механизма грузоподъемной машины;
г) барабанов, корпусов редукторов и блоков, за исключением блоков стреловых и башенных кранов,
д) колодок тормозов, кронштейнов барабанов и корпусов подшипников.
Для тормозных шкивов механизмов передвижения и поворота грузоподъемных машин допускается применение отливок по качеству не ниже марки СЧ 20 по ГОСТ 1412. Для изготовления противовесов и несиловых деталей марка отливок не регламентируется.
3.42. Материалы, ранее не применявшиеся для изготовления. реконструкции и ремонта грузоподъемных машин, могут быть применены по рекомендации головной организации и согласованию с Госгортехнадзором России.
3.43. Сварка несущих элементов металлоконструкции грузоподъемных машин и контроль качества сварных соединений должны выполняться в соответствии с требованиями нормативной документации, разработанной головными организациями.
3.44. К сварке и прихватке ответственных элементов металлоконструкций, приварке площадок, перил и лестниц на кране должны допускаться сварщики, выдержавшие испытания в соответствии с Правилами аттестации сварщиков.
3.45. Сварочные работы должны выполняться по технологическим процессам, разработанным изготовителем или специализированной организацией в соответствии с государственными стандартами и нормативной документацией головных организаций по краностроению и с учетом конструкций свариваемых изделий.
3.46. Сварочные материалы, применяемые для сварки стальных конструкций кранов, должны обеспечивать механические свойства металла шва и сварного соединения (предел прочности, предел текучести, относительное удлинение, угол загиба, ударная вязкость) не ниже нижнего предельного показателя перечисленных свойств основного металла конструкции, установленного для данной марки стали государственным стандартом или техническими условиями. Это требование распространяется также на приварку перил и лестниц и площадок.
При применении в одном соединении сталей разных марок механические свойства наплавленного металла должны соответствовать свойствам стали с большим пределом прочности.
Марки присадочных материалов, флюсов и защитных газов должны быть указаны в технических условиях на изготовление, ремонт или реконструкцию кранов.
3.47. Для заготовки элементов конструкции из листов, профильного проката, труб и т. п. допускается применение всех способов резки, обеспечивающих качественное получение форм и размеров этих элементов в соответствии с рабочими чертежами.
Резка материалов и полуфабрикатов из стали должна производиться по технологии, исключающей возможность образования трещин или ухудшения качества металла на кромках, а также в зоне термического влияния.
3.48. При сборке конструкции под сварку должна быть обеспечена точность соединений в пределах размеров и допусков, установленных чертежами и технологическими процессами.
3.49. Сварка металлоконструкций кранов должна производиться в помещениях, исключающих влияние неблагоприятных атмосферных условий на качество сварных соединений.
Выполнение сварочных работ на открытом воздухе допускается по специальной технологии при условии применения соответствующих приспособлении для защиты мест сварки атмосферных осадков и ветра.
3.50. Возможность и порядок производства сварочных работ при температуре воздуха ниже 0° С устанавливаются нормативной документацией.
3.51. Допускается изготовление сварных элементов с применением в одном и том же узле различных методов сварки что должно быть оговорено в технических условиях.
3.52. Прихватки, выполненные в процессе сборки конструкции, могут не удаляться, если при сварке они будут полностью переплавлены. Перед сваркой прихватки очищаются от шлака.
3.53. Сварные соединения должны иметь клеймо или другое условное обозначение, позволяющее установить фамилию сварщика, производившего сварку. Метод маркировки, применяемый для сварных соединений, не должен ухудшать качества маркируемых изделий. Маркировка должна выполняться методами, обеспечивающими ее сохранность в процессе эксплуатации крана. Метод и место маркировки должны быть указаны на чертежах.
3.54. Необходимость термической обработки сварных соединений несущих элементов крановых конструкций должна устанавливаться техническими условиями на изготовление, ремонт или реконструкцию кранов.
3.55. Контроль качества сварных соединений, проводимый при изготовлении, монтаже, реконструкции и ремонте кранов отделом технического контроля, должен осуществляться внешним осмотром и измерением, механическими испытаниями методами неразрушающего контроля, предусмотренными нормативной документацией.
3.56. Контроль качества сварных соединений должен производиться после проведения термической обработки (если она является обязательной для данного сварного соединения).
Результаты контроля сварных соединений должны быть зафиксированы в соответствующих документах (журналах, картах, формулярах и т. п.).
3.57. Внешнему осмотру и измерению подлежат все сварные соединения с целью выявления в них следующих возможных наружных дефектов:
а) излома или неперпендикулярности осей соединяемых элементов;
б) смещения кромок соединяемых элементов;
в) отступлений размеров и формы швов от чертежей (по высоте, катету и ширине шва, по равномерности усиления и т.п.);
г) трещин всех видов и направлений;
д) наплывов, подрезов, прожогов, незаваренных кратеров, непроваров, пористости и других технологических дефектов.
Перед внешним осмотром поверхность сварного шва и прилегающих к нему участков основного металла шириной не менее 20 мм в обе стороны от шва должна быть очищена от шлака, брызг, натеков металла и других загрязнений.
Осмотр и измерение стыковых сварочных соединений должны производиться с двух сторон по всей протяженности соединения. В случае недоступности для осмотра внутренней поверхности сварного соединения осмотр и измерение производятся только с наружной стороны.
3.58. Контроль сварных соединений просвечиванием должен производиться в соответствии с ГОСТ 7512, ультразвуковой контроль-с ГОСТ 14782.
Контроль сварных соединений расчетных элементов металлоконструкций производят только после устранения дефектов, выявленных внешним осмотром. При этом обязательному контролю подвергают начало и окончание сварных швов стыковых соединений поясов и стенок коробчатых металлоконструкций балок, колонн, стрел, гуськов.
Суммарная длина контролируемых участков сварных соединений устанавливается нормативной документацией и должна составлять не менее:
а) 50% от длины стыка-на каждом стыке растянутого пояса коробчатой или решетчатой металлоконструкции;
б) 25% от длины стыка или сжатого участка стенки-на каждом стыке сжатого пояса или на сжатых участках стенок;
в) 75% от длины стыка-на каждом стыке конструкций стрел, гуськов и реечных коробок портальных кранов;
г) 25% от длины стыка-для всех остальных стыковых соединений, не указанных в пп. "а", "б" и "в";
д) 25% от длины шва-для других сварных соединений, контролируемых ультразвуковым методом.
Перед проведением рентгено- или гамма-контроля соответствующие участки сварного соединения должны быть промаркированы с таким расчетом, чтобы их можно было легко обнаружить на контрольных рентгено- или гамма снимках.
3.59. Оценка качества сварных соединений по результатам внешнего осмотра и неразрушающего контроля должна производиться в соответствии с техническими условиями на изготовление, монтаж, ремонт или реконструкцию кранов, которые должны содержать нормы оценки качества сварных соединений, исключающие выпуск изделий с дефектами, снижающими их прочность и эксплуатационную надежность.
3.60. В сварных соединениях не допускаются следующие дефекты:
а) трещины всех видов и направлении, расположенные в металле шва, по линии сплавления и в околошовной зоне основного металла, в том числе и микротрещины, выявляемые при микроскопическом исследовании;
б) непровары (несплавления), расположенные на поверхности по сечению сварного соединения;
в) непровары в вершине (корне) угловых и тавровых сварных соединений, выполненных без разделки кромок;
г) поры, расположенные в виде сплошной сетки;
д) подрезы и наплывы (натеки);
е) незаваренные кратеры;
ж) свищи;
з) незаваренные прожоги в металле шва;
и) прожоги и подплавления основного металла (при стыковой контактной сварке труб);
к) смещение кромок выше норм, предусмотренных чертежами.
3.61. При выявлении во время неразрушающего контроля недопустимых дефектов в сварных соединениях контролю должно быть подвергнуто все соединение. Дефектные участки сварных швов, выявленные при контроле, должны быть удалены механическим способом и переварены.
3.62. Механические испытания проводятся с целью проверки соответствия прочностным и пластическим характеристикам сварного соединения на контрольных образцах, сваренных в условиях, полностью отвечающих условиям изготовления элементов металлоконструкций (те же основные и присадочные материалы, те же сварочные режимы, то же положение сварки).
3.63. На специализированных предприятиях по изготовлению, ремонту и реконструкции кранов механические испытания должны проводиться периодически в соответствии с техническими условиями, а при выполнении указанных работ на неспециализированном предприятии механические испытания должны проводиться на контрольных образцах, свариваемых каждым сварщиком, принимавшим участие в сварке металлоконструкции крана, в количестве не менее двух для каждого вида испытании (растяжение, изгиб).
3.64. Проверка механических свойств сварного соединения на контрольных образцах производится вне зависимости от вида сварного соединения изделия путем испытании на растяжение к на изгиб образцов, сваренных встык.
Результаты механических испытаний считаются удовлетворительными, если:
а) временное сопротивление не ниже нижнего предельного показателя временного сопротивления металла, установленного для данной марки стали государственными стандартами или техническими условиями;
б) угол изгиба для углеродистых сталей - не менее 120?, для низколегированных при толщине элемента до 20 мм - не менее 80°, более 20мм-не менее 60°.
3.65. Качество сварных соединений считается неудовлетворительным, если в них при любом виде контроля будут обнаружены внутренние или наружные дефекты, выходящие за пределы норм, установленных настоящими Правилами и нормативной документацией на изготовление, монтаж, реконструкцию и ремонт кранов.

4. УСТРОЙСТВО И УСТАНОВКА ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

4.1. Грузозахватные органы
4.1.1. Грузовые кованые и штампованные крюки должны изготовляться в соответствии с требованиями ГОСТ 2105 и другой нормативной документации. Размеры и основные параметры кованых и штампованных крюков должны приниматься в зависимости от типа крюка и рода привода грузоподъемной машины по ГОСТ 6627 и ГОСТ 6628.
Замки предохранительные для однорогих крюков климатического исполнения У по ГОСТ 15150, применяемых в грузоподъемных машинах общего назначения (за исключением грузоподъемных машин, предназначенных для работы во взрывоопасной среде), должны соответствовать требованиям ГОСТ 12840.
Пластинчатые грузовые крюки должны проектироваться и изготовляться в соответствии с ГОСТ 6619.
4.1.2. Специальные кованые и штампованные крюки должны соответствовать нормативной документации.
4.1.3. Крюки грузоподъемностью свыше 3 т должны быть установлены на подшипниках качения, за исключением крюков кранов специального назначения.
4.1.4. Крепление кованого и штампованного крюка грузоподъемностью 5 т и выше, а также вилки пластинчатого крюка в траверсе должно исключать самопроизвольное свинчивание гайки, для чего она должна быть укреплена стопорной планкой. Стопорение гайки посредством штифтов, шплинтов и стопорного болта не допускается.
4.1.5. Грузовые крюки кранов и электрических талей должны быть снабжены предохранительным замком, предотвращающим самопроизвольное выпадание съемного грузозахватного приспособления. Грузовые крюки кранов, транспортирующих расплавленный металл или жидкий шлак, могут не снабжаться предохранительными замками.
4.1.6. На грузовых кованых и штампованных крюках должны быть нанесены обозначения в соответствии с ГОСТ 2105 или ГОСТ 12840. На пластинчатых крюках обозначения должны соответствовать ГОСТ 6619.
В тех случаях, когда пластинчатый крюк подвешивается к траверсе с помощью вилки, она должна иметь такую же маркировку, как и крюк.
4.1.7. Грузовые крюки специального исполнения должны снабжаться паспортом с указанием изготовителя, номера крюка, грузоподъемности и материала, из которого он изготовлен.
4.1.8. Канатные грейферы для навалочных грузов должны изготовляться в соответствии с требованиями ГОСТ 24599. Конструкция грейфера должна исключать самопроизвольное раскрытие и возможность выхода канатов из ручьев блоков.
Грузоподъемность грейфера определяется взвешиванием материала после пробного зачерпывания, проводимого владельцем грейфера перед его применением для перевалки груза данного вида (марки, сорта).
4.1.9. Грейфер должен быть снабжен табличкой с указанием предприятия-изготовителя, номера, объема, собственной массы вида материала, для перевалки которого он предназначен, и наибольшей допустимой массы зачерпнутого материала. При повреждении заводской таблички она должна быть восстановлена владельцем грейфера.
Отдельно изготовляемые от крана грейферы должны снабжаться, помимо таблички, паспортом.
4.2. Канаты
4.2.1. Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых. стреловых, вантовых, несущих, тяговых и стропов, должны отвечать действующим государственным стандартам и иметь сертификат или копию сертификата предприятия - изготовителя канатов об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241 и ГОСТ 18899. Допускается применение канатов, изготовленных по ИСО 2408. При получении канатов, не снабженных сертификатом, они должны быть подвергнуты испытанию в соответствии с указанными стандартами.
Канаты, не снабженные сертификатом (свидетельством) об их испытании, к использованию не допускаются.
4.2.2. Крепление и расположение канатов на грузоподъемной машине должны исключать возможность спадания их с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с элементами конструкций или с канатами других полиспастов.
4.2.3. Петля на конце каната при креплении его на грузоподъемной машине, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками и другими деталями, должны быть выполнены с применением: ковша с заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов; стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином; путем заливки легкоплавким сплавом или другим способом в соответствии с нормативной документацией. Применение сварных втулок не допускается (кроме крепления конца каната во втулке электротали). Корпуса втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат.
4.2.4. Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно соответствовать указанному в табл. 1.

Таблица 1
Число проколов каната прядями при заплетке

Диаметр приема, мм
Минимальное число проколов каждой прядью
До 15
4
От 15 до 28
5
От 28 до 60
6

Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди).
Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.
Количество зажимов определяется при проектировании, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны быть не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться на свободный конец каната.
Установка зажимов горячим (кузнечным) способом не разрешается.
4.2.5. Крепление каната к барабану должно производиться надежным способом, допускающим возможность замены каната. В случае применения прижимных планок количество их должно быть не менее двух.
Длина свободного конца каната от последнего зажима на барабане должна быть не менее двух диаметров каната. Изгибать свободный конец каната под прижимной планкой или на расстоянии от планки, составляющем менее трех диаметров каната, не разрешается.
4.2.6. Канаты грузоподъемных машин, транспортирующих расплавленный или раскаленный металл и жидкий шлак, должны быть защищены от непосредственного действия лучистого тепла и брызг металла установкой соответствующих ограждений.
4.2.7. Выбор стальных канатов, применяемых в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих и тяговых, должен производиться по ИСО 4308/1 и другой нормативной документации, для стреловых самоходных кранов - по ИСО 4308/2.
При проектировании, а также перед установкой на грузоподъемную машину канаты должны быть проверены расчетом по формуле

где F0-разрывное усилие каната в целом (Н), принимаемое по сертификату;
ZP-минимальный коэффициент использования каната (минимальный коэффициент запаса прочности каната), определяемый по табл. 2 и 3;
S-наибольшее натяжение ветви каната (Н), указанное в паспорте крана.

Таблица 2
Минимальные коэффициенты использования канатов ZP

Группа классификации (режима) механизма
Подвижные
канаты
Неподвижные
канаты
по ИСО 1301/1
по ГОСТ 25835
ZP
М1

3,15
2,5
М2

3,35
2,5
МЗ

3,55
3,0
М4

4,0
3,5
М5
ЗМ
4,5
4,0
Мб

5,6
4,5
М7

7,1
5,0
М8

9,0
5,0

Таблица 3
Минимальные коэффициенты использования канатов ZP для стреловых самоходных кранов

Группа классифи
Подвижные канаты
Неподвижные канаты
кации (режима) крана по
подъем груза
подъем - опускание стрелы
телескопирование
монтаж
эксплуатация
монтаж
ИСО 4301/2 (ГОСТ 27553()
Группа классификации (режима) механизма
ZP
Группа классификации (режима) механизма
ZP
Группа классификации (режима) механизма
ZP
ZP
А1
МЗ
3,55
М2
3,35
М1
3,15
3,05
3,0
2,73
АЗ
М4
4,0
МЗ
3,55
М2
3,35
3,05
3,0
2,73
А4
М5
4,5
МЗ
3,55
М1((
3,15
3,05
3,0
2,73
_______
* Для кранов автомобильных грузоподъемностью до 16 т включительно принимается группа классификации(режима) А3
(( Без груза

Если в сертификате об испытании дано суммарное разрывное усилие проволок каната, величина F0 может быть определена путем умножения суммарного разрывного усилия на 0,83.
При работе в опасных условиях (транспортировка расплавленного металла, шлака, ядовитых и взрывчатых веществ) запрещается применять группу классификации (режима) ниже М5. При установке канатов на лебедках, предназначенных для подъема людей, расчет ZP следует проводить как для группы классификации (режима) М8.
4.2.8. Пеньковые и хлопчатобумажные канаты, применяемые для изготовления стропов, должны соответствовать ГОСТ 483, ГОСТ 1088 и другой нормативной документации.
4.2.9. Заплетка петли у пенькового или хлопчатобумажного каната должна иметь не менее двух полных и двух половинных пробивок и должна быть оклетнована.
4.2.10. Применение для изготовления стропов синтетических и других материалов допускается в соответствии с нормативной документацией.

4.3. Цепи

4.3.1. Пластинчатые цепи, применяемые на грузоподъемных машинах, должны соответствовать ГОСТ 191. Сварные и штампованные цепи, применяемые в качестве грузовых и для изготовления стропов, должны соответствовать ГОСТ 228 и другой нормативной документации. Якорные цепи могут применяться без распорок и с распорками.
4.3.2. Цепи, применяемые на грузоподъемных машинах и для изготовления стропов, должны иметь сертификат изготовителя об их испытании в соответствии с государственным стандартом, по которому они изготовлены.
При отсутствии указанного сертификата должны быть произведены испытания образца цепи для определения разрушающей нагрузки и проверка, соответствия размеров государственному стандарту.
4.3.3. Коэффициент запаса прочности пластинчатых цепей, применяемых в механизмах кранов, по отношению к разрушающей нагрузке должен быть не менее 3 для групп классификации (режима) М1 и М2 и не менее 5 для остальных групп классификации механизмов.
Коэффициенты запаса прочности сварных грузовых цепей и цепей стропов по отношению к разрушающей нагрузке должны приниматься по табл. 4.
4.3.4. Сращивание цепей допускается электросваркой новых вставленных звеньев или с помощью специальных соединительных звеньев. После сращивания цепь должна быть испытана нагрузкой, в 1,25 раза превышающей ее расчетное тяговое усилие, в течение 10 мин.

Таблица 4
Минимальные коэффициенты запаса прочности сварных цепей


Группы классификации
Назначение цепи
(режима) механизма

М1, М2
М3-М8
Грузовая, работающая на гладком барабане
3
6
Грузовая, работающая на звездочке (калиброванная)
3
8
Для стропов
5
5

4.4. Барабаны, блоки и звездочки

4.4.1. Минимальный диаметр барабанов, блоков и уравнительных блоков, огибаемых стальными канатами, определяется по формуле

где d-диаметр каната, мм;
D1, D2, D3 - диаметры соответственно барабана, блока и уравнительного блока по средней линии навитого каната, мм;
h1, h2, h3 - коэффициенты выбора диаметров соответственно барабана, блока и уравнительного блока (табл. 5).
Таблица 5
Коэффициенты выбора диаметров барабанов (h1), блока (h2) и уравнительного блока (h3)

Группа классификации (режима) механизма
Коэффициенты выбора диаметров
по ИСО 4301/1
по ГОСТ 2583б
h1
h2
h3
М1

11,2
12,5
11,2
М2

12,5
14,0
12,5
МЗ

14,0
16,0
12,5
М4

16,0
18,0
14,0
М5

18,0
20,0
14,0
М6

20,0
22,4
16,0
М7

22,4
25,0
16,0
М8

25,0
28,0
18,0

Допускается изменение коэффициента hi, по не более чем па два шага по группе классификации в большую или меньшую сторону (см. табл. 5) с соответствующей компенсацией посредством величины ZР (см. табл. 2) на то же число шагов в меньшую или большую сторону.
4.4.2. Сварные калиброванные и пластинчатые цепи при работе на звездочке должны находиться одновременно в полном зацеплении не менее чем с двумя зубьями звездочки.
4.4.3. Канатоемкость барабана должна быть такой, чтобы при наинизшем возможном положении грузозахватного органа на барабане оставались навитыми не менее полутора витков каната или цепи, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.
4.4.4. Барабаны грузоподъемных машин под однослойную навивку каната должны иметь нарезанные по винтовой линии канавки. У грейферных кранов при однослойной навивке каната на барабан и у специальных кранов, при работе которых возможны рывки и ослабление каната, барабаны должны иметь канавку глубиной не менее половины диаметра каната или снабжаться устройством, обеспечивающим правильную укладку каната на барабане.
Применение гладкого барабана допускается в тех случаях, когда по конструктивным причинам необходима многослойная навивка каната на барабан, а также при навивке на барабан цепи.
4.4.5. Гладкие барабаны и барабаны с канавками, предназначенные для многослойной навивки каната, должны иметь реборды с обеих сторон барабана.
Барабаны с канавками, предназначенные для однослойной навивки двух ветвей каната, ребордами могут не снабжаться, если ветви навиваются от краев барабана к середине, При навивке на барабан с канавками одной ветви каната реборда может не устанавливаться со стороны крепления каната на барабане. Барабаны электрических талей, снабженные устройством, исключающим сход каната с барабана (канатоукладчиком), могут изготовляться без реборд.
Реборды барабана для каната должны возвышаться над верхним слоем навитого каната не менее чем на два диаметра его, а для цепей - не менее чем на ширину звена цепи.
4.4.6. При многослойной навивке каната на барабан у грузоподъемной машины должна быть обеспечена правильная укладка каждого слоя.
4.4.7. Блоки стреловых и грузовых полиспастов должны иметь устройство, исключающее выход каната из ручья блока. Зазор между указанным устройством и ребордой блока должен быть не более 20% от диаметра каната.

4.5. Тормоза

4.5.1. Механизм подъема груза и изменения вылета грузоподъемных машин с машинным приводом, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 4.5.2, должны быть снабжены тормозами нормально закрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода.
Механизм подъема с ручным приводом должен быть снабжен автоматически действующим грузоупорным тормозом.
У механизмов подъема груза, изменения вылета и телескопирования стрелы с гидроцилиндром должно быть предусмотрено устройство (обратный клапан), исключающее возможность опускания груза или стрелы при падении давления в гидросистеме.
4.5.2. У механизмов подъема груза и изменения вылета с управляемыми муфтами включения механизмов должны применяться управляемые тормоза нормально закрытого типа, сблокированные с муфтой включения с целью предотвращения произвольного опускания груза или стрелы.
4.5.3. У грейферных двухбарабанных лебедок с раздельным электрическим приводом тормоз должен быть установлен на каждом приводе.
На приводе поддерживающего барабана допускается устройство педали (кнопки) для растормаживания механизма при неработающем двигателе; при этом растормаживание должно быть возможным только при непрерывном нажатии на педаль (кнопку).
При срабатывании электрической защиты или выключении тока в сети тормоз должен автоматически замыкаться даже в том случае, когда педаль (кнопка) нажата.
4.5.4. Механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть снабжены тормозами, имеющими неразмыкаемую кинематическую связь с барабанами.
В кинематических цепях механизмов подъема цепных и канатных электроталей допускается установка муфт предельного момента.
4.5.5. Тормоз механизма подъема груза и стрелы кранов, за исключением случаев, указанных в ст. 4.5.8. должен обеспечивать тормозной момент с учетом коэффициента запаса торможения, принимаемого по нормативной документации, но не менее 1,5.
Для снижения динамических нагрузок на механизме подъема стрелы допускается установка двух тормозов с коэффициентом запаса торможения у одного из них не менее 1,1, у второго-не менее 1,25. При этом наложение тормозов должно производиться автоматически.
4.5.6. Механизмы подъема груза и изменения вылета грузоподъемных машин, транспортирующих расплавленный металл и шлак, ядовитые или взрывчатые вещества, должны быть оборудованы двумя тормозами, действующими независимо друг от друга..
Механизмы подъема специальных металлургических кранов (колодцевых, стрипперных, клещевых и т.п.), предназначенных для транспортировки раскаленного металла, также должны быть снабжены двумя тормозами.
4.5.7. При установке двух тормозов они должны быть устроены так, чтобы в целях проверки надежности торможения одного из, них можно было легко снять тормозное действие другого.
4.5.8. При наличии на приводе механизма подъема груза и стрелы двух и более тормозов коэффициент запаса торможения каждого из них должен быть не менее 1,25. У механизма подъема с двумя одновременно включаемыми приводами на каждом приводе должно быть установлено не менее одного тормоза с тем же запасом торможения. В случае применения двух тормозов на каждом приводе и при наличии у механизма двух и более приводов коэффициент запаса торможения каждого тормоза должен быть не менее 1,1.
4.5.9. У грузовых лебедок с двумя приводами последние должны иметь между собой жесткую кинематическую связь, исключающую самопроизвольный спуск груза при выходе из строя одного из приводов.
4.5.10. У электрических талей в качестве второго тормоза может быть использован грузоупорный тормоз. В этом случае коэффициент запаса торможения электромагнитного тормоза должен быть не менее 1,25.
У механизмов подъема с группой классификации (режима) M1 один из тормозов может быть заменен самотормозящей передачей.
4.5.11. Тормоза на механизмах передвижения должны устанавливаться у грузоподъемных машин в тех случаях, если:
а) машина предназначена для работы на открытом воздухе;
б) машина, предназначенная для работы в помещении, передвигается по пути, уложенному на полу;
в) машина (тележка), предназначенная для работы в помещении на надземном рельсовом пути, перемещается со скоростью более 32 м/мин (0,53 м/с).
Тормоза на механизмах попорота устанавливаются на всех кранах, работающих на открытом воздухе, а также на кранах, работающих в помещении-группа классификации (режима) М2 и более.
4.5.12. Тормоза на механизмах поворота должны устанавливаться у грузоподъемных машин с группой классификации (режима) М2 и более.
4.5.13. Тормоза механизмов передвижения и поворота грузоподъемных машин (за исключением механизмов передвижения автомобильных, пневмоколесных кранов, кранов на специальном шасси и железнодорожных, а также механизмов поворота башенных и портальных кранов) должны быть нормально закрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода.
На автомобильных и пневмоколесных кранах, а также на кранах, установленных на специальном шасси автомобильного типа, механизм передвижения которых оборудован управляемым тормозом нормально открытого типа, должен устанавливаться стояночный тормоз.
Тормоза на механизме передвижения железнодорожных кранов должны соответствовать нормам МПС России.
На механизмах поворота башенных, стреловых с башенно-стреловым оборудованием и портальных кранов допускается установка управляемых тормозов нормально открытого типа. В этом случае тормоз должен иметь устройство для фиксации его в закрытом положении. Такое устройство может быть установлено на рычагах или педалях управления тормозом.
4.5.14. Тормоза механизмов передвижения н поворота при отключении электродвигателя аппаратами управления могут не замыкаться, если электросхемой предусматривается возможность торможения электродвигателем. В этом случае электросхемой должно быть предусмотрено наложение (снятие) тормоза добавочным аппаратом (кнопкой) при нахождении контроллера в нулевом положении.
У механизмов передвижения и поворота, оборудованных автоматическим тормозом, допускается установка дополнительного привода для плавного торможения. В этом случае при отключения электродвигателя аппаратами управления тормоз может не замыкаться автоматически.
4.5.15. Тормоза механизмов передвижения и поворота у машин, работающих на открытом воздухе, должны обеспечивать остановку и удержание машины и ее тележки при действии максимально допустимой скорости ветра, принимаемой по ГОСТ 1451 для рабочего состояния крана, с учетом допустимого уклона.
4.5.16. У механизмов грузоподъемных машин червячная передача не может служить заменой тормоза.
4.5.17. Груз, замыкающий тормоз, должен быть укреплен на рычаге так, чтобы исключалась возможность его падения или произвольного смещения, В случае применения пружин замыкание тормоза должно производиться усилием сжатой пружины.
4.5.18. Тормоз должен быть защищен от прямого попадания влаги или масла на тормозной шкив.
4.5.19. Краны, передвигающиеся по рельсовым путям на открытом воздухе, должны быть оборудованы противоугонными устройствами. Мостовые краны, работающие на открытом воздухе, противоугонными устройствами могут не снабжаться, если при действии на кран максимально допустимой скорости ветра, принимаемого , по ГОСТ 1451 для нерабочего состояния крана, величина запаса торможения механизмов передвижения составляет не менее 1,2.
4.5.20. При использовании в качестве противоугонного устройства рельсовых захватов их конструкция должна позволять закрепление крана на всем пути его перемещения.
4.5.21. Противоугонные устройства с машинным приводом должны быть оборудованы приспособлением для приведения их в действие вручную.

4.6. Ходовые колеса

4.6.1. Ходовые колеса механизмов передвижения грузоподъемных машин и их грузовых тележек могут выполняться коваными, катаными, штампованными или литыми. Кованые колеса должны соответствовать ГОСТ 28648. Применение безребордных колес допускается при наличии устройств, исключающих сход колес с рельсов.
4.6.2. Одноребордные ходовые колеса могут применяться в следующих случаях:
а) если ширина колеи пути наземных кранов не превышает 4 м и обе нитки пути лежат на одном уровне:
б) если наземные краны передвигаются каждой стороной по двум рельсам при условии, что расположение реборд колес на одном рельсе противоположно расположению реборд на другом рельсе;
в) у опорных и подвесных тележек кранов мостового типа;
г) у подвесных тележек, передвигающихся по однорельсовому пути.
При одноребордных колесах у опорных кранов ширина обода за вычетом реборды должна превышать ширину головки рельса не менее чем на 30 мм.
Колеса рельсовых башенных кранов должны быть двухребордными независимо от ширины колеи.

4.7. Опорные детали, упоры и буфера

4.7.1. Грузоподъемные машины, передвигающиеся по рельсовым путям, должны быть снабжены опорными деталями на случай поломки колес и осей.
У монорельсовых тележек с прицепной кабиной опорные детали должны быть установлены на ходовой тележке кабины. При подвеске кабины и механизма подъема к общей раме опорные детали устанавливаются на каждой ходовой тележке.
Опорные детали должны устанавливаться на расстоянии не более 20 мм от рельсов, по которым передвигается грузоподъемная машина или грузовая тележка, и должны быть рассчитаны на наибольшую возможную нагрузку на эти детали.
4.7.2. У стреловых кранов с изменяющимся вылетом с гибкой подвеской стрелы должны быть установлены упоры или другие устройства, предотвращающие запрокидывание стрелы.
У башенных кранов такие устройства должны устанавливаться, если при минимальном вылете угол между горизонталью и стрелой превышает 70°.
4.7.3. У стреловых самоходных кранов усилие поднятия (выдвижения) вручную выносных опор или их частей не должно превышать 200 Н.
При большем усилии выносные опоры должны иметь гидравлический, механический или другой привод.
4.7.4. Стреловые самоходные краны, имеющие подрессоренную ходовую часть и безаутригерную характеристику, должны быть оборудованы устройствами, исключающими действие упругих подвесок и позволяющими передавать нагрузку, воспринимаемую краном, непосредственно на ходовую часть или выносные опоры. Эти краны должны быть оборудованы также стабилизатором упругих подвесок, позволяющим равномерно передавать нагрузку на все рессоры одной ходовой оси с тем, чтобы была обеспечена их равномерная просадка. На автомобильных кранах и кранах на специальном шасси эти устройства на передних осях могут не устанавливаться.
4.7.5. На концах рельсового пути для предупреждения схода с них грузоподъемной машины должны быть установлены упоры.
4.7.6. Грузоподъемные машины с машинным приво