Rambler's Top100

РД 10-112-3-97 Скачать Предварительный просмотр

Скачать

Предварительный просмотр

(отсутствуют изображения, таблицы и формулы)

РД 10-112-3-97

Группа Г86

РУКОВОДЯЩИЙ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
С ИСТЕКШИМ СРОКОМ СЛУЖБЫ

ЧАСТЬ 3. БАШЕННЫЕ, СТРЕЛОВЫЕ НЕСАМОХОДНЫЕ
И МАЧТОВЫЕ КРАНЫ, КРАНЫ-ЛЕСОПОГРУЗЧИКИ

Срок действия с 01.01.98
до 31.12.99*
_____________
* Документ действующий.

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН И УТВЕРЖДЕН Специальным конструкторско-технологическим бюро башенного краностроения (СКТБ БК)

СОГЛАСОВАН с начальником Управления по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Госгортехнадзора России В.С. Котельниковым - письмо № 12-7/1056 от 13.11.97.

2. РАЗРАБОТЧИКИ: Галетин В.М., Голев С.П., Жуков В.Г., Инденбаум А.И., Котельников В.С., Красных А.М., Лампер Л.И., Лунден Е.Е., Невзоров Л.А., Пазельский Г.Н., Певзнер Е.М., Постникова Н.А.

3. ВЗАМЕН РД 22-318-91 и в дополнение к РД 10-112-96 ч. 1.


1. Область применения

Настоящий документ распространяется на башенные, стреловые несамоходные и мачтовые краны, а также на краны-лесопогрузчики*.
________________
* Далее в тексте документа все вышеперечисленные типы кранов именуются просто "краны"
Документ действует совместно с РД 10-112 часть 1 и устанавливает конкретные требования к обследованию вышеуказанных кранов.

2. Термины и определения, нормативные ссылки.

В настоящем РД в дополнение к РД 10-112 часть 1 используются следующие термины и определения:

Перекос поворотной опоры (синонимы - люфт, рабочий зазор)
- Угловое перемещение плоскостей колец (полуобойм) и венца поворотной опоры друг относительно друга, возникающее под действием рабочей нагрузки.
Район сейсмически опасный
- Зона, где сила подземных толчков при землетрясениях превышает 6 баллов по СНиП II-7.
Ремонт капитально-восстановительный
- Ремонт, выполняемый для кранов с истекшим сроком службы путем выявления дефектов после разборки крана, их устранения и восстановления ресурса крана до следующего обследования.
Ремонт полнокомплектный
- Ремонт, выполняемый для устранения дефектов, отмеченных в акте обследования крана, с целью продления его срока службы до очередного обследования.
Система технического обслуживания и ремонта (система ТО и Р)
- Комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке для поддержания работоспособности и исправности машин во время их эксплуатации при соблюдении заданных условий и режимов использования.

2.2. В настоящем РД использованы ссылки на стандарты, приведенные в приложении А3.

3. Общие требования.

3.1. Виды и периодичность обследования.

3.1.1. Требования по видам и периодичности обследования, приведенные в настоящем РД, основаны на РД 10-112 часть 1 и уточняют их применительно к особенностям кранов, указанных в п. 1, не отменяя указаний, приведенных в эксплуатационной документации, информационных письмах предприятий-изготовителей, Госгортехнадзора и проектных организаций на эти краны.
3.1.2. Первичное обследование крана с истекшим нормативным сроком службы проводится по истечении нормативного срока службы, определяемого с даты выпуска крана предприятием-изготовителем.
3.1.3. Нормативный срок службы крана следует принимать по данным эксплуатационной документации. При отсутствии в документации этих данных нормативный срок службы необходимо принимать по таблице 1.

Таблица 1. Нормативные сроки службы*
________________
* Нормативному сроку службы соответствует ресурс (в мото-часах), принимаемый согласно эксплуатационной документации (ЭД) на кран. При отсутствии этих данных в ЭД ресурс за срок службы рекомендуется принимать:
- для кранов грузоподъемностью до 10 т вкл. - 16500 м.ч.
- то же, св. 10 т - 27000 м.ч.
- для переносных кранов - 8600 м.ч.


Тип крана

Группа классификации (режим работы)

Нормативный

по Правилам Госгортехнадзора 1969 г.
по ГОСТ 25546
по ИСО 4301/1
срок службы*, лет
____________
*Нормативный срок службы для кранов с группой классификации А4 принят при 1,5 - сменной работе.
При более интенсивной эксплуатации срок службы может быть скорректирован СКТБ БК на основании расчета, учитывающего реальную группу классификации крана (по режиму работы) за весь срок его службы.

Кран башенный строительный грузоподъемностью:




до 10 т вкл.
легкий

А4
10
св. 10 т
легкий

А4
16
Кран башенный приставной
легкий

А4
16
Кран башенный для гидротехнического строительства
тяжелый
6К-7К
А6-А7
10
Кран-лесопогрузчик грузоподъемностью:




до 10 т вкл.
средний

А5
10
св. 10 т
средний

А5
16
Кран стреловой переносной (типа "Пионер", КЛ)
легкий
1К-3К
А1-А3
8
Мачтовый кран
легкий

А4
10
Кран стреловой несамоходный гурзоподъемностью:




до 10 т вкл.
легкий

А4
10
св. 10 т
легкий

А4
16

3.1.4. Краны в процессе эксплуатации помимо полнокомплектных ремонтов, проводимых по результатам обследования, должны подвергаться и капитально-восстановительному ремонту. При этом ремонте в процессе разборки должна проводиться дефектация всех элементов с ремонтом тех из них, которые имеют дефекты, превышающие допустимые.
3.1.5. Периодичность обследования и сроки проведения капитально-восстановительного ремонта следует принимать согласно таблице 2.

Таблица 2. Максимальная периодичность между обследованиями


Проведение капремонта за срок

Максимальные сроки эксплуатации после очередного обследования, лет:

Дальнейшее использование крана
службы:
первичного
повторного




1-го
2-го
3-го
4-го


проводился

3,0

2,0*

2,5

2,0

1,5

Списание крана

не проводился

2,0*

2,5

2,0

1,5


-
(возможность дальнейшего продления срока службы может приниматься только на основании расчета остаточного ресурса крана)
_________________
* В период после указанного обследования и до следующего обследования должен быть проведен капитально-восстановительный ремонт (по техническим условиям СКТБ БК), о чем должна быть сделана запись в Акте указанного обследования.


3.1.5.1. Максимальный срок допускается принимать в тех случаях, если по результатам обследования отсутствуют существенные замечания по техническому состоянию крана, по системе функционирования ТО и Р и по состоянию крановых путей.
3.1.5.2. Периодичность между обследованиями для кранов повышенного риска устанавливается отдельными методиками, разрабатываемыми для конкретных типов кранов СКТБ БК, а для кранов, работающих в условиях агрессивной среды принимаются на 0,5 года меньше, чем приведено в табл. 2.
3.1.5.3. Решение о досрочном проведении капитально-восстановительного ремонта может принять комиссия, проводящая обследование.
3.1.6. Капитально-восстановительный ремонт может быть совмещен с полнокомплектным ремонтом и перебазировкой крана.
3.1.7. Обследование кранов:
- изготовленных по зарубежным нормам;
- имеющих серьезные дефекты конструкции или изготовления, которые отражаются на их безопасности (кранов повышенного риска),
- работающих в условиях агрессивной среды,
должно выполняться в соответствии с требованиями настоящего РД и с учетом дополнительных требований, разрабатываемых для конкретных случаев СКТБ БК, и в частности в соответствии с ВРД 22-28-25, МУ 22-28-01 и МУ 22-28-02.
Эти же требования относятся и к кранам, при обследовании которых обнаружены отступления от паспортных данных (по температуре окружающей среды, ветровому или сейсмическому районам, режиму работы, на вечномерзлых грунтах). При указанных отступлениях возможность дальнейшей эксплуатации должна быть подтверждена экспертным заключением головной организации.
3.1.8. Внеочередному обследованию подвергают краны в следующих случаях:
- при возникновении в процессе эксплуатации повторных трещин в несущих металлических конструкциях;
- при появлении деформаций металлических конструкций, возникающих в процессе перебазировки, монтажа, технического освидетельствования, в случае появления аварийных ситуаций и др.;
- по требованию органов госгортехнадзора или по заявке владельца крана.

3.2. Организация обследования.

3.2.1. Общие вопросы организации работ при обследовании изложены в разделе 3.2. РД 10-112 часть 1.
3.2.2. При определении возможности дальнейшей эксплуатации в зависимости от состояния крана обследование может проводиться в один или два этапа.
3.2.2.1. В один этап обследование должно проводиться в случае, если в процессе обследования не выявлено дефектов, препятствующих проведению статических и динамических испытаний. Обследование ограничивается одним этапом также и в случае принятия решения о списании крана.
3.2.2.2. В два этапа обследование проводится в случае, если по результатам обследования для устранения выявленных дефектов необходимо проведение ремонта или реконструкции. В этом случае второй этап, заключающийся в оценке качества проведенного ремонта, в проведении испытаний и составлении заключения о возможности продления срока службы, должен проводиться после выполнения ремонта (реконструкции) крана.

3.3. Основные работы при обследовании.

3.3.1. Обследование кранов, помимо работ, предусмотренных п. 3.3.1. РД 10-112 часть 1, должно включать:
3.3.1.1. Оценку качества проведенного ремонта (реконструкции) в случае их проведения;
3.3.1.2. Оценку состояния функционирования системы технического обслуживания и ремонта;
3.3.1.3. Разработку ограничений по дальнейшей эксплуатации кранов (при необходимости).
3.3.2. Все работы по обследованию должны проводиться в объемах, приведенных в пп.3.4.-3.14 настоящего РД. Последовательность этих работ определяется комиссией.

3.4. Ознакомление с документацией.

3.4.1. В процессе обследования комиссия должна ознакомиться со следующей документацией, предоставляемой владельцем крана:
- паспортом (ПС), включая принципиальную электрическую схему;
- техническим описанием (ТО), инструкцией по эксплуатации (ИЭ) и инструкцией по монтажу крана (ИМ);
- вахтенным (крановым) журналом;
- актами нивелировки и сдачи-приемки кранового пути;
- журналом осмотров, технических обслуживаний и ремонтов (журналом периодических осмотров) кранов (крановых путей);
- актами проверки сопротивления изоляции и заземления;
- актами поверки приборов устройств безопасности и измерительных приборов;
- справкой о характере выполненных краном работ (форма справки дана в приложении Б3);
- проектом кранового пути (при его устройстве для специальных условий эксплуатации, в т.ч. на вечномерзлых грунтах ВМГ);
- проектом ранее проведенного ремонта или реконструкции крана;
- актом предыдущего обследования крана (в случае повторных обследований);
- материалами по оценке остаточного ресурса (при ее проведении);
- имеющимися информационными письмами или предписаниями органов госгортехнадзора, предприятий-изготовителей, проектных организаций.
3.4.2. В процессе ознакомления с эксплуатационной документацией по крану уточняется рабочая карта обследования, приведенная в приложении В3. При этом из формы рабочей карты исключаются все лишние узлы, которых нет на карте, или вводятся недостающие, не предусмотренные картой. Особое внимание необходимо уделять узлам и элементам, работающим на усталость.
3.4.3. При ознакомлении с паспортом должны быть выявлены:
- проведенные на кране ремонты (замены узлов);
- наличие технической документации на ремонт и сертификатов свариваемых металлов и присадочных материалов (металлопроката, электродов, сварочной проволоки и др.), использованных при ремонте, а также соответствие их требованиям РД 22-16;
- соответствие климатического, ветрового, сейсмического исполнения крана зоне (району) его эксплуатации.
3.4.4. При ознакомлении с актами предыдущих обследований, материалами по оценке остаточного ресурса и информационными письмами выявляется выполнение записанных в этих документах предписаний.
3.4.5. Ознакомление с прочей документацией должно проводиться с целью выявления характера использования крана, уровня его обслуживания и проведенного ремонта (реконструкции), соответствие нормативным данным параметров крана, его пути, приборов безопасности, сопротивления изоляции и заземления.
С целью облегчения оценки условий использования крана по группе классификации (режиму работы) в табл. 3 дается перевод режимов работы кранов, записанных в паспортах ранее выпущенных кранов, в группы классификации, принятые в настоящее время в Правилах ПБ-10-14 (ИСО 4301).

Таблица 3. Перевод режимов работы существующих кранов и механизмов в группы классификации по Правилам


Классификация (по режиму) крана


Классификация (по режиму) механизма

Режим по паспорту крана*
Режим по ГОСТ 25546
Группа классификации по ПБ-10-14
Режим по паспорту крана*
Режим по ГОСТ 25835
Группа классификации по ПБ-10-14
__________________
* Обозначение режимов по Правилам Госгортехнадзора до 1992 г., по которым изготовлялись краны:
Л - легкий, С - средний, Т - тяжелый, ВТ - весьма тяжелый режим.



А1


М1
Л

А2


М2


А3
Л

М3


А4


М4
С

А5


М5


А6
С

М6
Т

А7
Т

М7
ВТ

А8
ВТ

М8

3.5. Проверка состояния металлических конструкций.

3.5.1. При проверке состояния металлических конструкций следует руководствоваться указаниями раздела 3.5. РД 10-112 ч.1.
3.5.2. Основные конкретные места возможного появления характерных повреждений металлических конструкций приведены в приложении Г3.
3.5.3. При обследовании конструкций следует учитывать, что усталостные трещины возникают в первую очередь у концентраторов местных напряжений. На рис. 1-5 стрелками показаны места наиболее вероятного возникновения усталостных трещин. К типичным концентраторам относятся:
а) элементы с резким перепадом поперечных сечений (рис. 1)


Рис. 1.

б) узлы прикрепления раскосов, стоек, диагоналей, связей косынок к поясам (рис. 2);

Рис. 2.

в) места окончания накладок, ребер (проушин) (рис. 3);

Рис. 3.

г) отверстия: с необработанными кромками, прожженные, заваренные;
д) места пересечения сварных швов и их окончания (рис. 4, а), начало и окончание прерывистых швов (рис. 4, б);

Рис. 4
е) перепады в толщинах (высотах) стыкуемых листов (элементов) (рис. 4, в);
ж) технологические дефекты сварных (и, в первую очередь, ремонтных) швов: подрезы, прожоги, перерывы в швах, незаваренные кратеры, резкие переходы от наплавленного металла к основному, чрезмерное усиление сварного шва (валика), незаполненность (неполномерность) шва (рис. 5);

Рис. 5.

з) места повторной заварки трещин в сварных швах или по основному металлу.
3.5.4. При оценке погнутостей металлических конструкций необходимо обращать внимание на следующие основные дефекты, приводящие к снижению несущей способности:
а) отклонение от прямолинейности оси башни;
б) отклонение от прямолинейности оси стрелы;
в) отклонение от прямолинейности элементов решетки башен и стрел;
Методика измерения указанных дефектов приведена в приложении Д3.
При наличии значительных величин этих дефектов они измеряются и при превышении нормативных величин заносятся в ведомость дефектов.
3.5.5. В замкнутых элементах (например, ходовая рама, поворотная платформа) необходимо проверять наличие отверстий для стока воды во избежание вздутия и разрыва стенок при замерзании зимой попавшей внутрь воды. При отсутствии этих отверстий они должны быть просверлены (силами владельца крана) диаметром 9-16 мм в самой нижней точке, но не ближе 50 мм от сварных швов.
3.5.6. В металлических конструкциях следует обращать внимание на те элементы, в которых задерживается влага, скапливается грязь, в местах слабо вентилируемых, что способствует появлению коррозии. Возможными местами появления коррозии являются:
- замкнутые пространства (коробки) ходовых рам, кольцевых балок, пояса и стойки порталов;
- опорные узлы башен, стрел;
- зазоры и щели, образующиеся вследствие неплотного прилегания сопрягаемых элементов;
- соединения (сварные), выполненные прерывистыми швами.
3.5.6.1. Определение степени коррозии металла должно проводиться прямыми измерениями с помощью ультразвуковых толщиномеров или путем засверливания.

3.6.Проверка состояния механизмов, канатно-блочных систем и других узлов.

3.6.1. При проверке механизмов, канатно-блочных систем и других узлов следует особое внимание обращать на следующие возможные дефекты:
- трещины в рамах, корпусах редукторов или рычагах тормозов, в тормозных шкивах и т.п. узлах;
- поломка тормозных пружин;
- износ зубчатых зацеплений;
- износ ходовых колес;
- выработка (износ) шарнирных соединений, тормозных шкивов, обкладок тормозов, дорожек качения ОНУ, крюка и т.п.;
- ослабление болтовых соединений;
- нарушение соосности валов, соединенных зубчатой или втулочно-пальцевой муфтой;
- неудовлетворительная балансировка тормозного шкива или барабана;
- износ или разрушение уплотнений.
3.6.2. Для блоков канатной системы характерны следующие повреждения, которые могут привести к обрыву или перетиранию каната:
- трещины или сколы реборды;
- износ по ручью или реборде блока;
- отсутствие смазочного материала в подшипниках и, как следствие, их поломка, стопорение блока.
3.6.3. Для оценки норм браковки канатов по числу оборванных проволок рекомендуется пользоваться таблицей 4.
Наиболее опасными местами по обрыву проволок являются те участки каната, которые за период работы проходят по большому числу блоков.
Кроме того контролируются места крепления каната на барабанах и на конструкциях крана.
Опасными местами, где может появиться коррозия, являются места, в которых скапливается влага и где канат редко или совсем не перемещается по блокам (например, на нижних обоймах стреловых полиспастов кранов-погрузчиков, кранов с балочной стрелой или на уравнительных блоках стрелового расчала). В этих случаях канат бракуется раз в 5 лет независимо от числа обрывов проволок.
3.6.4. Основные характерные дефекты и повреждения механизмов, канатно-блочных систем, других узлов и конкретные места их возможного появления приведены в приложении Е3.







Таблица 4. Нормы браковки стальных канатов по числу обрывов проволок



Группа классификации механизма


М1-М4
М5-М8
Стандарт (тип, конструкция каната)*

вид свивки


крестовая
односторонняя
крестовая
односторонняя


число обрывов на участке длиной:


6
30
6
30
6
30
6
30
___________________
* Тип и конструкция каната приведены в приложении А3 в названиях стандартов.

ГОСТ 2688

5
10
2
5
10
19
5
10
ГОСТ 3066

2
4
1
2
4
8
2
4
ГОСТ 3069

2
4
1
2
4
8
2
4
ГОСТ 3077

3
6
2
3
6
12
3
6
ГОСТ 3079

9
18
4
9
18
38
9
18
ГОСТ 3081

3
6
2
3
6
12
3
6
ГОСТ 3083

7
14
4
7
14
29
7
14
ГОСТ 3088

9
18
4
9
18
38
9
18
ГОСТ 3097 (ТК)

6
11
3
6
11
22
6
11
ГОСТ 3097 (ЛК)

2
4
1
2
4
8
2
4
ГОСТ 7665

5
10
2
5
10
19
5
10
ГОСТ 7667

5
10
2
5
10
19
5
10
ГОСТ 7668

7
14
4
7
14
29
7
14
ГОСТ 7669

7
14
4
7
14
29
7
14
ГОСТ 7670

6
11
3
6
11
22
6
11
ГОСТ 7681

4
8
2
4
8
16
4
8
ГОСТ 14954

4
8
2
4
8
16
4
8

Примечания: 1. При использовании канатов, не приведенных в настоящей таблице, следует пользоваться данными по браковке канатов, приведенными в Правилах.
2. Один обрыв проволок может иметь два видимых конца.
3. - номинальный диаметр каната.

3.6.5. Обследование состояния механизмов, канатно-блочных систем и др. узлов, помимо указанных в п. 3.6.1. РД 10-112 ч. 1, должно включать также проверку работоспособности механизмов под нагрузкой.
3.6.6. Проверку работоспособности механизмов рекомендуется совмещать с аналогичной проверкой электрооборудования. Проверка проводится при поочередной работе всех механизмов с грузом на крюке, соответствующем 30-100% грузового момента. При работе обращается внимание на плавность пуска и торможения механизмов, отсутствие биения тормозных шкивов и барабанов, состояние креплений, характер шума в редукторах, опорно-поворотном устройстве, правильность намотки канатов на барабан.
3.6.7. Необходимость измерения износа, выявления наличия поломок зубчатых передач и износа подшипников в редукторах может быть определена по появлению повышенного неравномерного шума при работе механизма.
Решение о необходимости разборки узла, редуктора принимает комиссия.
3.6.8. Проверка состояния креплений механизмов осуществляется в процессе работы крана. При резком пуске и торможении механизмы должны быть неподвижны (кроме элементов подвижного крепления - опоры трехопорных лебедок, амортизаторы привода передвижения).
3.6.9. Проверка состояния крепления и правильности монтажа трехопорной лебедки должна производиться путем измерения перемещения наружного торца фланцевого электродвигателя в вертикальной плоскости. Перемещение определяется на лебедке в сборе как разность между крайними верхним и нижним положениями любой точки торца двигателя во время прокручивания барабана лебедки без нагрузки вручную за тормозной шкив на полный оборот. Величина перемещения не должна превышать /600 (рис. 6). При этом опоры лебедки должны быть закреплены согласно эксплуатационной документации, обеспечивая предусмотренные конструкцией степени свободы.


Рис. 6.

Проверку правильности установки опор легко проверять по вертикальному перемещению лап редуктора и выносной опоры барабана при подъеме краном груза. При нормальной установке перемещение лапы в опоре не должно превышать 2-х мм (рис.7)


Рис. 7.

3.6.10. Обследование опорно-поворотного устройства должно включать измерение перекоса и оценку состояния болтовых соединений.
Измерение перекоса поворотной опоры должно производиться в соответствии с приложение И.3. или другим аналогичным способом.
Обследование болтовых соединений опорно-поворотного устройства должно включать визуальный осмотр, остукивание болтов, проверку затяжки. При визуальном осмотре устанавливается наличие всех болтов, стопорных планок (контровки). В случае обнаружения обрыва 1-2 болтов, необходимо провести контроль затяжки всех болтов.
При наличии оборванных болтов более 2 шт. производится замена всех болтов соединения.
При обнаружении ослабленных болтов этот недостаток должен быть отражен в ведомости дефектов, а затем устранен владельцем путем затяжки динамометрическим или специальным ключом с контролем крутящего момента. Момент затяжки принимается по эксплуатационной документации.
Если возникает сомнение в материале болтов, производится контрольная проверка химсостава и прочностных свойств () болтов.
3.6.11. Проверка работоспособности всех шарнирных соединений (у штоков гидротолкателей, в шарнирах элементов тормозов и т.п.) должна производиться при работе крана либо при неработающем кране путем проверки легкости перемещения элементов вручную.

3.7. Проверка состояния электро- и гидрооборудования.

3.7.1. При осмотре электрооборудования необходимо обращать особое внимание на возможные дефекты и повреждения, приведенные в приложении Ж3.
3.7.2. Визуальный осмотр электрооборудования должен проводиться при полностью снятом с крана напряжении, для чего необходимо отключить вводной рубильник на портале и автоматический выключатель на панели. Кроме того, необходимо отключить рубильник на пункте питания крана.
3.7.3. При проверке работы схемы управления необходимо включением вводного рубильника и рубильника на пункте питания подать напряжение на кран. При этом переключатель проверки на панели управления должен быть установлен в положение "Проверка", а переключатель постов - в положение "Кабина".
Переводя рукоятки командоконтроллеров по позициям, следует убедиться, что аппараты на панели включаются в заданной последовательности в соответствии с принципиальной схемой и таблицами включений, приведенными в эксплуатационной документации*.
_________________
* При отсутствии принципиальной схемы и таблиц включений они могут быть запрошены у предприятия-изготовителя или в СКТБ БК.
При резком переводе контроллера с 0-ой позиции на последнюю, контакторы ускорения должны включаться с соответствующими выдержками времени, указанными на принципиальной схеме.
Для проверки счетчика времени наработки контроллер механизма подъема устанавливается в рабочее положение на время не менее 15 минут, после чего сравниваются показания на шкале прибора (до включения и после него) с показаниями часов.
3.7.4. Для проверки работы схемы управления при монтаже и испытаниях, переключатель постов необходимо установить в положение "Монтаж" и проверить включение аппаратов при работе с монтажного пульта.
3.7.5. При проверке приводов во время работы крана без груза переключатель проверки необходимо установить в положение "Работа".
Проверить работу всех механизмов.
При этом должны обеспечиваться плавные разгон и остановка механизмов.
Обратить внимание на работу механизма поворота. Убедиться, что на первой позиции контроллера механизм поворачивает кран, а при переводе контроллера в 0-ую позицию после разгона вращение крана происходит по инерции в течение 3-5 секунд.
3.7.6. При проверке приводов с грузом, соответствующим максимальной грузоподъемности, командоконтроллер грузовой лебедки следует поставить в первое положение подъема. Груз должен подниматься с минимальной скоростью.
Последовательно переводя контроллер с позиции на позицию, а также при резком переводе рукоятки контроллера в крайние позиции необходимо убедиться, что привод обеспечивает плавный разгон и торможение.
Аналогичным образом следует проверить работу механизмов поворота, передвижения и изменения вылета.
3.7.7. Проверка исправности вспомогательных устройств (светильников, электропечей, прожекторов на стреле и на портале, звукового сигнала, стеклоочистителя и обогревателя стекол кабины) должна проводиться путем трехкратного их включения - выключения.
3.7.8. Все отклонения от паспортных данных и Правил, выявленные при обследовании электрооборудования, некомплектность и дефекты заносятся в ведомость дефектов.
Если срок поверки измерительных приборов, имеющихся на кране, истек, это также должно быть отражено в ведомости дефектов.
3.7.9. Помимо требований по контролю за состоянием гидрооборудования, приведенных в разделе 3.7. РД 10-112 часть 1, дополнительно должны быть проверены:
- соответствие установленного гидрооборудования паспортным данным;
- отсутствие повреждений и разрывов трубопроводов;
- наличие пломб на отрегулированных гидроклапанах (где это предусмотрено конструкцией крана).
3.7.10. По окончании внешнего осмотра гидрооборудования, предназначенного для выполнения рабочих движений, должна быть проведена проверка его работоспособности при работе крана без груза и с грузом.

3.8. Проверка состояния приборов и устройств безопасности.

3.8.1. При контроле состояния приборов и устройств безопасности помимо проверки наличия и их соответствия паспортным данным (согласно РД 10-112. ч. 1) необходимо проверить их соответствие требованиям Правил.
При отсутствии на кране, изготовленном до выхода ПБ 10-14, реле защиты от обрыва любой из трех фаз к документации должно быть приложено разрешение органа надзора на эксплуатацию крана без этого прибора, (ст. 4.9.13. и 10.1. ПБ 10-14).
3.8.2. Проверка работы приборов и устройств безопасности должна проводиться следующим образом:
- при любом положении (кроме нулевого) одного из контроллеров с помощью отвертки с диэлектрической рукояткой разомкнуть контакт максимального реле. При этом линейный контактор должен отключиться; проверить отключение линейного контактора, также с помощью кнопок "Стоп" или аварийного выключателя;
- для проверки работы концевых выключателей всех механизмов необходимо медленно, соблюдая осторожность, подвести механизм к концевому выключателю до его срабатывания. Линейный контактор должен отключиться. После срабатывания конечной защиты необходимо убедиться, что выезд из конечной зоны возможен только в противоположном направлении;
- проверить нулевую защиту, т.е. убедиться, что повторное включение линейного контактора кнопкой возможно только при постановке всех контроллеров в нулевое положение;
- проверить действие реле защиты от обрыва любой из трех фаз (при его наличии) путем отсоединения одного из подводящих фазовых проводов непосредственно у реле после отключения напряжения автоматическим выключателем на панели управления. При этом линейный контактор должен отключиться;
- проверить действие всех видов блокировок путем соответствующего воздействия на отключающие элементы;
- проверить работоспособность анемометра при сопоставлении показателей по шкале с показателями по ручному контрольному анемометру, размещенному на уровне опорного шарнира стрелы.
Проверка приборов проводится при отсутствии актов контрольной поверки приборов и устройств безопасности.
3.8.3. Проверка работы ограничителя грузоподъемности должна выполняться на наибольшем вылете, соответствующем максимальной грузоподъемности крана. Проверка должна проводиться при трех случаях нагружения:
- при подъеме груза, равного 110% от номинального;
- при увеличении вылета после предварительного подъема груза на высоту 0,2-0,3 м. с грузом, равным 100% от номинального;
- при увеличении вылета после предварительного подъема на высоту 2-3 м. и последующего опускания груза до высоты 0,2-0,3 м. с грузом, равным 100% от номинального.
Ограничитель должен срабатывать при подъеме груза массой 110% от номинального и при увеличении вылета на 10% от паспортной величины.
При увеличении вылета более 15% без срабатывания ограничителя грузоподъемности механизм изменения вылета должен быть немедленно выключен во избежание поломки или опрокидывания крана.

3.9. Проверка состояния кранового пути.

3.9.1. При проверке состояния и эксплуатации кранового пути необходимо ознакомиться с действующей у владельца системой осмотра ремонта пути:
наличием графиков ремонта, журнала осмотров, технических обслуживаний и ремонтов (или другой документации по уходу за путями).
3.9.2. При ознакомлении с журналом необходимо обратить внимание на наличие записей о проведении:
- плановых проверок состояния пути через каждые 20-24 смены работы крана;
- дополнительных осмотров после особо неблагоприятных метеорологических явлений: ливней, затяжных дождей (особенно в весенний и осенний периоды), таяния снега, снежных заносов и т.д.
- систематических осмотров при наличии неустойчивых участков пути: при путях на вечномерзлых грунтах, прохождении подземных коммуникаций и т.д.
3.9.3. Проверка работоспособности тупиковых устройств должна осуществляться путем наезда крана на тупик. При этом смещение тупикового устройства не допускается.
Скорость наезда, не превышающая 50% скорости передвижения крана, исключающая опрокидывание или поломку крана, определяется расчетом. При отсутствии данных по расчету, рекомендации для конкретных типов и марок кранов могут быть получены в СКТБ БК.
3.9.4. Отсутствие надлежащего ухода и нарушение требований, изложенных в табл. 5, могут служить основанием для запрещения дальнейшей эксплуатации крана с истекшим сроком службы или установления пониженного срока продления его дальнейшей эксплуатации.

Таблица 5. Предельные значения параметров крановых путей.

Параметр
Предельный размер
1
2
1. Продольный и поперечный уклоны:

при укладке
0,004
при эксплуатации
0,010
на участке для стоянки крана (наличие этого участка обязательно по ПБ 10-14)
0,002
2. Отклонение размера колеи, мм
15
3. Отклонение от (++)

для кранов (мм):

с флюгерным креплением ходовых тележек
25
с жесткими ходовыми рамами
20
4. Упругая просадка рельса под колесами крана, мм
5
5. Горизонтальный износ головки рельса, мм:

Р 43
10
Р 50
11
Р 65
13
6. Вертикальный износ головки рельса, мм:

Р 43
8
Р 50
9
Р 65
10
7. Взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов, мм

по высоте
3
в плане
2
8. Зазор в стыке (мм) при длине рельса 12,5 м, не более
12
9. Расстояние от тупикового упора, мм:

до середины последней полушпалы
500
до конца рельса при железобетонных балках
500
10. Расстояние от крана (в момент наезда на выключающую линейку) до тупикового упора
полный путь торможения согласно паспорту на кран.
11. Смещение тупикового упора при наезде крана, мм
не допускается
12. Прикрепление рельсов к опорным элементам и друг к другу в стыках неполным числом креплений, болтов
то же
13. Отсутствие равномерного уплотнения балластной призмы
-"-
14. Трещины, отколы в любом месте рельса
-"-
15. Излом деревянных полушпал
-"-
16. Сквозные поперечные трещины, обнажение рабочей арматуры с обрывом или деформацией хотя бы одного стержня в железобетонных балках
-"-
17. Неисправность заземления
-"-
18. Сопротивление растеканию тока заземляющей системы, с питанием крана от распределительного устройства, Ом, не более:

с глухозаземленной нейтралью;
10
с изолированной нейтралью
4
19. Отсутствие стяжек между параллельными звеньями пути, в т.ч. в начале и конце пути
не допускается
20. Плечо балластной призмы в торцах пути от последней полушпалы или конца ж/б балки (при отсутствии подпорных стенок), м
1,5

3.10. Проверка химсостава и механических свойств металла несущих элементов металлоконструкций.

3.10.1. Общие случаи, когда требуется проверка химсостава и механических свойств металла несущих металлоконструкций крана, приведены в разделе 3.10 РД 10-112 часть 1.
Помимо этого проверка химсостава и механических свойств должна проводиться (в случае необходимости):
- при оценке остаточного ресурса крана;
- при решении вопроса об использовании кранов с отступлением от паспортных данных по температуре эксплуатации;
- при определении температурных ограничений для кранов, получаемых по импорту (при отсутствии этих сведений в эксплуатационной документации).
3.10.2. Порядок отбора проб (образцов) для определения химсостава и механических свойств применительно к конструкциям башенных кранов приведены в приложении К 3.
Способ отбора проб для химического анализа и проверки механических свойств не должен приводить к снижению несущей способности крана.
3.10.3. При несоответствии химсостава и механических свойств металла паспортным данным решение о допустимости дальнейшего использования крана должна принимать головная организация на основании анализа расчета крана, данных о фактическом использовании крана и с учетом требований РД 22-16.
3.10.4. Решение о допустимости применения металлов в кранах исполнения У, работающих в зоне КЛ, по результатам анализа химсостава и механических свойств должно приниматься в соответствии с ВРД 22-28-25.

3.11. Составление ведомости дефектов.

3.11.1. Ведомость дефектов составляется в соответствии с требованиями раздела 3.11. РД 10-112 ч. 1.
3.11.2. При несоответствии установленного электро- и гидрооборудования, а также приборов и устройств безопасности паспортным данным в ведомости дефектов должно быть указано на необходимость замены оборудования или проведения реконструкции с разработкой новой принципиальной схемы* применительно к имеющемуся на кране оборудованию.
__________________
* Необходимая помощь в разработке принципиальных схем под существующее оборудование может быть оказана СКТБ БК.
3.11.3. Если срок проверки приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране истек, это также должно быть занесено в ведомость дефектов.
3.11.4. Дефекты, препятствующие проведению статических и динамических испытаний, должны быть устранены в процессе обследования, ремонта или реконструкции до завершения работы комиссии по обследованию.
3.11.5. Дефекты, которые целесообразно устранять при очередном техническом обслуживании или текущем ремонте, заносятся в ведомость дефектов с указанием срока их устранения.

3.12. Проведение статических и динамических испытаний.

3.12.1. Статические и динамические испытания должны проводиться после выполненного капитально-восстановительного или полнокомплектного ремонта (реконструкции) и оценки комиссией качества выполненного ремонта. При проведении испытаний ограничитель грузоподъемности должен быть отключен.
3.12.2. При оценке качества проведенного ремонта (реконструкции) комиссия должна убедиться, что:
- ремонт был выполнен в соответствии с проектом производства ремонтных работ ППРР, составленным с учетом требований РД 22-28-34, РД 22-207 и РД 22-322;
- после ремонта (реконструкции) электрооборудования крана обеспечивается нормальное функционирование всех механизмов;
- организации, выполнявшие ППРР и собственно ремонт (реконструкцию), имеют лицензию соответственно на проектирование (разработку ремонтной документации) и на реконструкцию и капитальный ремонт крана с применением сварки (под "капитальным ремонтом" в лицензии понимаются все виды ремонтов с применением сварки);
- качество сварки соответствует нормативной документации и при необходимости проверено неразрушающими методами контроля;
- при ремонте были применены сварочные материалы, предусмотренные РД 22-16;
- сведения по ремонту (реконструкции) занесены в паспорт крана.
В случае, если на кране были предварительно выполнены ремонты, по которым отсутствует документация, требуемая Правилами и нормативными документами, то дальнейшая эксплуатация такого крана может быть допущена только после положительных результатов экспертизы качества выполненного ремонта.
3.12.3. С целью сокращения объема испытаний целесообразно испытания, проводимые комиссией в рамках обследования крана, совмещать с техническим освидетельствованием, проводимым предприятием-владельцем крана, и приемо-сдаточными испытаниями, проводимыми ОТК ремонтного предприятия.
3.12.4. Статические испытания следует проводить с 25%-ной перегрузкой на наибольшем вылете, соответствующем максимальной грузоподъемности. Стрела должна быть расположена в сторону наименьшей устойчивости, а при равенстве базы и колеи крана - вдоль пути.
3.12.5. Динамические испытания следует проводить с грузом, соответствующим 110% максимальной грузоподъемности. При этом следует провести 5-кратный подъем (опускание) груза на половину высоты подъема для конкретного исполнения крана, а также все другие движения (поворот, передвижение, изменение вылета) в пределах, допустимых для работы с максимальной грузоподъемностью.

3.13. Оценка остаточного ресурса.*
__________________
* Раздел подлежит корректировке по мере накопления материалов обследований.

3.13.1. Оценку остаточного ресурса помимо случаев, указанных в п. 3.13.1. РД 10-112. часть 1, необходимо проводить также:
- при достижении краном предельных значений по группе классификации (по режиму), заложенной в паспорте крана;
- для кранов повышенного риска - по дополнительным требованиям, разрабатываемым для конкретных типов кранов головной организацией;
- при эксплуатации кранов в условиях, не соответствующих паспортным данным;
- по заданию Госгортехнадзора для выявления надежности конкретного типа кранов.
3.13.2. Оценка остаточного ресурса должна включать:
- анализ имеющейся конструкторской, эксплуатационной и ремонтной документации (в т.ч. и материалов по предыдущей оценке остаточного ресурса, если она проводилась) и в первую очередь по элементам, которые могут лимитировать ресурс крана;
- анализ технической информации по отказам, имевшим место по аналогичным элементам и кранам;
анализ особенностей нагружения крана и фактической нагруженности элементов с учетом данных инструментальных испытаний (если они проводились);
- анализ механизма образования и развития дефектов и повреждений узлов, лимитирующих долговечность крана с учетом примененных в несущих конструкциях материалов;
- определение параметров предельных состояний элементов с учетом их реальной нагруженности, отклонений от заданной геометрической формы, размеров и механических свойств металла;
- выявление запасов прочности расчетных металлоконструкций по РД 22-166 с проведением, при необходимости расчетов на усталость;
- возможность и сроки дальнейшей эксплуатации крана.
3.13.3. В случае, если кран не достиг предельных значений по группе классификации (по режиму), заложенной в паспорте крана, оценку возможности дальнейшей эксплуатации крана рекомендуется принимать в соответствии с табл. 6.
3.13.3.1. На основании приведенной балльной оценки дефектов, повреждений (табл. 6) может быть принято одно из следующих решений:
- при сумме дефектов более 5 баллов по несущим элементам сборочной единицы или секции - они подлежат списанию;
- при сумме дефектов более 5 баллов у двух базовых сборочных единиц или секций одного узла - подлежит списанию весь узел (выбраковка башни производится при выбраковке не менее 30% ее секций);
- при сумме дефектов более 5 баллов у каждого из двух и более основных узлов крана (ходовая рама, поворотная платформа, портал, башня, стрела) - подлежит списанию весь кран.
3.13.3.2. В виде исключения допускается дальнейшая эксплуатация кранов с дефектами, превышающими указанные в п. 3.13.3. пределы, по заключению головной организации.
3.13.4. Оценка остаточного ресурса должна проводиться по методике, разработанной или согласованной с СКТБ башенного краностроения и составленной с учетом требований РД 09-102.

3.14. Оформление результатов обследования.

3.14.1. В случае проведения работы в два этапа (см. п. 3.2.2.) обследование на первом этапе заканчивается составлением Акта, но без указания возможности продления срока эксплуатации (в случае необходимости проведения ремонта (или реконструкции) либо с записью о списании крана (в случае невозможности или нецелесообразности продления срока службы крана). Форма акта дана в приложении Л3.
Работа на втором этапе заканчивается подписанием Акта с указанием срока проведения следующего обследования.
3.14.2. Если кран эксплуатируется в условиях, указанных в п. 3.1.7., возможность дальнейшей эксплуатации крана должна быть подтверждена экспертным заключением головной организации.
3.14.3. Период, на который дается рекомендация о продлении срока службы крана, определяется техническим состоянием крана, с учетом оценки остаточного ресурса, интенсивности использования крана, состояния рельсового пути и эффективности действующей на предприятии-владельце крана системы ТО и Р.

Таблица 6. Балльная шкала оценок дефектов и повреждений металлических конструкций.


Оценка, баллов
Наименование дефекта, повреждения
дефекты и повреждения, возникшие

при монтаже, перевозке
при работе крана
1. Первичная трещина по сварному соединению (шов, околошовная зона):


- в поясах, коробчатых конструкциях
1,25
2,5
- в связях*, ребрах
0,5
1,0
_________________
* Под "связями" понимаются элементы, связывающие пояса между собой в решетчатых конструкциях (раскосы, диагонали, стойки, связи).
2. Первичная трещина по основному металлу:


- в поясах, коробчатых конструкциях
1,75
3,5
- в связях, ребрах
0,75
1,5
3. Первичная деформация элементов, превышающая нормативные данные:


- стрелы или башни (в сборе), пояса
2,5
5,0
-связи
0,5
1,0
- листовой конструкции
1,25
2,5
4. Выработка (износ, смятие) отверстий сверх предельных значений по настоящему РД.
1,0
2,0
5. Коррозия:


- 50-95% от предельной величины по прил. Г3, п. Г3-7.1.
-
1,0
- при достижении предельной величины
-
св. 5,0
6. Расслоение металла
св. 5,0
св. 5,0
7. Повторные дефекты по п.п. 1-5
1,3
2

3.14.3.1. Оценка функционирования системы ТО и Р должна включать в себя:
- проверку наличия и состояния выполнения существующего порядка ТО и Р крана, а также журнала осмотров, технических обслуживаний и ремонтов (в соответствии с требованиями ст. 7.3.25. ПБ 10-14);
- проверку своевременности проведения технических обслуживаний и ремонтов;
- своевременность и правильность заполнения эксплуатационных форм паспорта по проведенным ремонтам, в т.ч.:
- по замене канатов, механизмов, включая проверку наличия имеющихся сертификатов (на непользованные материалы, узлы), заключения о качестве сварки (которые должны храниться наравне с паспортом);
- по записи результатов технического освидетельствования, включая запись о проведенных предшествующих обследованиях;
- по назначению работников, ответственных за содержание крана в исправном состоянии;
- оценку проведенных ТО и Р непосредственно на кране (состояние со смазыванием узлов крана, состояние болтовых соединений, окраски, регулировки механизмов и др.).
3.14.4. В отдельных случаях могут приводиться ограничения по использованию кранов (изменение грузовых характеристик, сокращение периодичности ТО и Р, установление и периодичность контроля за конкретными элементами). Ограничения должны быть записаны в п. 7.2. Акта обследования.
3.14.4.1. В обязательном порядке эти ограничения должны составляться в случае эксплуатации кранов с отступлением от паспортных данных:
- при работе кранов "У" в зоне "ХЛ" (с учетом требований ВРД 22-28-25);
- при работе в сейсмически опасных районах;
- при работе в районах с повышенными ветровыми нагрузками;
- при работе с группой классификации выше паспортной и др.;
- при работе на вечномерзлых грунтах и др.
3.14.5. Один экземпляр Акта обследований (вместе с ведомостью дефектов) должен быть направлен в СКТБ башенного краностроения (129301, Москва, ул. Касаткина, 11) для анализа состояния с башенными кранами и разработки предложений Госгортехнадзору России по совершенствованию системы безопасной эксплуатации кранов.

3.15. Требования к организации, проводящей обследование и к ее персоналу.

3.15.1. Аттестация специалистов, проводящих обследование, проводится в соответствии с РД РосЭК 01-013, а специалистов головных организаций - в соответствии с п. 3.15.4 РД 10-112 ч. 1.

3.16. Требования безопасности при проведении обследований.

3.16.1. Общие требования безопасности при проведении обследований регламентируются разделом 3.16 РД 10-112 ч. 1.
3.16.2. При проведении обследований кранов, указанных в настоящем РД, помимо указанных в РД 10-112 часть 1, должны соблюдаться требования безопасности, предусмотренные также и следующими документами:
- Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей;
- Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;
- СНиП 111-4;
- эксплуатационной документацией на кран (ТО, ИЭ и ИМ).


Приложение А3
(справочное)

Перечень использованной нормативной документации

В настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты:
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора России ПБ 10-14-92.
Правила устройства электроустановок.
Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.
ГОСТ 1497-84 Металлы. Методы испытаний на растяжение.
ГОСТ 2688-80 Канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6х19(1+6+6/6)+1 о.с. Сортамент.
ГОСТ 3066-80 Канат двойной свивки типа ЛК-0 конструкции 6х7(1+6)+1х7(1+6). Сортамент.
ГОСТ 3069-80 Канат двойной свивки типа ЛК-0 конструкции 6х7(1+6)+1 о.с. Сортамент
ГОСТ 3077-80 Канат двойной свивки типа ЛК-0 конструкции 6х19(1+9+9)+1 о.с. Сортамент.
ГОСТ 3079-80 Канат двойной свивки типа ТЛК-Р конструкции 6х37(1+6+15+15)+1 о.с. Сортамент.
ГОСТ 3081-80 Канат двойной свивки типа ЛК-0 конструкции 6х19(1+9+9)+7х7(1+6). Сортамент.
ГОСТ 3083-80 Канат двойной свивки типа ТК конструкции 6х30(0+15+15)+7 о.с. Сортамент.
ГОСТ 3088-80 Канат двойной свивки многопрядный типа ЛК-Р конструкции 18х19(1+6+6/6)+1 о.с. Сортамент.
ГОСТ 3097-80 Канаты двойной свивки типа ЛК-0 конструкции 8х6(0+6)+9 о.с., типа ТК конструкции 8х16(0+5+11)+9 о.с. Сортамент.
ГОСТ 7565-81 Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава.
ГОСТ 7665-80 Канат двойной свивки типа ЛК-3 конструкции 6х25(1+6; 6+12)+1 о.с. Сортамент.
ГОСТ 7667-80 Канат двойной свивки типа ЛК-3 конструкции 6х25(1+6; 6+12)+7х7(1+6). Сортамент.
ГОСТ 7668-80 Канат двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6х36(1+7+7/7+14)+1 о.с. Сортамент.
ГОСТ 7669-80 Канат двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6х36(1+7+7/7+14)+7х7(1+6). Сортамент.
ГОСТ 7670-80 Канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 8х19(1+6+6/6)+1 о.с. Сортамент.
ГОСТ 7681-80 Канат двойной свивки многпрядный типа ЛК-0 конструкции 18х7(1+6)+1 о.с. Сортамент.
ГОСТ 9454-78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах.
ГОСТ 13556-91 Краны башенные строительные. Общие технические условия
ГОСТ 14954-80 Канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6х19(1+6+6/6)+7х7(1+6). Сортамент.
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.
ГОСТ 22536.0-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Общие требования к методам анализа.
ГОСТ 22536.1-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения общего углерода и графита.
ГОСТ 22536.2-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения серы.
ГОСТ 22536.3-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения фосфора.
ГОСТ 22536.4-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения кремния.
ГОСТ 22536.5-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения марганца.
ГОСТ 25835-83 Краны грузоподъемные. Классификация механизмов по режимам работы.
СТ СЭВ 3268-81 Опоры поворотные однорядные для экскаваторов и кранов. Технические требования.
СНиП II-7-81 Нормы проектирования. Строительство в сейсмических районах.
СНиП III-4-80 Техника безопасности в строительстве.
СНиП 3.08.01-85 Механизация строительного производства. Рельсовые пути башенных кранов.
РД 09-102-95 Методические указания по определению остаточного ресурса потенциально опасных объектов, поднадзорных Госгортехнадзору России.
РД 10-112-96 Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 1. Общие положения.
РД 22-16-96 Машины грузоподъемные. Выбор материалов для изготовления, ремонта и реконструкции сварных стальных конструкций.
ВРД 22-28-25-95 Машины грузоподъемные. Временные рекомендации по использованию машин исполнения "У" в зоне "ХЛ".
РД 22-28-34-95 Требования к составлению проекта производства ремонтных работ (ППРР) грузоподъемных кранов.
РД 22-166-86 Краны башенные строительные. Нормы расчета.
РД 22-207-88 Машины грузоподъемные. Общие требования и нормы на изготовление.
РД 22-226-94 с изм. № 1 Краны башенные и стреловые несамоходные, узлы. Форма паспорта.
РД 22-322-94 Краны грузоподъемные. Технические условия на ремонт.
РД РосЭК-001-96 Машины грузоподъемные. Конструкции металлические. Контроль ультразвуковой. Основные положения.
РД РосЭК 01-013-97 Положение о порядке подготовки и аттестации специалистов по экспертному обследованию и технической диагностике грузоподъемных кранов.
МУ 22-28-01-96 Методические указания по диагностированию состояния ходовых рам башенных кранов типа КБ-403.
МУ 22-28-02-97 Методические указания по обследованию и усилению подкосов башенных кранов КБ-503 и КБ-504.
ТИ РосЭК-001-96 Технологическая инструкция по ультразвуковому контролю сварных соединений ходовых рам при обследовании башенных кранов типа КБ-403.












Приложение Б3
(рекомендуемое)

Форма

Главный инженер
_______________________
(предприятия-владельца
крана)
_______________________
(Ф.И.О.)
"____" ____________199__г.

СПРАВКА
о характере работ, выполненных

___________________ краном _______________________
(тип крана) (марка, индекс крана)
зав. №________________ рег.№ ____________________
_________________________________________________
(предприятие-изготовитель)

1. Год выпуска _____________________________________________
2. Дата начала эксплуатации _________________________________
(то же, у данного владельца) _______________________________
3. Максимальная масса поднимаемых грузов (т) _________________
4. Среднее количество смен работы крана в сутки _______________
5. Среднее количество рабочих дней в году ____________________
6. Показания счетчика моточасов _____________________________
7. Объекты, на которых эксплуатировался кран:
7.1. Для кранов, используемых на строительстве:

а) с ____19__г. по _____19__г.
Тип объекта ___________________
Этажность объекта _____________
Максим. масса элементов, т. _____
Число возведенных объектов _____

б) с ____19__г. по _____19__г.
Тип объекта ___________________
Этажность объекта _____________
Максим. масса элементов, т. _____
Число возведенных объектов _____
в) с ____19__г. по _____19__г.
Тип объекта ___________________
Этажность объекта _____________
Максим. масса элементов, т. _____
Число возведенных объектов _____

г) с ____19__г. по _____19__г.
Тип объекта ___________________
Этажность объекта _____________
Максим. масса элементов, т. _____
Число возведенных объектов _____
д) с ____19__г. по _____19__г.
Тип объекта ___________________
Этажность объекта _____________
Максим. масса элементов, т. _____
Число возведенных объектов _____

е) с ____19__г. по _____19__г.
Тип объекта ___________________
Этажность объекта _____________
Максим. масса элементов, т. _____
Число возведенных объектов _____

7.2. Для кранов, используемых на складах и полигонах:
7.2.1. Общая масса грузов, поступающая и перегружаемая на складе краном в год (т) или смену (т) ________________________________
7.2.2. Среднее число циклов в сутки ___________________________
8. В какой доле циклов производится подъем грузов массой:
менее 25% - %
от 25% до 50% - %
от 50% до 75% - %
от 75% до 100% - %
(где - максимальная грузоподъемность крана)
9. Год и месяц проведения капитальных
ремонтов на кране _______________________________________
10. Адрес предприятия-владельца крана _______________________
Справку составил __________________________________________
Ф.И.О., должность, подпись

Дата

Примечание. В случае затруднений с составлением Справки она может быть подготовлена комиссией, проводящей обследование.


Приложение В3
(рекомендуемое)

Форма
Рабочая карта обследования крана

Условные обозначения:
- в порядке
- требует устранения неисправности
- требует ремонта
- требует списания или замены
- не предусмотрено конструкцией


Условный номер узла (индекс)


Наименование узла
Условное обозначение состояния
Дефект*, место его расположения, длина трещины
___________________
* При выявлении повторного возникновения дефекта (после ремонта) этот случай отражается в рабочей карте.
0100
Общие сведения


0101
Паспорт


0102
Электросхема


0103
Техническое описание


0104
Инструкция по монтажу


0105
Вахтенный (крановый) журнал


0106
Журнал ТО и Р


0200
Опорная (ходовая) рама (в целом)


0201
Рама


0202
Стыковые соединения


0203
Болтовые соединения


0204
Шарнирные соединения


0205
Флюгера


0206
Балки (отсоединяемые)


0207
Подкосы


0208
Лестницы


0209
Площадки


0210
Оси


0211



0300
Тележка ходовая (в целом)


0301
Рама


0302
Балансир


0303
Привод


0304
Тормоз


0305
Тормозные колодки


0306
Колесо ходовое


0307
Открытые передачи


0308
Буксы


0309
Оси


0310
Плужок сбрасывающий


0311
Захват рельсовый


0312
Шкворень


0313
Буфер


0314
Шарнирные соединения


0315
Болтовые соединения


0316
Места смазывания и уплотнения


0317



0400
Кабельный барабан (в целом)


0401
Барабан


0402
Привод


0403
Тормоз


0404
Рама


0405
Укладка кабеля


0406
Шарнирные соединения


0407
Болтовые соединения


0408



0500
Балласт (в целом)


0501
Плиты балласта


0502
Узлы крепления


0503
Масса балласта


0504



0600
Опорно-поворотное устройство (в целом)


0601
Зубчатый венец


0602
Полуобоймы


0603
Болтовые соединения


0604
Места смазки


0605
Ролики, шарики


0606



0700
Платформа поворотная (в целом)


0701
Платформа (сварная конструкция)


0702
Подкос телескопический


0703
Подкос монтажный


0704
Шарнирные соединения


0705
Болтовые соединения


0706
Тяги


0707
Блоки


0708
Площадки


0709
Лестница


0710
Монтажные устройства


0711



0800
Лебедка грузовая (в целом)


0801
Редуктор


0802
Тормоз


0803
Тормозные колодки


0804
Муфты


0805
Барабан


0806
Рама


0807
Валы


0808
Система переключения передач


0809
Выносная опора


0810
Болтовые соединения


0811
Пальцы крепления


0812
Места смазывания и уплотнения


0813



0900
Лебедка стреловая (в целом)


0901
Редуктор


0902
Тормоз


0903
Тормозные колодки


0904
Муфты


0905
Барабан


0906
Рама


0907
Валы


0908
Выносная опора


0909
Болтовые соединения


0910
Пальцы крепления


0911
Места смазывания и уплотнения


0912



0913



1000
Механизм поворота (в целом)


1001
Редуктор


1002
Тормоз


1003
Тормозные колодки


1004
Муфта


1005
Открытая шестерня


1006
Рама


1007
Болтовые крепления


1008
Оси крепления


1009
Места смазывания и уплотнения


1010



1100
Башня (в целом)


1101
Портал


1102
Секция башни


1103
Диагональные балки


1104
Распорка


1105
Направляющие ролики


1106
Блоки


1107
Замки


1108
Тяги


1109
Стыковые соединения


1110
Болтовые соединения


1111
Шарнирные соединения


1112
Лестницы, ограждения


1113
Площадки


1114
Крышки люка


1115
Монтажные устройства


1116
Ограждение шахты подъемника


1117



1200
Оголовок


1201
Монтажная стойка


1202
Блоки


1203
Оси


1204
Установка датчика усилия ограничителя грузоподъемности


1205
Шарнирные соединения


1206
Стыковые соединения


1207
Болтовые соединения


1208
Лестницы, ограждения


1209
Площадки


1210
Крышка люка


1211



1300
Противовесная консоль (в целом)


1301
Консоль


1302
Площадки для установки механизмов


1303
Проходы


1304
Стыковые соединения


1305
Болтовые соединения


1306
Шарнирные соединения


1307
Тяги


1308
Подъемное устройство


1309
Тележка противовеса


1310
Катки


1311
Боковые ролики


1312
Блоки


1313



1400
Противовес


1401
Плиты противовеса


1402
Узлы крепления


1403
Масса противовеса


1404



1500
Лебедка передвижения противовеса (в целом)


1501
Редуктор


1502
Тормоз


1503
Тормозные колодки


1504
Муфты


1505
Барабан


1506
Рама


1507
Валы


1508
Выносная опора


1509
Болтовые соединения


1510
Пальцы крепления


1511
Места смазывания и уплотнения


1512



1600
Подъемник машиниста (в целом)


1601
Кабина, двери, окна


1602
Привод лебедки


1603
Барабан


1604
Рама лебедки


1605
Тормоз


1606
Шарнирные соединения


1607
Стыковые соединения


1608
Болтовые соединения


1609
Буферное устройство


1610
Натяжное устройство


1611
Лестницы


1612
Площадки


1613
Аварийный выход


1614
Рейка


1615
Устройство для укладки кабеля


1616
Шахтные двери


1700
Опорные рамы - в кранах с неповоротной башней (в целом)


1701
Нижняя рама


1702
Верхняя рама


1703
Стыковые соединения


1704
Болтовые соединения


1705
Лестницы


1706



1800
Кабина (в целом)


1801
Каракас


1802
Пульт управления (рукоятки, кнопки, педали)


1803
Обозначения на пульте


1804
Кресло (возможность перемещения)


1805
Дверь


1806
Остекление


1807
Огнетушитель


1808
Вентиляция


1809
Кондиционирование


1810



1900
Стрела (в целом)


1901
Стрела (металлоконструкция)


1902
Стыковые соединения


1903
Резьбовые соединения


1904
Шарнирные соединения


1905
Оси


1906
Блоки, их ограждения


1907
Серьги


1908
Тяги


1909
Проходы


1910
Ограждения


1911



2000
Грузовая тележка (в целом)


2001
Рама


2002
Блоки, их ограждения


2003
Ходовые катки


2004
Боковые ролики


2005
Шарнирные соединения


2006
Оси


2007
Натяжные устройства


2008



2100
Лебедка тележечная (в целом)


2101
Редуктор


2102
Тормоз


2103
Тормозные колодки


2104
Муфты


2105
Барабан


2106
Рама


2107
Валы


2108
Выносная опора


2109
Болтовые соединения


2110
Пальцы крепления


2111
Места смазывания и уплотнения


2112



2200
Подвеска крюковая (в целом)


2201
Щеки


2202
Блоки, их ограждения


2203
Оси


2204
Болтовые соединения


2205
Грузы


2206
Траверса


2207
Крюк


2208
Предохранительная скоба


2209



2300
Канатные системы


2301
Канат грузовой (Соответствие ПС, состояние, закрепление концов)


2302
Канат стреловой (то же)


2303
Канат стрелового расчала (-"-)


2304
Канат тележечный (-"-)


2305
Канат монтажный (Соответствие ПС, состояние, закрепление концов)


2306
Оттяжки (то же)


2307
Канат ограничителя высоты подъема (-"-)


2308
Канат передвижения противовеса (-"-)


2309



2400
Электрооборудование (в целом)


2401
Двигатели ходовых тележек


2402
Тормозные электромагниты ходовых тележек


2403
Двигатель кабельного барабана


2404
Электромагнит кабельного барабана


2405
Двигатели грузовой лебедки


2406
Электромагнит грузовой лебедки


2407
Двигатель стреловой лебедки


2408
Электромагнит стреловой лебедки


2409
Двигатель механизма поворота


2410
Электромагнит механизма поворота


2411
Двигатель привода подъемника машиниста


2412
Электромагнит привода подъемника машиниста


2413
Двигатель тележечной лебедки


2414
Электромагнит тележечной лебедки


2415
Двигатель лебедки передвижения противовеса


2416
Электромагнит лебедки передвижения противовеса


2417
Аппаратная кабина (шкаф управления)


2418
Панели управления


2419
Контакторы


2420
Резисторы


2421
Реле


2422
Проводка


2423
Рубильник


2424
Командо-контроллеры


2425
Освещение в кабине и на кране


2426
Ремонтное освещение


2427
Прожектора


2428
Заземляющие перемычки


2429
Питающий кабель


2430
Провода


2431
Радиопереговорная связь


2432
Токосъемник кабельного барабана


2433
Токосъемник поворотной части крана


2434



2500
Устройства безопасности (в целом)


2501
Ограничитель грузоподъемности (датчики нагрузки, вылета)



Ограничители рабочих движений:


2502
высоты подъема, глубины опускания


2503
изменения вылета;


2504
поворота;


2505
передвижения крана;


2506
высоты подъема подъемника машиниста;


2507
передвижения противовеса.


2508
Ограничитель скорости подъемника машиниста


2509
Блокировка дверей подъемника и его шахты


2510
Указатель грузоподъемности


2511
Молниеприемник


2512
Анемометр


2513
Прибор защиты от обрыва фазы


2514



2600
Рельсовые пути (в целом)


2601
Пути (уклон продольный максимальный)


2602
Пути (уклон поперечный максимальный)


2603
Рельсы (состояние, соответствие ТУ)


2604
Шпалы (состояние, соответствие ТУ)


2605
Балластная призма (состояние)


2606
Заземление


2607
Тупиковые упоры (указатель тип)


2608






Приложение Г3
(справочное)

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ КРАНОВ


Сборочная единица

Неисправность, вид повреждения, дефект

Метод контроля
Предельные значения дефекта,
узел (элемент крана)
подузел (элемент узла)
описание (признаки)
эскиз

повреждения
1
2
3
4
5
6
Г3-1. Ходовая рама
Кольцевая рама (балка)
Г3-1.1. Трещины в сварных швах, околошовной зоне или по основному металлу:
- соединение вертикальных листов проушины с нижним листом и стенкой кольцевой балки (обечайки);
- соединение вертикальных листов проушины с верхним листом;
- соединение горизонтальной накладки с нижним листом проушины у основания;
- стыковые соединения нижних листов рамы (см. вид А);
- у основания нижней проушины;


Осмотр
Не допускается
Г3-1. Ходовая рама
Кольцевая рама (балка)
- вдоль швов, соединяющих привалочное кольцо под ОПУ с верхним горизонтальн