Rambler's Top100

СП 104-34-96 Скачать Предварительный просмотр

Скачать

Предварительный просмотр

(отсутствуют изображения, таблицы и формулы)

СП 104-34-96


СВОД ПРАВИЛ


Система нормативных документов в строительстве

СВОД ПРАВИЛ ПО СООРУЖЕНИЮ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ

Code of the regulations on contstruction of trunk gas pipelines

ПРОИЗВОДСТВО ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ


Дата введения 1996-10-01


РАЗРАБОТАН Ассоциацией "Высоконадежный трубопроводный транспорт", РАО "Газпром", АО "Роснефтегазстрой", АО ВНИИСТ, АО "НГС-Оргпроектэкономика"

СОГЛАСОВАН с Минстроем РФ письмом № 13/567 от 7 декабря 1995 г.

УТВЕРЖДЕН РАО "Газпром" (Приказ от 11.09.1996 г. № 44)


ВВЕДЕНИЕ

Настоящий "Свод Правил по сооружению газопроводов" был разработан ассоциацией "Высоконадежный трубопроводный транспорт" по заданию РАО "Газпром" в соответствии с введением в действие в 1994 г. Минстроем РФ СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения". Этот СНиП определил структуру нормативной документации по строительству, в которой предусматривается новый вид нормативного документа: Своды Правил по проектированию и строительству.
Согласно СНиП 10-01-94 "Своды Правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы".
"В Сводах Правил приводят с необходимой полнотой рекомендуемые в качестве официально признанных и оправдавших себя на практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм, правил, стандартов и будет способствовать удовлетворению потребностей общества".
"Нормативные документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства, учитывать международные и национальные стандарты технически развитых стран".
Эти основные положения СНиП 10-01-94 были приняты в качестве руководства по составлению "Свода Правил по сооружению магистральных газопроводов".
Действующие нормы в области трубопроводного транспорта устарели (СНиП III-42-80 "Правила производства работ" глава 42 "Магистральные трубопроводы" выпущен в 1981г., СНиП 2.05.06-85 в 1985г.). Новая редакция СНиП "Магистральные трубопроводы" задерживается разработкой. Это создало известные сложности при составлении Свода Правил по сооружению магистральных газопроводов, необходимость в которых была продиктована, прежде всего, началом строительства крупнейшей, трансконтинентальной газотранспортной системы Ямал-Европа.
В практике Минстроя России Свод Правил составлялся впервые, поэтому вначале возникли сложности в определении его оптимального состава. В представленном виде объем и содержание Свода Правил по сооружению магистральных газопроводов одобрены Минстроем России.
Настоящий Свод Правил составлен в соответствии с действующими нормативами в области проектирования и строительства трубопроводных систем, ссылки на которые указаны в каждом разделе Свода Правил. Однако, отдельные рекомендации Правил повышают и ужесточают требования действующих нормативных документов.
В Свод Правил введены также рекомендации по новым технологиям, прошедшим апробацию в отечественной или зарубежной практике. Требования их выполнения также, как и ужесточение нормативов, являются прерогативой, правом заказчика строительства газопроводов.
В правилах предусматривается использование строительных и специальных материалов и конструкций, оборудования и арматуры только гарантированного качества и обеспечение высокого качества выполнения всего комплекса строительно-монтажных процессов, надежности и безопасности сооружаемых газопроводных систем.
После ввода в действие новой редакции СНиП "Магистральные трубопроводы" в Свод Правил по сооружению магистральных газопроводов, в случае необходимости, могут быть внесены коррективы. Так как Свод Правил разрабатывался, в первую очередь, применительно к строительству газотранспортной системы Ямал-Европа, многие рекомендации имеют адресный характер для технически сложных газопроводов этой системы.
В составлении Свода Правил принимали участие ученые и специалисты ассоциации "Высоконадежный трубопроводный транспорт", РАО "Газпром", АО "Роснефтегазстрой", ВНИИГаза и института электросварки им. Е.О.Патона, АО ВНИИСТ, АО "НГС-Оргпроектэкономика", ПО "Спецнефтегаз", Государственной академии нефти и газа им. И.М.Губкина, а также других организаций.
Проект Свода Правил прошел широкое обсуждение, по нему были получены заключения от 16 организаций РАО "Газпром", АО "Роснефтегазстрой" и других. Проведено согласительное совещание с участием всех заинтересованных организаций.
Свод Правил по сооружению магистральных газопроводов включает:
Свод Правил по выбору труб для сооружения магистральных газопроводов СП 101-34-96
Свод Правил по сооружению линейной части газопроводов:
Организация строительства СП 102-34-96
Подготовка строительной полосы СП 103-34-96
Производство земляных работ СП 104-34-96
Производство сварочных работ и контроль качества сварных соединений СП 105-34-96
Укладка газопроводов из труб, изолированных в заводских условиях СП 106-34-96
Балластировка, обеспечение устойчивости положения газопроводов на проектных отметках СП 107-34-96
Сооружение подводных переходов СП 108-34-96
Сооружение переходов под шоссейными и железными дорогами СП 109-34-96
Сооружение участков газопроводов в особо сложных геологических и других условиях СП 110-34-96
Очистка полости и испытание газопроводов СП 111-34-96
В настоящем сборнике приведены четыре раздела СП, а именно:
Подготовка строительной полосы (СП 103-34-96) - составлен под руководством д-ра техн. наук профессора Л.Г.Телегина;
Производство земляных работ (СП 104-34-96) - составлен под руководством д-ра техн. наук профессора В.П.Ментюкова;
Укладка газопроводов из труб, изолированных в заводских условиях (СП 106-34-96) - составлен под руководством д-ра техн. наук профессора Л.Г.Телегина;
Балластировка, обеспечение устойчивости положения газопроводов на проектных отметках (СП 107-34-96) - составлен под руководством д-ра техн. наук профессора В.П.Ментюкова, д-ра техн. наук В.П.Черний, кандидата техн. наук Н.П.Васильева.
СП по подготовке строительной полосы - практически новый нормативно-технологический документ. При его составлении впервые выполнен сравнительный анализ отечественных и зарубежных норм в части подготовки строительной полосы.
Впервые подготовка строительной полосы в условиях болот определена в зависимости от технологии укладки газопровода (с бровки, сплавом и протаскиванием) и от сезона строительства.
Приведены в систему разрозненные данные по подготовке строительной полосы в условиях вечной мерзлоты.
Раздел СП по земляным работам ориентирован на создание нормативно-технологической базы по производству земляных работ при круглогодичном поточно-механизированном строительстве магистральных газопроводов, в том числе в сложных условиях северных районов и зонах распространения вечной мерзлоты.
В СП отражены современные прогрессивные прошедшие производственную проверку методы организации и технологии производства земляных работ, контроля качества и приемки земляных сооружений в различных природно-климатических и грунтовых зонах. Особое внимание уделено условиям, характерным для трассы системы газопроводов Ямал-Европа, включая оценку экологичности предлагаемых схем и технологий производства работ.
В разделе СП, посвященном балластировке и обеспечению устойчивости сооружаемых газопроводов, особое внимание уделено прокладке газопроводов в сложных гидрогеологических и природно-климатических условиях, особенно в северных районах и зонах распространения вечномерзлых грунтов.
Положения раздела СП направлены на повышение технических и технологических требований к созданию длительной надежности работы всех элементов трубопроводов, исходя из конструктивных решений, рекомендуемых балластировочных и анкерных устройств, а также методов производства работ.
В приложении к настоящему разделу СП приведена усовершенствованная методика расчета балластировки газопроводов.
В разделе СП по укладке магистральных газопроводов из труб, изолированных в заводских условиях, сформулированы принципы строительства трубопроводов из таких труб, применительно к современным возможностям технологии и организации. Даны указания по транспортировке, погрузке и разгрузке изолированных труб, обоснованы и рекомендуются наиболее эффективные схемы организации строительства.
Свод правил по сооружению магистральных газопроводов, суммируя все отечественные и мировые достижения в этой области, ставит своей целью при реализации прокладки газопроводов обеспечить высокое качество, надежность и безопасность магистралей, экономическую эффективность строительства за счет рациональных технических и технологических решений, возможности выполнения работ высокими темпами, соблюдения жесткой экологической дисциплины при производстве всех видов работ.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящем Своде Правил (СП) в целях обеспечения круглогодичного строительства и возможности поточно-механизированного выполнения всего комплекса строительно-монтажных работ, особенно в сложных условиях, соблюдения конструктивных параметров элементов трубопроводов при прокладке и требований надежности их работы в процессе эксплуатации отражены современные прогрессивные методы организации и технологии производства работ, контроля качества и приемки земляных сооружений в различных природно-климатических и грунтовых зонах.
В Своде Правил обобщены результаты исследований и проектно-конструкторских разработок, а также передовой опыт производства земляных работ, накопленный строительными организациями в отечественной и зарубежной практике при сооружении линейных объектов.
В настоящем СП предложены новые способы производства работ по сооружению магистральных трубопроводов в сложных природно-климатических условиях, отражены методы разработки траншей, сооружения насыпей, бурения шпуров и скважин под свайные опоры, засыпки траншей с учетом конструктивных параметров трубопроводов, специфика производства буровзрывных работ, в том числе при параллельной прокладке многониточных магистралей на различных участках трассы.
Настоящий СП предназначен для специалистов строительных и проектных организаций, занимающихся производством земляных работ при сооружении линейной части трубопроводов, а также разработкой проектов организации строительства и производства работ (ПОС и ППР).

Терминология

Траншея - выемка обычно значительной длины и сравнительно небольшой ширины, предназначенная для укладки прокладываемого трубопровода. Траншея как временное земляное сооружение разрабатывается в определенных параметрах в зависимости от диаметра строящегося трубопровода и может устраиваться с откосами или с вертикальными стенками.
Отвалом обычно называют грунт, укладываемый вдоль траншеи при ее разработке землеройными машинами.
Насыпи - земляные сооружения, предназначенные для прокладки трубопроводов при пересечении низких или сложных участков местности, а также для устройства по ним полотна дорог или смягчения профиля трассы при планировке полосы строительства посредством дополнительной отсыпки грунта.
Выемки - земляные сооружения, устраиваемые посредством срезки грунта при смягчении продольного профиля трассы и прокладке дорог вдоль полосы строительства трубопровода.
Полувыемки-полунасыпи - земляные сооружения, сочетающие признаки выемки и насыпи, предназначенные для прокладки трубопроводов и дорог на крутых косогорах (преимущественно поперечных склонах).
Канавы - сооружения в виде линейных выемок, устраиваемые обычно для осушения полосы строительства, их часто называют водоотводными или дренажными. Канавы, служащие для перехвата и отвода воды, протекающей с вышерасположенной территории и устраиваемые с верховой по уклону стороны земляного сооружения, называют нагорными. Канавы, служащие для отвода воды и расположенные вдоль обеих границ выемок или дороги, называют кюветами.
Канавы, прокладываемые при сооружении трубопроводов (наземным способом) на болотах вдоль границ полосы отвода и служащие для хранения воды, называются противопожарными канавами.
Кавальерами называют насыпи, отсыпанные из излишнего грунта, образовавшегося при разработке выемок, и расположенные вдоль последних.
Резервами обычно называют выемки, грунт из которых используется на отсыпку рядом расположенных насыпей. Резерв отделяется от заложения откоса насыпи защитной бермой.
Карьер - специально разрабатываемая выемка для использования грунта при отсыпке насыпей и расположенная на значительном расстоянии от них.
Канал - выемка значительной протяженности и заполненная водой. Каналы обычно устраиваются при сооружении трубопроводов на болотах и заболоченных участках и служат в качестве траншеи для укладки трубопровода методом сплава или в качестве магистрального канала осушительной сети дренажной системы.
Конструктивными элементами траншеи являются профиль траншеи, отвал грунта, валик над траншеей (после ее засыпки грунтом). Конструктивными элементами насыпи являются земляное полотно, кюветы, кавальеры и резервы.
Профиль траншеи, в свою очередь, имеет следующие характерные элементы: дно, стенки, бровки.
Насыпи имеют: основание, откосы, подошву и бровки откосов, гребень.
Постель - слой рыхлого, обычно песчаного грунта (толщиной 10-20 см), отсыпаемого на дно траншеи в скальных и мерзлых грунтах для предохранения от механических повреждений изоляционного покрытия при укладке трубопровода в траншею.
Присыпка - слой мягкого (песчаного) грунта, отсыпаемого над уложенным в траншею трубопроводом (толщиной 20 см), перед засыпкой его разрыхленным скальным или мерзлым грунтом до проектной отметки поверхности земли.
Вскрышной слой грунта - минеральный мягкий верхний слой грунта, залегающий над материковыми скальными породами, подлежащий первоочередному удалению (вскрытию) с полосы строительства, для последующей эффективной разработки скального грунта буровзрывным методом.
Шпуры - цилиндрические полости в грунте диаметром до 75 мм и глубиной не более 5 м, образуемые буровыми установками для размещения зарядов ВВ при рыхлении прочных грунтов буровзрывным шпуровым методом (для сооружения траншей).
Скважины - цилиндрические полости в грунте диаметром свыше 76 мм и глубиной более 5 м, образуемые буровыми машинами для размещения в них зарядов ВВ при производстве буровзрывных работ как для рыхления грунта, так и взрывов на сброс при устройстве полок в горной местности.
Комплексный последовательный метод - метод разработки траншей преимущественно в высокопрочных вечномерзлых грунтах под балластируемые трубопроводы диаметром 1420 мм, заключающийся в последовательном проходе по створу траншеи нескольких типов роторных траншейных экскаваторов, либо роторных экскаваторов одного типа с разными параметрами рабочего органа для устройства траншеи проектного профиля (до 3х3 м).
Технологический разрыв - расстояние по фронту между захватками производства отдельных видов работ технологического процесса строительства линейной части магистрального трубопровода в пределах полосы отвода (например, технологический разрыв между подготовительными и земляными работами, между сварочно-монтажными и изоляционно-укладочными, а при производстве земляных работ в скальных грунтах разрыв между бригадами по вскрышным, буровым, взрывным работам и разработке траншей экскаваторами в разрыхленных взрывом грунтах).
Пооперационный контроль качества работ - непрерывный технологический процесс контроля качества, осуществляемый параллельно с выполнением любой строительно-монтажной операции или процесса, выполняется в соответствии с разработанными на все виды работ по строительству линейной части магистральных трубопроводов технологическими картами пооперационного контроля качества.
Технологическая карта пооперационного контроля качества земляных работ отражает основные положения по технологии и организации пооперационного контроля, технологические требования к машинам, определяет основные процессы и операции, подлежащие контролю контролируемые показатели, характерные при выполнении земляных работ, состав и виды контроля, а также формы исполнительской документации, в которой регистрируются результаты контроля.

1. Общие положения

1.1. Технология всего комплекса земляных работ, включая инженерную подготовку полосы строительства, для соблюдения требуемых размеров и профилей земляных сооружений, а также регламентируемых допусков при производстве земляных работ, должна выполняться в соответствии с Проектом, разработанным с учетом требований действующих нормативных документов:
"Магистральные трубопроводы" (СНиП III-42-80);
"Организация строительного производства" (СНиП 3.01.01-80);
"Земляные сооружения. Основания и фундаменты" (СНиП 3.02.01-87);
"Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов" (СН-452-73) Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик;
"Строительство магистральных трубопроводов. Технология и организация" (ВСН 004-88, Миннефтегазстрой, П., 1989);
Закон РФ об охране окружающей природной среды;
Технические Правила ведения взрывных работ на дневной поверхности (М., Недра, 1972);
Инструкция по технологии производства взрывных работ в мерзлых грунтах вблизи действующих стальных подземных магистральных трубопроводов (ВСН-2-115-79);
Настоящий Свод Правил.
Детальная разработка технологии и организационных мероприятий осуществляется при составлении технологических карт и проектов производства работ на конкретные производственные процессы с учетом специфики рельефных и грунтовых условий каждого участка трассы трубопровода.
1.2. Земляные работы следует производить с обеспечением требований качества и с обязательным пооперационным контролем всех технологических процессов. Все подразделения по производству земляных работ рекомендуется снабдить картами пооперационного контроля качества, которые разрабатываются в развитие ПОС и ППР, схемами комплексной механизации по строительству магистральных трубопроводов проектно-конструкторскими организациями отрасли.
1.3. Производство земляных работ необходимо осуществлять с соблюдением Правил техники безопасности, производственной санитарии и новейших достижений в области охраны труда.
Весь комплекс земляных работ при сооружении трубопроводов осуществляется в соответствии с проектами организации строительства и производства работ.
1.4. Технологией и организацией земляных работ следует предусматривать поточность их производства, круглогодичность выполнения, в том числе на сложных участках трассы, без существенного увеличения их трудоемкости и стоимости, с сохранением заданных темпов производства работ. Исключение составляют работы на вечномерзлых грунтах и заболоченных территориях Крайнего Севера, где работы рекомендуется производить только в период промерзания почвы.
1.5. Управление и руководство по охране труда, а также ответственность за обеспечение условий для соблюдения требований охраны труда в специализированных подразделениях рекомендуется возлагать на управляющих, начальников и главных инженеров этих организаций. На местах работ ответственность за соблюдение этих требований несут начальники участков (колонн), прорабы и мастера.
1.6. Строительные машины и оборудование для земляных работ должны соответствовать техническим условиям эксплуатации с учетом условий и характера выполняемой работы; в северных районах с низкими температурами воздуха рекомендуется преимущественно применять машины и технику в северном исполнении.
1.7. При строительстве магистральных трубопроводов земли, предоставленные на временное пользование, необходимо приводить в соответствие с требованиями проекта внутрихозяйственного землеустройства соответствующих землепользователей:
при производстве земляных работ не рекомендуется применение приемов и методов, способствующих смыву, выдуванию и оплыванию почв и грунтов, росту оврагов, размыванию песков, образованию селевых потоков и оползней, засолению, заболачиванию почв и других форм утраты плодородия;
при осушении полосы отвода методом открытого дренажа не должен допускаться сброс дренажных вод в источники водоснабжения населения, лечебные водные ресурсы, места отдыха и туризма.

2. Производство земляных работ. Работы по рекультивации земель

2.1. Производство работ по снятию и восстановлению слоя в пределах строительной полосы рекомендуется выполнять в соответствии со специальным проектом рекультивации земель.





Рис. Принципиальная схема полосы отвода при строительстве магистральных трубопроводов

А - минимальная ширина полосы в которой снимается плодородный слой почвы
(ширина траншеи по верху плюс 0,5 м в каждую сторону)


2.2. Проект рекультивации земель должен разрабатываться проектными организациями с учетом специфики конкретных участков трассы и быть согласованным с землепользователями данных участков.
2.3. Плодородные земли приводятся в пригодное состояние, как правило, в процессе строительных работ на трубопроводе, а при невозможности этого - не позднее, чем в течение года после завершения всего комплекса работ (по согласованию с землепользователем). Все работы должны быть закончены в течение срока отвода земель под строительство.
2.4. В проекте рекультивации земель в соответствии с условиями представления земельных участков в пользование и с учетом местных природно-климатических особенностей должны быть определены:
границы угодий по трассе трубопровода, в которых необходимо проведение рекультивации;
толщина снимаемого плодородного слоя почвы по каждому участку, подлежащему рекультивации;
ширина зоны рекультивации в пределах полосы отвода;
место расположения отвала для временного хранения снятого плодородного слоя почвы;
методы нанесения плодородного слоя почвы и восстановления ее плодородия;
допустимое превышение нанесенного плодородного слоя почвы над уровнем ненарушенных земель;
методы уплотнения разрыхленного минерального грунта и плодородного слоя после засыпки трубопровода.
2.5. Работы по снятию и нанесению плодородного слоя почвы (техническую рекультивацию) производят силами строительной организации; восстановление плодородия почв (биологическую рекультивацию, включающую внесение удобрения, посев трав, восстановление мохового покрова в северных районах, вспашка плодородных почв и другие сельскохозяйственные работы) производят силами землепользователей за счет средств, предусмотренных сметой на рекультивацию, включаемой в сводную смету строительства.
2.6. При разработке и согласовании проекта рекультивации земель для трубопровода, прокладываемого параллельно действующему газопроводу, следует учитывать его действительное положение в плане, фактическую глубину залегания и техническое состояние, и на основании этих данных разработать проектные решения, обеспечивающие сохранность действующего трубопровода и безопасность производства работ в соответствии с "Инструкцией по производству работ в охранной зоне магистральных трубопроводов" и действующими правилами техники безопасности.
2.7. При прокладке трубопровода параллельно действующему трубопроводу следует учитывать, что эксплуатирующая организация до начала работ должна обозначить на местности расположение оси действующего трубопровода, определить и обозначить специальными предупредительными знаками опасные места (участки недостаточного заглубления и участки трубопровода, находящегося в неудовлетворительном состоянии). В период производства работ вблизи действующих трубопроводов или на пересечении с ними необходимо присутствие представителей эксплуатирующей организации. Исполнительная документация на скрытые работы должна составляться по формам, приведенным в ВСН 012-88, часть II.
2.8. Технология работ по технической рекультивации нарушенных земель при строительстве магистральных трубопроводов заключается в снятии плодородного слоя почвы до начала строительных работ, транспортировке его к месту временного хранения и нанесении его на восстанавливаемые земли по окончании строительных работ.
2.9. В теплое время года снятие плодородного слоя почвы и его перемещение в отвал следует производить роторным рекультиватором типа ЭТР 254-05, а также бульдозерами (типа Д-493А, Д-694, Д-385А, Д-522, ДЗ-27С) продольно-поперечными ходами при толщине слоя до 20 см и поперечными - при толщине слоя более 20 см. При толщине плодородного слоя до 10-15 см рекомендуется для снятия и перемещения его в отвал применять автогрейдеры.
2.10. Снятие плодородного слоя почвы должно производиться на всю проектную толщину слоя рекультивации, по возможности, за один проход или послойно за несколько проходов. Во всех случаях нельзя допускать смешивания плодородного слоя почвы с минеральным грунтом.
Лишний минеральный грунт, образуемый в результате вытеснения объема при укладке трубопровода в траншею, в соответствии с проектом может быть равномерно распределен и спланирован на полосе снятого плодородного слоя почвы (перед нанесением последнего) либо вывезен за пределы строительной полосы в специально указанные для этого места.
Вывозка лишнего минерального грунта осуществляется по двум схемам:
1. После засыпки траншеи минеральный грунт бульдозером или автогрейдером равномерно распределяется по полосе, подлежащей рекультивации, затем после его уплотнения производится срезка грунта скреперами (типа Д-357М, Д-511С и др.) на требуемую глубину с таким расчетом, чтобы обеспечить допускаемое превышение уровня наносимого плодородного слоя почвы над поверхностью ненарушенных земель. Скреперами грунт транспортируется в специально указанные в проекте места;
2. Минеральный грунт после разравнивания и уплотнения срезается и перемещается бульдозером вдоль полосы и укладывается в целях повышения эффективности его погрузки на транспорт в специальные бурты высотой до 1,5-2,0 м объемом до 150-200 м, откуда он одноковшовыми экскаваторами (типа ЭО-4225, оборудованными ковшом с прямой лопатой или грейфером), либо одноковшовыми фронтальными погрузчиками (типа ТО-10, TO-28, TO-18) грузится в автосамосвалы и вывозится за пределы строительной полосы в специально указанные в проекте места.
Первая схема рекомендуется при дальности вывозки грунта до 0,5 км, вторая - более 0,5 км.
2.11. Если по требованию землепользователей проектом предусмотрен вывоз также плодородного слоя почвы за пределы строительной полосы в специальные временные отвалы (например, на особо ценных землях), то снятие и транспортировка его на расстояние до 0,5 км должна производиться скреперами (типа ДЗ-1721).
При вывозке грунта на расстояние более 0,5 км следует использовать автосамосвалы (типа МАЗ-503Б, КРАЗ-256Б) или другие машины.
Погрузку плодородного слоя (также предварительно сдвинутого в бурты) на самосвалы в этом случае рекомендуется выполнять фронтальными погрузчиками (типа ТО-10, Д-543), а также одноковшовыми экскаваторами (типа ЭО-4225), оборудованными ковшом с прямой лопатой или грейфером. Оплата всех указанных работ должна быть предусмотрена в дополнительной смете.
2.12. Снятие плодородного слоя почвы, как правило, производится до наступления устойчивых отрицательных температур. В исключительных случаях по согласованию с землепользователями и органами, осуществляющими контроль за использованием земель, допускается снятие плодородного слоя почвы в зимних условиях.
При выполнении работ по снятию плодородного слоя почвы в зимнее время года рекомендуется мерзлый плодородный слой почвы разрабатывать бульдозерами (типа ДЗ-27С, ДЗ-34С, "Интернейшнл Харвестер" ТД-25С) с предварительным рыхлением его трехзубыми рыхлителями (типа ДП-26С, ДП-9С, V-PRS, V-PRE, "Интернейшнл Харвестер" ТД-25С), рыхлителями марки "Катерпиллер" (модель 9В) и другими.
Рыхление должно производиться на глубину, не превышающую толщины снимаемого плодородного слоя почвы.
При рыхлении грунта тракторными рыхлителями рекомендуется применять продольно-поворотную технологическую схему.
Для снятия и перемещения плодородного слоя почвы могут применяться в зимнее время роторные траншейные экскаваторы (типа ЭТР-253А, ЭТР-254, ЭТР-254АМ, ЭТР-254АМ-01, ЭТР-254-05, ЭТР-307, ЭТР-309).
Глубина погружения ротора при этом не должна превышать толщины снимаемого плодородного слоя почвы.
2.13. Засыпку трубопровода минеральным грунтом производят в любое время года сразу же после его укладки. Для этого могут быть использованы роторные траншеезасыпатели и бульдозеры.
В теплое время года после засыпки трубопровода минеральным грунтом производится его уплотнение вибрационными уплотнителями типа Д-679, пневмокатками или многократными (три-пять раз) проходами гусеничных тракторов над засыпанным минеральным грунтом трубопроводом. Уплотнение минерального грунта таким способом выполняется до заполнения трубопровода транспортируемым продуктом.
2.14. В зимнее время искусственное уплотнение минерального грунта не производится. Грунт приобретает необходимую плотность после оттаивания в течение трех-четырех месяцев (естественное уплотнение). Процесс уплотнения может быть ускорен путем увлажнения (замачивания) грунта водой в засыпанной траншее.
Такой же метод уплотнения может быть рекомендован, когда в трубопроводе в период рекультивации имеется продукт.
2.15. Нанесение плодородного слоя почвы должно производиться только в теплое время года (при нормальной влажности и достаточной несущей способности грунта для прохода машин). Для этого используются бульдозеры, работающие поперечными ходами, перемещая и разравнивая плодородный слой почвы. Этот способ рекомендуется применять при толщине плодородного слоя свыше 0,2 м. Окончательная планировка может быть выполнена продольными проходами автогрейдеров.
2.16. При необходимости транспортировки плодородного слоя почвы к месту нанесения его из отвалов, расположенных за пределами строительной полосы и удаленных от нее на расстояние до 0,5 км, могут быть использованы скреперы (типа ДЗ-1721). При расстоянии транспортировки, превышающем 0,5 км, плодородный слой почвы доставляется с помощью автосамосвалов с последующим разравниванием его бульдозерами, работающими косопоперечными или продольными ходами.
Разравнивание плодородного слоя почвы может также выполняться автогрейдерами (типа ДЗ-122, ДЗ-98В, оборудованными в передней части ножом-отвалом).
Приведение земляных участков в пригодное состояние производится в ходе работ, а при невозможности этого - не позднее, чем в течение года после завершения работ.
2.17. Контроль за правильностью выполнения работ в соответствии с проектом рекультивации земель осуществляется органами государственного контроля за использованием земель на основании утвержденного Правительством положения. Передача землепользователям восстановленных земель должна оформляться актом в установленном порядке.

3. Земляные работы в обычных условиях

3.1. Технологические параметры земляных сооружений, применяемых при строительстве магистральных трубопроводов (ширина, глубина и откосы траншеи, сечение насыпи и крутизна ее откосов, параметры шпуров и скважин), устанавливаются в зависимости от диаметра прокладываемого трубопровода, способа его закрепления, рельефа местности, грунтовых условий и определяются проектом. Размеры траншеи (глубина, ширина по дну, откосы) устанавливают в зависимости от назначения и внешних параметров трубопровода, вида балластировки, характеристики грунтов, гидрогеологических и рельефных условий местности.
Конкретные параметры земляных сооружений определяются рабочими чертежами.
Глубину траншеи устанавливают из условий предохранения трубопровода от механических повреждений при переезде через него автотранспорта, строительных и сельскохозяйственных машин. Глубина траншеи при прокладке магистральных трубопроводов принимается равной диаметру трубы плюс необходимая величина засыпки грунта над ней и назначается проектом. При этом она должна быть (соответственно СНиП 2.05.06-85) не менее:

при диаметре менее 1000 мм .
0,8 м;
при диаметре 1000 мм и более
1,0 м;
на болотах или торфяных грунтах, подлежащих осушению
1,1 м;
в песчаных барханах, считая от нижних отметок межбарханных оснований
1,0 м;
в скальных грунтах, болотистой местности при отсутствии проезда автотранспорта и сельскохозяйственных машин
0,6 м.

Минимальная ширина траншеи понизу назначается СНиП и принимается не менее:
D + 300 мм - для трубопроводов диаметром до 700 мм;
1,5 D - для трубопроводов диаметром 700 мм и более с учетом следующих дополнительных требований:
для трубопроводов диаметром 1200 и 1400 мм при рытье траншей с откосами не круче 1:0,5 ширину траншеи по дну допускается уменьшать до величины D + 500 мм, где D - условный диаметр трубопровода.
При разработке грунта землеройными машинами ширину траншеи рекомендуется принимать равной ширине режущей кромки рабочего органа машины, принятой проектом организации строительства, но не менее указанной выше.
При балластировке трубопровода утяжеляющими грузами или закреплении анкерными устройствами ширину траншеи по дну необходимо принимать не менее 2,2 D, а для трубопровода с тепловой изоляцией устанавливается проектом.
Ширину траншеи по дну на кривых участках из колен принудительного гнутья рекомендуется принимать равной двукратной величине по отношению к ширине на прямолинейных участках.
3.2. К началу работ по рытью траншеи рекомендуется получить:
письменное разрешение на право производства земляных работ в зоне расположения подземных коммуникаций, выданное организацией, ответственной за эксплуатацию этих коммуникаций;
проект производства земляных работ, при разработке которого используются типовые технологические карты;
наряд-задание экипажу экскаватора (если работы выполняются совместно с бульдозерами и рыхлителями, то и машинистам этих машин) на производство работ.
3.3. Перед разработкой траншеи необходимо восстановить разбивку оси траншеи. При разработке траншеи одноковшовым экскаватором по оси траншеи расставляют вешки впереди по ходу машины и сзади вдоль уже вырытой траншеи. При рытье роторным экскаватором на передней части его устанавливают вертикальный визир, который позволяет машинисту, ориентируясь на установленные вешки, держаться проектного направления трассы.
3.4. Профиль для траншеи необходимо выполнять так, чтобы уложенный трубопровод по всей длине нижней образующей плотно соприкасался с дном траншеи, а на углах поворота - располагался по линии упругого изгиба.
3.5. На дне траншеи не следует оставлять обломки скальных пород, гравия, твердых комков глины и прочих предметов и материалов, которые могут повредить изоляцию укладываемого трубопровода.
3.6. Разработка траншеи производится одноковшовыми экскаваторами:
на участках с выраженной холмистой местностью (или сильнопересеченной), прерывающейся различными (в том числе водными) преградами;
в скальных грунтах, разрыхленных буровзрывным способом;
на участках кривых вставок трубопровода;
при работе в мягких грунтах с включением валунов;
на участках повышенной влажности и болотах;
в обводненных грунтах (на рисовых полях и орошаемых землях);
в местах, где невозможно или нецелесообразно использовать роторные экскаваторы;
на сложных участках, специально определенных проектом.
Для разработки широких траншей с откосами (в сильно обводненных, сыпучих, неустойчивых грунтах) на сооружении трубопроводов используют одноковшовые экскаваторы, оборудованные драглайном. Землеройные машины оборудуют надежной действующей звуковой сигнализацией. С системой сигналов должны быть ознакомлены все рабочие бригады, обслуживающие эти машины.
На участках со спокойным рельефом местности, на отлогих возвышенностях, на мягких подножьях и на мягких затяжных склонах гор работы могут выполняться роторными траншейными экскаваторами.
3.7. Траншеи с вертикальными стенками могут разрабатываться без крепления в грунтах естественной влажности с ненарушенной структурой при отсутствии грунтовых вод на глубину (м):
в насыпных песчаных и гравелистых грунтах ....... не более 1;
в супесях .................................................................... не более 1,25;
в суглинках и глинах ................................................ не более 1,5;
в особо плотных нескальных грунтах ..................... не более 2.

При разработке траншей большой глубины необходимо устраивать откосы различного заложения в зависимости от состава грунта и его влажности (табл.1).

Таблица 1

Допустимая крутизна откосов траншей

Грунт
Отношение высоты откосов к его заложению при глубине выемки, м

до 1,5
до 3,0
до 5,0
Насыпной естественной влажности
1 : 0,67
1 : 1
1 : 1,25
Песчаный и гравийный влажный (ненасыщенный)
1 : 0,50
1 : 1
1 : 1
Супесь
1 : 0,25
1 : 0,67
1 : 0,85
Суглинок
1 : 0
1 : 0,50
1 : 0,75
Глина
1 : 0
1 : 0,25
1 : 0,50
Лессовидный сухой
1 : 0
1 : 0,50
1 : 0,50
Скальные на равнине
1 : 0,2
1 : 0,2
1 : 0,2

3.8. В переувлажненных, глинистых грунтах дождевыми, снеговыми (талыми) и грунтовыми водами крутизну откосов котлованов и траншей уменьшают по сравнению с указанной в табл.1 до величины угла естественного откоса. Уменьшение крутизны откосов производитель работ оформляет актом. Лесовидные и насыпные грунты при переувлажнении становятся неустойчивыми, и при их разработке применяют крепление стенок.
3.9. Крутизна откосов траншей под трубопровод и котлованов под установку трубопроводной арматуры принимается по рабочим чертежам (в соответствии с табл.1). Крутизна откосов траншеи на участках болот принимается следующей (табл.2):

Таблица 2

Крутизна откосов траншеи на участках болот

Тип болот
Крутизна откосов для торфа

слабо разложившегося
хорошо разложившегося
I
1 : 0,75
1 : 1
II
1 : 1
1 : 1,25
III (сильно обводненных)
-
По проекту

3.10. Методы разработки грунтов определяют в зависимости от параметров земляного сооружения и объемов работ, геотехнических характеристик грунтов, классификации грунтов по трудности разработки, местных условий строительства, наличия землеройных машин в строительных организациях.
3.11. На линейных работах по ходу рытья траншей под трубопроводы в соответствии с рабочими чертежами разрабатывают котлованы под краны, конденсатосборники и другие технологические узлы размерами по 2 м во все стороны от сварного стыка трубопровода с арматурой.
Под технологические разрывы (захлесты) разрабатываются приямки глубиной 0,7 м, длиной 2 м и шириной не менее 1 м в каждую сторону от стенки трубы.
При сооружении линейной части трубопроводов поточным методом грунт, вынутый из траншеи, укладывается в отвал с одной (левой по направлению работ) стороны траншеи, оставляя другую сторону свободной для передвижения транспорта и производства строительно-монтажных работ.
3.12. Во избежание обвала вынутого грунта в траншею, а также обрушения стенок траншеи основание отвала вынутого грунта следует располагать в зависимости от состояния грунта и погодных условий, но не ближе 0,5 м от края траншеи.
Обвалившийся грунт в траншее может быть зачищен экскаватором с грейферным ковшом непосредственно перед укладкой трубопровода.
3.13. Разработка траншей одноковшовым экскаватором с обратной лопатой ведется в соответствии с проектом без применения ручной подчистки дна (это достигается рациональным расстоянием продвижения экскаватора и протаскиванием ковша по дну траншеи), что обеспечивает устранение гребешков на дне траншеи.
3.14. Разработка траншей драглайном выполняется лобовыми или боковыми забоями. Выбор способа разработки зависит от размеров траншей по верху, места отсыпки грунта и условий работы. Широкие траншеи, особенно на заболоченных и слабых грунтах, разрабатывают как правило боковыми проходами, а обычные - лобовыми.
При устройстве траншей экскаватор рекомендуется устанавливать от края забоя на расстоянии, обеспечивающем безопасную работу машин (за пределами призмы обрушения грунта): для экскаваторов - драглайнов с ковшом емкостью 0,65 м расстояние от бровки траншеи до оси движения экскаватора (при боковой разработке) должно составлять не менее 2,5 м. На неустойчивых слабых грунтах под ходовую часть экскаватора подкладывают деревянные слани либо работают с передвижных пеносаней.
При разработке траншей одноковшовыми экскаваторами с обратной лопатой и драглайном допускается перебор грунта до 10 см; недобор грунта не разрешается.
3.15. На участках с высоким уровнем стояния грунтовых вод разработку траншей рекомендуется начинать с более низких мест для обеспечения стока воды и осушения вышележащих участков.
3.16. Для обеспечения устойчивости стенок траншеи при ведении работ в малоустойчивых грунтах роторными экскаваторами последние оборудуются специальными откосниками, которые позволяют разрабатывать траншеи с откосами (крутизной 1:0,5 и более).
3.17. Траншеи, глубина которых превышает максимальную глубину копания экскаватора данной марки, разрабатывают экскаваторами в комплексе с бульдозерами.

Земляные работы в скальных грунтах в условиях равнинной
местности и в горных условиях

3.18. Земляные работы при сооружении магистральных трубопроводов в скальных грунтах в условиях равнинной местности с уклонами до 8° включают нижеперечисленные операции и выполняются в определенной последовательности:
снятие и перемещение в отвал для хранения плодородного слоя или вскрытие слоя, покрывающего скальные грунты;
рыхление скальных пород буровзрывным или механическим способом с последующей его планировкой;
разработка одноковшовым экскаватором разрыхленных грунтов;
устройство постели из мягкого грунта на дне траншеи.
После укладки трубопровода в траншею выполняются следующие работы:
присыпка трубопровода разрыхленным мягким грунтом;
устройство перемычек в траншее на продольных склонах;
засыпка трубопровода скальным грунтом;
рекультивация плодородного слоя.
3.19. После снятия плодородного слоя для обеспечения бесперебойной и более производительной работы бурильщиков и бурильной техники по рыхлению скального грунта убирается вскрышной слой до обнажения скальной породы. На участках с толщиной мягкого грунтового слоя 10-15 см и менее его можно не удалять.
При шарошечном бурении зарядных шпуров и скважин мягкий грунт снимают только с целью его сохранения или использования для устройства постели или присыпки трубопровода.
3.20. Работы по снятию вскрышного грунта выполняют, как правило, бульдозерами. При необходимости эти работы допускается выполнять одноковшовыми или роторными экскаваторами, траншеезасыпателями, используя их как самостоятельно, так и в сочетании с бульдозерами (комбинированным методом).
3.21. Снятый грунт укладывают на берме траншеи в целях возможности использования его для устройства постели и присыпки. Отвал разрыхленного скального грунта располагают за отвалом грунта вскрышы.
3.22. При небольшой мощности скальных пород или в случае их сильной трещиноватости рыхление рекомендуется осуществлять тракторным рыхлителем.
3.23. Рыхление скальных грунтов производится преимущественно способами короткозамедленного взрывания, при котором зарядные скважины (шпуры) располагают по квадратной сетке.
В исключительных случаях применения мгновенного способа взрывания (при широких траншеях и котлованах) скважины (шпуры) следует располагать в шахматном порядке.
3.24. Уточнение расчетной массы зарядов и корректировка сетки расположения шпуров производится пробными взрывами.
3.25. Взрывные работы необходимо вести так, чтобы скальная порода была разрыхлена до проектных отметок траншеи (с учетом устройства песчаной постели на 10-20 см) и не требовалось бы повторного взрывания для ее доработки.
В одинаковой мере это относится и к устройству полок взрывным способом.
При рыхлении грунта взрывным методом необходимо также следить за тем, чтобы куски разрыхленного грунта не превышали 2/3 размера ковша экскаватора, предназначенного для его разработки. Куски больших размеров разрушают накладными зарядами.
3.26. Перед разработкой траншеи выполняется грубая планировка разрыхленного скального грунта.
3.27. При укладке трубопровода для предохранения его изоляционного покрытия от механических повреждений о неровности, имеющиеся на дне траншеи, устраивают постель из мягкого грунта толщиной не менее 0,1 м над выступающими частями основания.
Постель устраивают из привозного или местного вскрышного мягкого грунта.
3.28. Для устройства постели применяют преимущественно роторные траншейные и одноковшовые экскаваторы, а в ряде случаев - роторные траншеезасыпатели, которые разрабатывают мягкий вскрышной грунт, находящийся на полосе рядом с траншеей трубопровода, у проезжей части, и отсыпают его на дно траншеи.
3.29. Грунт, привезенный самосвалами и отсыпанный рядом с трубой (со стороны, противоположной отвалу из траншеи), размещают и разравнивают на дне траншеи с помощью одноковшового экскаватора, оборудованного драглайном, скребком, обратной лопатой, либо скребковыми или ленточными приспособлениями. При достаточной ширине траншеи (например, на участках балластировки трубопровода или на участках поворота трассы) разравнивание отсыпанного грунта по дну траншеи может осуществляться малогабаритными бульдозерами.
3.30. Для предохранения изоляционного покрытия трубопровода от повреждения его кусками скальных пород при засыпке поверх трубы рекомендуется устраивать присыпку из мягкого вскрышного или привозного грунта толщиной не менее 20 см над верхней образующей трубы. Присыпка трубопровода выполняется той же техникой, что и подсыпка под трубопровод.
При отсутствии мягкого грунта подсыпка и присыпка могут заменяться устройством сплошной футеровки из деревянных реек или соломенных, камышитовых, пенопластовых, резинотехнических и прочих матов. Кроме того, подсыпка может заменяться укладыванием на дно траншеи мешков, заполненных мягким грунтом или песком, на расстоянии 2-5 м один от другого (в зависимости от диаметра трубопровода) или устройством пеностирольной постели (напылением раствора перед укладкой трубопровода).
3.31. Земляные работы при сооружении магистральных трубопроводов в скальных грунтах в горной местности включают следующие технологические процессы:
устройство временных дорог и подъездов к трассе;
вскрышные работы;
устройство полок;
разработку траншей на полках;
засыпку траншей и оформление валика.
3.32. При прохождении трассы трубопровода по крутым продольным уклонам производится их планировка путем срезки грунта и уменьшения угла подъема. Эти работы выполняются по всей ширине полосы бульдозерами, которые, срезая грунт, передвигаются сверху вниз и сталкивают его к подножью склона вне пределов строительной полосы. Профиль траншеи рекомендуется размещать не в насыпном, а в материковом грунте. Поэтому устройство насыпи возможно преимущественно в зоне прохода транспортных машин.

Устройство полок

3.33. При прохождении трасс по склону с поперечной крутизной более 8° должна устраиваться полка.
Конструкция и параметры полки назначаются в зависимости от диаметра труб, размеров траншей и отвалов грунта, типа применяемых машин и методов работ и определяются проектом.
3.34. Устойчивость полунасыпи-полки зависит от характеристики насыпного грунта и грунта подошвы косогора, крутизны косогора, ширины насыпной части, состояния растительного покрова. Для устойчивости полки ее отрывают с уклоном 3-4% в сторону косогора.
3.35. На участках с поперечным уклоном до 15° разработка выемок под полки в нескальных и разрыхленных скальных грунтах производится поперечными проходами бульдозеров перпендикулярно оси трассы. Доработка полки и ее планировка в этом случае производится продольными проходами бульдозера с послойной разработкой грунта и перемещением его в полунасыпи.
Разработка грунта при устройстве полок на участках с поперечным уклоном до 15° может выполняться также продольными проходами бульдозера. Бульдозер вначале производит зарезание и разработку грунта у линии перехода полувыемками в полунасыпь. После срезки грунта в первой призме у внешней кромки полки и перемещения его в насыпную часть полки разрабатывается грунт следующей удаленной от границы перехода в полунасыпь призме (к направлению внутренней части полки), а затем в следующих находящихся в материковом грунте призмах - до полной разработки профиля полувыемки.
При больших объемах земляных работ используются два бульдозера, которые ведут разработку полки с двух сторон продольными проходами навстречу друг другу.
3.36. На участках с поперечным уклоном более 15° для разработки разрыхленного или нескального грунта при устройстве полок применяют одноковшовые экскаваторы, оборудованные прямой лопатой. Экскаватор разрабатывает грунт в пределах полувыемки и отсыпает его в насыпную часть полки. В процессе первоначальной разработки полки его рекомендуется якорить бульдозером или трактором. Окончательная доработка и планировка полки выполняется бульдозерами.
3.37. При устройстве полок и рытье траншей в горной местности для рыхления неразборной скалы возможно применение тракторных рыхлителей или буровзрывного способа разработки.
3.38. При работе тракторного рыхлителя учитывается, что эффективность его работы повышается, если направление рабочего хода принимается сверху вниз под уклон и рыхление ведется с выбором наибольшей длины рабочего хода.
3.39. Способы бурения шпуров и скважин, а также методы заряжания и взрывания зарядов при устройстве полок в горных районах и траншей на полках аналогичны способам, применяемым при разработке траншей в скальных грунтах на равнинной местности.
3.40. Земляные работы по разработке траншей на полках рекомендуется вести с опережением вывозки труб на трассу.
Траншеи на полках в мягких грунтах и сильно выветрелых скальных породах разрабатывают одноковшовыми и роторными экскаваторами без рыхления. На участках с плотными скальными грунтами перед разработкой траншеи грунт рыхлят буровзрывным способом.
Землеройные машины при разработке траншей перемещаются по тщательно спланированной полке; при этом одноковшовые экскаваторы перемещаются так же, как и при сооружении траншей в скальных грунтах на равнинной местности, по настилу из металлических или деревянных щитов.
3.41. Отвал грунта из траншеи помещается, как правило, у бровки откоса полувыемки с правой стороны полки по ходу разработки траншеи. Если отвал грунта располагается в зоне проезда, то для нормальной работы строительных машин и механизмов грунт планируют по полке и утрамбовывают бульдозерами.
3.42. На участках трассы с продольными уклонами до 15° разработка траншей, если нет поперечных косогоров, выполняется одноковшовыми экскаваторами без специальных предварительных мероприятий. При работе на продольных уклонах от 15 до 36° осуществляют предварительную анкеровку экскаватора. Число анкеров и метод их закрепления определяют расчетом, который должен быть в составе проекта производства работ.
При работе на продольных уклонах более 10° для определения устойчивости экскаватора его проверяют на самопроизвольный сдвиг (скольжение) и при необходимости производят анкеровку. В качестве анкеров на крутых склонах используют тракторы, бульдозеры, лебедки. Удерживающие приспособления располагают на вершине склона на горизонтальных площадках и соединяют с экскаватором тросом.
3.43. На продольных уклонах до 22° разработка грунта одноковшовым экскаватором допускается в направлении как снизу вверх, так и сверху вниз по склону.
На участках с уклоном более 22° для обеспечения устойчивости одноковшовых экскаваторов допускается: при прямой лопате вести работы только в направлении сверху вниз по склону ковшом вперед по ходу работ, а при обратной лопате - только сверху вниз по склону, ковшом назад по ходу работ.
Разработка траншей на продольных уклонах до 36° в грунтах, не требующих рыхления, производится одноковшовыми или роторными экскаваторами, в предварительно разрыхленных грунтах - одноковшовыми экскаваторами.
Работа роторных экскаваторов разрешается на продольных уклонах до 36° при движении их сверху вниз. При уклонах от 36 до 45° применяется их анкеровка.
Работа одноковшовых экскаваторов при продольном уклоне свыше 22° и роторных экскаваторов свыше 45° выполняется специальными приемами согласно проекту производства работ.
Разработка траншеи бульдозерами выполняется на продольных уклонах до 36°.
Устройство траншей на крутых склонах от 36° и выше может выполняться также лотковым способом с использованием скреперных установок либо бульдозеров.

Засыпка траншей в горных условиях

3.44. Засыпка трубопровода, уложенного в траншею на полках и на продольных склонах, производится аналогично засыпке в скальных грунтах на равнинной местности, т.е. с предварительным устройством постели и присыпкой трубопровода мягким грунтом или заменой этих операций футеровкой. Футеровка может выполняться из полимерных рулонных материалов, вспененных полимеров, обетонированием. Запрещается применять для футеровки гниющие материалы (маты из камыша, деревянные рейки, лесорубочные отходы и т.п.).
Если грунт отвала распланирован по полке, то окончательная засыпка трубопровода скальным грунтом производится бульдозером или роторным траншеезасыпателем, оставшийся грунт разравнивается по полосе строительства. В том случае, если грунт находится у бровки со стороны откоса полувыемки, то для этих целей используются одноковшовые экскаваторы, а также фронтальные ковшовые погрузчики.
3.45. Окончательная засыпка трубопровода на продольных склонах производится, как правило, бульдозером, который перемещается вдоль или под углом к траншее, а также может осуществляться сверху вниз по склону траншеезасыпателем с обязательным его якорением на уклонах свыше 15°. На склонах более 30° в местах, где применение механизмов невозможно, засыпка может производиться вручную.
3.46. Для засыпки трубопровода, уложенного в траншеи, разработанные лотковым способом на крутых склонах при расположении отвала грунта у подошвы склона, используют скребковые траншеезасыпатели или скреперные лебедки.
3.47. Для предотвращения смывания грунта при засыпке трубопровода на крутых продольных склонах (свыше 15°) рекомендуется устройство перемычек.

Особенности земляных работ в зимних условиях

3.48. Производство земляных работ в зимнее время связано с рядом сложностей. Основные из них - промерзание грунта на различную глубину и наличие снежного покрова.
При прогнозе промерзания грунта на глубину более 0,4 м целесообразно предохранять грунт от промерзания, в частности, рыхлением грунта одно- или многоточечными рыхлителями.
3.49. В отдельных местах небольшой площади предохранять грунт от промерзания можно путем его утепления древесными остатками, опилками, торфом, нанесением слоя пеностирола, а также неткаными рулонными синтетическими материалами.
3.50. Для сокращения продолжительности оттаивания мерзлого грунта и с целью максимального использования парка землеройных машин в теплое время рекомендуется в период установления положительных температур удалять снег с полосы будущей траншеи.

Разработка траншей в зимнее время

3.51. Во избежание заноса траншей снегом и смерзания отвала грунта при работе зимой темп разработки траншей должен соответствовать темпу изоляционно-укладочных работ. Технологический разрыв между землеройной и изоляционно-укладочной колоннами рекомендуется не более двухсуточной производительности землеройной колонны.
Способы разработки траншей в зимнее время назначают в зависимости от времени выполнения земляных работ, характеристики грунта и глубины его промерзания. Выбор технологической схемы земляных работ в зимнее время должен предусматривать сохранение снежного покрова на поверхности грунта до момента начала разработки траншей.
3.52. При глубине промерзания грунта до 0,4 м разработку траншей ведут как в обычных условиях: роторным или одноковшовым экскаватором, оборудованным ковшом обратная лопата с емкостью ковша 0,65-1,5 м.
3.53. При глубине промерзания грунта более 0,3-0,4 м перед разработкой его одноковшовым экскаватором грунт рыхлят механическим или буровзрывным способом.
3.54. При использовании для рыхления мерзлых грунтов буровзрывного способа работы по разработке траншей ведут в определенной последовательности.
Полосу траншеи разбивают на три захватки:
зона ведения работ по бурению шпуров, зарядке их и взрывание;
зона планировочных работ;
зона разработки разрыхленного грунта экскаватором.
Расстояние между захватками должно обеспечивать безопасное ведение работ на каждой из них.
Бурение шпуров осуществляется шнековыми мотобурами, перфораторами и самоходными буровыми машинами.
3.55. При разработке мерзлого грунта с использованием тракторных рыхлителей мощностью 250-300 л.с. работы по разработке траншеи ведут по следующим схемам:
1. При глубине промерзания грунта до 0,8 м стоечным рыхлителем разрыхляют грунт на всю глубину промерзания, а затем его разрабатывают одноковшовым экскаватором. Выемку разрыхленного грунта во избежание повторного смерзания необходимо осуществлять непосредственно сразу после рыхления.
2. При глубине промерзания до 1 м работы можно вести в такой последовательности :
разрыхляют грунт стоечным рыхлителем за несколько проходов, затем выбирают его бульдозером вдоль траншеи;
оставшийся грунт, имея толщину промерзания менее 0,4 м, разрабатывают одноковшовым экскаватором.
Корытообразная траншея, в которой работает экскаватор, устраивается глубиной не более 0,9 м (для экскаватора типа ЭО-4121) или 1 м (для экскаватора Э-652 или аналогичных экскаваторов зарубежных фирм) для обеспечения поворота задней части экскаватора при выгрузке ковша.
3. При глубине промерзания до 1,5 м работы можно вести аналогично предыдущей схеме с той разницей, что грунт в корыте перед проходом экскаватора необходимо рыхлить стоечным рыхлителем.
3.56. Разработку траншей в прочных мерзлых и вечномерзлых грунтах с глубиной промерзания деятельного слоя более 1 м можно вести комплексным комбинированным последовательным методом, т.е. проходом двух или трех различных типов роторных экскаваторов.
Вначале разрабатывают траншею меньшего профиля, а затем увеличивают ее до проектных параметров, используя более мощные экскаваторы.
При комплексной последовательной работе можно использовать либо различные марки роторных экскаваторов (например, ЭТР-204, ЭТР-223, а затем ЭТР-253А или ЭТР-254) либо экскаваторы одной модели, оснащенные рабочими органами разной величины (например, ЭТР-309).
Перед проходом первого экскаватора грунт в случае необходимости разрыхляется тяжелым тракторным рыхлителем.
3.57. Для разработки мерзлых и других плотных грунтов ковши роторных экскаваторов должны быть оснащены зубьями, упрочненными износостойкими наплавками или армированы твердосплавными пластинами.
3.58. При значительной глубине оттаивания (более 1 м) грунт можно разрабатывать двумя роторными экскаваторами. При этом первый экскаватор разрабатывает верхний слой талого грунта, а второй - слой мерзлого грунта, укладывая его за отвалом талого грунта. Для разработки водонасыщенного грунта можно использовать также одноковшовый экскаватор, оборудованный обратной лопатой.
3.59. В период наибольшего оттаивания мерзлого слоя (при глубине оттаивания 2 м и более) траншея разрабатывается обычными методами, как в обычных или в болотистых грунтах.
3.60. Перед укладкой трубопровода в траншею, основание которой имеет неровности мерзлого грунта, на дне траншеи устраивают постель высотой 10 см из талого рыхлого или мелкоразрыхленного мерзлого грунта.
3.61. При оттаивании мерзлого грунта (30-40 см) для последующего рыхления мерзлого слоя его целесообразно предварительно удалять бульдозером или одноковшовым экскаватором, а затем работы выполнять по тем же схемам, что и для мерзлых грунтов.



Засыпка трубопровода

3.62. Для предохранения изоляционного покрытия трубопровода, уложенного в траншею, засыпка производится разрыхленным грунтом. Если грунт засыпки на бруствере замерз, то целесообразно делать присыпку уложенного трубопровода на высоту не менее 0,2 м от верха трубы привозным мягким талым или разрыхленным механическим или буровзрывным методом мерзлым грунтом. Дальнейшую засыпку трубопровода мерзлым грунтом выполняют бульдозерами или роторными траншеезасыпателями.

Земляные работы в условиях болот и заболоченной местности

3.63. Болотом (со строительной точки зрения) называется избыточно-увлажненный участок земной поверхности, покрытый слоем торфа мощностью 0,5 м и более.
Участки, имеющие значительное водонасыщение с мощностью торфяной залежи менее 0,5 м, относятся к заболоченным.
Участки, покрытые водой и не имеющие торфяного покрытия, относятся к обводненным.
3.64. В зависимости от проходимости строительной техники и сложности проведения строительно-монтажных работ при сооружении трубопроводов болота классифицируются по трем типам:
Первый - болота, целиком заполненные торфом, допускающие работу и неоднократное передвижение болотной техники с удельным давлением 0,02-0,03 МПа (0,2-0,3 кГс/см) или работу обычной техники с помощью щитов, сланей, либо временных дорог, обеспечивающих снижение удельного давления на поверхность залежи до 0,02 МПа (0,2 кГс/см).
Второй - болота, целиком заполненные торфом, допускающие работу и передвижение строительной техники только по щитам, сланям либо временным технологическим дорогам, обеспечивающим снижение удельного давления на поверхность залежи до 0,01 МПа (0,1 кГс/см).
Третий - болота, заполненные растекающимся торфом и водой с плавающей торфяной коркой (сплавиной) и без сплавины, допускающие работу специальной техники на понтонах или обычной техники с плавучих средств.

Разработка траншей при подземной прокладке трубопровода на болотах

3.65. В зависимости от типа болота, способа прокладки, времени строительства и используемой техники различают следующие схемы ведения землеройных работ на болотистых участках:
разработка траншей с предварительным выторфовыванием;
разработка траншей с применением специальной техники, щитов или сланей, снижающих удельное давление на поверхность грунта;
разработка траншей в зимнее время;
разработка траншей взрывом.
К строительству на болотах следует приступать после тщательного его обследования.
3.66. Разработка траншей с предварительным выторфовыванием используется при глубине торфяного слоя до 1 м с подстилающим основанием, имеющим высокую несущую способность. Предварительное удаление торфа до минерального грунта осуществляется бульдозером или экскаватором. Ширина образуемой при этом выемки должна обеспечивать нормальную работу экскаватора, перемещающегося по поверхности минерального грунта и разрабатывающего траншею на полную глубину. Траншея устраивается глубиной на 0,15-0,2 м ниже проектной отметки с учетом возможного оплывания откосов траншеи в период от момента разработки до укладки трубопровода. При использовании экскаватора для выторфовывания протяженность создаваемого фронта работ принимается 40-50 м.
3.67. Разработка траншей с применением специальной техники, щитов или сланей, снижающих удельное давление на поверхность грунта, применяется на болотистых участках с мощностью торфяной залежи более 1 м и имеющих низкую несущую способность.
Для разработки траншей на слабых грунтах следует использовать болотные экскаваторы, оборудованные обратной лопатой или драглайном.
Разработку траншеи экскаватор также может осуществлять, находясь на пеносанях, которые перемещаются по болоту с помощью лебедки и находятся на минеральном грунте. Вместо лебедки могут использоваться один-два трактора.
3.68. Разработка траншей в летнее время должна опережать изоляцию трубопровода, если она выполняется полевым способом. Время опережения зависит от характеристики грунтов и не должно превышать 3-5 дней.
3.69. Целесообразность прокладки трубопроводов через болота большой протяженности в летнее время должна быть обоснована технико-экономическими расчетами и определена проектом организации строительства.
Болота глубокие и большой протяженности с низкой несущей способностью торфяного покрова следует проходить зимой, а мелкие небольшие болота и заболоченные участки - в летний сезон.
3.70. В зимний период в результате промерзания грунта на полную (проектную) глубину разработки траншеи значительно увеличивается несущая способность грунта, что позволяет использовать обычную землеройную технику (роторные и одноковшовые экскаваторы) без применения сланей.
На участках с глубоким промерзанием торфа работы следует выполнять комбинированным способом: разрыхление мерзлого слоя буровзрывным методом и разработку грунта до проектной отметки - одноковшовым экскаватором.
3.71. Разработку траншей на болотах всех типов, особенно на труднопроходимых болотах, целесообразно осуществлять взрывным способом. Этот способ экономически оправдан в тех случаях, когда ведение работ с поверхности болота, даже с использованием специальной техники, осуществлять очень сложно.
3.72. В зависимости от типа болота и