Rambler's Top100

СП 108-34-97 Скачать Предварительный просмотр

Скачать

Предварительный просмотр

(отсутствуют изображения, таблицы и формулы)

РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ГАЗПРОМ"

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

СВОД ПРАВИЛ ПО СООРУЖЕНИЮ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ

CODE OF THE REGULATIONS ON CONSTRUCTION OF TRUNK GAS PIPELINES

Сооружение подводных переходов

СП 108-34-97

Утверждено РАО "Газпром"
(Приказ от 8.07.1998 г., № 87)


Дата введения с 01.08.1998 г.

Свод Правил разработан ассоциацией "Высоконадежный трубопроводный транспорт", РАО "Газпром", АО "Роснефтегазстрой", АО "Подводтрубопроводстрой", АО "ВНИИСТ".
Свод Правил подготовлен при участии гл. инженера и специалистов АО "Подводтрубопроводстрой" B.C. Мальцева, В.И. Рогатина, В.Я. Канаева, зам. директора Центра подводных трубопроводов АО "ВНИИСТ", к. т. н. Б.М. Кукушкина и к. т. н. В.К. Кима.
Согласовано с Госгортехнадзором РФ (письмо № 10-03/35 от 28.01.1997 г.) и Минстроем России (письмо № 13-37 от 27.01.1997 г.).
Под общей редакцией акад. Б.Е. Патона, к. т. н. В.А. Динкова, проф., д. т. н. О.М.Иванцова


ВВЕДЕНИЕ

Настоящий "Свод Правил по сооружению магистральных газопроводов" был разработан ассоциацией "Высоконадежный трубопроводный транспорт" по заданию РАО "Газпром" в соответствии с введением в действие в 1994 г. Минстроем РФ СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения". Этот СНиП определил структуру нормативной документации по строительству, в которой предусматривается новый вид нормативного документа: Своды Правил по проектированию и строительству.
Согласно СНиП 10-01-94 "Своды Правил по проектированию и строительству" устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы.
"В Сводах Правил приводят с необходимой полнотой рекомендуемые в качестве официально признанных и оправдавших себя на практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм, правил, стандартов и будет способствовать удовлетворению потребностей общества".
"Нормативные документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства, учитывать международные и национальные стандарты технически развитых стран".
Эти основные положения СНиП 10-01-94 были приняты в качестве руководства по составлению "Свода Правил по сооружению магистральных газопроводов".
Действующие нормы в области трубопроводного транспорта устарели - (СНиП III-42-80 "Правила производства работ" глава 42 "Магистральные трубопроводы" выпущен в 1981г., СНиП 2.05.06-85 в 1985г.). Новая редакция СНиП "Магистральные трубопроводы" задерживается разработкой. Это создало известные сложности при составлении Свода Правил по сооружению магистральных газопроводов, необходимость в которых была продиктована, прежде всего, началом строительства крупнейшей, трансконтинентальной газотранспортной системы Ямал-Европа.
В практике Минстроя России Свод Правил составлялся впервые, поэтому вначале возникли сложности в определении его оптимального состава. В представленном виде объем и содержание Свода Правил по сооружению магистральных газопроводов одобрены Минстроем России.
Настоящий Свод Правил составлен в соответствии с действующими нормативами в области проектирования и строительства трубопроводных систем, ссылки на которые указаны в каждом разделе Свода Правил. Однако отдельные рекомендации Правил повышают и ужесточают требования действующих нормативных документов.
В Свод Правил введены также рекомендации по новым технологиям, прошедшим апробацию в отечественной или зарубежной практике. Требования их выполнения также, как и ужесточение нормативов, являются прерогативой, правом заказчика строительства газопроводов.
В правилах предусматривается использование строительных и специальных материалов и конструкций, оборудования и арматуры только гарантированного качества и обеспечение высокого качества выполнения всего комплекса строительно-монтажных процессов, надежности и безопасности сооружаемых газопроводных систем.
После ввода в действие новой редакции СНиП "Магистральные трубопроводы" в Свод Правил по сооружению магистральных газопроводов, в случае необходимости, могут быть внесены коррективы. Так как Свод Правил разрабатывался, в первую очередь, применительно к строительству газотранспортной системы Ямал-Европа, многие рекомендации имеют адресный характер для технически сложных газопроводов этой системы.
В составлении Свода Правил принимали участие ученые и специалисты ассоциации "Высоконадежный трубопроводный транспорт", РАО "Газпром", АО "Роснефтегазстрой", ВНИИГаза и Института электросварки им. Е.О. Патона, ПО "Спецнефтегаз", Государственной академии нефти и газа им. И.М. Губкина, АО "Подводтрубопроводстрой", а также других организаций.
Проект Свода Правил прошел широкое обсуждение, по нему были получены заключения от организаций РАО "Газпром", АО "Роснефтегазстрой" и других. Проведено согласительное совещание с участием всех заинтересованных организаций.
Свод Правил по сооружению магистральных газопроводов включает:
• Свод Правил по выбору труб для сооружения магистральных
газопроводов СП 101-34-96
Свод Правил по сооружению линейной части газопроводов:
• Организация строительства СП 102-34-96
• Подготовка строительной полосы СП 103-34-96
• Производство земляных работ СП 104-34-96
• Производство сварочных работ и контроль качества сварных
соединений СП 105-34-96
• Укладка газопроводов из труб, изолированных в заводских
условиях СП 106-34-96
• Балластировка, обеспечение устойчивости положения газопроводов на проектных
отметках СП 107-34-96
• Сооружение подводных переходов СП 108-34-96
• Сооружение переходов под автомобильными и железными
дорогами СП 109-34-96
• Сооружение участков газопроводов в особо сложных геологических и других
условиях СП 110-34-96
• Очистка полости и испытание газопроводов СП III-34-96.
Настоящий раздел СП посвящен сооружению подводных переходов трубопроводов. При подготовке СП учтены требования международных стандартов, в том числе действующих в рамках Европейского Союза. Таким образом, настоящие СП гармонизированы с международной нормативной базой. В СП рассмотрены проблемы сооружения подводных переходов при строительстве газопроводов системы Ямал-Европа, в том числе для участков магистральных газопроводов на давление 8,3 МПа.
Свод Правил по строительству переходов газопроводов через водные преграды на трассе Ямал-Европа включает требования к проектированию, способам и технологии строительства переходов с учетом факторов зональности пересекаемых газопроводами регионов России, их природных и экологических особенностей, сезонности выполнения работ на участках распространения многолетнемерзлых грунтов, а также требования к контролю качества работ и охране окружающей среды, осуществляемых в процессе проектирования и строительства переходов.
Изложенные требования относятся к способам строительства переходов, основанным на использовании существующих и новых технических средств, современных методов и технологий, применении строительных материалов и труб с изоляционным и бетонным покрытиями заводского изготовления, а также по выполнению специфических подводно-технических и строительных работ, выполняемых на переходах.
СП предусматривает необходимость опережающего строительства переходов газопроводов через водные преграды по сравнению с линейными участками трассы, примыкающими с обеих сторон к сооружаемым переходам.
В СП подробно разработаны Правила сооружения газопроводов в зимний период, выполнение берегоукрепительных работ на переходах, а также впервые разработаны Правила по строительству переходов способом наклонно-направленного бурения. Особое внимание в СП уделено контролю качества и приемке работ, а также охране окружающей среды при строительстве переходов.

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий Свод Правил (СП) распространяется на строительство переходов через водные преграды системы магистральных газопроводов Ямал-Европа, осуществляемое специализированными строительными организациями с применением подводно-технических средств и других специальных механизмов и оборудования.
1.2. СП распространяется на строительство переходов газопроводов, сооружаемых через реки, озера, водохранилища, обводненные и заболоченные речные поймы, требующих применения специальных технических средств и технологий.
СП не распространяется на строительство:
морских подводных газопроводов;
переходов газопроводов, сооружаемых через мелкие ручьи и водотоки линейными колоннами;
переходов трубопроводов другого назначения.
1.3. СП по строительству переходов газопроводов разработан с учетом требований следующих действующих нормативных документов: СНиП, ВСН, СП и других документов, используемых для выполнения работ по изысканиям, проектированию и строительству трубопроводов через водные преграды (Приложение 1).
1.4. В требованиях настоящего Свода правил учтена существующая практика строительства подводных переходов трубопроводов, сооружаемых отечественными и зарубежными строительными организациями, а также даны рекомендации по применению на данной трассе газопровода новых способов производства работ, технологий, конструкций и оборудования, используемых в отечественной и зарубежной практике.
1.5. СП предусматривает необходимость опережающего строительства переходов газопроводов через водные преграды по сравнению с линейными участками трассы, примыкающими с обеих сторон к сооружаемым переходам.
1.6. Настоящий СП предназначен для строительных (генподрядных и субподрядных) организаций, выполняющих строительство переходов газопроводов через водные преграды, проектных организаций, организаций Заказчика, органов надзора и охраны природы.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПЕРЕХОДАМ ЧЕРЕЗ ВОДНЫЕ ПРЕГРАДЫ

2.1. Сооружение переходов через водные преграды многониточного магистрального газопровода Ямал-Европа должно выполняться в соответствии с проектной документацией, содержащей соответствующие рекомендации и требования по способам, технологии, организации и срокам работ, а также необходимые природоохранные мероприятия и требования к ним, предъявляемые органами надзора применительно к различным природно-климатическим зонам Российской Федерации, пересекаемым трассой газопровода Ямал-Европа, обеспечивающие в целом высокую степень надежности переходов, как наиболее сложных участков трассы, и экологическую безопасность в районе их расположения.
2.2. При проектировании системы газопроводов Ямал-Европа, исходя из межрегионального расположения трассы газопровода, сезонности строительства и экологических особенностей районов, необходимо обеспечить выбор:
удобных участков подводных переходов с прямолинейными участками русел рек, устойчивыми руслом и склонами берегов и отсутствием карстовых, оползневых и других опасных природных процессов;
надежной конструкции перехода;
оптимальных сроков выполнения работ;
природосберегающей технологии выполнения строительных работ на переходе (земляных, берегоукрепительных, испытания газопроводов, направленного бурения);
наиболее эффективных типов механизмов для работы на берегу, на воде и под водой;
безопасных мест складирования разработанного грунта, условий его транспортирования и хранения на берегу и на дне рек (водоемов), используемых для судоходства и имеющих важное рыбохозяйственное значение;
наиболее удобных мест размещения и экологически безвредных способов подготовки строительных площадок, дорог, причалов, переездов, жил-городков строителей и других сооружений, особенно в местах распространения многолетнемерзлых грунтов;
мест расположения и размеров грунтовых карьеров (наземных и подводных) вблизи перехода;
мер сохранения водной среды водотоков от загрязнения отходами нефтепродуктов и строительным мусором в период производства работ;
мер защиты гидрофауны в период разработки подводных траншей средствами гидромеханизации и взрывным способом.
2.3. Для выполнения строительно-монтажных работ на переходах газопроводов через водные преграды, наряду с указаниями п.2.2., проектом, в качестве основных и обязательных, должны устанавливаться следующие природоохранные требования, обеспечивающие:
максимальное сохранение ландшафта на пойменных и береговых участках в границах подводно-технических и общестроительных работ на переходе за счет применения технических средств и технологии работ, обеспечивающих сохранность природы;
выполнение всех земляных работ на переходе (на берегах и под водой) только с помощью технологий и технических средств, вызывающих минимальное разрушающее воздействие на естественные природные процессы и снижающих загрязнение окружающей среды на береговых участках и воде разрабатываемым грунтом, строительными отходами и нефтепродуктами;
максимальное сохранение береговых склонов, защиту их от разрушений и эрозии, восстановление и их закрепление, исключающее деформацию берегов в будущем;
максимальное сохранение на северных участках трассы газопровода верхнего растительного покрова и многолетнемерзлых грунтов за счет выполнения максимального объема работ на переходе в зимнее время и проведения качественной рекультивации нарушенных земельных участков;
применение природозащитных методов и средств при производстве гидромеханизированных, буровзрывных, транспортных, берегоукрепительных работ, выполнении испытаний подводных трубопроводов и т.д.;
широкое проведение компенсационных мероприятий, максимально снижающих и возмещающих наносимый природе ущерб, вызванный строительным процессом.
2.4. Берегозащитные мероприятия, предусматриваемые в проектах, должны исключать возможность широкого и технически необоснованного нарушения естественных русловых и береговых процессов в зоне перехода и их опасного развития в процессе его строительства и последующей эксплуатации.
В проектах переходов на северных участках трассы газопровода следует предусматривать конструктивные решения и защитные меры (кожухи, теплоизоляцию, контейнеры с грунтом, гравий и др.), исключающие размораживание многолетнемерзлых грунтов на береговых склонах вокруг трубопровода при транспортировке газа с положительной температурой.
2.5. Конструктивные и технологические решения по берегоукреплению (см. гл.10) необходимо разрабатывать в комплексе с проектными решениями по заглублению газопроводов, стремясь, по возможности, к минимальной врезке последних в берег и минимальным габаритам траншеи, при условии обеспечения необходимой надежности берегозащитных сооружений.
2.6. При проектировании переходов газопроводов на береговых и склоновых участках рек в зонах распространения многолетнемерзлых грунтов следует избегать сложные по геологии места, а в случае крайней необходимости их пересечения принимать соответствующие, если требуются, меры для их защиты против развития опасных процессов солифлюкции, термоэрозии или оврагообразования и максимального сохранения дерново-растительного слоя.
2.7. Для временных сооружений в условиях Крайнего Севера в качестве оснований проектом должна предусматриваться грунтовая подсыпка (песок, щебень) для защиты многолетнемерзлых грунтов от разрушения и протаивания.
2.8. Все инженерно-технические, технологические и другие решения по строительству переходов, разрабатываемые проектной организацией в технической части проекта и проекте организации строительства (ПОС), должны быть согласованы с соответствующими организациями Заказчика, различных органов надзора (Санэпидемнадзором, Госгортехнадзором), охраны природы, ГП "Водные пути" данного бассейна, землепользователей и других заинтересованных организаций, осуществляющих строительство и эксплуатацию в районе перехода гидротехнических сооружений (коммуникаций, мостов, причалов). При подготовке рабочего проекта по решению Заказчика должны продолжаться детальная проработка ПОС и необходимые согласования с Подрядчиком.
2.9. Проект должен учитывать передовой отечественный и зарубежный опыт и достижения в области подводно-технических работ, условия применения прогрессивных конструкций, материалов и экологически чистых технологий.
Проект организации строительства должен включать:
календарный план строительства переходов, учитывающий очередность и сроки выполнения подводных земляных и других видов работ;
план строительно-монтажной площадки с отводом земли под отвалы грунта и необходимые временные сооружения;
перечень временных складов (для труб, железобетонных пригрузов, взрывчатых материалов, строительных материалов различного назначения);
транспортную схему доставки грузов и оборудования к переходу с устройством, при необходимости, временных причалов, вертолетных площадок и дорог;
технологические решения по выполнению основных, трудоемких видов работ;
организационно-технические решения по охране окружающей среды;
мероприятия по выполнению ликвидационных и рекультивационных работ по завершению строительства перехода;
мероприятия по обеспечению надежности эксплуатации действующих ниток трубопроводов.
2.10. Пояснительная записка к ПОС должна содержать обоснование методов производства подготовительных, земляных, трубоукладочных и других видов работ с указанием условий применения традиционных или новых технологических процессов, потребности технических средств и механизмов, рекомендуемых природоохранных мер. Указанный в ПОС способ укладки трубопровода должен быть обоснован расчетом напряженного состояния трубопровода при укладке.
При включении в ПОС рекомендаций по применению новых, более совершенных технологий, механизмов, средств или материалов необходимо в смете затрат предусмотреть стоимость их применения или приобретения.
2.11. При разработке в ПОС технических и технологических решений по строительству переходов газопроводов на участках со слабым естественным основанием необходимо предусматривать использование на них противодеформационных (противопросадочных) мероприятий (с учетом местных мерзлотных, геологических, гидроморфологических и других природных условий), включающих: устройство оснований из дренирующих грунтов, рациональное размещение водопропускных сооружений, устройство дренажных канав и ограждающих дамб на подтопляемых участках.
При наличии в полосе отвода кустарника и неделовой древесины последние следует использовать для укрепления оснований дорог.
2.12. Защитные земляные и другие сооружения или ограждения на рабочих площадках в зоне перехода в виде дамб обвалования, дренажных систем, траншей должны возводиться в соответствии с проектом в качестве временных объектов и, при необходимости, включаться в объем ликвидационных работ после завершения строительства перехода.

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТРОИТЕЛЬСТВА ПЕРЕХОДОВ

3.1. Организационная подготовка строительства переходов.
3.1.1. Организационная подготовка строительства переходов, выполняемая совместно организациями Заказчика, Генподрядчика и Субподрядчика включает комплекс мероприятий и работ, призванных обеспечить функционирование всех подразделений и служб на весь период их строительства, предусматривающий:
передачу-приемку створов подводных переходов;
установку и сохранение опорной геодезической сети на весь период строительства переходов;
установку временных водомерных постов;
строительство временных сооружений производственного, бытового и хозяйственного назначения;
строительство подъездных путей и причальных сооружений к переходам с созданием служб по их поддержанию в рабочем состоянии.
3.1.2. Передача створов подводных переходов (ситуационного плана с указанием геодезических знаков) и соответствующей документации подрядной строительной организации выполняется Заказчиком (Генподрядчиком) по акту до начала строительства переходов, с соответствующими геодезическими знаками (реперами) на местности, установленными на обоих берегах реки, в соответствии с требованиями СНиП 1.02.07-87. "Инженерные изыскания для строительства" и данными нормами.
При передаче створов переходов осуществляются также проверка и разбивка углов поворота трассы в границах подводно-технических работ с выносом закрепляющих знаков за границы рабочей зоны.
Подрядная строительная организация в последующем обеспечивает сохранность геодезических знаков и водомерных постов и передачу их Заказчику после завершения строительства перехода.
3.1.3. При приемке створов переходов обнаруженные расхождения с проектом должны быть отмечены в акте и в 10-дневный срок устранены Заказчиком и Подрядчиком с внесением, при необходимости, соответствующей корректировки в проектную документацию.
3.1.4. Подрядная строительная организация обеспечивает в последующем геодезическую привязку к постоянным реперам створных знаков (вех) местоположения основных объектов и сооружений на переходах с установкой временной системы дополнительных знаков и их сохранность на весь период строительства переходов.
3.1.5. Для выполнения гидрометрических наблюдений на реке (водоеме) в процессе строительства переходов и при последующей его эксплуатации выше створов переходов устанавливаются водомерные посты с привязкой их к постоянным реперам, устанавливаемым на обоих берегах реки.
3.1.6. Перед строительством подводных переходов с учетом конкретных условий выполняется установка временных зданий и сооружений:
жилого городка и объектов культурно-бытового назначения, сетей электро-, водо-, и теплоснабжения, канализации, радиотелефонной связи;
вертолетных площадок, укрытий для стоянки техники и баз для их технического обслуживания;
складов для приемки и хранения труб, материалов и оборудования;
монтажно-сварочных площадок (стендов) для сварки, изоляции, испытания плетей трубопровода;
дорог, причалов, мостов, песчано-гравийных карьеров.
3.1.7. Для нужд строительства переходов может использоваться существующая дорожная сеть (грунтовые, лежневые и другие дороги), а в необходимых случаях (при бездорожье) строятся новые временные подъездные дороги.
Существующие дороги (при необходимости) следует отремонтировать и в дальнейшем, как и новые, поддерживать в рабочем состоянии.
3.1.8. В зимний период для подъезда к строительным площадкам на переходах должны быть оборудованы зимние и ледовые дороги (ледовые переправы) в соответствии с проектом, с дополнительным, в случае необходимости, намораживанием льда.
Проектная организация передает Заказчику и Подрядчику документацию на дороги сезонного действия с указанием объемов работ, используемых конструкций и правил их эксплуатации.
3.1.9. Для приемки грузов, доставляемых водным путем, должны быть оборудованы временные причалы, конструкция, размеры и грузоподъемность которых определяются проектом.
3.1.10. Взлетно-посадочные площадки для вертолетов вблизи переходов, предусмотренные проектом, должны сооружаться в соответствии с требованиями действующих нормативов на строительство временных аэродромов.
3.1.11. Для обеспечения строительства перехода местными строительными материалами (гравий, песок) Подрядчиком, в соответствии с проектом, производятся вскрышные работы, обустройство и последующее использование песчано-гравийных карьеров.
Начинать разработку карьера можно только при наличии акта о его передаче Исполнителю Генподрядчиком. К акту должны быть приложены:
пояснительная записка с указанием характеристики материала и объема разведанных запасов;
план карьера с расположением разведочных скважин и шурфов;
геологические разрезы;
согласования с местными хозяйственными и природоохранными органами.
3.1.12. В период организационной подготовки на переходах в границах строительной площадки должны быть выполнены, кроме того, следующие работы:
расчистка строительной полосы от леса и кустарника, корчевка пней;
снятие и складирование в специально отведенных местах плодородного слоя почвы (для последующего его восстановления в местах выемки);
планировка строительной полосы, уборка валунов, камней, расчистка от снега;
осушение строительной полосы, ее промораживание или защита от промерзания (в зависимости от условий строительства).
3.1.13. Все работы (их состав, объем, техническое обеспечение и др.), выполненные в период организационной подготовки на переходах, должны соответствовать требованиям проектов переходов (ПОС) и оформлены соответствующими актами Заказчиком, Генподрядчиком и Субподрядчиком.
3.2. Инженерно-техническая подготовка строительства переходов.
3.2.1. Инженерно-техническая подготовка строительства переходов газопроводов через водные преграды предусматривает проведение в этот период следующего комплекса инженерных мероприятий и решения технических задач:
рассмотрение, согласование сторонами Заказчика и Подрядчиков и передачу-приемку утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, в том числе ПОС, предварительно согласованной в соответствии с требованиями п.2.8;
заключение договора подряда (субподряда) на строительство перехода;
приемку трассы (створа) перехода газопровода от Заказчика в натуре (п.3.1.2.) и получение разрешения на его строительство;
разработку проектов производства работ (ППР).
3.2.2. Основными документами для инженерно-технической подготовки строительства переходов является ПОС, разработанный проектной организацией и согласованный с Заказчиком, и ППР, разработанный на его основании строительной организацией. ППР может предъявляться Заказчику по его требованию.
3.2.3. ППР включает в себя перечень работ и технологическую последовательность их выполнения, набор технологических карт на различные производственные процессы, выполняемые с учетом пооперационного контроля и различные, необходимые для строительства перехода, требования, отвечающие действующим нормативам.
3.2.4. Инженерно-техническую подготовку строительства переходов необходимо завершить до начала основных строительно-монтажных работ. Все подготовительные работы, выполненные в соответствии с требованиями, предъявляемыми к защите окружающей среды и производству работ в охранных зонах магистральных трубопроводов, принимаются по акту с отражением всех отклонений от проекта.

4. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ НА ПЕРЕХОДАХ

4.1. Подготовительные работы при выполнении земляных работ на переходах.
4.1.1. Перед началом земляных работ на переходах, в зависимости от участков перехода (берег, пойма, русло) выполняется специальный, характерный для каждого из них, комплекс подготовительных работ, способствующих качественному и своевременному выполнению этих, работ техническими средствами подрядной строительной организации.
В качестве основной задачи, решаемой на данном этапе, является детальная привязка способов, технологии и механизмов, необходимых для выполнения земляных работ на переходах, принятых в проекте, исходя из природно-климатических условий районов на трассе газопровода Ямал-Европа, сезонности работ, параметров водных преград, их судоходности, производственно-технических возможностей строительной организации.
4.1.2. При подготовке к земляным работам на береговых и пойменных участках переходов Подрядчику необходимо:
получить от Заказчика разрешение местных административных органов об отводе земли под строительство и лесопорубочных билетов;
вынести в натуру геодезические разбивочные знаки для обозначения границ расчистки территории под строительство в границах переходов;
закрепить оси переходов (пикеты) геодезическими знаками с привязкой их к оси трассы газопровода;
произвести детальную разбивку горизонтальных кривых переходов газопровода с выносом пикетов за пределы строительной полосы;
разработать пообъектные проекты производства земляных работ;
произвести расчистку под производственные и бытовые объекты в границах полосы отвода от леса, пней, кустарника, крупных камней и лесопорубочных материалов с последующей проверкой мерной лентой площади расчистки;
выполнить срезку (при необходимости) плодородного почвенно-растительного слоя грунта и его укладку в отвалы для последующей рекультивации на участках сельскохозяйственных угодий;
выполнить планировку строительной полосы с засыпкой ям, выравниванием микрорельефа, срезкой склоновых продольных и поперечных бугров, засыпкой низинных мест;
подготовить временные грунтовые (насыпные - в районах тундры) дороги с профилированной проезжей частью и кюветами для стока воды и временные насыпные площадки для строительно-монтажных работ;
обеспечить контроль качества и приемку земляных работ от строительных подразделений.
4.1.3. Участки срезки и складирования почвенно-растительного слоя грунта закрепляются вешками, видимыми бульдозеристом во время работы.
Срезка грунта производится слоями в соответствии с указаниями проекта (ППР), с учетом уклонов и неровностей территории.
Проверка работы осуществляется производителем работ (мастером) геодезическими инструментами с целью уточнения глубины и объемов срезки и их соответствия требованиям проекта.
4.1.4. Строительные полосы и строительные площадки в створах переходов должны быть подготовлены ровными, без резких перепадов высот.
Контроль качества подготовки полосы (площадки) выполняется производителем работ (мастером) визуально и нивелиром в процессе работы и выборочно (через 100 м).
4.1.5. При строительстве внутриплощадочных дорог, особенно в условиях Севера, производителем работ (мастером) в процессе работ осуществляются проверка ширины проезжей части и отметок насыпи с помощью нивелира и мерной ленты, проверка состояния полотна, откосов и кюветов.
4.1.6. Комплексом подготовительных работ на значительных пойменных, обводненных или заболоченных участках подводных переходов может предусматриваться:
устройство лежневок (инвентарных щитов, сланей) вдоль или по оси траншеи для прохождения экскаватора и другой техники;
рытье дренажных (осушительных) канав вдоль строительной полосы, проходящей в створах переходов;
устройство насыпных грунтовых дамб (перемычек, насыпей) вдоль оси траншеи,
4.1.7. Изготовление щитов под экскаватор выполняется из бревен диаметром 20-24 см и длиной 6 м, связанных проволокой. Количество щитов и размеры принимаются с учетом массы экскаватора и несущей способности обводненных грунтов.
4.1.8. Перед разработкой траншей в русловой части переходов Подрядчик совместно с представителями Заказчика производит контрольные промеры дна рек (водоемов) по створам переходов на предмет выявления отступлений от их проектного профиля.
В случае обнаружения отклонений комиссия, состоящая из представителей Заказчика, Подрядчика и проектной организации, составляет акт для последующего пересмотра и уточнения проектных решений и стоимости работ.
4.1.9. До начала подводных земляных работ Подрядчик производит обследование дна рек (водоемов) водолазами с целью выявления наличия в створе посторонних предметов (бревен, крупных валунов, затонувших предметов), способных помешать работе механизмов при разработке траншей. В случае обнаружения таких предметов, в местах их расположения в створах переходов устанавливаются временные плавучие или береговые знаки (буи, вехи) на обоих берегах вблизи уреза воды (для лучшей видимости) и за пределами монтажной площадки, а затем после удаления этих предметов - знаки снимаются.
4.1.10. Перед выполнением земляных работ на переходах Подрядчик разрабатывает ППР, в котором (с учетом разработок ПОСа), исходя из оснащенности строительной организации механизмами, сроков и объемов работ, выбираются наиболее целесообразные и эффективные, с учетом графика строительства, способы и механизмы для разработки всех грунтов на переходе, зафиксированных в проекте.
Проверка работы механизмов на переходе, в соответствии с требованиями ППР, производится производителем работ подрядной организации.
4.2. Земляные работы на береговых и урезных участках переходов.
4.2.1. Разработка траншей, котлованов, насыпей и других сооружений на береговых и других участках переходов при всех способах их строительства выполняется в соответствии с требованиями и по технологии, изложенными в проекте и ППР, с использованием технических средств подрядной и, при необходимости, субподрядной организации.
4.2.2. Способы производства земляных работ на береговых участках переходов во многом определяются временем года (сезонностью работ), уровнем воды на реке (водоеме) и состоянием грунтов. Различные схемы разработки береговых траншей и других сооружений в каждом конкретном случае обосновываются в ППР с учетом:
рельефа берегов и поймы;
наличия и категории мерзлых и скальных грунтов;
состава специальной землеройной техники;
объемов работ и сроков их выполнения;
экологических требований и других условий.
4.2.3. В зависимости от параметров разрабатываемой траншеи, высоты и уклонов берегового склона, применяемые в процессе земляных работ техника и оборудование могут использоваться раздельно или совместно. Типовая схема комплексной разработки траншей на береговых и урезных участках переходов, включая русловые, приведена на рис.4.1. Земляные работы, согласно схеме, предусматривают срезку растительного слоя и части склона. разработку траншеи на высоких отметках экскаватором и бульдозером, а ниже уровня воды - земснарядом.
4.2.4. Разработка траншей на береговых склонах экскаваторами должна вестись с устранением недоборов и подчисткой дна траншеи.
При разработке траншей экскаваторами с обратной лопатой допускается перебор грунта до 10 см.
4.2.5. Разработку траншей экскаваторами выполняют лобовыми и боковыми забоями. Выбор типов механизмов при устройстве траншей и способ их работы зависят от размеров траншеи по верху, места отвалов грунта и условий работы.



Условные обозначения

1
2
3

Рис. 4.1. Типовая технологическая схема разработки механизмами подводных и прибрежных траншей на переходах;

1 - бульдозером; 2 - экскаватором; 3 - земснарядом

Траншеи, глубина которых превышает максимальную глубину копания экскаватора данной марки, разрабатываются либо поуступно, либо комбинированно - с применением бульдозеров или других видов техники.
4.2.6. Обводненные грунты (текучие суглинки, глины), имеющие угол естественного откоса менее 20°, разрабатывать экскаваторами практически нецелесообразно.
4.2.7. Разработку водонасыщенных грунтов ниже среднего рабочего горизонта (СРГ) или ниже возможного уровня работы экскаватора на урезе осуществляют земснарядами.
4.2.8. Границы береговых отвалов грунта, размещаемых в пределах полосы отвода, закрепляются вешками. Схема размещения отвалов приведена на рис.4.2.

Рис. 4.2. Расположение отвалов извлеченного грунта в границах рабочей полосы:

1 - траншея; 2 - берма; 3 - экскаваторный отвал; 4 - бульдозерный отвал; 5 - отвал плодородного грунта (для рекультивации)

4.2.9. При разработке глубоких траншей в береговой зоне перехода в слабых или обводненных грунтах откосы траншеи, во избежание их обрушения, могут выполняться ступенчатыми. Высота и крутизна таких откосов определяются расчетами в ППР.
При разработке глубоких траншей уступами необходимо проведение постоянного контроля за шириной дна траншеи и уступов (полок), а также за размерами отвалов грунта на бровках траншеи.
4.2.10. При разработке береговых траншей в многолетнемерзлых, сезонномерзлых, скальных и тяжелых глинистых грунтах необходимо применять их предварительное рыхление.
Рыхление грунтов на большой глубине может выполняться взрывным или механическим (бурение, дробление) способами. Для рыхления многолетнемерзлых грунтов могут применяться также специальные способы (например, гидрооттаивание) и оборудование, определяемые в ППР.
4.2.11. При работе механизмов на склонах необходимо учитывать их устойчивость от опрокидывания или скольжения по уклону косогора. Устойчивость экскаваторов или бульдозеров на самопроизвольный сдвиг проверяют по формуле

Fc = P cos ? f, (4.1)

где
Fc - сдвигающая сила;
Р - масса оборудования;
f - коэффициент трения скольжения материала ходовой части механизма о грунт (табл. 4.1).




Таблица 4.1

Величина уклонов, принимаемых для механизмов при различных грунтах

Грунты
Коэффициент
Угол наклона, градус

трения f
предельный ?пр
рекомендуемый ?пр1
Суглинки и глины:



увлажненные
0,30
16,5
11
сухие
0,38
21,0
14
песчаные и гравелистые.
0,36-0,40
20,0-22,0
13-15
Скальные:



плотные
0,45
24,0
16
взорванные
0,50
26,5
18

Предельная величина продольного уклона (градус)

?пр = arctg f. (4.2)

Рекомендуемый угол продольного уклона ?1пр для безопасной работы экскаватора определяется с коэффициентом запаса Кз = 1,5.

(4.3)

4.2.12. Разработку траншей экскаватором на уклонах без подвижной якорной страховки целесообразно вести в направлении сверху вниз. В этом случае ковш может выполнять роль якоря. При уклонах до 30° в качестве подвижного якоря можно использовать один бульдозер, а при уклонах 30 - 36° необходим второй бульдозер или трактор, которые крепятся к балкам ходовой части экскаватора тросом диаметром 26-28 мм. Работы по данной схеме целесообразно выполнять также сверху вниз. На время прекращения работ экскаватор заякоривают ковшом в траншее. На увлажненных грунтах величина удерживающей силы (по расчету) должна быть повышена за счет увеличения числа подвижных якорей.
4.2.13. Разработка урезного участка траншеи землесосными (гидроэжекторными) снарядами, с удалением грунта из траншеи на берег, выполняется с предварительным устройством карт намыва с дамбами ограждения, предотвращающими сползание с берега отвалов влажного грунта и попадание его в воду.
Складирование грунта на берег осуществляется с учетом наличия свободных площадей, крутизны склонов, технической возможности применяемых земснарядов (величины напора, длины пульпопровода), а также принятой технологии работ.
4.2.14. Засыпка траншеи на береговых участках после укладки в них газопровода выполняется тем же грунтом с использованием экскаватора и бульдозера. Засыпка траншей в зонах многолетнемерзлых грунтов может выполняться привозным песчано-гравелистым грунтом, с обкладкой газопровода мешками (из нетканых материалов) с грунтом. В случае дефицита необходимого грунта для обратной засыпки траншеи на береговом участке С крутым склоном доставку грунта на площадку следует выполнять баржами или автотранспортом.
4.2.15. На крутых склонах, во избежание сползания грунтовой засыпки вниз к воде, должны применяться каменные призмы, деревянные клетки, сваи или другие сооружения. Способ засыпки траншей и закрепления грунта в зависимости от конкретных условий реки определяется проектом.
4.3. Земляные работы на пойменных участках переходов
4.3.1. Земляные работы на пойменных участках переходов, как и на береговых, начинаются с выполнения комплекса подготовительных работ. Вид и объем работ определяются размерами поймы, ее обводненностью, продолжительностью нахождения ее в свободном от воды состоянии, грунтовыми условиями на пойме в створе перехода и другими условиями. Перечень подготовительных работ для таких условий приведен в разделе 4.1.
4.3.2. Перечень земляных работ на пойменных участках включает в себя:
разработку, подчистку и засыпку траншей;
складирование грунта на бровку траншеи с перемещением, при необходимости, в береговые отвалы (карты);
отсыпку дамб (перемычек) для прохождения землеройной техники по пойме и последующую их разборку;
разработку грунтовых карьеров и их последующую засыпку;
рекультивацию пойменных участков в створе перехода в границах строительной полосы.
4.3.3. Перечень земляных работ на пойменных участках и основные технологические решения по их выполнению определяются проектом (ПОС). Конкретизация технологических приемов с учетом объемов, сроков и условий работ, а также технической оснащенности строительной организации осуществляется при разработке ППР.
4.3.4. На обводненных и заболоченных пойменных участках переходов при глубине воды до 1,5 м, независимо от ширины затапливаемой поймы, наряду с подводно-техническими, могут быть использованы те же способы разработки траншей, что и на малых переходах, выполняемых линейными подразделениями (использование экскаваторов и бульдозеров, устройство насыпных дамб, лежневых дорог, перемычек, водоотводных канав и др.).
4.3.5. Разработку траншей на обводненных и заболоченных поймах следует, как правило, начинать с урезной части перехода с целью обеспечения стока воды в реку, дренирования и осушения поймы в зоне перехода.
4.3.6. Разработка траншей на пойменных участках производится, в основном, одноковшовыми экскаваторами типа обратная лопата. Выемка грунтов производится лобовым забоем при движении экскаватора по оси траншеи с обеспечением проектных отметок дна и крутизны откосов. Недобор грунта относительно проектной отметки дна не допускается, перебор может составлять до 10 см. Извлеченный из траншеи грунт первоначально укладывается в отдаленные от траншеи отвалы с постепенным приближением зоны разгрузки к бровке откоса. Перемещение экскаватора осуществляется по сланям, щитам или по насыпной дамбе.
При наличии на этих участках мерзлых или скальных грунтов производится их предварительное рыхление буровзрывным способом.
4.3.7. При разработке траншей на поймах большой протяженности могут быть использованы роторные экскаваторы, применение которых должно быть экономически и технологически обосновано при их аренде или подряде работ, предоставляемых линейными строительными подразделениями.
4.3.8. Траншеи на урезах и пойме после укладки и испытания трубопровода засыпают в соответствии с требованиями проекта, с применением технических средств, указанных в ППР. Для засыпки траншей в зависимости от рельефа местности, степени ее обвод ценности, вида грунта и других условий могут применяться экскаваторы и бульдозеры, приспособленные для этого вида работ. При засыпке траншей, разработанных в скальных (тяжелых, мерзлых) грунтах, первоначальная присыпка трубопроводов выполняется мягким (сыпучим) грунтом. Вид грунта, объем и способы засыпки определяются проектом.
4.3.9. После засыпки траншеи устраивается валик в виде правильной призмы, высота которого выбирается с учетом возможной осадки грунта, но не менее 0,5 м. На рекультивируемых землях после засыпки трубопровода минеральным грунтом производят его уплотнение, планировку ножом бульдозера и рекультивацию.
4.3.10. В процессе разработки, подчистки и засыпки траншей, в целях обеспечения необходимого качества работ, производятся систематическое визуальное наблюдение и проверка нивелиром соответствия выполняемых работ требованиям проектной и нормативной документации и ППР. Контролю подлежат, как и на береговых участках, ширина и глубина траншеи, откосы траншеи и отвалы на бровке, отметки верха засыпки траншеи.
4.4. Земляные работы на переходах через малые водные преграды.
4.4.1. К малым водным преградам, составляющим значительное число на трассе газопровода Ямал-Европа, относятся реки и водоемы глубиной до 1,5 м и шириной по зеркалу воды до 30 м в межень.
4.4.2. Строительство переходов трубопроводов через водные преграды с указанными в п.4.4.1 параметрами, как правило, осуществляют механизированные линейные колонны по ходу строительства газопровода.
4.4.3. Способы разработки подводных траншей через малые водные преграды глубиной около 1,5 метров и шириной 30 и более метров (в летнее время) определяют в зависимости от ширины реки, скорости течения и геологии дна. Разработка, в основном, выполняется экскаваторами типа обратная лопата, устанавливаемыми по обоим берегам, на временных дамбах, на санях или других средствах, с применением, при необходимости, малогабаритных подводно-технических средств (гидромониторов, грунтососов, скреперов). Разработку траншей гидромонитором (грунтососом) рекомендуется производить в легкоразмываемых грунтах, со складированием их в прибрежные приямки (на одном или обоих берегах в зависимости от условий) и дальнейшей экскавацией на берег.
4.4. Технология засыпки траншей на малых переходах определяется проектом. Работа механизмов может проводиться с берега дамб, саней, понтонов. При засыпке траншей в скальных грунтах используется привозной грунт.
4.5. Земляные работы на переходах через средние и крупные водные преграды.
4.5.1. Земляные работы на средних и крупных водных преградах, расположенных в различных природно-климатических зонах по трассе газопровода (тундра, предгорные районы, тайга, заболоченные районы), могут вызвать необходимость применения различных, как традиционных способов разработки и засыпки подводных траншей, так и нестандартных технологических и технических решений при выполнении этих работ, исходя из конкретных условий реки - ее размеров, гидрогеологии, сроков производства работ, судоходности, рыбохозяйственного значения и других факторов.
4.5.2. Одними из основных факторов при выборе способа разработки и удаления грунта разными видами средств на таких подводных переходах являются гидрогеологическая характеристика водной преграды, объемы работ и сроки их выполнения. При разработке траншей на реках со скоростью течения более 0,3-0,4 м/с виды и число технических средств определяются с учетом заносимости подводных траншей влекомыми в потоке донными наносами.
4.5.3. В качестве технических средств для подводной разработки грунта на переходах трассы газопровода могут использоваться:
землесосные снаряды различного типа и класса;
многочерпаковые земснаряды;
одночерпаковые (штанговые) земснаряды;
эжекторные установки;
гидромониторные установки;
экскаваторы;
канатно-скреперные устройства (КСУ);
плавучие буровзрывные установки.
Выбор и рациональное использование тех или иных технических средств зависят от грунтовых условий, судоходности водной преграды и требований п. п. 4.5.1- 4.5.3. Тип используемых на переходе грунторазрабатывающих механизмов определяется ПОС и уточняется в ППР. Технические характеристики механизмов и оборудования, применяемых в отечественной практике для разработки подводных траншей, приведены в табл. 4.2.
4.5.4. Технология производства земляных работ на переходах может предусматривать раздельное использование землесосных, черпаковых земснарядов и других технических средств или их одновременную работу на объекте в зависимости от технических возможностей земснарядов (осадки, длины рамы рабочего органа), условий судоходства и природоохранных требований. Порядок, очередность и способы работы механизмов устанавливаются ППР, разрабатываемым Подрядчиком.
При одновременном использовании на переходе нескольких разных механизмов могут быть приняты различные способы извлечения грунта, а также раздельные или смешанные схемы транспортирования и складирования грунта в отвалы.
4.5.5. Для разработки мягких грунтов используются землесосные снаряды, эжекторные и гидромониторные установки, а для разработки тяжелых грунтов (глин) - черпаковые земснаряды, КСУ и экскаваторы.
При разработке траншей в мерзлых и скальных породах или тяжелых глинах, находящихся, как правило, под слоем наносных грунтов, должны удаляться сначала легкие наносные грунты (при большой их толщине), а затем, после предварительного рыхления, твердые породы (рис.4.3.).





Таблица 4.2

Некоторые показатели основных технических средств для подводной разработки грунта

Механизмы
Рекомендуемая группа разработки грунтов по СНиП
Производительность по извлечению грунта, м3/ч
Максимальная глубина разработки, м
Способ рабочего перемещения
Рыхлитель
Землесосные снаряды типа:





"Крым"
I-VI
800
25
На тросах
Фреза
"Апшерон"
I-VI
800
35
На тросах
Фреза
"Подводник-2
I-VI
300
25
На тросах
Фреза
ТЗР-151
I-IV
130
15
На тросах
Фреза
ТЗР-251
I-IV
200
20-25
На тросах
Фреза
ПМТ-100
I-IV
60
13
На тросах
Гидравлический
ДГС-150
I-IV
50
20
На тросах
Гидравлический
Гидромониторы
I-IV
9
20
-
Гидравлический
Ковшовые земснаряды типа: многочерпаковый





"Селигер"
I-VII
120
20
Свайный
Ковши
"Балхаш"
III-VII
100
23
Свайный
Ковш
"Подводник-1
I-VII
110
20
Свайный
Ковш,
Пневмоударник
"Подводник-3
I-VII
90
18
Свайный
Ковш
Плавучий кран "Ганц"
III-V
20
20
На тросах
Грейфер
Канатно-скреперная установка (КСУ)
V-VI
20
40
На тросах
Ковш

Примечание. Емкость ковшей КСУ составляет 1-1,5 м3. Использование КСУ не рекомендуется на илах, текучепластичных грунтах, тяжелых суглинках и глинах; при дальности скреперования более 150 м и глубине траншеи более 3 м.


Рис. 4.3. Схема разработки предварительно разрыхленного взрывами мерзлого (скального) грунта с помощью экскаватора на понтоне:

1 - трактор-тягач; 2- отвал разработанного грунта, разрыхленного взрывом; 3 - траншея;
4 - смотровые люки на понтоне; 5 - экскаватор фирмы "Като" с удлиненной рукоятью;
6 - страховочные тросы; 7 - понтонная переправа ПП-90 со смещенной средней секцией;
8 - гашевые тросы; 9 - разрыхленный взрывом грунт

4.5.6. Разработка подводных траншей земснарядами производится одновременно со сбросом грунта на дно реки (водоема) по рефулеру, с отвозом и укладкой грунта в подводные отвалы шаландами или транспортированием его на берег пульпопроводами. Способ удаления грунта определяется ПОС в соответствии с требованиями и согласованиями всех заинтересованных организаций и сроками производства работ и уточняется в ППР.
4.5.7. В качестве основных средств для транспортирования грунта при разработке траншеи в зависимости от расположения и удаленности отвалов, учета требований судоходных организаций, природоохранных и других органов следует принимать шаланды или пульпопроводы. Тип и количество шаланд, длина пульпопровода определяются типами земснарядов, дальностью транспортировки грунта, объемами его разработки и другими условиями.
4.5.8. При эксплуатации плавучего пульпопровода необходимо соблюдать следующие требования:
пульпопровод до начала работы должен быть испытан на максимальное рабочее давление и надежность работы;
на поворотах более 15° и в концевой части пульпопровод необходимо надежно закрепить якорями;
секции плавучего пульпопровода в местах фланцевых или других соединений должны быть надежно соединены во избежание протечек пульпы в воду.
4.5.9. Удаление разработанного землесосными снарядами грунта по пульпопроводам должно осуществляться в подводные отвалы или береговые карты намыва (рис.4.4.). Способ удаления грунта согласовывается с землепользователями, рыбоохранными, судоходными и другими заинтересованными организациями. Конкретные условия удаления грунта в гидроотвалы разрабатываются в ППР.
а







б

в

Рис. 4.4. Конструкция береговых отстойников для складирования разработанного земснарядами грунта;

а - схема намыва грунта и береговые карты (гидроотвалы);
б - поперечный разрез гидроотвала; в - поперечный разрез отстойника;

1 - плавучий пульпопровод; 2 - перекачивающая грунтонасосная установка; 3 - магистральный пульпопровод; 4 - разводящий пульпопровод; 5 - пруд-отстойник для грунта; 6 - дамба обвалования; 7 - канава для отвода фильтрационной воды; 8 - водосбросной колодец;
9 - водосбросной трубопровод; 10 - отстойник для сильнозагрязненной воды

4.5.10. Транспортирование извлеченного из-под воды ковшовыми земснарядами грунта в подводные отвалы может производиться с использованием самоходных саморазгружающихся шаланд (табл. 4.3.) и барж-площадок.
Вместимость шаланд составляет 100-400 м и, как правило, должна быть больше половины часовой производительности земснаряда. Осадка шаланд при полной загрузке и малых глубинах не должна превышать осадку земснаряда в рабочем состоянии.

Таблица 4.3

Плавучие средства для транспортирования грунта

Тип судна
Грузоподъем-
Размеры судна, м
Осадка с
Скорость хода

ность, т
длина
ширина
высота
грузом, м
с грузом, км/ч
Шаланда самоходная саморазгружающаяся (проект 711).
150
39
8,3
7,05
1,73
8
Шаланда самоходная саморазгружающаяся ("Гидроклапп")
400
51
9,0
12,00
3,00
14

4.5.11. Загрузку шаланд черпаковым земснарядом можно производить либо поочередно с обоих бортов земснаряда без прекращения его работы на время смены или перемещения шаланды, либо с одного борта в случае недостаточной глубины или при работе в стесненных условиях. Во всех случаях потери времени на замену и перемещение шаланд должны быть минимальными.
4.5.12. Процесс загрузки шаланд и транспортировки ими грунта должны быть организованы так, чтобы исключить или свести к минимуму простои земснаряда в ожидании подхода или перестановки шаланды.
Необходимое число шаланд n определяют по формуле.

, (4.4)

где Wo - фактическая производительность земснаряда, м/ч;
Q - вместимость шаланды, м3;
L1, L2 - расстояние соответственно от земснаряда до места отвала грунта и обратно, км;
V1,V2 - скорость хода шаланды соответственно от земснаряда до места отвала грунта и обратно, км/ч;
Кр - коэффициент разрыхления грунта;
to - время разгрузки шаланды, ч.

4.5.13. Засыпка подводных траншей допускается местным грунтом, если в проекте не предусмотрены особые требования к грунту. Засыпка траншей в зависимости от принятых в ПОС и ППР технологий работ и техники может выполняться путем (п.4.5.6):
рефулирования грунта земснарядами по пульпопроводу;
сброса грунта саморазгружающимися шаландами;
сброса грунта из барж путем выгрузки его грейфером (рис.4.5.) или перекачивания грунта из барж грунтососами;
сброса грунта с баржи-площадки бульдозером;
сталкивания грунта с береговых отвалов бульдозером.
4.5.14. При засыпке подводных траншей необходимо учитывать унос сбрасываемого грунта течением за пределы траншеи и поступление донных наносов, переносимых в траншею потоком. Объем уносимого потоком грунта при сбросе его в воду и заносимости траншеи донными наносами определяются расчетами в проекте с учетом характеристики грунта и режима водного потока и уточняются в ППР на основе анализа конкретных условий на реке перед началом строительства перехода. Ориентировочно объем уносимого грунта принимается в пределах 10-20% от общего объема засыпки траншеи на переходе.
Объем засыпки траншеи необходимо планировать с учетом этих двух факторов - уноса и заносимости.

Рис. 4.5. Схема засыпки подводной траншеи с плавучей площадки:

1 - плавкран; 2 - папильонажный трос; 3 - папильонажный якорь; 4 - экскаватор-драглайн;
5 - перемещаемый грунт; 6 - бульдозер; 7 - плавучая площадка; 8 - буксирный катер;
9 - становой якорь; 10 - становой трос; 11 - засыпаемая траншея; 12 - уложенный трубопровод

4.5.15. Сброс грунта в траншею при ее засыпке можно осуществлять при погружении концевого звена пульпопровода в воду в целях снижения уноса его и загрязнения водной среды.
4.6. Земляные работы на переходах в зимнее время.
4.6.1. Необходимость проведения земляных работ на переходах в зимнее время может обусловливаться трудностью подъезда к месту строительства перехода при сильной обводненности территории в летнее время, сжатыми сроками строительства перехода, невозможностью использования летнего варианта строительства перехода из-за легкой ранимости почвенно-растительного слоя в северных регионах (тундровой и лесотундровой зонах).
4.6.2. Технология и организация земляных и подводно-технических работ в зимних условиях определяется, в основном, характеристикой водной преграды, ледовой обстановкой и температурным режимом донных грунтов и должна быть изложена в проекте и уточнена в ППР.
4.6.3. Строительно-монтажные работы на переходах в условиях Крайнего Севера выполняются в зимний строительный сезон при промерзании деятельного слоя на глубину, исключающую разрушение растительного покрова строительной техникой, движение которой допускается по специальным подготовленным зимним технологическим дорогам.
4.6.4. При строительстве дорог с насыпным грунтовым основанием на многолетнемерзлых грунтах отсыпку полотна дороги следует осуществлять пионерным способом "от себя", не допуская выезда техники и транспорта за пределы отсыпанного полотна. Грунт для полотна дороги следует отсыпать непосредственно на мохово-растительный покров или на снежный покров с предварительным выравниванием снежных бугров.
4.6.5. Промораживание плохо замерзающих участков территории на переходах в границах строительных площадок осуществляют уплотнением растительного покрова гусеничной техникой с давлением ее на грунт не более 0,025 МПа (0,25 кг/см2 и удалением на полосе отвода снега с последующим его складированием и разравниванием за пределами рабочей полосы.
4.6.6. При разработке подводных траншей в зимнее время требуется выполнение следующих дополнительных работ:
нарезание ледорезной машиной прорезей в ледовом покрове или рыхление льда механическим способом с последующим удалением его с целью создания майн (свободной ото льда поверхности воды) для перемещения в них либо непосредственно земснарядов, либо их рабочей стрелы (при работе земснарядов со льда);
предохранение от намораживания пульпы на стенки рефулера и его замерзания;
подготовка земснарядов и землеройной техники для работы в зимних условиях;
поддержание несущей способности льда путем его дополнительного намораживания для обеспечения движения техники и земснарядов по льду.
4.6.7. Период производства земляных работ при разработке подводной траншеи в зимних условиях определяется состоянием и продолжительностью сохранения ледового покрова, а также требованиям к его прочности.
Выполнение работ на льду, связанных с установкой оборудования, размещением материалов, движением транспортных средств и техники, производится после определения его несущей способности в соответствии с требованиями ППР и Правил техники безопасности.
4.6.8. На урезных и пойменных участках подводных переходов перед началом земляных работ в зимнее время, при необходимости промораживания грунта, должен быть удален снег с полосы будущей траншеи.
4.6.9. В случае невозможности устройства подводной траншеи полного профиля в летний период, допускается частичная разработка траншеи в зимнее время со льда с доработкой ее перед укладкой трубопровода зимой средствами малой механизации (грунтососами и гидромониторами).
4.6.10. Подводные земляные работы в зимних условиях допускается выполнять:
малыми земснарядами, работающими в прорези льда (на воде);
грунторазрабатывающими устройствами и механизмами, установленными на льду (гидромониторами, грунтососами, экскаваторами);
канатно-скреперными установками (КСУ).
4.6.11. При использовании канатно-скреперных установок хвостовой блок для обеспечения обратного хода ковша устанавливают на противоположном берегу или вмораживают в лед.
В месте выхода ковша и тросов из воды устраивают майны, которые поддерживают во время выполнения работ в незамерзающем состоянии специальным оборудованием или способом, указанным в ППР.
4.6.12. При подготовке пульпопровода земснаряда к работе в зимних условиях необходимо обеспечить его гибкость без нарушения герметичности стыков, а также возможность перемещения его при движении земснаряда.
Для перемещения по льду пульпопровод устанавливают на санные полозья, которые рекомендуется располагать в местах шарнирных соединений.
4.6.13. Для защиты пульпопровода от промерзания необходимо применять следующие меры:
пульпопроводы необходимо укладывать с уклоном для обеспечения быстрого сброса воды и пульпы в пониженные места самотеком;
шаровые соединения пульпопровода должны быть очищены от грязи и смазаны зимней смазкой;
по окончании работы земснаряда, а также при длительных остановках его, пульпопровод следует освобождать от пульпы и промывать чистой водой.
4.6.14. В тундровой и лесотундровой зонах (участки газопроводов "Север-1" и "Север-2") на малых водотоках, не имеющих судоходства (озера, старицы, реки), подводные траншеи следует разрабатывать преимущественно в зимнее время, а на судоходных реках (типа Морды-Яха и некоторых других) разработку подводных траншей в руслах рек и на береговых урезах рекомендуется проводить в летний период, без выполнения каких-либо работ на берегу.
4.6.15. Разработка подводных траншей на участках трассы газопроводов "Север-1" и "Север-2" значительно усложняется при наличии в русле мерзлых и многолетнемерзлых грунтов, часто представленных в форме линз различных размеров в подрусловых таликах.
Рыхление линз производится буровзрывным, механическим или другим способом, а разработка их - экскаватором (при малых глубинах) или канатно-скреперной установкой.
4.6.16. При разработке траншей в зимний период на береговых и пойменных участках переходов газопровода Ямал-Европа (участки "Запад", "Центр-1", "Центр-2" и частично "Север-3") в условиях сезонного промерзания грунтов на глубину до 30-40 см рыхление их производится механическим способом (гибромолотом, бульдозером-рыхлителем и др.).
4.6.17. При промерзании грунтов свыше 40 см и на участках с многолетнемерзлым грунтом (участки "Север-1", "Север-2") разработка береговых и пойменных траншей перехода производится с применением буровзрывной технологии.
4.6.18. Основные технологические требования по выполнению буровзрывных работ должны быть разработаны в проекте, согласованы с органами охраны природы и уточнены при подготовке проекта производства на буровзрывные работы (ППБР) с учетом техники безопасности, изложенной в "Единых правилах безопасности при взрывных работах".
4.6.19. Выбор способа разработки береговых и подводных траншей в мерзлых грунтах взрывами определяется гидрологическими особенностями места строительства перехода, объемом взрывных работ, сроками их проведения с учетом времени года, характером и мощностью слоя залегаемых наносов и мерзлых грунтов, способом извлечения их из траншеи и требованиями органов рыбоохраны.
4.6.20. Разработка мерзлых грунтов под водой и на береговых участках перехода производится с применением скважинных, шпуровых, накладных, кумулятивных и комбинированных зарядов. Скважинные заряды применяются при глубине разработки пород более 1 м, шпуровые - при глубине разработки от 0,5-1,0 м и накладные - при глубине разработки до 0,5 м.
4.6.21. Шпуровые и накладные заряды могут применяться для доработки траншей до проектного профиля, дробления негабаритов, подработки траншеи и выполнения других незначительных по объему работ.
4.6.22. Для взрыва мерзлых грунтов в подводных условиях должны использоваться водоустойчивые взрывчатые вещества типа аммонита N6 ЖВ, аммонала скального N3, акватола М-15, граммонала и др., способных сохранять свои свойства в течение необходимого времени пребывания их под водой.
Вид взрывчатого вещества и средств взрывания принимается в соответствии с требованиями ППБР, выполняемым специализированной организацией по проведению подводных взрывных работ.
4.6.23. Перед укладкой в траншею изолированной нитки газопровода на береговых и пойменных участках перехода производят обязательную очистку траншеи от снега.
4.6.24. На урезных и пойменных участках смерзающийся в отвале грунт перед засыпкой трубопроводов разрыхляют механическим или буровзрывным способом с применением шпуровых зарядов.
При засыпке трубопровода в траншее мерзлым грунтом сверху выполняется валик из разрыхленного грунта.
Во избежание заноса траншей снегом и смерзания грунта в отвале время разработки траншеи должно соответствовать времени укладки и засыпки трубопровода.
4.7. Контроль качества выполнения земляных работ.
4.7.1. Технология выполнения земляных работ при строительстве переходов газопроводов через водные преграды определяется проектными решениями и требованиями действующих нормативных документов, предъявляемых к соответствующим видам работ, технологическим операциям и техническим средствам (п. 1.3.).
4.7.2. Для обеспечения качества земляных работ непосредственно исполнителями (бригадирами, мастерами, прорабами и специальными контролерами) осуществляется операционный и приемочный контроль, который заключается в, систематическом наблюдении и проверке соответствия выполняемых работ требованиям проектной и нормативной документации.
4.7.3. Недоборы по глубине и ширине разрабатываемой траншеи не допускаются, а предельные параметры не должны превышать величин, указанных в табл. 14 и 15 СНиП 3.02.01-87.
4.7.4. При разработке подводных траншей на судоходных реках и водоемах производится непрерывный контроль их параметров (ширины, глубины, откосов) путем измерения их приборами (эхолотами, профилографами), установленными на борту специальных судов. В отдельных случаях контроль с помощью приборов может производиться эпизодически, через каждые 2-4 часа работы земснаряда.
На малых реках контроль этих параметров производится эхолотами, лотами или наметками с лодки или катера. В случае отступлений производится их доработка.
Перед началом земляных работ Подрядной строительной организацией проверяется глубина дна реки или водоема в створе перехода и сверяется с проектными данными. Готовая траншея сдается представителю Заказчика перед укладкой в нее газопровода.
4.7.5. Качество выполненных земляных работ определяется путем сравнения проектно-технической документации по переходу, требований ППР и фактических данных, полученных в процессе контрольных промеров параметров траншей с помощью измерительной аппаратуры, специальной оснастки, а также водолазами.
При несоответствии фактических параметров траншей указанным в проекте производится их