Rambler's Top100

Пособие к ТСН 31-307-96 (МГСН 4.07-96) Скачать Предварительный просмотр

Скачать

Предварительный просмотр

(отсутствуют изображения, таблицы и формулы)

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

МОСКОМАРХИТЕКТУРА

ПОСОБИЕ
к МГСН 4.07-96

ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ


ПРЕДИСЛОВИЕ


1. РАЗРАБОТАНО Институтом общественных зданий Минстроя России (канд. архитектуры Смывина Л.А. - автор и руководитель разработки, канд. архитектуры Гарнец А.М. - общая редакция, арх. Дунаева Т.Г. - графическое оформление); Институт Пединноваций АПН и Минобразования РФ (чл.-корр. АПН Петровский В.А., канд. психологии Стрелкова Л.П., канд. пед. наук Кларина Л.М.), МНИИТЭП (канд. техннческих наук Авдеев Г.К., канд. технических наук Грудзинский М.М. - отопление и вентиляция; инж. Добровольский А.Н., инж. Лапшин А.Ю. - естественное и искусственное освещение, электротехнические устройства; канд. технических наук Федоров Н.Н. - защита от шума, звукоизоляция, акустика помещений).

2. ПОДГОТОВЛЕНО к утверждено и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (арх. Шалов Л.А., инж. Щипанов Ю.Б.).

3. СОГЛАСОВАНО с Департаментом образования г.Москвы, Центром Госсанэпиднадзора г.Москвы, Мосгосэкспертизой, Москомархитектурой.

4. УТВЕРЖДЕНО указанием Москомархитектуры от 25.06.97 № 23 .


Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Москомархитектуры


ВВЕДЕНИЕ


1. Настоящее Пособие разработано в развитие и дополнение МГСН 4.07.96 "Дошкольные учреждения" и распространяется на проектирование массовых типов дошкольных учреждений, в первую очередь, муниципальных, предназначенных для практически здоровых детей и для детей с недостатками развития, подлежащими коррекции и компенсации в процессе подготовки к школе. Настоящее Пособие не рассматривает вопросы проектирования детских домов, детских домов для детей с нарушениями развития, а также дошкольных отделений в школах-интернатах для детей с нарушениями развития.

2. Настоящее Пособие разработано в помощь проектировщикам - архитекторам, технологам, инженерам - с целью показать возможные пути достижения конкретных нормативных требований в проектных решениях зданий дошкольных учреждений и их участков, а также дать рекомендации по функциональной структуре и объемно-планировочному решению зданий, параметры составов и площадей которых превышают минимально допустимые нормы. В Пособии даются рекомендации по эффективному использованию дополнительных капвложений по отношению к нормативному минимуму, в направлении создания развивающей среды и повышения качества архитектуры зданий.

3. В Пособие включены также разделы по расчету сети, новой типологии зданий и комплексов, по организации дошкольных учреждений и участков в особых условиях - на затесненной территории, встроенными, объединенными с общеобразовательной школой.
СОЦИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1 Деятельность всех видов государственных муниципальных дошкольных образовательных учреждений регулируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, которое для негосударственных дошкольных учреждений выступает в качестве примерного.

1.2 Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает обучение (реализует общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности), присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Основными задачами дошкольных учреждений являются:

охрана жизни и укрепление здоровья детей;

обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка.

1.3 Система дошкольных учреждений формируется различными видами дошкольных образовательных учреждений в соответствии с направленностью их деятельности:

детский сад;

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественного, физического и др.);

детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в любом сочетании);

центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

1.4 В соответствии с Типовыми положениями, дошкольные образовательные учреждения (далее по тексту ДОУ) могут по желанию родителей и решению администрации менять профиль обслуживания всего учреждения в целом или отдельных детских групп.

1.5 Все ДОУ предназначены для обслуживания практически здоровых детей и детей, имеющих незначительные отклонения в развитии, которые компенсируются в процессе подготовки ребенка к обучению в общеобразовательной школе.

В настоящем Пособии не рассматриваются специальные учреждения для детей со значительными нарушениями физического и психического развития.

1.6 Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду.

Основным принципом создания соответствующей среды для детей является выделение ее развивающего начала. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.

1.7 Обслуживание практически здоровых детей осуществляет дошкольное образовательное учреждение типа Детский сад. Этот тип учреждения в принципе универсален и предоставляет педагогические и медицинские услуги (в том числе компенсирующие недостатки физического и психического развития) по обучению и оздоровлению детей, в то же время осуществляя бытовые функции ухода и присмотра. Компенсирующие услуги направлены на коррекцию зрения, слуха, произношения, движений, устранение задержек психического и интеллектуального развития.

1.8 Детские сады, как образовательные учреждения, могут избрать одно или несколько направлений в своей основной деятельности в качестве приоритетных, которые определяют вид учреждения: общеразвивающее, оздоровительное, компенсирующее, комбинированное - на основе сочетания вышеуказанных направлений.

Здания для дошкольных учреждений различных видов, как правило, следует проектировать универсальными. Целесообразность проектирования универсальных зданий обосновывается возможностью, предусмотренной в Уставе ДОУ, менять приоритетные направления обслуживания детей в соответствии с изменением спроса потребителей (пожелания родителей). Московскими городскими строительными нормами заложены принципы проектирования универсальных детских садов, которые в равной степени могут работать как развивающие, оздоровительные, компенсирующие для детей с легкой степенью нарушений развития, а также комбинированные. Специализация ДОУ достигается наличием в их составе дополнительных помещений, имеющих специальное оборудование. Это позволяет обеспечить условия полноценного функционирования здания при изменении вида образовательного дошкольного учреждения, которое достигается заменой оборудования дополнительных помещений.

1.9 Особого внимания требует проектирование компенсирующих дошкольных учреждений. Компенсирующие ДОУ для детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих), с нарушением зрения (слабовидящих; с косоглазием и амблиопией), с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллекта - следует проектировать в виде специальных зданий с сокращенными площадями основных помещений групповой ячейки (т.к. практически вдвое сокращается нормативная наполняемость детских групп) и составом дополнительных помещений, согласуемых с заказчиком на стадии разработки задания на проектирование.

При некоторых видах компенсирующей деятельности для организаций таких учреждений вполне могут подойти универсальные здания ДОУ, например, логопедический детский сад. Отдельные компенсирующие услуги могут быть оказаны не всем, а лишь части детей (или части детских групп) в комбинированном дошкольном учреждении, для размещения которого также подойдет универсальное здание.

1.10 Компенсирующие дошкольные учреждения, в свою очередь, могут проектироваться как специализированные: для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, психического развития, или как универсальные компенсирующие, когда в одном здании могут функционировать учреждения с любой из указанных здесь компенсирующих направленностей.


1.11 Проектировать здания ДОУ специализированными целесообразно в жилых комплексах с повышенной селитебной плотностью, когда сеть ДОУ достаточно плотная, и перевод ребенка, в случае необходимости, из одного учреждения в другое не отразится на радиусе доступности. Примерное соотношение числа мест в таких специализированных учреждениях ориентировочно можно принять следующим:

общеразвивающие - 40 %;

оздоровительные - 30 %;

компенсирующие - 30 %.

Данные о конкретной потребности мест в ДОУ должны быть уточнены в местных органах образования или в соответствии с результатами социологических обследований.

1.12 В жилых комплексах (микрорайонах) могут быть предусмотрены комплексные многопрофильные и методические центры системы ДОУ. Они могут представлять собой такой вид дошкольного учреждения как Центр развития ребенка с осуществлением физического и психического развития, поддержки и оздоровления всех воспитанников.

В качестве дополнительных услуг в ДОУ любого типа могут предусматриваться такие мероприятия как родительские семинары, консультации родителям по уходу и воспитанию, психологическая помощь семье, а также детские кружки и секции, в том числе для дошкольников, не являющихся постоянными воспитанниками данного ДОУ. К дополнительным услугам и мероприятиям могут также относиться организация детских утренников и спектаклей, посещение бассейна, консультации специалистов по части компенсирующих мероприятий.

1.13 Сеть ДОУ может содержать прогулочные группы для детей, которые организуются как оздоровительные или общеразвивающие и размешаются в первых этажах многоквартирных жилых домов. Дети в этих группах преимущественно гуляют на свежем воздухе до и после обеда, спят и обедают дома. Число мест в прогулочных группах может составлять 15 - 40 % в зависимости от спроса на них в среде социально благополучных и обеспеченных семей.

1.14 К системе ДОУ относятся также "семейные детские сады" - частные дошкольные учреждения на 0,5 и 0,25 детской группы - т.е. на 10 и 5 детей, размещаемые непосредственно в жилых квартирах (частных жилых домах) владельца ДОУ.

1.15 В жилых комплексах могут предусматриваться дежурные группы кратковременного присмотра - дневные, где ребенка можно оставить на несколько часов, и круглосуточные - оказывающие услуги по уходу и присмотру в течение нескольких суток. Дежурные группы кратковременного присмотра могут выполнять роль приюта сроком до нескольких недель, с оказанием ребенку психологической помощи.

1.16 При определении общего расчетного числа мест в ДОУ жилого комплекса (микрорайона) ДОУ типа "Семейный детский сад" и дежурные группы кратковременного присмотра не учитываются.


2. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ, АРХИТЕКТУРНЫЕ ТИПЫ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ,
РАЗМЕЩЕНИЕ В ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКЕ


2.1 Архитектурная типология ДОУ определяется главным образом градостроительными условиями применения и размещения в жилой застройке. Система зданий и комплексов ДОУ и их отделений в жилых образованиях может решаться как самостоятельная, или в сочетании с учреждениями общего образования (школами).

2.2 Выбор архитектурных типов зданий и комплексов ДОУ в конкретных градостроительных условиях рекомендуется осуществлять с учетом показателя селитебной плотности (средневзвешенной этажности жилых зданий). Малые ДОУ вместимостью от 0,5 до 3 детских групп нормативной наполняемости рекомендуются в малоэтажной жилой застройке (усадебная, коттеджная с постоянно проживающим населением, коттеджная дачная - для сезонно организуемых частных детских садов с режимом кратковременного пребывания детей, малоэтажная блокируемая и т.п.).

При средней этажности жилой застройки 3-7 этажей рекомендуется применение отдельно стоящих ДОУ общего типа вместимостью от 4 до 10 детских групп с условием обеспечения радиуса охвата не более 300 м. Если здания ДОУ проектируются как специализированные, желательно вместимость оздоровительных ДОУ предусматривать не более 6 групп.

Прогулочные группы весьма экономичны, не содержат спален и кухонь, и при размещении в первых этажах жилых зданий способствуют экономии занимаемой территории микрорайона.

При повышенной селитебной плотности (при средневзвешенной этажности жилой застройки более 7-9 этажей) целесообразно применять здания ДОУ на 8-10 групп.

ДОУ вместимостью до 8 групп могут предусматриваться встроенными в первые (нижние два) этажи жилых зданий и встроенно-пристроенными - вместимостью до 10 групп, а при применении ранее разработанных типовых проектов или при реконструкции - до 12 групп.

При средней и повышенной селитебной плотности в системе ДОУ возможно предусматривать по согласовыванию с органами образования и Госсанэпиднадзора Центры дошкольного воспитания. В отдельных случаях Центр дошкольного воспитания может не содержать детские группы, а осуществлять обслуживание детских групп из близрасположенных ДОУ жилого комплекса (микрорайона): бассейн, детские кружки и секции, праздничные утренники, детские спектакли и др. Центр дошкольного воспитания может содержать консультационные пункты для родителей, обеспечивать методическое и организационное руководство системой ДОУ в микрорайоне.

В системе ДОУ микрорайона (жилого комплекса) по согласованию с органами образования и Госсанэпиднадзора могут предусматриваться централизация приготовления пищи и стирки белья.

2.3 ДОУ могут быть блокированы или интегрированы в общеобразовательные школы: I, I и II, а также I, II и III ступеней при условии объединения в одном здании не более 350 детей. Блокированные здания (Детский сад - школа) в основном применяются при низкой селитебной плотности. Учреждения, интегрированные на базе объединения учебных программ, а также специализированных и сопутствующих помещений - Учебно-воспитательные комплексы (далее по тексту УВК), практически могут использоваться при любых градостроительных условиях. Их применение при низких селитебных плотностях сокращает радиусы доступности (как правило, младших классов); при повышенных селитебных плотностях достигается снижение общей вместимости здания школы, в первую очередь, младших классов.

2.4 Определение числа мест в дежурных группах кратковременного присмотра (дневных и круглосуточных) осуществляется на основе социологических обследований или по МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения".

2.5 Соотношение возрастных групп детей в ДОУ, а также приоритетные направления обслуживания в отдельных группах или в ДОУ в целом определяются заданием на проектирование или проектом по согласованию с органами образования.

2.6 Градостроительные системы комплексов и зданий ДОУ или их элементов могут иметь место при застройке или реконструкции больших жилых образований от 5 до 15-20 тыс. жителей. При этом функциональная организация этой системы должна обеспечивать ее органичное вхождение в архитектурно-градостроительный ансамбль застройки.

При низкоплотной жилой застройке здания ДОУ (особенно объединенные со школой) могут представлять собой градостроительные акценты, более крупные по объему и этажности, чем индивидуальные или блокируемые 1-2-этажные жилые дома. В условиях многоэтажной жилой застройки, как правило, двухэтажные здания ДОУ имеют подчиненный характер и могут контрастировать в своем архитектурном решении с мелкоячеистой фактурой фасадов жилых домов укрупненными деталями и укрупненным ритмом.

2.7 В функциональном отношении системы ДОУ могут формироваться универсальными зданиями ДОУ одинаковой или разной вместимости. Когда применяются учреждения разной вместимости - этот прием можно эффективно использовать для предпочтительного размещения в более крупных зданиях общеразвиваюших ДОУ, в зданиях меньшей вместимости - оздоровительных ДОУ. При этом компенсирующие дошкольные учреждения, как правило, лучше предусматривать крупными (на 6-10 детских групп) - для эффективного использования особой планировочной структуры здания, специального оборудования, квалифицированного персонала.

2.8 Здания общеразвиваюших ДОУ, специализирующихся на одном или нескольких направлениях развития (художественно-эстетическом, интеллектуальном, физическом и т.п.) лучше предусматривать вместимостью 4-6 групп, чтобы можно было укомплектовать группы с сохранением нормативного радиуса обслуживания.

2.9 Здания ДОУ могут размещаться во внутридворовом пространстве жилых групп в виде отдельно стоящих зданий, играть роль торцевого элемента, элемента рядовой или поворотной вставки в блокируемой жилой застройке, быть встроенно-пристроенными с выступающими компактными или протяженными объемами вдоль фасадных сторон многоквартирных жилых зданий. Блокируемые элементы-вставки могут быть одно-, двух- или трехэтажными, встроенные (встроенно-пристроенные) объемы - одно- или двухэтажными.

2.10 При проектировании в составе градостроительной системы здания Центра дошкольного воспитания (далее по тексту - ЦДВ) следует предусматривать центральное расположение этого здания в жилом комплексе. Следует иметь в виду, что расстояние от здания Центра до обслуживаемых им остальных ДОУ не должно превышать 300 - 350 м. ЦДВ и обслуживаемые им ДОУ образуют комплексы дошкольного воспитания (КДВ). Частным случаем решения КДВ является обслуживание зданием Центра встроенных или встроенно-пристроенных ДОУ. Такие КДВ особо эффективны, когда встроенные ДОУ малы и не содержат в своем составе залов для музыкальных и гимнастических занятий, бассейна, дополнительных помещений для специализированных занятий (например, компьютерный класс), помещений для занятий детских кружков и секций, которые концентрируются в ЦДВ. В этом случае отдельные небольшие по вместимости ДОУ целесообразно предусматривать специализированными - в соответствии с приоритетными направлениями развития детей или компенсирующей деятельности: только общеразвивающим, только оздоровительным или только компенсирующим, причем, с определенным профилем: логопедическое, для детей с нарушением зрения и т.п.

2.11 В качестве градостроительной системы могут проектироваться объединенные комплексы дошкольных учреждений (отделений) и общеобразовательных школ (школьных отделений) как в виде раздельных зданий этих учреждений, так и единых учебно-воспитательных комплексов. Например, при повышенных селитебных плотностях могут проектироваться комплексы зданий школ, имеющих по 2-3 филиала ''Детский сад - начальная школа", в которых находятся дошкольники преимущественно старших возрастных групп, а более младшие возрастные группы дошкольников могут размещаться в небольших по вместимости отдельно стоящих или встроенных ДОУ.


3. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

3.1 Общие требования к земельному участку


3.1.1 Планировочную структуру участка рекомендуется разрабатывать в увязке с планировочным решением здания ДОУ и с учетом требований к составу и площадям элементов участка, озеленению и благоустройству.

3.1.2 Наибольшее расстояние, с которого взрослый человек (воспитатель) с нормальным зрением различает действия детей, приблизительно равно 135 м, а с которого различает лицо ребенка - 20-25 м. Размеры участка ДОУ, а также групповых и общих площадок рекомендуется устанавливать, исходя из этих данных.

3.1.3 При планировке участка следует учитывать его природное окружение, а также характер архитектуры как самого здания ДОУ, так и окружающей застройки. При благоустройстве территории ДОУ не следует перегружать ее малыми архитектурными формами.

Следует учитывать эстетическое воздействие на детей красивого здания и элементов благоустройства, а также аккуратно стриженного газона с организованными группами деревьев и кустарников.

3.1.4 Уровень шума на участке ДОУ не должен превышать 60 дБА. Здание детского сада может проектироваться как "шумозащищенное" (групповые обращены в сторону, противоположную от источника шума). В этом случае игровую территорию следует располагать со стороны групповых, в "шумовой" тени.

3.1.5 Здания должны размещаться в зоне пониженных скоростей преобладающих ветровых потоков, в аэродинамической (ветровой) тени, образуемой жилой застройкой. Зоной аэродинамической тени считается территория за экранирующим объектом на расстоянии пяти его высот, где происходит снижение скорости ветра не менее чем в два раза.

3.1.6 Размещение здания на участке определяет его градостроительная маневренность (ориентация окон групповых по сторонам горизонта), исходя из условий обеспечения не менее трехчасовой непрерывной инсоляции групповых.

3.1.7 В состав земельного участка ДОУ общего типа входят две основные зоны: игровая - зона пребывания детей, и хозяйственная. Зона игровой территории включает в себя групповые площадки, индивидуальные для каждой группы, площадью не менее 180 каждая; площадь озеленения - 120 на каждую детскую группу; общую физкультурную площадку площадью 200 для ДОУ (отделений) вместимостью от 4 до 8 групп и 250 для ДОУ с числом групп 9 и более. В площадь озеленения включаются защитные полосы, обеспечивающие санитарные разрывы между отдельными площадками и элементами игровой территории.

3.1.8 В состав хозяйственной зоны входит хозплощадка, с местом разгрузки и площадкой для мусоросборников, площадью 100 для ДОУ общего типа, 75 - для малых ДОУ, 120 - для ЦДВ на 10 и более детских групп. Хозяйственная площадка должна быть расположена у входа в загрузочную пищеблока. Мусоросборники могут размещаться на асфальтированной площадке при въезде на участок со стороны хозяйственного автомобильного проезда.

На территории участка дошкольного учреждения подъезд к хозяйственной площадке рекомендуется делать минимальной длины и таким образом, чтобы он не пересекал пешеходные дорожки к групповым площадкам.

Вблизи хозяйственной площадки следует предусматривать место для стоянки 3-4 легковых автомобилей (личного автотранспорта персонала).

3.1.9 На площади участка ДОУ необходимо предусматривать круговой автомобильный проезд (или место, позволяющее проехать на автомобиле вокруг здания). При ДОУ, пристроенном к торцу жилого дома, вокруг пристройки должен предусматриваться полукольцевой объезд.

3.1.10 В составе игровой зоны дополнительно можно предусматривать солярий, парк крупноразмерных игрушек, лыжню, зимний каток, велосипедную дорожку, площадку для изучения правил дорожного движения.

3.1.11 В состав хозяйственной зоны дополнительно разрешается включать овощехранилище (площадью не более 50 ), огород, ягодник, фруктовый сад, площадку для содержания домашних животных и птиц.

Иные дополнения в состав участка допускаются по согласованию с органами Госсанэпиднадзора.

3.1.12 Размеры земельных участков определяются из расчета 650 на одну группу в ДОУ при размещении его в отдельно стоящем здании и 570 - при встроенном. Значения площадей даны минимально допустимыми: с учетом размещения на участке только обязательных элементов благоустройства и здания ДОУ. В условиях затесненной застройки (при реконструкции), а также в жилых комплексах с повышенной интенсивностью использования территории (в центральной части Москвы) допускается сокращение нормируемой площади участка за счет сокращения площади озеленения при сохранении санитарных разрывов между площадками:

не менее 3 м между групповыми площадками, между групповой и общей спортивной площадками;

не менее 6 м между групповой и хозяйственной площадками;

не менее 2 м между ограждением участка и групповыми или общей физкультурной площадками.

3.1.13 При прогулочных группах, размещаемых в первых этажах жилых зданий, при встроенных ДОУ (групповых отделениях) вместимостью не более 4 групп, а также при малых ДОУ, блокируемых с жилыми домами, в качестве игровой территории допускается предусматривать на придомовой территории только групповые площадки, с необходимыми отступами и санитарными разрывами между ними.

3.1.14 Для ДОУ типа "Семейный детский сад" выделяется групповая площадка площадью 60 на озелененной придомовой территории (с соответствующими разрывами от зданий и красной линии) с живой изгородью.

3.1.15 Для групп кратковременного присмотра предусматриваются групповые площадки площадью 60 для каждой группы детей с необходимыми отступами и санитарными разрывами между ними. Площадки могут заменяться открытыми террасами при здании, с площадью террас не менее 30 для каждой группы.

3.1.16 Участок может примыкать к зданию ДОУ лишь с части сторон. Выходы из здания детских групп должны в этом случае предусматриваться со стороны примыкающего участка.

3.1.17 В отдельных случаях (встроенное ДОУ, недостаточная или неинсолируемая территория у здания ДОУ и т.п.) по согласованию с органами Госсанэпиднадзора часть или всю игровую территорию допускается размещать в отрыве от здания (участка) ДОУ к нему примыкающего. Расстояние от входов в здание (участка) до участка, размещаемого в отрыве от здания, не должно превышать 50 м. В отрыве может решаться вся или часть игровой территории: групповые и общие площадки с соответствующей площадью озеленения, необходимыми отступами и санитарными разрывами между площадками.

3.1.18 При традиционном решении участка ДОУ общего типа на каждой групповой площадке следует предусматривать теневые навесы с деревянным (дощатым) полом, огороженные от ветра с трех сторон. Площадь навеса принимается от 20 до 40 По согласованию с органами Госсанэпиднадзора могут быть приняты иные решения солнцезащиты на групповых площадках: легковозводимые пляжные тенты, зонты, декоративные перголы, стойки и стенки с маркизами, постройки из облегченных сборных конструкций комплектной поставки, а также небольшие капитальные постройки, в том числе, решаемые в едином ансамбле с оградой и малыми формами участка.

3.1.19 В соответствии с образовательной программой каждого ДОУ, могут вноситься уточнения в решение элементов групповых площадок. Например, теневые навесы могут оборудоваться скамьями (и столиками) для занятий и игр на открытом воздухе, групповые площадки могут оборудоваться выполняемыми по индивидуальному заказу или серийно выпускаемыми комплектами физкультурно-игрового оборудования и т.п.

3.1.20 Общая физкультурная площадка площадью 200 используется для единовременного занятия с одной группой детей, площадью 250 - для занятий с двумя группами одновременно.

Планировка, организация и оборудование физкультурной площадки должны обеспечивать условия проведения с детьми утренней зарядки, подвижных игр с элементами спорта, физкультурных занятий, спортивных и игровых праздников.

На обшей физкультурной площадке рекомендуется предусматривать зеленую лужайку для подвижных игр, кольцевую или прямую беговую дорожку, ямы для прыжков в длину и высоту, площадку для двухкомандных спортивных игр, зону с физкультурно-игровым оборудованием, гимнастическими и спортивными снарядами, а также "полосу препятствий".

3.1.21 На участках зданий Центров дошкольного воспитания, содержащих 8 и более детских групп детей 3-6(7) лет, следует размещать две физкультурные площадки общей площадью не более 400 и дифференцировать их по видам игровой деятельности: одна - для подвижных игр с мячом (волейбола, футбола, баскетбола, а также городков или хоккея); другая - со стационарным физкультурно-игровым оборудованием, спортивными и игровыми снарядами для лазания, прыжков, равновеси и пр.

3.1.22 Применение стационарного физкультурно-игрового оборудования, выполняемого по индивидуальному заказу, а также трансформируемых бассейнов необходимо согласовывать с органами Госсанэпиднадзора.

3.1.23 Предметно-пространственная среда групповых площадок ясельных и младших дошкольных групп должна обеспечивать различные виды деятельности детей, в связи с чем рекомендуется выделять зоны, оборудованные для игр с песком и водой, занятий по развитию речи, для сюжетных, дидактических и подвижных игр.

3.1.24 Групповые площадки детей дошкольного возраста допускается проектировать специализированными и тематическими. К специализированным относятся площадки:

для игр с песком и водой;

для игр со строительным материалом;

для сюжетно-ролевых игр;

для подвижных игр;

для тихих творческих игр и занятий;

с крупноразмерными подвижными игрушками.

К тематическим: "Транспортная", "Театральная", "Строительная", "Приключенческая", "Зоологическая", "Сказочная", "Усадьба" и т.п.

Набор специализированных и тематических площадок на участке определяется заданием на проектирование или проектом.

3.1.25 Специализированные и тематические площадки закрепляются за соответствующими группами, но используются разными группами детей поочередно. Это разнообразит игровую деятельность детей, обеспечивает дополнительные стимулы физического и эмоционального развития.

3.1.26 Для обучения правилам дорожного движения и поведения пешеходов на участке следует создавать соответствующую предметно-пространственную среду, имитирующую дорожную сеть с улицами, тротуарами, переходами, перекрестками. Для этой цели используется вся территория участка с автомобильными проездами и дорожками, на которых производится разметка и установка знаков.

3.1.27 В составе участка ДОУ следует предусматривать кольцевую дорожку для катания на велосипедах, роликовых коньках, детских крупноразмерных педальных и аккумуляторных автомобилях, которую рекомендуется оснастить средствами для изучения правил дорожного движения (разметка, знаки).

Кольцевая дорожка может соединять групповые площадки.

3.1.28 Важнейшим компонентом благоустройства участка является озеленение, которое должно составлять не менее 50% его территории. При строительстве новых зданий необходимо максимально сохранять существующие зеленые насаждения.

3.1.29 Принципиальные схемы участков ДОУ в обычных и особых условиях их размещения показаны на рис. 1.

Примеры планировочных решений земельных участков различных типов ДОУ в нетрадиционных условиях представлены на рис. 2.


3.2 Планировка и оборудование элементов участка


3.2.1 Организация полноценных условий для воспитания и оздоровления детей на участке ДОУ зависит от качества и количества размещаемого игрового оборудования, способствующего физическому развитию детей и соответствующего их возрастным особенностям.

3.2.2 Каждая групповая площадка оборудуется в соответствии с возрастом детей. Рекомендуемые комплекты оборудования представлены на рис. 3-8, общая номенклатура и габаритные размеры оборудования в Приложении 1 (справочное).

3.2.3 Каждый вид оборудования может иметь различное проектное решение, отличающееся материалом, технологией изготовления, габаритами, дизайном. Вместо единичных элементов оборудования на каждой групповой или общей площадках могут применяться единые объемно-пространственные физкультурно-игровые комплексы.

3.2.4 Оборудование общей физкультурной площадки рекомендуется применять в комплекте, разработанном НИИ дошкольного воспитания АПН. Примерное размещение оборудования на общей физкультурной площадке показано на рис. 9. Номенклатура и основные размеры оборудования представлены в Приложении 1 (справочное).

3.2.5 Размещать оборудование на групповых площадках следует в соответствии с эргономертическими данными и функциональными рабочими зонами элементов оборудования.

3.2.6 Теневой навес, предусматриваемый в составе каждой групповой площадки, не должен мешать двигательной активности детей, а также создавать "визуальную тень" для воспитателя, наблюдающего за детьми. Их ставят на границе групповой площадки, желательно, с ее северной стороны.

Навесы могут быть "сдвоенными" - на две смежные группы, а также могут быть сблокированы на 3-4 детские группы, но с условием сохранения групповой изоляции площадок.

Навесы для ясельных групп рекомендуется пристраивать к зданию.

3.2.7 Полы теневых навесов следует делать деревянными (желательно из палубного бруса или рейки).

Вертикальная планировка участка должна обеспечить защиту пола теневого навеса от затекания дождевой воды: отметка пола должна быть выше отметки земли.

3.2.8 Конструкции теневых навесов должны быть выполнены из современных экологически чистых материалов.

Применение асбоцементных труб, а также кровельных асбоцементных листов и шифера не допускается.

3.2.9 Внутри теневого навеса может находиться различная переносная встроенная мебель и оборудование: детские стульчики и столики, стол и стул для воспитательницы, встроенная или пристроенная низкая и длинная скамейка вдоль стены для детей, встроенные или пристроенные шкафы для игрушек.

3.2.10 На групповой площадке для детей 0-1 года непосредственно у теневого навеса устанавливается барьер для овладевания ходьбой из четырех секций, столик-барьер, манежи в рассеянной тени от зелени.

3.2.11 На групповой площадке для детей 1 -2 лет размещается оборудование, на котором дети упражняются в ходьбе, беге, лазании и других движениях. Для детей, только овладевающих ходьбой, необходим барьер из четырех секций. Кроме того, на участке рекомендуется предусмотреть горку-манеж, состоящую из лестницы с ограждением, площадки и ската с боковыми бортиками, оборудования для профилактики плоскостопия.

Оборудование расставляется по периметру площадки и среди зелени таким образом, чтобы воспитатель хорошо видел всех детей. Утрамбованная площадка должна оставаться свободной для подвижных и индивидуальных игр с колясками, каталками, машинами.

3.2.12 Обязательным элементом групповой площадки для детей 1-2 лет является песочница или песочный столик с откидными бортиками для песочных изделий. Песочницы лучше делать приподнятыми от земли для игры стоя. В этом случае предусматриваются переносные скамеечки для игр с песком. Лучше применять песочницы из небольших секций, что удобно для смены загрязненного песка. Песочницы и песочные столики размещаются у деревьев или кустарника, дающих рассеянную тень.

3.2.13 На групповых площадках для детей 2-3 и 3-4 лет устанавливается оборудование, стимулирующее детей к упражнениям в основных движениях. Для упражнения в лазании младших детей рекомендуется лесенка-стремянка высотой 1 м, для более старших - вертикальная лесенка (гимнастическая лестница) высотой 2 м.

Для упражнения в равновесии устанавливаются столбики одинаковой высоты, балансиры. Для забрасывания мяча в горизонтальную цель можно использовать корзину, а в вертикальную - обруч, прикрепленный к гимнастической стенке.

Для упражнения в пролезании используются дуги, арки, тоннели.

В оборудование площадок входят разнообразные качалки и качели, позволяющие развивать вестибулярный аппарат и чувство равновесия. Качалки могут быть одно-двухместные, простые и фигурные. Качели должны соответствовать росту детей: при росте 80, 90, 100 см сидение качелей устанавливается на расстоянии 0,17; 0,20; 0,24 м от земли.

3.2.14 На групповых площадках для детей 2-3 и 3-4 лет необходимо создавать условия для спокойных игр: строительных, игр с песком, куклами, мелкосборными конструкторами, крупными игрушками. Следует устраивать песочные дворики, которые могут быть разнообразной формы и легко вписываться в планировку участка. Песочный дворик располагают таким образом, чтобы он обязательно частично освещался солнцем. Желательно иметь тент-зонт.

Для игр с водой удобны надувные чаши из пластика (переносные); из строительных и гидроизоляционных материалов можно выполнить небольшие ванны-корытца и канальчики - для игры с корабликами и пр.

3.2.15 Для сюжетно-ролевых игр требуется легкое переносное оборудование: ажурные домики, строительный конструктор, декоративные объемные фрагменты ситуаций ("Джунгли", "Замок", "Ковбойская деревня", "Полицейская станция", "Аэродром", "Логово пиратов" и пр.).

В зимнее время на участке создаются снежные горки или используются горки высотой 1,2 - 1,5 м. Наверху горки должна быть ровная площадка 1,2х1,2 м, чтобы установить санки и сесть на них. Скат для малышей должен быть пологий, расширенный книзу.

3.2.16 На групповых площадках для детей 4-6 (7) лет должны быть созданы условия для разнообразной деятельности детей: совершенствования основных движений, закрепления конструктивных навыков, развития трудовых навыков; для сюжетно-ролевых игр.

Необходимо не только правильно подобрать оборудование и рационально разместить его на участке, но и определить места для игр, которые требуют специальных условий.

При применении на групповой площадке физкультурно-игрового оборудования, предполагающего возможность залезания (перелезания) ребенком на высоту более 1 м, под таким оборудованием внизу натягивается защитная, подстраховывающая от удара при падении, сетка.

3.2.17 Старшим дошкольникам доступны игры спортивного характера (городки, кегли, серсо, бадминтон). Для игр в городки выбирается площадка длиной 4-5 м. В кегли можно играть на площадке для городков. На групповой площадке детей 6-7 лет можно создать условия для игры в настольный теннис.

Укреплению вестибулярного аппарата детей и совершенствованию чувства равновесия помогают разные движущиеся устройства: качели, балансиры, бумы-балансиры. Для строительных игр необходим крупный строительный материал: кубы, бруски, цилиндры, призмы, дуги. Для спокойных игр устанавливается песочный дворик. Для игр с водой устраиваются короткие бетонированные ручейки, каналы. Могут устанавливаться специальные фирменные столики для мелкосборных конструкторов - LEGO и т. п., напольные и настольные трассы для механических и радиоуправляемых машинок и др.

Примеры планировки и оборудования групповых площадок для различных возрастных групп детей показаны на рис. 3-8.

Примечание: номера экспликации к рисункам даны в соответствии с Перечнем оборудования, малых архитектурных форм и элементов благоустройства участков (Рекомендации по размещению, планировке и оборудованию участков дошкольных учреждений, М., ЦНИИЭП учебных зданий, 1984 г.).

3.2.18 Физкультурная площадка по своей организации и оборудованию является наиболее сложным и дорогостоящим элементом участка дошкольного учреждения. На ней должны быть: беговая дорожка, яма для прыжков, травяное поле для подвижных игр, спортивная площадка для двухкомандных игр, зона для размещения стационарного физкультурно-игрового, гимнастического и спортивного оборудования.

Беговая дорожка может быть замкнутой и проходить по периметру площадки или отрезком прямой. Длина кольцевой беговой дорожки может быть 100 м, а отрезка прямой - 30 м, ширина - 1,5-2 м.

Для покрытия беговой дорожки используются специальные смеси или современные синтетические покрытия. Применение асфальтового покрытия не допускается.

3.2.19 Около ямы для прыжков в длину и в высоту, размеры которой 2-4 х 1,5-2 м и глубина 0,3 - 0,4 м, должна быть дорожка для разбега длиной 8-14 м. По краям ямы устанавливается деревянный бортик, который для безопасности опускают ниже уровня земли на 0,01-0,02 м. Заполняется яма мелкозернистым песком, смешанным с опилками. На расстоянии 0,2-0,3 м от ямы на уровне земли укладывается деревянная планка для отталкивания шириной 0,2 м. Для прыжков в высоту на расстоянии 0,1-0,2 м от края ямы (в сторону заполнения) вкапываются две вертикальные стойки, на которые кладется рейка.

3.2.20 Спортивная площадка для двухкомандных игр имеет размеры 10х8,9х7 м; зеленая лужайка для подвижных игр с элементами спорта от 60 до 160 .

Площадка может иметь покрытие из естественного грунта или спецсмеси. По коротким сторонам площадки для игры в баскетбол устанавливаются деревянные щиты 1,0х0,8 м на металлических стойках. К щитам на высоте 1,8-2 м от земли закрепляются баскетбольные кольца с сетками.

Для игры в волейбол и бадминтон на расстоянии 0,5 м от боковых линий площадки устанавливаются металлические стойки, на которые натягивается сетка на 0,2 м выше поднятой вверх руки ребенка.

В спортивном ядре можно организовать площадку для игр в городки, кегли, серсо. На городошной площадке, размеры которой 7х10 м или 8х12 м, расчерчиваются: площадка "города", линии "кон" и "полукон". Площадка "города" может иметь грунтовое, бетонное или блочное покрытие. На расстоянии 2-3 м от нижней линии "города" наносится линия "полукон", на расстоянии 4-6 м - линия "кон". В 1,5-2м от верхней линии "города" устанавливается заборчик или сетка для перехвата бит.

3.2.21 Зеленая лужайка может быть произвольной конфигурации. На лужайке можно установить переносные воротца - 1,9х0,7 м для игр в футбол, хоккей; теннисный стол размерами 2,5х1,3 м и высотой 0,7 м; по краям лужайки - скамеечки для отдыха и болельщиков.

3.2.22 Зону с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами желательно размещать рядом с зеленой лужайкой. Рекомендуется устанавливать пространственно-стержневые конструкции и игровые гимнастические комплексы, в структуру которых входят стойки, перекладины, канат, гимнастическая стенка, сетка, наклонный бум, горизонтальные площадки и наклонные спуски.

Может применяться иное оборудование, способствующее укреплению костно-мышечной системы ребенка, предназначенное для лазания, балансирования, подлезания, пролезания, подтягивания, отжимания, развития меткости. Оборудование должно иметь сертификаты - гигиенический и соответствия.

Из отдельно стоящих элементов оборудования рекомендуются: горки и столбики для спрыгивания из отрезков бревен разной высоты; горки-ступеньки из досок, уложенных на металлические стойки высотой 0,2-i ,0 м; гимнастические стенки из 5-6 пролетов шириной по 0,7 м каждый и высотой 1,5-2,5 м; бревна-балансиры, которые укладываются непосредственно на землю или металлические опоры высотой 0,35-0,5 м, параллельно, по два в ряд, в "цепочку"; разновысокие перекладины и др.

3.2.23 Для упражнений в подлезании на площадке устанавливаются прямоугольные или арочные воротца разной высоты - 0,6-1,0 м, выполненные из гнутых металлических стержней или железобетонных элементов. Они размещаются в ряд или группами, образуя тоннели, лабиринты.

Для развития меткости используются стенки для игры в мяч и экраны для метания в цель, которые дополняются кольцами, корзинами, сетками для забрасывания мяча.

3.2.24 Над физкультурной площадкой желательно предусматривать тентовое покрытие для полного или частичного ее затенения от солнца. Для этого по краям зеленой лужайки или спортивного ядра устанавливаются металлические штанги, на которые крепят тентовое покрытие. У физкультурной площадки можно предусмотреть устройство душа.

3.2.25 Конструктивное решение монтируемого оборудования должно обеспечивать безопасность: снаряды следует устанавливать на прочном железобетонном фундаменте, под снарядами высотой до 1м - укладывать песчаную подушку слоем 0,3 м, у снарядов выше 1 м - предусматривать подстраховывающее устройство в виде натянутой горизонтальной сетки. Сетка натягивается на раму, по типу батута, охватывая площадь под снарядом радиусом (расстоянием от конфигурации снаряда до края сетки) не менее 1,2 м. Высота установки сетки - 0,6 м, при ее натяжении, не позволяющем в случае падения ребенка с высоты 2 м коснуться поверхности земли.

3.2.26 Площадка по обучению правилам поведения пешеходов на улице в своем составе может иметь имитируемые улицы, тротуары, перекрестки, сложные развязки. Для развития у детей зрительного восприятия кодовых элементов города на улицах устанавливаются светофоры, дорожные знаки и указатели, в местах перехода наносятся "зебры", обозначения "переход", "стоп", "стоянка". Ширина проезжей части "улицы" - две встречные "машины" - 2,0 м, ширина тротуаров - 0,6 -1,0 м. В составе автострады можно предусмотреть "гаражи", "автостоянки", "автозаправочную станцию", "Пост ГАИ" и пр.

Пример планировки и оборудования площадки для обучения детей правилам дорожного движения показан на рис. 10.

3.2.27 Покрытие "улиц" и "тротуаров" автогородка допускается выполнять из асфальта или бетона с цветным заполнителем. На серое асфальтовое покрытие можно нанести слой цветной полимерной мастики. Цветом можно выделить важные моменты игры, используя для этого локальные пятна красного, желтого, зеленого цвета.

3.2.28 Хозяйственная площадка оборудуется мусоросборниками, может иметь хозсарай с местом для хранения садового и уборочного инвентаря. Однако, последнее является принадлежностью в большей степени загородных территорий. В городе хозкладовую и кладовую садового инвентаря следует предусматривать в здании.

Хозплощадка одновременно используется как разворотная площадка для грузового автомобиля, поэтому в габаритах разворота не следует размещать хозяйственное оборудование или хозяйственные постройки.

3.2.29 Примеры планировки и оборудования групповых и общих специализированных (лечебно-гимнастических) площадок для детей с нарушениями развития (компенсирующих детских групп) представлены на рис. 12-16.


3.3 Благоустройство и озеленение


3.3.1 По периметру участка, как правило, устраивается зеленая защитная полоса, способствующая улучшению воздушной среды, снижению уровня шума и скорости ветра. Ширина полосы - не менее 1,5 м, а со стороны улицы - не менее 6м.

Ветрозащитные полосы могут быть в виде одно-двухрядной или групповой посадки деревьев с расстоянием между деревьями не менее 4м.

При ориентации окон на юг, юго-восток и юго-запад, линия посадки должна быть удалена от здания на расстояние не менее двух высот полного роста дерева для лиственных пород и пяти высот - для хвойных. При восточной ориентации деревья могут высаживаться на расстоянии одной высоты полного роста дерева.

3.3.2 При озеленении допускается посадка фруктового сада. Не разрешается применять деревья и кустарники с ядовитыми плодами, колючками или засоряющие территорию при цветении, а также привлекающие большое количество насекомых.

3.3.3 Группы деревьев и кустарника рекомендуется располагать на открытом газоне, в местах пересечения дорожек, у групповых площадок, возле общей физкультурной площадки и в других местах, требующих затенения.

В зависимости от общего архитектурного решения всего ансамбля здания ДОУ, характера окружающей архитектуры и организации благоустройства, высадка деревьев и кустарника, их оформление (подстрижка) могут носить стильный, регулярный характер, однако в любом случае следует стремиться организовать рассеянную тень от деревьев над игровым пространством для детей.

3.3.4 В рекомендуемый ассортимент зеленых насаждений входят деревья: липа, береза, клен, сосна, ель, лиственница, ясень, вяз, рябина; кустарник: кизильник, сирень, жасмин, вяз кустовой, клен татарский.

Пример ассортимента зеленых насаждений (для ДОУ на 10 групп) предложен в Приложении 2.

3.3.5 Для обеспечения необходимых условий инсоляции и солнцезащиты на групповых площадках рекомендуется создавать две контрастные по режиму радиационные зоны - открытую и затененную.

Для изоляции групповых площадок применяется зеленая изгородь из кустарника в одну полосу шириной 0,75-1,0 м.

Расстояние между кустами в зеленой изгороди зависит от породы растений и величины их кроны. Рекомендуемая высота зеленой изгороди - 1,0-1,25 м; при изоляции хоздвора она может быть увеличена до 2,5 м.

3.3.6 Важнейшим элементом озеленения является газон. Для его устройства применяется смесь трав, наиболее устойчивая к вытаптыванию: мятник, тимофеевка, клевер. Соотношения смеси трав для газонов приведены в Приложении 3.

3.3.7 Стрижка газона - обязательное условие его содержания; она придает эстетичный вид участку, озонирует его.

3.3.8 На групповых площадках детей от 0 до 2 лет должно быть сплошное травяное покрытие, за исключением подходов к теневым навесам и мощения вокруг песочниц.

Физкультурная площадка может быть полностью засажена травой (кроме беговой дорожки и площадки для прыжков).

3.3.9 На групповых площадках для детей старше трех лет кроме травяного применяется покрытие из утрамбованного грунта площадью не более 60 . Гравийное покрытие (толщиной не менее 0,15 м, с уклоном 1-2 %) сверху засыпается слоем глины с отсевами гравия и несколько раз прокатывается.

Твердое плиточное покрытие устраивают перед теневыми навесами и скамьями, т.к. трава в этих местах быстро вытаптывается.

Вокруг песочных двориков укладывают плиты шириной 1,0-1,5 м.

3.3.10 Обязательным условием благоустройства является покрытие подъездов к участку, а также мощение дорожек. Для устройства твердого покрытия на площадках и дорожках можно использовать природные или близкие к ним материалы: кирпичную крошку, бетонную плитку, изоловые покрытия, цветной бетон с добавками или нанесенным слоем цветной мастики, которая дает яркую однотонную поверхность.

3.3.11 Применять асфальтовое покрытие для групповых площадок, общей физкультурной площадки, специализированных площадок для игр и занятий с детьми (кроме площадки для изучения правил дорожного движения) - не допускается.

Допускается применение асфальтового покрытия для пешеходных дорожек, велосипедной дорожки.

Хозяйственная площадка, площадка для мусоросборников, грузовой автомобильный проезд к зданию должны иметь асфальтовое покрытие.

3.3.12 Около групповых площадок и здания могут быть высажены многолетние или однолетние декоративные цветы, не требующие сложного ухода, разнообразные по цвету и запаху. Цветы нужно подобрать так, чтобы они, сменяя общую цветовую гамму, цвели в течение всего сезона.

3.3.13 В огороде-ягоднике высаживают овощи и ягоды. Ширина грядок должна быть 0,6-0,7 м, рабочие дорожки между грядками - 0,4 м, направление грядок - широтное. Маршрутная дорожка при подходе к огороду ягоднику - шириной 1 м.

3.3.14 При благоустройстве участка требуются мероприятия по отводу дождевых и вешних вод с территории, а также подводка воды к плескательному или плавательному бассейну. Прокладка труб должна предусматриваться подземной.

3.3.15 На участках ДОУ устраивается электрическое освещение. Групповые площадки, вход на участок и входы в здание должны быть освещены. Рекомендуется освещать лыжню, зимний каток, другие площадки, которыми пользуются зимой в темное время суток.

Столбы с осветительной арматурой ставятся у площадок и возле пешеходных дорожек. Для освещения входов в ДОУ применяется наружная осветительная арматура, крепящаяся к стенам или элементам крылец у входов в здание.

Может быть применено декоративное освещение - фасадов здания или пейзажных фрагментов участка.

3.3.16 Возможные технические решения разных типов твердых покрытий на участках показаны на рис. 17-18; примеры посадки кустарников и решения живой изгороди - на рис. 19; рекомендуемые приемы посадки деревьев - на рис. 20.


4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ

4.1 Функциональная структура дошкольных учреждений


4.1.1 Функциональную структуру ДОУ определяет принятая в учреждении Программа воспитания и обучения. В сегодняшних условиях педагогическим коллективам предоставлена свобода выбора программ. Это может быть Программа, разработанная как в государственных системах образования, так и собственная, авторская. Однако при проектировании ДОУ следует учитывать ряд особенностей режима дня в детских группах и санитарно-гигиенических требований, имеющих общее значение.

4.1.2 Кормление детей в ДОУ осуществляется одновременно во всех группах 3-4 раза в день. Как правило, в одно и то же время во всех группах проводятся фронтальные занятия со всей группой детей одновременно (в первой половине дня, сразу после завтрака). После этих занятий все группы выводятся на прогулку (на групповые площадки земельного участка).

4.1.3 В разновозрастных группах или в группах детей младшего возраста (до 3-4 лет) дневной сон детей может быть для одних детей двухразовым, для других - одноразовым. В этой связи целесообразно проектирование спальни в виде двух сообщающихся пространств, с сохранением общей визуальной связи между ними. Также в разных режимах могут проходить занятия по подгруппам детей. При этом, если в составе групповой ячейки не предусматривается специальное помещение для занятий по подгруппам, следует организовать соответствующее зонирование площади групповой, чтобы с помощью столиков с защитными экранами, ширм, барьеров-перегородок, стульев с высокими спинками и т.п. выделить автономные зоны, предназначенные для занятий по подгруппам.

4.1.4 В компенсирующих ДОУ (компенсирующих группах в ДУ общего типа) программы общеразвивающие и общеоздоровительные сочетаются с лечебно-восстановительными мероприятиями, корректирующими основной дефект развития или компенсирующими утраченные способности.

4.1.5 Компенсирующие ДОУ следует проектировать с учетом создания необходимых условий для:

обучения и воспитания детей с аномалиями развития по специальным программам и учебным планам;

коррекции недостатков физического, психического и интеллектуального развития в процессе специальных занятий по исправлению дефектов развития, а также лечебно-профилактических мероприятий.

4.1.6 Следует иметь в виду, что в компенсирующих ДОУ или в компенсирующих группах специальные занятия проводятся с каждым ребенком по очереди непрерывно в течение дня и независимо от остальных мероприятий в группе: ребенка на занятия могут пригласить с обеда или с прогулки. Это обстоятельство обусловливает определенные требования к размещению и планировочному решению компенсирующих групповых ячеек: их целесообразно проектировать в одном уровне, компактными, с удобной связью с комнатой коррекции и с групповой площадкой на участке.

Если комната коррекции предусматривается не в составе групповой ячейки, при комнате коррекции следует предусматривать детскую раздевальную верхней одежды на 4-6 мест.

4.1.7 Классическая функциональная модель ДОУ общего типа состоит из набора групповых ячеек, одного или двух залов музыкальных и гимнастических занятий, возможно, иных специализированных помещений для работы с детьми, а также сопутствующих групп помещений (медицинские, пищеблок, постирочная) и служебно-бытовых помещений (администрации, персонала, туалеты, кладовые).

4.1.8 В ДОУ общего типа степень групповой изоляции должна быть достаточно высокой. В функциональном отношении каждая групповая ячейка в здании автономна. Детские группы поочередно и организованно выводятся в залы для музыкальных и гимнастических занятий, иные специализированные помещения или на участок для прогулок или занятий на общей физкультурной площадке. Готовую пищу из пищеблока персонал поставляет непосредственно в групповую ячейку (в буфетную), где происходит порционирование с использованием комплекта столовой посуды. Каждая группа имеет собственный комплект столовой посуды, мытье и хранение которой осуществляется в буфетной.

4.1.9 Для детей старшего возраста (4-7 лет) могут применяться так называемые сдвоенные групповые ячейки, которые характеризуются наличием общих помещений служебно-бытового назначения (комната персонала, туалет персонала, помещение для сушки одежды), а также помещений для детей, которые двумя группами используются поочередно (комната для занятий по подгруппам, комната коррекции, комната психологической разгрузки, функциональные игровые модули - "Модуль-мастер", "Модуль-театр", "Модуль-гладиатор" - физкультурно-игрового оборудования), а также холлы, открытые террасы или остекленные веранды, входящие в планировочную структуру сдвоенных групповых ячеек.

4.1.10 Принципиальная модель функциональной структуры ДОУ заключается в том, что групповые ячейки распределяются по периферии здания, имея хороший фронт естественного освещения, а специализированные и сопутствующие помещения, для удобства пользования, размещаются в центре здания, при сохранении удобных и коротких связей с каждой групповой ячейкой.

4.1.11 Медицинские помещения в ДОУ на 4-7 групп представлены медицинской комнатой (12 ), совмещающей функции медицинского кабинета (педиатра) и процедурного (прививочного) кабинета. В ДОУ на 8-10 групп предусматриваются два помещения: медицинская комнта (10 ) и процедурный кабинет (8 ). В состав медицинских помещений входит изолятор, содержащий 1-2 палаты на 1-2 места каждая, приемную изолятора, оборудуемую мойкой и навесным шкафом для хранения посуды, а также туалет, который, как правило, в том числе используется для приготовления дезрастворов.

4.1.12 Пищеблоки в ДОУ общего типа предполагаются работающими на сырье и содержат загрузочную, кладовые продуктов, кухню и раздаточную, моечную кухонной посуды. В зданиях крупной вместимости (8-10 групп) в составе кухни выделяется холодный цех.

Постирочная в ДОУ работает из расчета стирки 1/3 общего объема стираемого белья, при стирке остального белья в городских прачечных.

4.1.13 Укрупнение зданий (увеличение числа детских групп) в определенной степени повышает эффективность использования его специализированных и сопутствующих помещений.

4.1.14 В малых ДОУ нет зальных помещений (их включение не предусмотрено МГСН 4.07-96 как обязательное). Составы и площади специализированных и сопутствующих помещений могут быть сведены к минимуму: медицинская комната используется для временного размещения заболевшего ребенка, комната персонала (общая), кабинет-оффис для заведующего (как правило, совмещающего обязанности воспитателя) и приема посетителей, кладовая.

4.1.15 Комплексы дошкольного воспитания преследуют цель сохранить психологический комфорт малых ДОУ одновременно с эффективностью централизованного использования помещений для работы с детьми, бассейна, зала-арены, и пр. а также сопутствующих помещений - пищеблока, прачечной, медицинского блока, помещений коррекции, которые могут быть лучше оснащены и иметь более развитый состав.

4.1.16 Если в КДВ предусматривается централизованный пищеблок, он работает на основе автотранспортной доставки готовой пищи (например, в специальных термоконтейнерах); централизованная прачечная - на основе автотранспортной доставки белья.

4.1.17 По части компенсирующей деятельности, коррекции и медицинского обслуживания в групповых отделениях КДВ - медперсонал и узкие специалисты осуществляют работу с детьми непосредственно в групповых отделениях - в медицинской комнате и комнате коррекции.

4.1.18 По статусу дошкольное образовательное учреждение, размещаемое непосредственно в здании ЦДВ - это может быть ДОУ общего типа с одним или несколькими приоритетными направлениями развития детей, а также Центром развития ребенка с оказанием педагогических, медицинских услуг, услуг по коррекции и психологической помощи в развитии, поддержке и оздоровлении всех воспитанников.

4.1.19 Достаточно эффективными в экономическом отношении являются прогулочные группы, не содержащие пищеблока, постирочной, не имеющие спален в групповых ячейках. В их составе предусматривается помещение для подстирки и функциональная зона кухни, где можно разогреть чай. Если для размещения прогулочных групп используется специально выделенная незаселенная жилая квартира, для этих целей используются санитарный узел и кухня жилой квартиры.

4.1.20 В дежурных группах кратковременного присмотра дети могут находиться от нескольких часов до нескольких суток (группы могут быть дневные и круглосуточные). Дети в них образуют разновозрастные - детские группы с постоянно меняющимся составом и численностью детей.

Организация питания и стирки белья в дежурных группах кратковременного присмотра должна строиться на основе договоров с предприятиями общественного питания или продовольственных торговых предприятий по поставкам полуфабрикатов или готовых блюд. Эти условия на стадии разработки задания на проектирование должны быть предварительно согласованы с органами Госсанэпиднадзора. Стирка белья может осуществляться в городских прачечных, а также своими силами в бытовых стиральных машинах.


4.2 Общие требования к функционально-
планировочной организации зданий


4.2.1 Все групповые ячейки (набор помещений основного пребывания детей, принадлежащий только одной детской группе) в ДОУ должны проектироваться универсальными. Для этого необходимо в составе групповой ячейки иметь пять помещений (раздевальная, групповая, спальня, буфетная и туалетная) с соответствующими площадями, определяемыми МГСН 4.07-96. Соответствие антропометрическим и возрастным особенностям детей, программным требованиям к детским группам разного возраста и с различными принципами комплектации по возрастам (одно-, двух- или трехвозрастные) в универсальных групповых ячейках достигаются, главным образом, подбором и установкой санитарно-технических и осветительных приборов, мебели и оборудования. Сюда же относится оборудование, обеспечивающее трансформацию планировочного решения отдельных помещений - это глухие или светопрозрачные трансформируемые перегородки, ширмы, перегородки-барьеры.

Целесообразность иметь групповые ячейки в зданиях ДОУ универсальными определяется динамикой соотношения детских групп детей разного возраста в процессе эксплуатации здания, а также возможностью, определяемой Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, по желанию родителей, в соответствии с конъюнктурой спроса, менять приоритетные направления работы с детьми - как в отдельных группах, так и во всем дошкольном учреждении в целом.

4.2.2 По условиям комплектации детских групп (Типовое положение о государственном дошкольном образовательном учреждении), они могут быть одновозрастными, с детьми, диапазон возраста которых не превышает одного года, и разновозрастными - с возрастным диапазоном в 2 и 3 года, т.е. двухвозрастные и трехвозрастные группы. При принятии решения о создании в проектируемом детском саду разновозрастных групп, требуются специальные предварительные разработки по режиму, уходу за детьми, оснащению мебелью и санитарно-техническим оборудованием групповых ячеек, при соответствующем согласовании с органами Госсанэпиднадзора.

4.2.3 Детские группы для детей до 3 лет традиционно называются ясельными.

В крупных ДУ общего типа могут предусматриваться по 1-2 ясельные группы - для детей до 3 лет. Как правило, это бывают группы детей от 1,5-2 до 3 лет.

В составе КДВ могут предусматриваться отдельные ясельные отделения (групповые отделения на 2-4 ясельные группы). В жилых комплексах при повышенной селитебной плотности детские ясли могут предусматриваться как самостоятельные учреждения.

В случаях, когда социологический прогноз обещает устойчивый спрос на ясельные группы - групповые ячейки в проектируемых или реконструируемых зданиях могут предусматриваться меньшей площади (из расчета на 15 мест).

В остальных случаях групповые ячейки по составу и площадям помещений рекомендуется проектировать универсальными - способными вместить как ясельную группу, так и группы детей от 3 лет.

4.2.4 Специализация групповых ячеек в соответствии с приоритетными направлениями педагогических программ может достигаться включением при проектировании в их состав дополнительных помещений. Компенсирующие групповые ячейки также могут использоваться в качестве специализированных: для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллектуального развития.

4.2.5 Группы детей могут быть полнокомплектными (соответствующими нормативам наполняемости детских групп) и малокомплектными (ниже нормативной наполняемости детских групп). Сокращение наполняемости детских групп осуществляется ДОУ как дополнительная платная услуга населению.

В муниципальных ДОУ общего типа (не специализированной компенсирующей направленности) не допускается проектирование групповых ячеек с площадями помещений ниже нормируемых в МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения". Эти здания должны предусматриваться для размещения полнокомплектных детских групп.

4.2.6 Здания ДОУ со специализированной компенсирующей направленностью:

для детей с нарушением слуха (глухих и слабослышащих);

для детей с нарушением зрения (слабовидящих; с косоглазием и амблиопией);

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

для детей с нарушением интеллекта;

для детей с задержкой психического развития;

для детей со сложными дефектами (2 и более дефекта) - формируются из групповых ячеек, рассчитанных по площадям помещений на размещение малокомплектных детских групп, равных 0,5 с