Rambler's Top100

ТСН 31-305-96 (МГСН 4.05-95) Скачать Предварительный просмотр

Скачать

Предварительный просмотр

(отсутствуют изображения, таблицы и формулы)


Правительство Москвы
ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
МГСН 4.05-95
ТСН 31-305-96
г. Москвы
(зарегистрирован 1996 - 03 - 20)
Правительство
Московские городские
МГСН 4.05-95
Москвы
строительные нормы

ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНЫ МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения Москомархитектуры (канд. арх. Тхор Э.А., инженеры Герасина Л.А., Тихомирова И.Б.).
при участии МГЦ Госсанэпиднадзора (санитарные врачи Пронина Л.И., Добышев К.А.).
2. ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой, МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения.
3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Архитектурно-техническим управлением Москомархитектуры (архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.).
4. СОГЛАСОВАНЫ: УГПС ГУВД г. Москвы, МГЦ Госсанэпиднадзора, Департаментом образования г. Москвы.
5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением первого заместителя премьера правительства Москвы от 30 ноября 1995 г. № 1143-РЗП.
Внесены
Москомархитектурой,
МНИИП объектов
культуры и отдыха,
спорта и
здравоохранения
Утверждены
Правительством Москвы
распоряжением
от 09.12.94
№ 2388-РЗП

Срок
введения в действие
с 1 января 1995 г.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Дата введения 1996 - 01 - 01
1.1. Настоящие нормы разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 (см. раздел 2) для г. Москвы и Лесопаркового защитного пояса (ЛПЗП) как дополнение и уточнение к федеративным нормативным документам в строительстве, в т.ч. по проектированию общественных зданий и среды жизнедеятельности инвалидов, действующим на территории г. Москвы и ЛПЗП, и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих школ-интернатов для детей-инвалидов.
1.2. Настоящие нормы устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию школ-интернатов для детей инвалидов.
1.3. Настоящие нормы содержат обязательные, рекомендательные и справочные положения.
Пункты настоящих норм, отмеченные знаком ?, являются обязательными.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
2.1. СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".
2.2. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения".
2.3. СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы".
2.4. СНиП 2.07.01-89 "Планировка и застройка городских и сельских поселений".
2.5. ВСН 62-91 "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения".
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Рекомендуемая номенклатура типов школ-интернатов для детей и подростков с недостатками физического и умственного развития и уровень обеспечиваемого воспитанникам образования приводятся в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Рекомендуемые номенклатура типов школ-интернатов,
контингент воспитанников и уровень даваемого образования
№№
Назначение школы-интерната
Уровень даваемого образования
1.
Для умственно отсталых детей
Неполное среднее
2.
Для слепых и слабовидящих детей
Полное среднее
3.
Для глухих и слабослышащих детей
Полное среднее
4.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Полное среднее
5.
Для детей больных сколиозом
Полное среднее
6.
Для детей с недостатками речи
Неполное среднее
3.2. В школах-интернатах для инвалидов, как правило, содержатся дети школьного возраста: в учреждениях, обеспечивающих неполное среднее образование (девятилетнее) ? 7-16 лет; полное среднее (одиннадцатилетнее) ? 7-19 лет.
П р и м е ч а н и я:
1. С учетом недостатков физического и умственного развития сроки обучения и возраст детей и подростков, пребывавших в школах-интернатах, могут быть увеличены и в соответствии с заданием на проектирование в состав школ-интернатов для инвалидов могут быть включены дошкольные отделения для детей 3-7 лет.
2. В школах-интернатах для умственно отсталых детей могут быть организованы группы-классы, в которых детям-инвалидам 2-19 лет обеспечивается только начальное образование.
3.3. Школы-интернаты, как правило, обеспечивают круглосуточное пятидневное пребывание воспитанников. В некоторых случаях в интересах детей допускается только дневное пребывание воспитанников. При наличии сирот, школы-интернаты обеспечивают им круглогодичное пребывание в учреждении, включая выходные дни и школьные каникулы.
? 3.4 Школы-интернаты для детей с недостатками физического или умственного развития должны обеспечивать воспитанникам следующие виды обслуживания:
- проживание;
- питание;
- санитарно-гигиеническое обслуживание;
- воспитание, обучение;
- культурно-массовое обслуживание;
- медицинское обслуживание (включая физическую реабилитацию);
- социальную адаптацию, профессиональную подготовку (в зависимости от индивидуальных возможностей); административно-бытовое обслуживание.
? 3.5. Все типы школ-интернатов, за исключение школ для слепых и слабовидящих детей, должны быть рассчитаны на пребывание инвалидов-колясочников. Ориентировочное расчетное число колясочников в школах-интернатах для детей с поражением опорно-двигательного аппарата следует принимать 20-30% от вместимости, в остальных типах учреждений - 2-3% от вместимости.
П р и м е ч а н и е:
Школы-интернаты, так же как и все остальные учреждения, должны быть рассчитаны на посетителей-инвалидов, пользующихся колясками
3.6. Количество этажей в зданиях, как правило, следует принимать не более трех. В случае, если в состав школ-интернатов входит дошкольное отделение, его следует располагать не выше второго этажа.
П р и м е ч а н и е:
На затесненных территориях в школах-интернатах для умственно отсталых детей, для глухих и слабослышащих, для детей больных сколиозом, для детей с недостатками речи число этажей может быть увеличено до четырех при условии устройства противодымной защиты путей эвакуации, устройства в здании автоматического пожаротушения и по согласованию в каждом конкретном случае с органами Госпожнадзора.
3.7. При числе этажей более двух школы-интернаты должны быть оборудованы лифтами по расчету. В двухэтажных зданиях школ-интернатов для детей с поражением опорно-двигательного аппарата наличие лифтов обязательно; в остальных типах школ-интернатов - наличие лифтов определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование. В школах-интернатах для детей и подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата кроме лифтов следует предусматривать пандусы с уклоном не более 1:10 с ограждающими конструкциями со всех сторон, имеющими предел огнестойкости не менее 2-х часов.
Ширина лестничных маршей и пандусов в школах-интернатах для детей-инвалидов должна быть не менее 1,8 м.
3.8. Вместимость школ-интернатов, состав и площади их помещений должны в каждом конкретном случае определяться заданием на проектирование.
При общей вместимости более 160 мест учреждение должно состоять из отдельных блоков (отделений), включающих, кроме помещений проживания, помещения питания, а также учебного и первичного медицинского обслуживания.
Актовый и спортивный залы, а также бассейн следует предусматривать общими на все учреждение.
3.9. Необходимость мероприятий гражданской обороны определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
? 3.10. Во всех помещениях необходимо предусмотреть устройства и приспособления для облегчения физических усилий детей с ограниченными двигательными функциями, в том числе передвигающихся на колясках.
? 3.11. В учреждениях для детей с нарушениями зрения следует предусматривать предупреждающую информацию о приближении к препятствиям изменением качества поверхностного слоя покрытия дорожек, рельефными полосами, защитными ограждениями и др. для облегчения ориентации детей в пространстве.
? 3.12. Высоту помещений, требования к инженерному оборудованию и другие общие требования, в том числе и противопожарные, следует принимать в соответствии с нормами проектирования "Общественные здания и сооружения", "Противопожарные нормы", "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и маломобильных групп населения", а также другими нормативными документами, действующими в г. Москве.
4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, УЧАСТКУ
И ТЕРРИТОРИИ
4.1. Площадь участка следует принимать, как правило, из расчета 140-160 кв.м на 1 место при вместимости до 160 мест и 120-140 кв.м на 1 место при вместимости свыше 160 мест.
П р и м е ч а н и е:
На затесненных территориях площадь участка может быть сокращена на 15-20 %.
? 4.2. В составе территории должны быть предусмотрены следующие функциональные зоны:
а) зона проживания и обучения детей с расположенными в ней игровыми площадками, теневыми навесами, спортивными площадками;
б) зона обслуживания, в которой размещаются площадка при кухне с мусоросборником и пожарным постом;
в) зона изолятора, приемного и карантинного отделений;
г) зона огорода, ягодника, живого уголка;
д) хозяйственная зона. в которой в зависимости от конкретных условий располагаются гараж, котельная, прачечная, складские помещения, мастерские, овощехранилище и т.д.
П р и м е ч а н и е:
На затесненных территориях для размещения хозяйственных, инженерных и подсобных помещений рекомендуется использовать подземное пространство, в том числе под зданиями школ-интернатов, при условии выполнения требований действующих нормативных документов.
4.3. Площадь игровых площадок принимается 6-8 кв.м на одного ребенка из расчета одновременного присутствия всех детей дошкольного возраста и 40-50% детей школьного возраста. Площадки должны иметь травянисто-песчаный покров. Теневые навесы площадью 2 кв.м на 1 место должны примыкать к игровым площадкам и быть рассчитаны на проведение игр в плохую погоду, а также на возможность проведения устных уроков для дошкольников и младших школьников. Теневые навесы должны иметь дощатый пол, должны быть закрыты с трех сторон и ориентированы на солнечную сторону. Возможно блокирование игровых площадок и теневых навесов. относящихся к одной жилой секции (п. 5.6).
4.4. На игровых площадках рекомендуется предусматривать следующее оборудование:
- для детей дошкольного и младшего школьного возраста - качели, качалки, грибки, домики, скамейки для отдыха, песочные дворики с ящиками для хранения песка, столами для игр с песком, а также площадка для развития всех основных видов движения (для лазания, скатывания, пролезания), скамейки для отдыха;
- для детей среднего и старшего школьного возраста - беседки и скамейки для отдыха и чтения, столы для игр.
П р и м е ч а н и я:
1. Набор оборудования следует уточнять в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
2. К песочных дворикам должен быть подведен летний водопровод для мойки игрушек после игр.
4.5. На территории школ-интернатов, за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей, необходимо предусматривать физкультурную и спортивные площадки для игр в настольный теннис, волейбол, бадминтон, футбол и т.п. Эти площадки должны располагаться вблизи игровых площадок для детей среднего и старшего школьного возраста.
Размеры спортивных площадок рекомендуется принимать: для настольного тенниса - 2,8?1,5 м; для волейбола - 9?18 м; для футбола - 40?60 м; для бадминтона - 13,5?6 м; для физической культуры - 80-100 кв.м. Набор площадок и их размер определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
4.6. Огород-ягодник и площадку для живого уголка следует устраивать общими для всех групп детей из расчета: огород-ягодник - 0,4-0,6 кв.м на одного ребенка, площадка для живого уголка - 0,2-0,4 кв.м. на одного ребенка.
4.7. Озеленение участка включает групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, декоративные растения, цветники и газоны. Площадь зеленых насаждений следует принимать из расчета не менее 40% площади участка.
4.8. Вопросы размещения школ-интернатов для детей-инвалидов в системе застройки населенных пунктов, удаления от промышленных объектов, транспортных магистралей и т.п., а также вопросы природоохранных мероприятий, следует решать в соответствии с градостроительными требованиями нормативных документов, действующих на территории г. Москвы и ЛПЗП.
? 4.9 Территория школ-интернатов должна быть огорожена, на участок должно быть предусмотрено не менее двух въездов с устройством дорог с твердым покрытием из расчетной нагрузки от пожарных машин - 20 тонн на ось. Один из въездов должен быть хозяйственным. К зданию должны быть предусмотрены подъезды с двух противоположных сторон.
При въезде на территорию следует предусматривать проходную.
? 4.10. Изолятор (приемно-карантинное отделение) должен иметь подъездные пути, обеспечивающие возможность проезда пожарных машин и специального транспорта для эвакуации заболевших детей.
? 4.11. Норма расхода воды при наружном пожаротушении должна приниматься не менее 100 л/с при одновременном расходе воды на хозяйственно-питьевые нужды населения. Радиус обслуживания пожарных гидрантов не должен превышать 150 м. На стенах зданий и сооружений следует предусматривать установку светоуказателей пожарных гидрантов.
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ
? 5.1. В состав школ-интернатов входят следующие основные группы помещений:
- помещения проживания детей;
- помещения учебно-профессиональной подготовки;
- помещения обслуживания (включающие помещения культурно-массового, медицинского, административно-бытового обслуживания, помещения, обеспечивающие питание детей и персонала);
- изолятор, приемно-карантинное отделение;
- хозяйственные сооружения.
? 5.2. Помещения проживания детей, помещения учебно-профессиональной подготовки и помещения обслуживания следует размещать в отдельных корпусах или блоках, либо непосредственно примыкающих друг к другу, либо соединенных отапливаемыми переходами. При этом, в случае непосредственного примыкания, между блоками должны предусматриваться противопожарные стены 1-го типа.
Изолятор, совмещенный с приемно-карантинным отделением, допускается располагать или в отдельном корпусе, или в изолированном блоке, примыкающем к корпусу помещений обслуживания, с отдельным входом. Хозяйственные сооружения (котельная, гараж, прачечная и др.) должны располагаться в отдельном корпусе или блоке, размещаемом в специальной зоне с отдельным въездом.
Независимо от вместимости учреждений, помещения административно-бытового обслуживания, изолятор, хозяйственные сооружения предусматриваются общими для всего учреждения.
? 5.3. Здания школ-интернатов следует проектировать не ниже II степени огнестойкости.
? 5.4. Помещения проживания следует проектировать в виде изолированных групп жилых помещений двух основных типов:
- для детей-дошкольников - по типу детского сада, когда раздевальная, групповая, спальня и туалет образуют единый блок связанных друг с другом помещений;
- для детей школьного возраста - по типу коридорной системы, когда спальни с другими помещениями жилой ячейки связаны через коридор (систему коридоров).
П р и м е ч а н и е:
Принципы проектирования жилых помещений для групп детей младшего школьного возраста могут приниматься как по типу 1 (детского сада), так и по типу 2 (коридорной системы).
? 5.5. Численность детей должна составлять:
- в дошкольных группах 6-8 человек;
- в группах-классах детей школьного возраста: для глухих детей - 8 чел., для слабослышащих, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - 10 чел., для больных сколиозом - 10-12 чел., в остальных типах учреждений - 8-10 чел.
П р и м е ч а н и я:
1. Формирование и комплектование ячеек следует осуществлять в соответствии с организацией учебных классов (групп) с учетом количества, возраста, уровня подготовки, характера заболевания ребенка.
2. Численность групп детей с физическими недостатками и умственной отсталостью (спецгруппы) может составлять 4-6 человек.
? 5.6. Жилые помещения могут образовывать секции: для дошкольников - на 2-4 группы; для школьников - на 4-8 групп-классов.
В каждую секцию для дошкольников следует предусматривать отдельный вход.
Входы в помещения жилых групп для детей школьного возраста могут быть предусмотрены или через отдельный вестибюль для каждой секции, или через главный вестибюль.
П р и м е ч а н и е:
Возможен вариант, когда в жилые группы для детей младшего школьного возраста входы предусматриваются через отдельные вестибюли для каждой секции, а для среднего и старшего школьного возраста - через главный вестибюль.
5.7. Входы в помещения жилых групп всех типов должны организовываться через раздевальные. В секциях для дошкольников раздевальные должны входить в состав помещений каждой жилой группы на 6-8 человек. Допускается организация общей раздевальной на 2 жилых группы для дошкольников.
В случае, если входы в группы жилых помещений для детей школьного возраста предусматриваются для секции или учреждения через общий вестибюль, раздевальные должны быть предусмотрены при нем, они располагаются в открытых помещениях, выделенных оборудованием. Допускается предусматривать общие раздевальные на 2-4 группы.
В составе оборудования раздевальных необходимо предусматривать сушильные шкафы для одежды и обуви с водяным подогревом и вытяжкой, а также секционные шкафы для хранения детской одежды и обуви.
5.8. В школах-интернатах для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата все спальные комнаты должны быть рассчитаны на проживание вместе с другими одного инвалида-колясочника. В остальных типах школ-интернатов (за исключением учреждений для слепых и слабовидящих детей) - 10-15% спальных комнат для каждой возрастной группы.
5.9. Санитарные узлы в жилых группах, проектируемых по принципу детского сада, размещаются в помещении, смежном с групповой.
Санитарные узлы в жилых группах при коридорной системе могут предусматриваться или при каждой спальной комнате, или общими в коридоре. Выбор варианта определяется заданием на проектирование.
Размещение, состав помещений и санитарного оборудования санитарных узлов в различных типах жилых помещений рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 5.1.
Таблица 5.1.
Рекомендуемое размещение санитарных узлов для детей,
состав помещений и оборудования
№№
пп
Тип помещений проживания
Расположение санитарного узла
Тип санитарного узла
Состав санитарного оборудования
1.
Жилая группа помещений по типу детского сада
В составе помещений групповой ячейки
Общая туалетная
- два унитаза в кабинках, огороженных экранами
- один душевой рожок с поддоном
- три умывальника
- две ногомойки
2.
Жилая группа помещений по типу коридорной системы
1. Санитарные узлы для мальчиков и девочек, общие на секцию, располагаются в коридоре
1. Уборные для мальчиков и девочек






2. Кабины для личной гигиены для девочек
3. Умывальные для мальчиков и девочек

4. Душевые кабины с раздевальными
На каждые 15-20 мест:
- по два унитаза для мальчиков и для девочек
- писсуар в уборной для мальчиков
- умывальник бидэ


- по три умывальника
- по две ногомойки
- по 2-3 душевые кабины по одному рожку


2. Санитарный узел размещается при каждой спальне на 3-4 места
Совмещенный санитарный узел
- душ
-унитаз
- умывальник
П р и м е ч а н и я:
1. Все помещения санитарных узлов долгий иметь в полу трап для слива воды.
2. В умывальных, туалетных, в совмещенных санитарных узлах должны предусматриваться полотенцесушители.
3. Планировка и оборудование санитарных узлов (за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей) должны предусматривать возможность пользования инвалидами-колясочниками.
5.10. В школах-интернатах питание организуется, как правило:
- для детей дошкольного возраста на площади групповой комнаты (по типу детского сада);
- для детей школьного возраста в общих столовых на секцию или на все учреждение.
Для дошкольников допускается предусматривать в составе секций (см. п. 5.6) специальные столовые с буфетной на 2-4 группы. При этом в составе помещений детских групп буфетную предусматривать не следует. Вариант организации питания определяется заданием на проектирование.
? 5.11. Организация учебного процесса в школах-интернатах и соответствующий состав, площадь и размещение учебных помещений определяется заданием на проектирование.
Рекомендуемые варианты организации и размещения учебных помещений приводятся в табл. 5.2.
Таблица 5.2
Рекомендуемые варианты размещения учебных помещений
и рекомендуемое их применение
Варианты размещения

Принципы размещения учебных помещений

Рекомендуемое применение
1.
В составе детских групп, проектируемых по принципу детского сада, предусматривается учебно-игровая комната.
Для дошкольников школ-интернатов всех типов; для детей младшего школьного возраста школ-интернатов всех типов.
2.
В составе жилых помещений предусматриваются учебно-игровые комнаты, служащие также помещениями для приготовления уроков и игр; специализированные кабинеты по отдельным предметам располагаются в общем блоке учебно-производственных помещений.
Для детей младшего и среднего школьного возраста школ-интернатов всех типов; для детей старшего школьного возраста в школах-интернатах для умственно отсталых детей, для слепых и слабовидящих, для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
3.
Все учебные помещения располагаются в блоке учебно-производственных помещений, а в составе жилых помещений предусматриваются игровые комнаты.
Для детей среднего и старшего школьного возраста школ-интернатов для глухих и слабослышащих детей, для детей с недостатками речи и для детей, больных сколиозом.
5.12. Состав и площадь жилых помещений, проектируемых по типу дошкольных учреждений, рекомендуется принимать не менее указанных в табл. 5.3, а в проектируемых по типу коридорной системы - табл. 5.4.
Таблица 5.3
Рекомендуемые состав и площади помещений проживания,
проектируемых по типу дошкольных учреждений

№№

Наименование
Площадь помещений, кв. м

Примечания
пп
помещений
на 1 место
Всего

На группу
1.
Раздевальная
-
14-16

2.
Групповая




- в школах-интернатах для детей больных сколиозом
4,2
-


- в школах-интернатах остальных типов
3,6
-

3.
Спальная
3,6
-
Может представлять собой единое помещение или состоять из двух помещений - для мальчиков и девочек
4.
Туалетная
-
16

5.
Буфетная
-
5-6
Не предусматривается, если в составе секции есть общая столовая с буфетной
6.
Комната индивидуальной работы
-
12-14
В учреждениях для глухих и слабослышащих
7.
Кабинет логопеда
-
18-20
В учреждениях для детей с недостатками речи и заболеваниями опорно-двигательного аппарата
8.
Кладовая
-
6-8

9.
Санитарный узел персонала с душевой и умывальником
-
5

10.
Комната хранения уборочного инвентаря
-
4

Общие на секцию
11.
Гостиная
-
30-36

12.
Столовая
2,3
-
По заданию на проектирование
13.
Буфетная
-
14-16
-"-
14.
Зал универсального назначения
-
54-72

15.
Кладовая инвентаря при зале
-
14-16

16.
Кабинет врача
-
16-18

17.
Комната дежурных воспитателей с санитарным узлом
-
20
В санитарном узле предусмотреть душ, унитаз, умывальник
18.
Кабинет тифлопедагога
-
14-17
В учреждениях для слепых и слабовидящих
19.
Кабинет логопеда
-
16-18
В учреждениях для умственно отсталых детей , для слепых детей и детей, больных сколиозом
20.
Бытовая комната
-
10-14

21.
Кладовая чистого белья
-
8-10

22.
Помещение хранения колясок
-
10
В школах-интернатах для детей с поражением опорно-двигательного аппарата
Таблица 5.4
Рекомендуемые состав и площади помещений проживания,
проектируемых по типу коридорной системы

№№

Наименование
Площадь помещений, кв. м

Примечания
пп
помещений
на 1 место
Всего

На группу
1.
Спальные комнаты на 3-4 места:




- не рассчитанные на пребывание инвалида-колясочника;
5
-


- рассчитанные на пребывание одного из детей инвалида-колясочника
6
-

2.
Учебно-игровая комната, комната приготовления уроков:




- в школах-интернатах для детей больных сколиозом;
5,2
-


- в школах-интернатах остальных типов
4,2
-
Предусмотреть зону психологической разгрузки
3.
Инвентарная
-
6-8

4.
Санитарные узлы:




- при каждой спальной комнате
-
6


- общие на группу
Проектируются в соответствии с данными табл. 3.1

На секцию
5.
Столовая
2,3
-
В случаях, когда питание предусматривается в секциях жилых помещений
6.
Буфетная
-
14-16
-"-
7.
Гостиная
-
34-36

8.
Комната воспитателей
с санитарным узлом
-
20
В санитарном узле предусматриваются душ, унитаз, умывальник
9.
Раздевальная с сушильным шкафом
1,4
-
В случаях, когда входы в жилые группы предусматривается не через главный вестибюль
10.
Комната индивидуальной работы
-
12-14
В учреждениях для глухих и слабослышащих детей, одна на 2-3 группы-класса
11.
Бытовая комната
-
14-16

12.
Кладовая чистого белья
-
6-8

13.
Санитарный узел персонала с душевой и умывальником
-
5

14.
Комната хранения уборочного инвентаря
-
4

15.
Помещение хранения колясок
-
10-12
В школах-интернатах для детей с поражением опорно-двигательного аппарата
? 5.13. В классах и учебно-игровых комнатах всех учреждений, за исключением предназначенных для детей, больных сколиозом, следует предусматривать зону психологической разгрузки из расчета 10-15% от общей площади класса, в которой следует располагать кушетку, кресло, шведскую стенку. Зону психологической разгрузки следует отгораживать мебелью или экраном.
? 5.14. Планировка и оборудование классов, классов-игровых, учебных комнат, кабинетов учебной подготовки, учебно-производственных мастерских должны быть рассчитаны на возможность пребывания в них детей, передвигающихся на колясках (кроме школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей).
? 5.15 Планировка учебных помещений для детей, больных сколиозом, должна быть рассчитана на то, что во время учебного процесса дети должны находиться в лежачем положении.
? 5.16. В учреждениях для глухих и слабослышащих детей при классных и учебно-игровых помещениях следует предусматривать комнаты индивидуальной работы площадью 12-14 кв.м, одна комната на 2-3 класса.
В отделениях для дошкольников такие комнаты следует предусматривать в составе каждой детской группы.
? 5.17. В составе помещений учебно-профессиональной подготовки школ-интернатов всех типов, кроме предназначенных для детей с тяжелыми нарушениями речи и глухих детей, следует включать лингафонные кабинеты с подсобными помещениями из расчета 1 кабинет на 6-8 мест на каждые 70-80 детей. Площадь лингафонных кабинетов следует принимать в учреждениях для детей, больных сколиозом, 6,0-6,2 кв.м на одном место, в остальных типах учреждений - 4,66-4,8 кв.м на 1 место; площадь подсобных помещений 14-16 кв.м.
? 5.18. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей в составе помещений учебно-профессиональной подготовки следует предусматривать кабинет тифлографики площадью 54 кв. м с подсобным помещением площадью 18 кв.м, а также кабинет социальной адаптации, представляющий собой одно-двухкомнатную квартиру с кухней, санитарным узлом, кладовой.
5.19. Кабинеты физики, химии, географии, математики, истории, литературы и русского языка, обучения машинописи следует предусматривать только для детей среднего и старшего школьного возраста из расчета на 1 место:
- в учреждениях для детей, больных сколиозом - 6,0-6,2 кв.м в кабинетах физики, химии, обучения машинописи и 5,2-5,4 кв.м. - в остальных кабинетах;
- в учреждениях других типов - 4,6-5,0 кв.м в кабинетах физики, химии, машинописи; 4,2-4,4 кв.м в остальных кабинетах.
При кабинетах следует размещать лаборантские или кладовые площадью 14-18 кв.м.
П р и м е ч а н и я:
1. Кабинеты физики и химии в учреждениях малой вместимости могут быть совмещены в одном помещении.
2. Специальные кабинеты - географии, математики, истории, литературы и русского языка, не требующие стационарного оборудования, допускается не предусматривать, а занятия по этим предметам проводить в учебно-игровых комнатах, расположенных в составе жилых секций, или классах в составе блока учебно-производственных помещений.
3. Согласно заданию на проектирование в составе помещений может быть предусмотрен кабинет черчения 36-54 кв.м с подсобным помещением 14-16 кв.м.
? 5.20. При помещениях учебно-профессиональной подготовки, расположенных в едином блоке, следует предусматривать рекреационные помещения из расчета 1,2-1,4 кв.м. на одно место в классе или кабинете.
? 5.21. В школах-интернатах для инвалидов необходимо предусматривать:
- кабинет биологии-живой уголок 60-70 кв.м с лаборантской 18 кв.м;
- компьютерный класс 54-72 кв.м с кладовой 18 кв.м;
- кулинарный класс 32-36 кв.м с комнатой приема гостей 32-36 кв.м и кладовой 16-18 кв.м;
- комнату музыкальных занятий 36-54 кв.м с кладовой инструментов 18 кв.м;
- класс рисования-изостудию 50-54 кв.м с кладовой 18 кв.м (за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей);
- библиотеку с книгохранилищем и читальным залом: 300 кв.м в учреждениях для слепых детей, 120 кв.м в учреждениях остальных типов для детей с нормальных интеллектом и 80 кв.м для детей с недостатками умственного развития;
- методический кабинет 36-40 кв. м;
- кабинет заместителя директора по педагогической части 16-18 кв.м;
- кабинет заведующего учебной частью 16-18 кв. м;
- учительскую комнату 36-40 кв.м, которую можно совмещать с комнатой мастеров.
П р и м е ч а н и е:
Если классные помещения размещены в разных блоках здания, то вместо одной учительской комнаты необходимо предусматривать учительские комнаты площадью 18-24 кв.м в составе помещений каждого блока.
5.22. В школах-интернатах рекомендуется предусматривать учебно-производственные мастерские площадью из расчета на 1 место:
- в швейной, электромонтажной, обувной, мастерской ручных ремесел, механической сборки, ремонта аппаратуры и бытовой техники - 4,0-4,5 кв. м;
- картонажно-переплетной, столярной, ткацкой, токарно-фрезерной, гончарной - 5-6 кв.м.
При учебно-производственных помещениях следует предусматривать кладовые для хранения материалов и готовых изделий.
Число мест в помещениях учебно-производственных мастерских следует принимать 6-8; специализацию мастерских и их количество следует определять заданием на проектирование в зависимости от конкретных условий: назначения, вместимости учреждения, местных традиций, наличия специалистов, возможностей дальнейшего трудоустройства и т.п.
5.23. В школах-интернатах допускается предусматривать специальный класс для подготовки среднего медицинского и воспитательного персонала площадью 36-кв. м с кладовой учебных пособий.
5.24. В составе учреждений рекомендуется предусматривать бассейны и спортивные залы со следующими размерами:
- спортивный зал 12?24 кв. м;
- бассейн с ванной 5?10 или 6?12 м глубиной 0,8 до 1,1 м.
П р и м е ч а н и я:
1. Спортивные залы должны быть оборудованы в расчете на возможность использования для занятий лечебной физкультурой.
2. Состав и площади спортивных помещений определяются заданием на проектирование, при этом допускается проектировать бассейны с большими размерами ванн и залы большей площади.
? 5.25. В школах-интернатах следует проектировать актовые залы и кружковые помещения:
? актовые залы должны быть предусмотрены на 120 % (в расчете на персонал и гостей) детей школьного возраста из расчета не менее 1,8 кв.м на одно место в зале в школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и 1,2 кв.м - для остальных типов; при этом должны быть предусмотрены места для инвалидов-колясочников из расчета 15-20 % в школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и 2-3 % - для остальных типов (кроме учреждений для детей больных сколиозом, а также слепых детей);
? в состав помещений при актовом зале входят: эстрада площадью не менее 54 кв.м, кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом (по заданию), фойе (используемое как зал для танцев и игр) из расчета не менее 1,2 кв.м на 1 место в зале, помещение для артистов (30-35 кв.м) с санитарным узлом (3-4 кв.м), помещение пожарного поста (15-16 кв.м), студия кабельного телевидения (18-20 кв.м), фильмовидеотека (16-18 кв.м), кладовая аппаратуры (10-12 кв.м). кладовая мебели и реквизита (20-24 кв.м);
? рекомендуется проектировать следующие кружковые помещения:
- кукольного театра, лепки, макрамэ, вязания и вышивки и др. с кладовыми для хранения материалов и готовых изделий;
- танцевальная студия (54-72 кв.м) с раздевальной (14-18 кв.м) и санитарным узлом;
- театральный кружок (30-36 кв.м) с кладовой (16-18 кв.м);
- шахматный кружок (24-36 кв.м) с кладовой (8-10 кв.м).
П р и м е ч а н и я:
1. В школах-интернатах большей вместимости актовые залы допускается рассчитывать на 60 % детей школьного возраста.
2. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих кружок кукольного театра не предусматривается.
3. Состав и площади помещений культурно-массового обслуживания определяются заданием на проектирование.
5.26. В школах-интернатах допускается предусматривать игровые автоматы, размещаемые или в вестибюле или в специальном зале.
5.27. В школах-интернатах, за исключением предназначенных для детей с недостатками умственного развития, рекомендуется предусматривать блок бани сухого жара (сауну) с подсобными помещениями. При проектировании помещений данного типа необходимо руководствоваться требованиями СНиП "Общественные здания и сооружения".
5.28. Состав медицинских помещений следует предусматривать в каждом конкретном случае согласно заданию на проектирование.
5.29. В школах-интернатах всех типов, за исключением учреждений для глухих и слабослышащих детей, необходимо предусматривать кабинеты логопеда площадью 18-20 кв.м:
- для школьников - в учреждениях для детей с недостатками речи и заболеваниями опорно-двигательного аппарата - 1 кабинет на 30-40 детей; в остальных типах - 1 кабинет на учреждение;
- для дошкольников - 1 кабинет на группу (8-10 мест) в учреждениях для детей с недостатками речи и заболеваниями опорно-двигательного аппарата и 1 кабинет на секцию - в учреждениях других типов.
? 5.30. В состав помещений медицинского обслуживания школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей следует включать: кабинет офтальмолога площадью 75-80 кв.м длиной не менее 25 м; кабинет развития остаточного зрения 36-42 кв.м с подсобным помещением 16-18 кв.м; зал для развития пространственной ориентаций 54-72 кв.м с кладовой 8-10 кв.м.
? 5.31. В школах-интернатах для детей больных сколиозом и заболеваниями опорно-двигательного аппарат необходимо предусматривать гипсовальную, мастерскую для изготовления корсетов, а также кабинеты озокерито-парафинолечения и горячих укутываний с подсобными помещениями; кроме того в школах-интернатах для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. - кабинет электрогрязелечения.
5.32. Ориентировочное число мест в процедурных кабинетах следует принимать согласно данным приложения 1.
5.33. Площадь кабинетов следует принимать из расчета на одно процедурное место: в ингаляториях 4-5 кв. м, в кабинетах подводного массажа - 18-20 кв.м, индивидуального массажа - 16-18 кв.м, в кабинетах остальных типов - 7-8 кв.м (на одну ванну или кушетку).
5.34. В состав медицинских помещений школ-интернатов всех типов должны входить кабинеты: педиатра - 15-16 кв. м, консультативного приема с темной комнатой (для возможности работы офтальмолога) - 20+8 кв.м, стоматолога 16-18 кв.м, психоневролога - 14-16 кв.м, гинеколога (уролога) - 20-22 кв.м, гидропатии - 28-30 кв.м с раздевальной 14-16 кв.м, механотерапии - 36-72 кв.м, психологической разгрузки - 18-24 кв.м, помещения процедурной - 18-20 кв. м, стерилизационной-автоклавной, аптечной комнаты, кабинет медицинской сестры - 14 кв.м.
П р и м е ч а н и я:
1. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей, где предусматривается отдельный кабинет офтальмолога, при кабинете консультативного приема темную комнату предусматривать не следует.
2. В составе медицинских помещений в соответствии с заданием на проектирование допускается предусматривать кабинет функциональной диагностики 24-26 кв.м с подсобным помещением 8-10 кв.м.
3. Набор оборудования в кабинетах механотерапии определяется заданием на проектирование, в учреждениях для умственно отсталых детей кабинеты механотерапии не предусматриваются.
5.35. Производственные помещения кухни во всех типах школ-интернатов следует рассчитывать на работу на сырье. Кроме питания детей, должно обеспечиваться питание персонала. Для всех типов учреждений питание детей организуется в одну смену.
5.36. В случае, если питание детей предусматривается в общей столовой при помещениях кухни, площадь обеденного зала принимается из расчета не менее 2,3 кв.м на одно место в учреждениях для детей с поражением опорно-двигательного аппарата и 1,6 кв.м на 1 место - в учреждениях остальных типов; при зале предусматривается умывальная из расчета 3 кв.м (1 умывальник) на каждые 18-20 мест, раздаточная 18-24 кв.м, сервизная-хлеборезка 6-8 кв.м, а также моечная столовой посуды: 16-18 кв.м при ручной мойке и не менее 30 кв.м в расчете на механизированную мойку.
5.37. Для питания персонала предусматривается обеденный зал самообслуживания (или буфет) из расчета на 1,8 кв.м на 1 место. Его следует располагать в составе помещений кухни или администрации, недалеко от входа. Вместимость обеденного зала (или буфета) следует рассчитывать исходя из общего числа персонала, числа питающихся, продолжительности обеденного времени, пропускной способности места; при зале следует предусматривать подсобное помещение (буфетную), предназначенное для раздачи пищи, хранения и мойки посуды.
? 5.38. Изолятор следует проектировать вместимостью из расчета 3-4 % от числа мест для детей школьного возраста и 5-6 % от числа мест для детей дошкольного возраста. Он должен включать мельцеровские боксы и служить одновременно приемным и карантинным отделением. При этом любой из мельцеровских боксов, представляющих собой одно-двухместные палаты с полным санитарным узлом (унитаз, умывальник, ванная) и выходом на участок через тамбур, может служить приемно-смотровым боксом.
? 5.39. Мельцеровские боксы должны соединяться с помещениями изолятора через переходные тамбур-шлюзы. Между боксами и коридором следует предусматривать глухое (неоткрывающееся) окно, которое служит для наблюдения персонала за детьми.
5.40. В случае, когда изолятор размещается в отдельном блоке, он может быть полностью изолированным, или связанным через специальный тамбур-шлюз с остальными помещениями, кроме спальных. В тамбур-шлюзе следует размещать умывальник и вешалку для смены халатов; кроме того должна быть обеспечена подача наружного воздуха при пожаре.
Изолятор свыше 10 мест рекомендуется размещать в отдельно стоящем корпусе.
П р и м е ч а н и е:
Размещение изолятора, а также состав и площади помещений (включая соотношение одноместных и двухместных мельцеровских боксов) устанавливается в задании на проектирование.
5.41. В помещения изолятора, включающие комнату персонала, процедурную, инвентарную, буфетную, санитарную комнату, кабинет врача или медицинской сестры, а в изоляторах свыше 10 мест, кроме того, помещения хранения аппаратуры (для физиотерапевтических процедур), необходимо предусматривать самостоятельный вход.
5.42. Площадь мельцеровского бокса вместе с тамбур-шлюзом и санитарным узлом следует принимать не менее 24 кв.м - в боксах на 1 место и 30 кв.м - в боксах на 2 места.
5.43. При наружных входах в мельцеровские боксы следует предусматривать пандусы с уклоном не более 1 : 8.
5.44. Состав и площади помещений изолятора рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 5.5.
Таблица 5.5
Рекомендуемый состав и площади помещений изолятора



Наименование
Площади помещений, кв. м

Примечания


В изоляторе



до 10 мест
свыше 10 мест

1
Мельцеровский бокс на 1 место
24
24
Число боксов определяется расчетом
2
Мельцеровский бокс на 2 места
30
30
-"-
3
Санитарная комната
6
6

4
Процедурная
18
18

5
Кабинет врача, медицинской сестры
14
14

6
Комната персонала с раздевальной и душем
10
12

7
Буфетная
8
12

8
Комната хранения переносной аппаратуры
-
12

9
Инвентарная
8
12

10
Уборная с умывальником в шлюзе
3
3
Располагается рядом с комнатой персонала
5.45. Помещения медицинского обслуживания и изолятора следует проектировать с учетом действующих нормативных документов по проектированию больниц и поликлиник.
5.46. В составе помещений школ-интернатов всех типов рекомендуется предусматривать компьютерный центр персональных компьютеров (36-40 кв.м) с архивом (16-18 кв.м).
5.47. Освещение вторым светом допускается в помещениях туалетной и раздевальных дошкольных групп, комнатах персонала, комнате гигиены девочек, санитарной комнате и буфетной изолятора, моечной кухонной посуды. Допускается не предусматривать естественного освещения в буфетных, кладовых, инвентарных, уборных и душевых персонала, уборных и душевых при бассейне и спортзале, комнатах хранения предметов уборки, хранения переносной аппаратуры изолятора, санитарных узлах при спальных комнатах.
? 5.48. Ширину дверей следует принимать не менее 1 м; ширину коридоров в жилых, медицинских, приемных помещениях, столовых для детей, помещениях учебно-профессиональной подготовки, культурно-спортивного обслуживания следует принимать не менее 1,8 м, в остальных случаях - не менее 1,4 м.
5.49. Для эвакуации при пожаре в двух-трехэтажных зданиях рекомендуется использовать тобогганы (открытые наклонные желоба для спуска под тяжестью собственного тела), которые могут быть стационарными, откидными, сборными.
5.50. В зданиях высотой 2 и более этажей следует проектировать открытые лоджии глубиной не менее 2-х м и шириной не менее 6 м (не менее одной лоджии на 1-2 жилые секции), рассматривая их как противопожарные отсеки для отстоя людей при пожаре. Простенки должны быть шириной не менее 1,6 м. В двух-трехэтажных зданиях в ограждения лоджий рекомендуется монтировать откидные тобогганы.
? 5.51. В целях противопожарной безопасности из каждой жилой группы должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов. В зданиях не выше трех этажей второй эвакуационный выход можно предусматривать через наружную лестницу (или пандус), а также через лоджию-отстойник, оборудованную откидным тобогганом.
? 5.52. На путях эвакуации из здания должно быть предусмотрено аварийное и эвакуационное освещение.
? 5.53. В зданиях школ-интернатов для детей-инвалидов должна быть предусмотрена автоматическая пожарная сигнализация. Перечень помещений, в которых необходимо предусматривать автоматическую пожарную сигнализацию, следует предусматривать в соответствии с "Противопожарными требованиями к проектированию и оборудованию домов-интернатов" (по аналогам Домов-интернатов для обучаемых детей-инвалидов).
5.54. Если эвакуация при пожаре рассчитана на сборные тобогганы, в школах-интернатах вне основного здания необходимо предусматривать отапливаемое помещение площадью 8-10 кв.м для их хранения, обеспеченное первичными средствами пожаротушения.
5.55. Хозяйственные сооружения - котельная, дезкамера, гараж, прачечная (или постирочная), ремонтные мастерские, склады, холодильники, тепличные хозяйства и прочее - проектируются в зависимости от местных условий в соответствии с заданием на проектирование. Их мощность, состав и площадь помещений определяются расчетами и техническими условиями на инженерное обеспечение объекта, а также требованиями действующих Строительных норм и правил.
5.56. При разработке Программ и Заданий на проектирование школ-интернатов для определения состава и площади помещений рекомендуется пользоваться справочными Приложениями 1-6.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(справочное)
Ориентировочный расчет числа мест в процедурных кабинетах
различных типов


Расчетное число детей в учреждениях
на одно процедурное место
№ пп
Вид процедуры
Для умственно отсталых детей и детей
с недостатками речи
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и больных сколиозом

Для слепых и глухих детей
1
Электролечение
-
30-40
30-40
2
Светолечение
75-80
75-80
75-80
3
Водолечение
40-50
40-50
40-50
4
Подводный массаж
-
100-160
-
5
Ингаляторий
30-40
30-40
30-40
6
Массаж:




- в отдельном кабинете
-
100-120
-

- в общем зале
75-80
50-60
75-80
7
Электросон
75-100
75-100
50-60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(справочное)
Ориентировочные состав и площади помещений
учебно-профессиональной подготовки


Площадь помещений, кв.м


Наименование
На 1 место
Всего
Примечания
пп
помещений
Для детей, больных сколиозом
Для детей с другими видами заболеваний
Для детей, больных сколиозом
Для детей с другими видами заболеваний

1
Классы
5,2
4,2
-
-
Количество классов определяется заданием на проектирование в зависимости от принятого варианта размещения учебных помещений (см. табл. 3.2)
2
Кабинет физики
6
4,6
-
-

3
Кабинет химии
6
4,6
-
-

4
Кабинет математики
5,2
4,2
-
-
Согласно заданию на проектирование специальный кабинет допускается не предусматривать, а занятия по предмету проводить в классе
5
Кабинет истории
5,2
4,2
-
-
-"-
6
Кабинет географии
5,2
4,2
-
-
-"-
7
Кабинет русского языка и литературы
5,2
4,2
-
-
-"-
8
Лингафонный кабинет
6
4,6
-
-
Число кабинетов

- подсобное помещение
-
-
14
14
определяется заданием на проектирование (см. п. 3.17)
9
Кабинет черчения
-
-
54
36
По заданию на проектирование
10
Кабинет биологии-живой уголок
-
-
72
72

11
Лаборантские
-
-
18
18
При кабинетах физики, химии, биологии
12
Кладовые
-
-
14
14
При остальных кабинетах
13
Комнаты индивидуальной работы
-
-
-
12
В учреждениях для глухих детей: 1 комната на 2-3 класса или кабинета
14
Кабинеты тифлографики с подсобным помещением
-
-
-
54+18
В учреждениях для слепых и слабовидящих детей
15
Кабинет социальной адаптации в виде квартиры
-
-
-
50+70

16
Класс машинописи
- подсобное помещение
6
-
4,5
-
-
18
-
18

17
Класс рисования-изостудия
- кладовая
-
-
-
-
54
18
54
18
За исключением учреждений для слепых и слабовидящих детей
18
Компьютерный класс
- подсобное помещение
6
-
4,5
-
-
18
-
18

19
Комната музыкальных занятий с кладовой инструментов
-
-
54+18
54+18
За исключением учреждений для глухих
20
Кулинарный класс с комнатой приема гостей и кладовой
-
-
80
80

21
Рекреационные помещения
1,2
1,2
-
-
Из расчета числа мест в классах и кабинетах
22
Кинофотолаборатория с помещением для обработки пленки
-
-
24+10
21+10
За исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей
23
Кабинет заместителя директора по педагогической части
-
-
18
18

24
Библиотека с книгохранилищем и читальным залом:






- для слепых и слабовидящих детей
-
-
-
300


- для детей с недостатками умственного развития
-
-
-
60


- для детей с другими видами заболеваний
-
-
120
120

25
Методический кабинет
-
-
36
36

26
Кабинет заведующего учебной частью
-
-
18
18

27
Комната учителей, мастеров
-
-
54
54
В зависимости от планировочного решения может быть предусмотрено 2-3 комнаты площадью 18-24 кв.м
28
Кладовая мебели, инвентаря
-
-
24
24

29
Санитарные узлы для мальчиков и девочек
4
4
По расчету
Распределить поэтажно
30
Учебно-производственные мастерские
с инвентарными и подсобными помещениями:






- швейная
-
-
-
36+12+10
Если учебно-производственные

- картонажно-переплетная
-
-
-
72+18+10
мастерские рассчитаны на детей,

- столярная
-
-
-
54+18+10
больных сколиозом, то площадь

- ткацкая
-
-
-
54+18+10
производственного зала следует

- механической сборки
-
-
-
36+18
увеличить на 15-20 %

- электромонтажная
-
-
-
36+18


- токарно-фрезерная
-
-
-
72+18


- гончарная
-
-
-
54+18+10


- обувная
-
-
-
36+12+10


- ручных ремесел (вязания, лозоплетения и пр.)
-
-
-
36+12+10


- ремонт аппаратуры и бытовой техники
-
-
-
36+18+10

31
Класс подготовки персонала с кладовой учебных пособий
-
-
36+10
36+10

32
Комната хранения предметов уборки
-
-
4?3
4?3
Распределить поэтажно
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
(справочное)
Ориентировочные состав и площади помещений культурно-массового обслуживания

№№

Наименование
Площадь помещений, кв. м

Примечания
пп
помещений
на 1 место
Всего

1
Актовый зал:


На 120 % детей

- для детей с поражением опорно-двигательного аппарата
1,8

школьного возраста

- для остальных детей
1,2


2
Эстрада при зале

54

3
Кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом

36

4
Фойе
1,2
на
1 место
в зале

Используется как зал для танцев и игр
5
Помещение для артистов

15?2

6
Санитарный узел с умывальником в шлюзе

3

7
Фильмовидеотека

18

8
Помещение пожарного поста

15

9
Студия кабельного телевидения

18

10
Кладовая мебели и реквизита

24

11
Кладовая аппаратуры

10

12
Музей

54

13
Комната художника

12

14
Кружковые помещения:




- кружок кукольного театра с подсобным помещением

54+18
Для слепых детей не предусматривается

- театральный кружок с кладовой

30+16


- танцевальная студия с помещением для переодевания и санитарным узлом

72+18+3


- кружок лепки с кладовыми инвентаря и готовых изделий

36+8+10


- кружок вязания, вышивки, макраме

36+10


- шахматно-шашечный кружок с кладовой

36+10

15
Зал игровых автоматов с подсобным помещением

54+12
Для слепых детей не предусматривается
16
Инвентарные

36
-"-
17
Санитарные узлы с умывальниками в шлюзе

18?2

18
Уборные персонала

3?2

19
Кабины личной гигиены

4?2
Разместить при женских уборных
20
Спортивный зал 12?24 м

288
Используется также для занятий ЛФК
21
Хранение спортивного инвентаря

16

22
Раздевальные для девочек и мальчиков с душевыми и санитарными узлами




- для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

42?2
По два душевых рожка и одному унитазу на каждую раздевальную

- для остальных детей

36?2
-"-
23
Комната инструктора-методиста

12

24
Лечебно-оздоровительный бассейн с ванной 6?12,5

160
На 10-12 детей из расчета 6-7 кв.м на место
25
Комната методиста с санитарным узлом

10+4
В состав санитарного узла входят унитаз, душ, умывальник
26
Раздевальная с душевой и санитарным узлом

36

27
Помещения уборочного инвентаря

6

28
Узел управления

6
Должны располагаться смежно и иметь выход на обходную дорожку
29
Лаборатория анализа воды

8

30
Комната медсестры

10

31
Кладовая спортивного инвентаря

8

32
Блок бани сухого жара:


Может располагаться в составе помещений

- камера сухого жара;


медицинского

- предбанник с душем;


обслуживания;

- уборная с умывальником в шлюзе;

3
в учреждениях для детей с недостатками умственного развития

- раздевальная;

10
не предусматривается

- комната отдыха;

12


- кладовая инвентаря

4

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
(справочное)
Ориентировочные состав и площади помещений медицинского
обслуживания в школах-интернатах на 140-160 мест


Площадь помещений, кв. м


пп

Наименование
помещений

Для умственно отсталых детей

Для слепых и слабовидящих детей

Для глухих и слабослышащих детей
Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Для детей, больных сколиозом

Для детей с недостатками речи
1
Кабинет заместителя директора по медицинской работе
18
18
18
18
18
18
2
Кабинет педиатра
15
15
15
15
15
15
3
Кабинет консультативного приема с темной комнатой
20-8
20
20+8
20+8
20+8
20+8
4
Кабинет медицинской сестры
14
14
14
14
14
14
5
Процедурная
18
18
18
18
18
18
6
Аптечная комната
10+4
10+6
10+4
10+
10+6
10+6
7
Стерилизационно-автоклавная:







- помещение приема и подготовки материалов с моечной
10
10
10
10
10
10

- стерилизационная
12
12
12
12
12
12

- хранение и выдача стерильных материалов
6
6
6
6
6
6
8
Стоматологический кабинет
16
16
16
16
16
16
9
Кабинет психоневролога
15
15
15
15
15
15
10
Кабинет логопеда
18
18
18
18?4
18
18?4
11
Кабинет гинеколога, уролога
12+18
12+18
12+18
12+18
12+18
12+18
12
Кабинет офтальмолога
-
80
-
-
-
-
13
Кабинет развития остаточного зрения с подсобным помещением
-
36+16
-
-
-
-
14
Зал для развития пространственной ориентации с кладовой
-
60+10
-
-
-
-
15
Кабинет массажа
18
18
18
24
24
18
16
Кабинет индивидуального массажа
-
-
-
18?2
18?2
-
17
Ингаляторий со стерилизационной
24
24
24
24
24
24
18
Кабинет гидропатии
28
28
28
28
28
28
19
Раздевальная
14
14
14
14
14
14
20
Водолечение:







- ванный зал
18
18
18
30
30
18

- раздевальная
14
14
14
18
14
14

- кабинет подводного массажа
-
-
-
18
18
-
21
Кабинет светолечения
12
12
12
12
12
12
22
Кабинет электролечения
-
-
-
24
24
-
23
Подсобная комната
-
-
-
10
10
-
24
Аминозиновый кабинет с подсобным помещением
-
-
-
18+6
-
-
25
Кабинет озокерито-парафинолечения с подсобным помещением
-
-
-
18+10
18+10
-
26
Кабинет горячего укутывания с подсобным помещением
-
-
-
18+10
18+10
-
27
Кабинет электрогрязелечения с грязевой кухней и подсобным помещением
-
-
-
36+10+16
-
-

- раздевальная с душевой кабиной
-
-
-
12
-
-
28
Гипсовальная с подсобным помещением
-
-
-
20+12
20+12
-
29
Кабинет механотерапии
-
54
54
72
72
54
30
Кабинет электросна
18
18
18
18
18
18
31
Кабинет оксигенотерапии
14
14
14
14
14
14
32
Кабинет психолога (социолога) с подсобным помещением
16+10
16+10
16+10
16+10
16+10
16+10
33
Кабинет психологической разгрузки
-
18
18
18
18
18
34
Инвентарная
24
24
24
24
24
24
35
Комната персонала
12
12
12
12
12
12
36
Санитарные узлы для мальчиков и девочек с умывальниками в шлюзе
16?2
16?2
16?2
16?2
16?2
16?2
37
Комната хранения предметов уборки
4?2
4?2
4?2
4?2
4?2
4?2
38
Санузлы персонала с умывальниками в шлюзе
3
3
3
3
3
3
П р и м е ч а н и е:
В школах-интернатах для детей больных сколиозом и с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в соответствии с заданием на проектирование может быть предусмотрена мастерская для изготовления корсетов, которую можно располагать в составе помещений административно-бытового или хозяйственного обслуживания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
(справочное)
Ориентировочные состав и площади помещений столовой
и производственных помещений кухни
в школах-интернатах на 140-160 мест

пп

Наименование помещений
Площадь
помещений, кв.м

Примечания
1
Обеденный зал:



- для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата
2,4 кв.м
на 1 место


- для детей с другими видами заболеваний
1,6 кв.м
на 1 место

2
Умывальные
3 кв.м
(1 умывальник)
на каждые 18-20 мест

3
Раздаточная
24

4
Сервизная
8

5
Моечная столовой посуды
30-36

6
Горячий цех
70

7
Хлеборезка, хранение хлеба
8

8
Моечная кухонной посуды
10

9
Холодный цех
14

10
Цех мучных изделий
14

11
Мясо-рыбный цех
24

12
Овощной цех
18

13
Комната заведующего производством
8

14
Кладовая суточного запаса продуктов
10

15
Кладовая сухих продуктов
14

16
Охлаждаемые камеры:
- продуктов
- отходов

32
4
Не менее двух камер с непосредственным выходом наружу
17
Помещение первичной обработки овощей
16

18
Загрузочная, кладовая тары
18

19
Кладовая белья:
- чистого
- грязного

8
6

20
Кладовая и моечная тары
16

21
Комната персонала с душевой и санитарным узлом
24

22
Комната кладовщика
6

23
Кладовая овощей
16

24
Комната хранения предметов уборки
4

25
Раздаточная
20
Для дошкольного отделения
26
Столовая (буфет) персонала с подсобным помещением
18+8

ПРИЛОЖЕНИЕ 6
(справочное)
Ориентировочные состав и площади помещений
административно-бытового обслуживания
№№
пп

Наименование помещений
Площадь помещений, кв.м

Примечания
1
Вестибюль с гардеробом
90
Если входы в жилые помещения предусмотрены через общий вестибюль, его площадь увеличивается за счет раздевальной для детей, из расчета 1,2 кв.м на 1 место
2
Санитарные узлы мужские и женские с умывальником в шлюзе
5?2

3
Санитарный узел для инвалидов-колясочников
4

4
Помещение дежурного
10

5
Помещение для колясок
12
В учреждениях для детей с поражением опорно-двигательного аппарата в случаях, когда входы в жилые помещения предусматриваются через вестибюль
6
Парикмахерские с подсобным помещением
16+8

7
Кабинет директора
24

8
Канцелярия-приемная
14

9
Кабинет заместителя директора по хозяйственной части
14

10
Помещение дежурного персонала технического обслуживания
14

11
Бухгалтерия с кассой
18+4

12
Комната отдыха персонала
36

13
Комната сестры-хозяйки
12+8

14
Кладовая грязного белья
16

15
Кладовая чистого белья с прачечной
20

16
Компьютерный центр с архивом
36+16

17
Гардероб персонала с душевой и санитарным узлом
36
Может располагаться в подвале
18
Кладовые, инвентарные
40
-"-
19
Помещение ремонта электроаппаратуры с подсобным помещением
14+6

20
Комната хранения предметов уборки
4?2

21
Постирочная с помещением для разборки белья и кладовой
10+22+8
В случае, если в составе помещений хозяйственного обслуживания прачечной не предусмотрено
22
Дезкамера
по расчету
Может располагаться в подвале или в хозяйственной зоне прачечной
23
Мастерская по изготовлению корсетов
по заданию на проектирование
В школах-интернатах для детей, больных сколиозом и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, может располагаться в составе помещений хозяйственного обслуживания