Rambler's Top100

ТСН 31-317-99 (МГСН 4.17-98) Скачать Предварительный просмотр

Скачать

Предварительный просмотр

(отсутствуют изображения, таблицы и формулы)

МГСН 4.17-98

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Дата введения 1998-08-01

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНЫ: МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения (заместитель директора А.В. Анисимов) и ЗАО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева (заместитель директора В.И. Травуш); руководители работы - доктор архитектуры А.В. Анисимов (МНИИП), кандидат архитектуры О.П. Кравченко (ЦНИИЭП); авторы - кандидат архитектуры Н.И.Жемчужникова (МНИИП); С.И. Алексеева, архитектор Е.Г. Кругликова (ЦНИИЭП); кандидат архитектуры Л.П. Хаханова (ВНИИФК); В.М. Мурских, Т.В. Борисова, Е.Ф.Михайлова (Гипрокино); доктор технических наук В.И. Присадков (ВНИИПО МВД Российской Федерации), В.Ф. Хозяинов (УГПС ГУВД г. Москвы); при участии архитектора Н.Е.Казаковой, архитектора О.С. Семеновой, А.А. Анисимовой (МНИИП).

2. ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой.

3. ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ И ИЗДАНИЮ Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (архитектор Л.А. Шалов, инженер Ю.Б.Щипанов).

4. СОГЛАСОВАНЫ с Комитетом по культуре г. Москвы, Мосгосэкспертизой, Центром Госсанэпиднадзора в г. Москве, УГПС ГУВД г. Москвы.

5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Правительства Москвы от 28 июля 1998 года № 578.

6. Разработаны впервые.


1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94. Они развивают и уточняют нормативные документы в строительстве, действующие на территории г.Москвы, и распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых культурно-зрелищных учреждений, как самостоятельных, так и входящих в состав многопрофильных комплексов и зданий различного назначения, независимо от их формы собственности.
1.2. Настоящие нормы содержат московские региональные требования к проектированию и строительству зданий и комплексов культурно-зрелищного назначения.
1.3. Нормы обязательны для применения организациями независимо от организационно-правовой формы собственности, а также физическими лицами, осуществляющими проектирование и строительство зданий и комплексов, указанных в п.1.1.
1.4. Настоящие нормы устанавливают основные положения и общие требования к размещению и организации территорий культурно-зрелищных зданий, к их отдельным функционально-планировочным элементам и блокам, инженерно-технологическому оборудованию и комплексу безопасности.
1.5. Настоящие нормы содержат обязательные, рекомендательные и справочные положения по проектированию культурно-зрелищных учреждений.
Положения, отмеченные знаком @, являются обязательными.


2. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

2.1. В настоящих нормах даются ссылки на следующие нормативные документы:
2.2. Ссылки приведены на следующие нормативные документы:
СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".
СНиП 2.01.07-85* "Нагрузки и воздействия".
СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация".
СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".
СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование".
СНиП 2.04.09-84* "Пожарная автоматика зданий и сооружений".
СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения".
СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение".
ВСН 59-88 "Электрооборудование жилых и общественных зданий. Нормы проектирования" (рекомендуемые), Госкомархитектура.
ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", Госкомархитектура, 1994.
МГСН 1.01-97 "Временные нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы". "Нормы и правила планировки и застройки центральной части и исторических зон г. Москвы".
МГСН 2.04-97 "Допустимые уровни шума, вибрации и требования к звукоизоляции в жилых и общественных зданиях".
МГСН 2.06-97 "Естественное и искусственное освещение".
МГСН 4.04-94 "Многофункциональные здания и комплексы".
МГСН 4.08-97 "Массовые типы физкультурно-оздоровительных учреждений".
МГСН 4.14-98 "Предприятия общественного питания".
МГСН 5.01-94* "Стоянки легковых автомобилей".
МГСН 3.01-96 "Жилые здания".
ПУЭ "Правила устройства электроустановок", 1986 г.
НПБ 104-95 "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях".
НПБ 105-95 "Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности".
НПБ 110-96 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара".
ГОСТ 12.1.004-91 "Пожарная безопасность. Общие требования".
2.2. При разработке настоящих норм использованы специальные справочные и рекомендательные материалы:
СП "Проектирование театров", 1990.
СП "Проектирование клубов", 1990.
СН 548-82 "Инструкция по проектированию библиотек", Госгражданстрой, 1983.
ВСН 45-86 "Культурно-зрелищные учреждения". Нормы проектирования. Госгражданстрой, 1988.
"Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", Минстрой России, Минсоцзащиты России, АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева, 1995.
"Руководство по учету потребностей инвалидов при градостроительном и объемном проектировании для г. Москвы и ЛПЗП", 1995.

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ

3.1. Культурно-зрелищные учреждения г. Москвы предназначены для обслуживания населения города, жителей других городов Российской Федерации и иностранных граждан.
3.2. Вместимость и тип культурно-зрелищного учреждения определяется заданием на проектирование с учетом потребностей города в различных формах и видах культурного обслуживания, концепции социально-экономического и градостроительного развития территориальных единиц города и программы модернизации существующей системы культурно-досугового обслуживания Москвы, заложенных в градостроительных документах.
3.3. При формировании многопрофильных и реконструкции существующих культурно-зрелищных зданий и комплексов для повышения комплексности услуг и привлекательности объекта в их состав могут быть введены сопутствующие объекты общественного обслуживания, открытые на город.
3.4. При проектировании нового строительства и реконструкции культурно-зрелищных учреждений должна быть обеспечена доступность для инвалидов всех помещений для посетителей в соответствии с требованиями ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", а также с "Руководством по учету потребностей инвалидов при градостроительном и объемном проектировании для г.Москвы и ЛПЗП" и "Рекомендациями по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения".
3.5. Материалы, применяемые в строительстве культурно-зрелищных зданий, должны иметь гигиенические сертификаты и сертификаты соответствия.

Принципы нормирования и классификация

3.6. В основу нормирования культурно-зрелищных учреждений положен переход к индивидуализированному типологическому разнообразию современных культурно-зрелищных зданий и комплексов в отличие от традиционной типологии объектов культуры с жестко регламентированным составом. Этим определяются принятые в настоящих нормах условия нормирования требований по основным технологическим единицам.
3.7. В качестве технологической единицы принята группа помещений, объединенная неразрывными технологическими связями.
3.8. Нормируемыми элементами - технологическими единицами - являются:
- комплекс помещений, обслуживающих зрителей;
- зрительные залы различной вместимости и назначения;
- сцены, эстрады и помещения их обслуживающие;
- комплекс помещений технологического обеспечения кинопоказа;
- комплекс помещений, обслуживающих артистов;
- репетиционные помещения;
- складские помещения;
- мастерские;
- клубный комплекс помещений;
- музейно-выставочный комплекс с помещениями обработки и хранения;
- комплекс помещений библиотеки с помещениями книго- и нотохранилищ;
- видеотека и видеопросмотровые залы с помещениями хранения;
- фото- и фонотеки с помещениями хранения;
- служебно-административные помещения;
- санитарно-гигиенические помещения;
- помещения медицинско-оздоровительного назначения;
- технические помещения, обслуживающие здание в целом.
3.9. Нормативные требования распространяются на:
- набор услуг и состав основных групп помещений;
- минимально допустимые показатели площадей помещений с различной степенью комфорта;
- требования к безопасности посетителей и персонала.
3.10. Все культурно-зрелищные учреждения разделяются на три группы, различающиеся по уровню комфорта. Показатели по отдельным технологическим единицам нормируются по уровню комфорта в зависимости от состава, параметров помещений, набора услуг, оснащения технологическим оборудованием.
3.11. Настоящая система гибкого нормирования позволяет формировать на этой основе многообразные типы культурно-зрелищных учреждений с разным составом помещений, уровнем комфорта, качеством материально-пространственного и технологического обеспечения.

Градостроительные требования

3.12. Размещение культурно-зрелищных учреждений в городской среде, выбор земельных участков под их строительство следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89*, МГСН 1.01-97, "Норм и правил планировки и застройки центральной части и исторических зон г. Москвы" и других нормативных документов, действующих на территории Москвы.
3.13. Выбор участков под строительство новых и развитие существующих зданий культурно-зрелищного назначения следует осуществлять с учетом их транспортной доступности и ожидаемой посещаемости.
3.14. Размеры участка и размещение на нем здания определяются заданием на проектирование в соответствии с действующими нормативами и Концепцией социально-экономического и градостроительного развития административного округа.
3.15. В составе участка культурно-зрелищного учреждения предусматриваются следующие зоны:
- площадки перед входами и выходами (из расчета не менее 0,2 м2 на одно место в зрительных залах);
- внутренние проезды, въезды в подземные стоянки шириной не менее 3,5 м при одностороннем движении;
- площадки для стоянок автомобилей (1 маш/место на 7-10 зрительских мест объектов 1 и 2 уровней комфорта и 1 маш/место на 12 зрительских мест объектов 3 уровня комфорта);
- хозяйственная зона, изолированная от зоны посетителей проездом для грузового транспорта шириной не менее 4,5 м с поворотной площадкой размером не менее 12,0х12,0 м.
Целесообразно включать в состав территории:
- озелененные и благоустроенные рекреации;
- площадки для сезонных досуговых мероприятий;
- благоустроенные пешеходные связи с прилегающими к участку объектами городского обслуживания и остановками общественного транспорта.
3.16. При проектировании многопрофильных зданий культурно-зрелищных учреждений в их нижних наземных и подземных ярусах допускается размещение автостоянок для обеспечения потребности в машино-местах персонала и посетителей.
3.17. Площадь открытой стоянки одного автомобиля следует принимать не более 22,5 м2, при примыкании стоянки к проезжей части улиц и проездов - не более 18,0 м2.
3.18. Подземные и наземные автостоянки следует проектировать в соответствии с МГСН 5.01-94*.
3.19. На участке проектируемого и реконструируемого культурно-зрелищного объекта должны быть предусмотрены индивидуальные стоянки для инвалидов (3-5 мест) и специальные устройства (пандусы, подъемники, поручни) для использования инвалидами всей территории и здания в соответствии с ВСН 62-91*.
Продольный уклон пандусов не должен превышать 5%, поперечный - 1 %.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕМЕНТАМ ЗДАНИЙ
КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Вместимость культурно-зрелищных учреждений

4.1. Вместимость зрительного зала (залов) и других помещений для посетителей определяется заданием на проектирование, на основе предпроектных проработок (архитектурная концепция и т.п.), включающих обоснование типа и мощности выбранного культурно-зрелищного объекта.
4.2. Вместимости театральных и концертных залов, см. п.4.14. Рекомендуемая для г.Москвы номенклатура типов клубов представлена в Приложении 1.
4.3. Вместимости кинозалов в составе кинотеатров и других объектов культурно-зрелищного и иного назначения принимаются в зависимости от форм кинодемонстрации, технологического оборудования и от потребности в кинообслуживании.
Примерные вместимости кинозалов, предназначенных для различных форм кинопоказа, представлены в Приложении 2.
Приоритетными вместимостями являются для кинозалов - 100-300 мест, для видеозалов - 40-80 мест.
4.4. Ориентировочные вместимости учреждений культурно-досугового назначения, встроенных (встроенно-пристроенных) в жилые здания, представлены в МГСН 3.01-96 (Приложение 5).
4.5. В многозальных кинотеатрах с традиционным посеансным режимом работы кинозалов и поочередным использованием общих зрительских помещений, расчетную вместимость следует принимать: для 1 уровня комфорта - равной вместимости большего зала; для 2 уровня комфорта - 0,8 от вместимости большего зала; для 3 уровня комфорта - 0,6 от вместимости большего зала.

Помещения зрительского комплекса

4.6. К помещениям зрительского комплекса относятся: входная группа и рекреационные помещения. Рекомендуемый состав помещений зрительского комплекса см. в Приложении 8.
@4.7. Площади помещений входной группы в зависимости от уровня комфорта учреждения (п.3.10) следует принимать по табл.1.
Таблица 1


Наименование помещения
Площадь помещения на 1 место в зрит. зале, м2, при уровне комфорта

Примечания

1
2
3

Кассовый вестибюль1)
0,06
0,05
0,05

Входной вестибюль
0,15
0,10
0,10

Распределительный вестибюль
0,35
0,30
0,25
допустимо объединение
Гардеробная
0,12
0,10
0,10

Камера хранения сумок и портфелей2)
0,06
0,05
0,04
размещается рядом с гардеробной
Бюро обслуживания
0,03
0,03
-
рекомендуется размещать рядом с входными или
Санитарные узлы
0,20
0,15
0,10
распределительными вестибюлями

1)Кассовый вестибюль может находиться вне зрительского комплекса.
2)Указанные цифры определяют норму общей площади хранения, без учета возможности хранения в несколько ярусов.

4.8. Глубина гардеробной от барьера до стены рекомендуется не более 4 м; ширина прохода для зрителей перед барьером не менее - 3 м; длина фронта гардеробной стойки - не менее 1 пог/м на 25 чел.
4.9. Кассовые кабины размещаются на площади кассового вестибюля. Площадь кабины кассира определяется из расчета не менее 5 м2 на одного кассира. Количество кассовых кабин следует принимать из расчета одна кабина - на 400 зрителей в клубах и кинотеатрах и на 500 зрителей - в театрах.
@4.10. В вестибюле и гардеробной должны быть предусмотрены места для людей, сопровождающих инвалидов, из расчета не менее 0,5 м2 на каждого инвалида.
@4.11. Состав и площади рекреационных помещений в зависимости от уровня комфорта учреждения (п.3.10) следует принимать по табл.2.
Таблица 2

Наименование помещения
Площадь помещения на 1 место в зрительном зале, при уровне комфорта
Примечания

1
2
3

Фойе, кулуары, гостиные
1,50
1,00
0,80
ширина кулуаров - не менее 2,4 м уклон пола - не более 1:12
Курительные
Кладовая при фойе1)
Буфет2)
0,10
0,03
0,50
0,08
0,03
0,40
0,06
0,03
0,30


1)Кладовую при фойе следует предусматривать в случае предполагаемого многоцелевого использования его (елки, интермедии и т.п.).
2)Буфет (кафе, бар и т.п.) следует проектировать по МГСН 4.14-98.

4.12. Фойе возможно объединять с распределительным вестибюлем. Допускается перераспределение их площадей. Для отдыха зрителей рекомендуется дополнительно предусматривать при залах 1 и 2 уровней комфорта зимний сад или дворик-фойе площадью не менее 30 м2.

Зрительные залы

4.13. Зрительные залы следует размещать по этажам зданий, включая подземные, в соответствии с п. 1.16. табл. 4 СНиП 2.08.02-89* и п.2.5. МГСН 4.04-94.
4.14. Зрительные залы по своим характеристикам условно делятся следующим образом:
а) по вместимости:
- камерные - до 80 мест;
- малые - от 81 до 300 мест;
- средние - от 301 до 800 мест;
- большие - от 801 до 1200 мест;
- крупные - от 1201 и более мест;
б) по назначению:
- театральные
- концертные;
- кинозалы;
- видеозалы;
- универсальные;
в) по акустическим характеристикам:
- речевые с естественной акустикой;
- музыкальные с естественной акустикой;
- музыкальные с электроакустикой;
- универсальные (речь, музыка, кинопоказ и др.);
г) по форме взаимосвязи со сценой (эстрадой):
- зал без стационарной сцены и эстрады;
- зал с традиционной глубинной колосниковой сценой (в т.ч. трехпортальной и других вариантов);
- зал с традиционной эстрадой;
- зал с трехсторонней сценой;
- зал со сценой-ареной или рингом;
- зал с панорамной сценой и сценической коробкой;
- зал с панорамной сценой без сценической коробки;
- зал с кольцевой сценой;
- зал с несколькими дифференцированными сценическими площадками;
- зал со сценой в виде системы подвижных взаимозаменяемых сценических планшетов с движением по горизонтали и вертикали, на основе глубинной сцены-коробки с трюмом.
Наиболее характерные схемы взаимосвязи зала и сцены см. рис.1.
Общие принципы проектирования и функционально-планировочные схемы театральных зданий, а также проектирование детских театров, см. СП "Проектирование театров", 1990.
д) по степени трансформации:
- стационарные;
- стационарные с отдельными элементами трансформации (например, подъемно-опускной оркестр, кашетируемый портал, подвижная авансцена и др.);
- трансформирующиеся.


Рис.1. Типы сцен. Схемы взаимосвязи зала и сцены

@4.15. Расчетные параметры зрительного зала с колосниковой сценой следует принимать согласно табл. 3 и 4, а также рис.2.


Рис.2. Расчетные параметры зрительных залов с колосниковой глубинной портальной сценой

А - разрез, Б - план; 1 - сцена, 2 - арьерсцена, 3 - карманы, 4 - авансцена, 5 - оркестровая яма;
а - длина зала, б - превышение луча зрения зрителя над головой впереди сидящего,
в - вертикальный угол размещения зрительских мест, г - горизонтальный угол размещения
зрительских мест, д - вертикальный угол размещения зрительских мест

Таблица 3


Наименование параметра
Расчетная величина в зависимости от уровня комфорта, м

Примечания

1
2
3

Длина зрительного зала, (не более):



Измеряется от красной линии сцены1)
- в речевых залах
15
20
25

- в музыкальных залах с естественной акустикой
20
30
32

- в концертных залах со звукоусилением
40
40
40

Превышение луча зрения зрителя над головой впереди сидящего (не менее)2):



Лучи зрения направляются по кратчайшему расстоянию на красную линию сцены1)
- в передних рядах (20% от общего числа рядов)
0,10
0,08
0,06

- в средних рядах (основной массив)
0,12
0,12
0,12

- в задних рядах (20% от общего числа рядов)
0,15
0,14
0,12

- над барьером балкона
0,12
0,12
0,12


1)Красной линией сцены называется линия пересечения плоскости пола сцены с плоскостью строительного портала со стороны сцены. Требования данных таблиц действительны только для традиционной глубинной портальной сцены и не нужны для трехсторонней, сцены-арены и др. нетрадиционных типов сцен.
2)В условиях реконструкции показатель может быть изменен в зависимости от конкретных условий.

Таблица 4

Наименование параметра
Расчетные величины, градусы
Примечания
Горизонтальный ограничительный угол размещения зрительских мест(не более)
30°1)
Образуется лучами, проведенными из точки, лежащей на оси сцены, через боковые грани строительного портала
Вертикальный ограничительный угол размещения зрительских мест (не более)

Образуется лучом зрения проведенным от глаза зрителя через
- для мест по оси зала
26°
середину красной линии сцены.
- для ближайших к сцене боковых мест
40°
Высота глаза зрителя над уровнем пола принимается 1,15 м

1)Только для портальной глубинной сцены.

4.16. Зона видимости, в пределах которой следует располагать места для зрителей перед сценой, эстрадой, киноэкраном, определяется согласно рис. 3. Расстояние между передней границей сцены (авансцены, эстрады, барьера оркестровой ямы) и спинками кресел первого ряда зрительских мест в залах различной степени комфорта зависит от вместимости зала и высоты планшета сцены (эстрады, авансцены) и принимается по табл. 5.
Ширину проходов в зрительном зале различной степени комфорта следует принимать по расчету путей эвакуации, но не менее величин, указанных в табл. 5.
@4.17. Предельное расстояние по оси зрительного зала от сцены (авансцены, передней границы эстрады, киноэкрана) до последнего ряда следует принимать для залов, предназначенных для театральных, концертных, клубных постановок - от 25 до 30 м, залов для кинопоказа и эстрадных выступлений - до 45 м.
@4.18. Высоту от уровня пола зрительного зала до выступающих конструкций вышерасположенных балконов или ярусов с количеством рядов до трех следует принимать не менее 2,1 м, при большем количестве рядов - не менее 3,0 м. Высота барьера балкона или яруса должна быть не менее 0,8 м. Барьер при ширине менее 30 см должен быть оборудован защитной сеткой для предотвращения падения предметов (биноклей, сумочек и пр.).



Рис.3. Зоны оптимальной видимости - зоны расположения зрителей
А - перед сценой, Б - перед эстрадой; В - перед киноэкраном;
а - разрез, б - план

Таблица 5

Уровень комфорта
Расстояние между границей сцены (или барьером оркестровой ямы) и спинками кресел первого ряда, при вместимости зала, м
Ширина проходов в зале, м

до 300 мест
301 и более мест

1
2,0
2,5
1,5
2
1,5
2,0
1,35
3
не менее 1,2
не менее 1,5
не менее 1,0

@4.19. Уклон пола (пандусов) в зрительном зале допускается не более 1:7. При устройстве в проходах ступеней высоту подступенков следует принимать не более 0,2 м.
@4.20. Площадь зрительного зала, включая балконы, ложи, ярусы, определяется в пределах ограждающих конструкций до передней границы сцены (авансцены, эстрады, барьера оркестровой ямы, киноэкрана). Площадь зала на 1 место, в зависимости от уровня комфорта, следует принимать по табл. 6.
Таблица 6

Уровень
Театральные залы

Клубные
комфорта
камерные и малые
прочие
Кинозалы
залы
1
2
3
1,0
0,9
0,8
0,7
0,6
0,6
1,2
1,0
1,0
0,7
0,6
0,6

4.21. Места для оркестра могут быть расположены:
- в зале с ограждением, без заглубления пола;
- в стационарной оркестровой яме с полом ниже уровня зрительного зала (основной тип).
Возможны и иные, нестандартные места размещения оркестра: в ложах, на сцене, над сценой, сбоку в зале и т.д. При этом должна быть обеспечена безопасная эвакуация оркестрантов в установленное пунктами 5.10 (табл.40) и 5.11 время.
Симфонические оркестры в концертном варианте размещаются, как правило, непосредственно на сцене, эстраде или подъемно-опускной площадке в верхнем (на уровне сцены) положении.
@4.22. Размеры помещения оркестра (оркестровой ямы) в залах с колосниковой сценой следует принимать по табл. 7. Площадь на 1 музыканта следует принимать не менее 1,3 м2.

Таблица 7


Наименование показателей
Размеры помещения, в зависимости от типа оркестра, м

оперно-балетный
музыкально-драматический
прочие
Ширина помещения по оси зала, (не менее)
Ширина проема (не менее)
Высота помещения от пола до уровня планшета сцены (просцениума, авансцены)
4,5-6,0
4,5
2,4-2,8
3,0-5,0
2,0-3,5
2,1-2,4
2,5
1,7
1,9

@4.23. Помещение оркестра для 50 чел. и более должно иметь не менее двух эвакуационных выходов. Высота и ширина дверных проемов в свету на путях эвакуации из помещения оркестра должны быть не менее 1,9 и 1,2 м соответственно.
4.24. Рекомендуется предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы, трансформации ее барьера и пола.
Помещение оркестра обеспечивается удобными и короткими функциональными связями с фойе оркестра, местом хранения инструментов, помещением настройки инструментов, комнатой дирижера, комнатой инспектора оркестра или заведующего оркестром, комнатой отдыха оркестрантов. При размещении хранилища нот на другом этаже необходим лифт или подъемник.
4.25. Зрительские места в зале могут размещаться в форме партера, амфитеатра, балкона, ярусов, лож и галерей; на горизонтальном, наклонном или ступенчатом основании. Возможны разнообразные комбинации этих типов.
Зрительские места могут быть различны:
- скамьи;
- скамьи с разделением на места подлокотниками;
- кресла жесткие с откидными сиденьями;
- кресла жесткие стационарные;
- кресла полумягкие и мягкие стационарные;
- кресла с трансформирующимися элементами (вращающиеся сидения, откидные спинки и пр.).
@4.26. При вместимости залов до 80 мест зрительские места должны быть закреплены между собой. Не закрепленные зрительские места допускается предусматривать только в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи.
В залах вместимостью более 80 мест зрительские места должны быть прикреплены к полу. Допускается их трансформация.
@4.27. Параметры зрительских мест и количество непрерывно установленных мест в ряду следует принимать по табл. 8.

Таблица 8

Уровень комфорта
Расстояние между спинками сидений,
Ширина в м, (не менее)
Количество мест в ряду, установленных непрерывно, (не более)

м, (не менее)
прохода в ряду
мест в осях подлокотников
при одностороннем выходе
при двустороннем выходе
1
2
3
1,1
1,0
0,91)
0,55
0,50
0,45
от 0,58
0,56
0,52
6
16
26
12
30
50
__________
1)Показатели для скамей - меньше на 0,05 м.

@4.28. Количество мест для инвалидов следует определять из расчета 1-1,5% от общей вместимости зала, но не менее 2 мест в залах до 200 мест. Места для инвалидов на колясках следует предусматривать в первом или последнем ряду партера или в ложе и размещать на плоском участке пола.
Размеры места для инвалида на кресле-коляске - 0,9 х 1,5 м. Ширина подъезда к местам должна быть не менее 0,9 м.
Уклон пандуса для проезда инвалида на кресле-коляске принимается в соответствии с требованиями ВСН 62-91*, приложение 1.
@4.29. При определении оптимальных акустических условий в залах следует исходить из объемов помещения на 1 зрительское место, в зависимости от назначения зала, согласно табл. 9.

Таблица 9

Назначение зала
Объем зала, м. куб., на 1 место1)
- речевой (драмтеатр, аудитория)
- кинозал
- музыкальный (музыкально-драматический театр)
- оперно-балетный, концертный
4 - 5
4 - 6
5 - 7
6 - 8
_________
1)Допускается увеличение или уменьшение показателя на 20%.

@4.30. Форма зрительного зала, его размеры, звукоотражающие поверхности должны обеспечивать равномерное распределение прямой и отраженной звуковой энергии на всех зрительских местах, исключать возможность возникновения эха, концентрации звуковых отражений (особенно поздних). В зрительном зале необходимо обеспечить ранними интенсивными отражениями зрительские места, расположенные на расстоянии более 8 м от источника звука (на сцене или эстраде). Запаздывание наиболее раннего из этих отражений, а также промежутки времени между приходами последующих отражений (время реверберации) не должны превышать 30 миллисекунд (для театральных залов оперных и балетных - 35 мс.).
4.31. Рекомендуемое время реверберации, необходимое для расчетов при выборе отделки зала, помещений хора, оркестра следует определять по графику на рис. 4. На частоте 125 Гц допускается, а в зрительных залах театров оперы и балета целесообразно увеличение времени реверберации до 20%.

Рисунок 4. Рекомендуемое время реверберации на частотах 500-2000 Гц для залов различного назначения в зависимости от их объема
1 - оперно-балетные театры; 2 - музыкально-драматические театры, кинозалы, клубы;
3 - драматические театры и аудитории

4.32. Мероприятия по звукоизоляции помещений следует предусматривать в соответствии с требованиями МГСН 2.04-97.
@4.33. В залах, оборудованных киноустановками, при расположении динамиков за киноэкраном, следует предусматривать для стены за экраном звукопоглощающую отделку с коэффициентом звукопоглощения не менее 0,6 в диапазоне частот 100 - 4000 Гц. Звукопоглощающую отделку следует предусматривать также в кинопроекционных и звукоаппаратных.

Сцены и эстрады

4.34. Развитый тип традиционной глубинной колосниковой сцены состоит из собственно сцены, авансцены (часть между зрительным залом и красной линией), арьерсцены (задняя часть сцены с пониженной высотой), сценических карманов и сценической коробки с рабочими галереями и колосниками.
Рекомендуемый состав помещений для обслуживания сцены см. в Приложении 8.
4.35. В зависимости от конкретных условий возможно использование эстрад и сцен нетрадиционных типов (панорамная, трехсторонняя, кольцевая, центральная и др. см. рис.1). Это влечет за собой изменения в оснащении сцены, в расположении помещений, обслуживающих сцену.
4.36. Глубинная колосниковая сцена имеет несколько принципиальных схем построения, различающихся степенью пространственного развития и постановочными возможностями:
- с 2-мя карманами и арьерсценой;
- с 1 карманом и арьерсценой;
- с 2-мя карманами без арьерсцены;
- с 1 карманом;
- с арьерсценой без карманов;
- без арьерсцены и без карманов.
Схемы построения глубинной колосниковой сцены, карманов и арьерсцены см. СП "Проектирование театров", 1990.
4.37. Высоту над колосниковым настилом до низа выступающих конструкций следует принимать по табл. 10. Типы и размеры эстрад и глубинных колосниковых сцен см. табл. 11.
Колосниковый настил следует располагать перпендикулярно порталу сцены с зазорами между колосниками 0,05 м.
4.38. Рабочие галереи следует располагать по боковой и задней стенам сцены. Нижнюю галерею следует располагать на 0,7 м выше строительного портала, но не ниже верха проема арьерсцены плюс 0,5 м.
4.39. Расстояние между ярусами рабочих галерей от пола до пола следует принимать от 2,5 до 3,0 м. Ширину боковых рабочих галерей следует принимать: при установке электроприводов подъемов на галереях - 2,8 м; при установке электроприводов за пределами сценической коробки, а также при ручном приводе подъемов и на осветительных галереях - 1,5-1,8 м включая место для противовесов. Ширину рабочих галерей на задней стене сцены следует принимать не менее 0,8 м.
@4.40. Для обслуживания рабочих галерей верхней части сцен группы Б должны быть предусмотрены две колосниковые лестничные клетки от уровня пола трюма до уровня колосникового настила. При вместимости зала менее 800 мест допускается предусматривать одну из лестничных клеток не от уровня пола трюма, а от уровня пола нижней галереи. Для сцен С-1, С-2, С-3, С-5 допускаются открытые внутренние лестницы от уровня планшета сцены или пола нижней галереи с обеспечением проходов на общие лестницы или открытые пожарные лестницы.
@4.41. Планшет сцены, авансцены, арьерсцены и пол карманов следует проектировать в одном уровне.
Авансцена должна быть длиной не менее ширины строительного портала, а шириной - не менее 1,75 м от красной линии сцены до границы оркестровой ямы. С нее следует предусматривать не менее двух сходов в зал.
@4.42. Высота уровня планшета сцены (авансцены, эстрады) над уровнем пола первого ряда зрительских мест в залах с горизонтальным полом должна быть не более 1,1 м. В залах малой вместимости (до 300 мест) высота планшета должна быть не более 0,8 м.
Допускается устройство подвижных (наклоняемых) и подъемно-опускных планшетов. Для балетных театров следует проектировать упругую конструкцию планшета сцены.
@4.43. Под планшетом сцен группы Б следует, а сцен группы А допускается предусматривать трюм с размерами в плане, равными размерам этих сцен. Высоту помещения трюма до низа выступающих конструкций следует принимать не менее 2,2 м. В трюме допускается размещать: сейф скатанных декораций, щитовую сцены, суфлерскую будку.
Таблица 10

Тип сцены
Сцена с горизонт. перекрытием, м, не менее
При наклонном перекрытии в низкой части сцены, м, не менее
С-1 - С-3,С-5(А)
С-4, С-6 - С-9 (Б)
арьерсцена
2,0
2,4
1,6
1,5
1,8


Таблица 11

Эстрады и сцены тип
Ширина, м
Глубина, м
Высота, м
Строительный портал (в скобках игровой портал)
Глубина авансцены2), м (не менее)

Арьерсцена

Карман
Рабочие галереи, кол-во




ширина1), м
высота1), м

ширина, м
глубина3), м
высота, м
ширина3), м
глубина3), м
высота, м

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Э с т р а д ы
Э-1
9
6
5,5
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Э-2
12
7,5
6
8,5
5
1,5
-
-
-
-
-
-

Э-3
15
9
7,5
10,5
5,5
1,5
-
-
-
-
-
-

Э-4
18
12
9
12
6,5
1,5
-
-
-
-
-
-

Э-5
21
12
9
14
7,5
1,5
-
-
-
-
-
-

Э-6
24
15
11
16
9
1,5
-
-
-
-
-
-

С ц е н ы
С-1
12
7,5
10,5
8,5 (6)
5(4,5)
1,5
-
-
-
-
-
-
1
С-2
15
7,5
11,5
10,5 (6)
5,5 (4,5)
1,5
-
-
-
-
-
-
1-2
С-3
18
9
12,5
13 (6)
6,5 (4,5)
1,5
-
-
-
-
-
-
1-2
С-4
18
12
18
8 (7)
5,5 (5)
1,8
12
3
8,5
6
12
6,5
2-3
С-5
21
12
16
14 (8)
7,5 (5,5)
1,5
-
-
-
-
-
-
2-3
С-6
21
15
20
10(8)
6,5(5,5)
1,8
15
6
11
7,5
12
7,5
3-4
С-7
24
18
22
12(10)
7,5(6,5)
1,8
18
6
12
9
15
8,5
3-4
С-8
27
21
24
14(12)
8,5(7,5)
1,8
21
6
13,5
12
18
9,5
4-5
С-9
30
21
26
16(14)
9,5(8,5)
1,8
24
9
15
12
21
10,5
4-5

1)Ширину строительного портала для сцен С-4, С-6 - С-9 допускается увеличивать на 1,5 м, высоту на 0,5-2,5 м, определяя промежуточные величины допусков в прямой зависимости от размера сцены.
2)При увеличении глубины авансцены допускается соответственно уменьшать глубину сцены, но не более чем на 25%.
3)При проектировании откатного круга глубина арьерсцены и размеры кармана определяются проектом.
Примечания:
1. Размеры (в плане) эстрад, сцен, арьерсцен и карманов указаны в осях строительных конструкций, авансцены - от внутреннего края проема оркестровой ямы или передней кромки авансцены до красной линии сцены (эстрады).
2. Высоту эстрады следует принимать от уровня планшета до потолка (технологического оборудования). Высоту сцен следует принимать от уровня планшета до верха колосникового настила, высоту карманов - от пола до пола вышележащего этажа, высоту арьерсцены - от уровня планшета до перекрытия. Указанная высота арьерсцены принимается при наличии над ней колосникового настила.


4.44. Постановочное освещение демонстрационного пространства (сцены и зала) состоит из сценических прожекторов, устанавливаемых в пределах сцены:
- верхнего света, которые могут объединяться в подвижные поплановые софиты;
- бокового света, которые могут устанавливаться на подвижных поплановых рамах;
- нижнего света в виде рампы или отдельных прожекторов, установленных под планшетом сцены;
- заднего контражурного света;
а также прожекторов, устанавливаемых за пределами сцены (в зале):
- бокового света (в осветительных ложах);
- верхнего света на выносных софитах;
- горизонтального света (под малым углом, с уровня барьера балкона, яруса).
Кроме того, может применяться система горизонтальных и вертикальных (стационарных и подвижных) световых занавесов (см. п.4.55.).
Помещения, предназначенные для управления постановочным освещением, и их расположение представлены в табл. 12.
@4.45. Количество осветительных лож в зависимости от типа сцены (эстрады) и вместимости зала следует принимать по табл.13. Расстояние от уровня пола нижней осветительной ложи до уровня планшета сцены (эстрады) следует принимать не менее 2,5 м. Расстояние между уровнями полов лож, расположенных одна над другой, следует принимать не менее 2,5 м. Глубина лож должна быть не менее 2,0 м.
Таблица 12

№№
п/п
Помещение
Размещение
1.
Осветительные боковые ложи1)
у боковых стен зала или на специальных конструкциях
2.
Помещение выносного софита1)
над залом
3.
Светопроекционная
за задней стеной зала
4.
Светорегуляторная
или у задней стены со стороны зала
5.
Помещение фронтального освещения

6.
Рирпроекционная
за задней стеной сцены (арьерсцены)
7.
Тиристорная 2)
вблизи сцены (с максимальным приближением к электропотребителям)

1)Размещается в зонах, ограниченных углами оптических осей осветительных приборов в соответствии с рис.5.
2)В настоящее время существуют новые системы без тиристорной.
Таблица 13

Тип эстрады и сцены
Вместимость зала, мест
Количество осветительных лож
С-6 - С-9
С-4 и С-6
С-2 - С-5
С-1 - С-3
эстрады

800 и более
менее 800
600 и более
менее 600
любой вместимости
не менее 2-х боковых лож
1 боковая ложа
1 боковая ложа
допустимо размещение осветительной аппаратуры непосредственно на боковых стенах зрительного зала



Рис.5. Схема размещения помещений постановочного
освещения сцены

А - разрез, Б - план; 1 - игровой портал, 2 - авансцена, 3 - боковые осветительные ложи,
4 - помещения выносных софитов, 5 - фронтальная осветительная ложа

@4.46. Светопроекционную следует размещать так, чтобы углы отклонения оптической оси проектора от нормали в геометрическом центре строительного портала по красной линии сцены не превышали: в горизонтальной плоскости - 9° , в вертикальной плоскости при проекции сверху вниз - 9°, снизу вверх - 3°. Длина помещения светопроекционной должна быть не менее 3 - 5 м; уровень пола помещения - выше уровня пола примыкающей к ней части зрительного зала не менее, чем на 0,9 м.
@4.47. Светорегуляторную следует размещать в пределах проекции строительного портала на плоскость задней стены зала. Длина помещения светорегуляторной должна быть не менее 4 м. Светорегуляторная должна иметь отдельный вход.
@4.48. Фронтальную осветительную ложу следует размещать так, чтобы ось помещения находилась в пределах ширины игрового портала или размещать в 2-х помещениях размером по фронту не менее 4 м каждое. Уровень пола должен быть не выше верха игрового портала.
@4.49. Уровень пола рирпроекционной следует предусматривать на высоте от уровня пола арьерсцены, равной половине высоты строительного портала.
@4.50. Уровень пола тиристорной следует предусматривать не ниже уровня пола первой рабочей галереи.
4.51. Для лобового горизонтального освещения сцены следует предусматривать размещение осветительной аппаратуры за задней стеной зала (или на стене зала, или на передней стенке барьера балкона, яруса в сторону сцены) в пределах проекции игрового портала на эту стену.
4.52. Помещения механооборудования сцены включают в себя:
- помещения оборудования планшета и трюма;
- помещения верхового оборудования.
4.53. Оборудование планшета сцены состоит из кулисных машин (двигающихся в пазах планшета сцены по рельсам, находящимся в трюме), поворотных кругов (врезного, барабанного, накладного, вращающихся колец), подъемно-опускных и накатных площадок. Для работы этого оборудования требуются следующие отдельные помещения:
- электролебедок для привода поворотных кругов, которое размещается в помещении с хорошей звукоизоляцией на площади трюма;
- для отвода накатных площадок (карман сцены);
- для электропривода противопожарного занавеса;
- щитовая сцены.
4.54. Верховое оборудование сцены состоит из штанкетных, индивидуальных и софитных подъемов, пролетных устройств. Для работы этого оборудования должны быть предусмотрены шахты у боковых стен сцены для обеспечения движения противовесов на всю высоту коробки от трюма до колосников. При беспротивовесной системе значительно увеличивается мощность лебедок (в 2-2,5 раза) и их габариты. Помещения, требуемые для работы этого оборудования:
- помещения лебедок для управления тросами подъемов (помещения должны быть звукоизолированы и размещаться на галереях, идущих по трем сторонам сцены);
- помещение колосникового настила; выше настила на 2 м размещаются верхние блоки подъемов, тросы которых проходят сквозь щели в колосниковом настиле.
4.55. Занавесы подразделяются по способу раскрытия: подъемно-опускные, раздвижные, фигурные, комбинированные; по видам использования: антрактные, игровые, световые и занавесы, обеспечивающие постановочные эффекты. Антрактный занавес относится к разряду основного стационарного оборудования. Световой занавес образуется с помощью горизонтально установленных прожекторов под планшетом сцены и направленных в зал под углом около 30° (шаг между прожекторами 40-50 см в зависимости от их типа). Для обеспечения светоэффектов на занавесах прочих видов предусматриваются вертикальные ряды прожекторов по обе стороны портала или прожекторная поворачивающаяся рампа на авансцене.
Горизонты и устройства для подвижных панорам проектируются по индивидуальным заданиям театров.
4.56. Помещения звукового обеспечения зала и сцены: звукоаппаратную, ложу звукооператора (звукорежиссера), кабину диктора и кабину переводчиков следует размещать с обеспечением прямой видимости сцены. Помещение звукоаппаратной допускается размещать без обеспечения прямой видимости сцены. Ложу звукооператора и кабину диктора следует размещать в смежных помещениях.
@4.57. Помещения студии и аппаратной звукозаписи следует располагать смежно, со смотровым окном между ними.
@4.58. Телевизионный полустационар - два аппаратных помещения площадью не менее 8 м2 каждый - следует располагать в цокольном или первом этажах с отдельным входом и окном для подачи кабелей. Перед входом должна быть выделена площадка для размещения передвижной телестанции не менее, чем на 5 автомашин. На крыше здания должна быть устроена площадка для антенны площадью не менее 5 м2. Расстояние от полустационара до места съемки не должно превышать 250 м.
4.59. Прием и регистрация сигналов о пожаре предусматривается на аппаратуру, размещаемую в помещении охраны.

Комплекс помещений технологического
обеспечения кинопоказа

4.60. Состав помещений кинопроекционной группы следует принимать согласно табл. 14. Площади помещений определяются заданием на проектирование или проектом в соответствии с принятым технологическим оборудованием.

Таблица 14


Площадь, м2, при числе кинопроекторов

4
2
3
2
2
1
Помещения
для 70/35-мм фильмов
для 35-мм фильмов
для 35-мм фильмов с лампами накаливания
для 16-мм фильмов
Проекционная
+
+
+
+
+
+1)
Перемоточная
+
+
+
+2)
-
-
Агрегатная охлаждения кинопроекторов
+
+
+3)
+3)
-
-
Комната киномеханика
+
+
+
+
-
-
Радиоузел
+
+
+
-
-
-
Мастерская киномеханика
+
-
+
-
-
-
Санитарный узел
+
+
+
+
-
-

1)При использовании для кинопоказа передвижной 16-мм киноустановки допускается предусматривать в зале огороженное барьером место площадью 4 м2.
2)При установке двух кинопроекторов, а также при большем количестве проекторов в многозальных кинотеатрах помещение перемоточной для каждого зала допускается не предусматривать. При этом площадь проекционной должна быть увеличена на половину площади перемоточной.
3)Только при установке кинопроекторов с ксеноновой лампой 5 кВт и более, с водяным охлаждением электродов.

4.61. Число кинопроекторов в проекционной каждого зала следует принимать:
- в кинотеатрах круглогодичного действия в залах с широкоформатной проекцией - 4;
- в кинотеатрах круглогодичного действия вместимостью 200 мест и более - 3;
- в кинотеатрах сезонного действия, клубах, залах с эпизодическим кинопоказом - 2;
- для динамической проекции для постановочных целей и для 16-мм фильмов - 1.
Установка разнотипной аппаратуры не рекомендуется.
В многозальных кинотеатрах рекомендуется установка кинопроекторов одного типа с источниками света различной мощности в зависимости от размеров экрана.
4.62. Во всех кинотеатрах и киноустановках, оборудованных 35-мм аппаратурой, должен обеспечиваться показ широкоэкранного, кашетированного (1:1,66) и обычного фильмов.
4.63. Для повышения качества звукового сопровождения кинофильмов в кинотеатрах с залами от 500 мест и более должна устанавливаться стереофоническая звуковоспроизводящая аппаратура.
4.64. Планировка и размеры помещения кинопроекционной приведены в рекомендуемом Приложении 3.
При отметке пола кинопроекционной выше 3 м относительно уровня планировочной отметки тротуара следует предусматривать подъемник.
4.65. Схемы размещения громкоговорителей за экраном приведены в рекомендуемом Приложении 4.
4.66. При проектировании помещений технологического обеспечения кинопоказа следует руководствоваться СНиП 2.08.02-89*.

Комплекс помещений для артистов

4.67. В комплекс помещений для артистов входят артистические уборные, помещения для музыкантов и помещения, обслуживающие артистов. Рекомендуемый состав помещений для артистов см. в Приложении 8.
Площади артистических уборных на одного артиста, в зависимости от уровня комфорта, следует принимать по табл. 15.
По заданию на проектирование предусматриваются и артистические уборные типа "люкс" - с дополнительными помещениями, с расширенным санузлом. Для солистов оперы и дирижеров ведущих оперно-балетных театров предусматривают установку в уборных рояля или пианино.

Таблица 15

Кол-во артистов
Площадь, м2 при уровне комфорта:

в помещении1)
1
2
3
Примечания
1
2
3
4
5
25
9
7
6
-
12-15
8
6
5
4
9-11
6-7,5
4,5-5,5
3,5-4,5
3-3,5
на 2 артистические уборные 3 уровня комфорта предусматривается 1 санитарный узел (1 унитаз и 1 душ)2)

1)Артистические уборные на большее количество человек предусматриваются для артистов хора, кардебалета, а также для детских трупп. Принимаются по заданию на проектирование. При каждой артистической уборной 1 и 2 уровня комфорта (или на 2 комнаты) следует предусматривать санитарный узел (умывальник, душ, биде) из расчета 1 прибор на 4 чел.
2)При проектировании санузла при каждой артистической уборной ее площадь следует увеличивать на 10%.

4.68. Площади помещений для музыкантов, в зависимости от уровня комфорта принимаются по табл. 16.
Таблица 16


Наименование помещения
Площадь м2 на одного музыканта при уровне комфорта:

Примечания

1
2
3

Комната дирижера
25
15
10

Комната отдыха музыкантов
1,5
1,2
1,0
не менее 15 м2
Помещение для занятий музыкантов
0,8
0,6
0,5
не менее 20 м2
Помещение для настройки инструментов
0,8
0,6
0,5
не менее 20 м2
Комната хранения музыкальных инструментов
0,1
0,1
0,1
не менее 10 м2

4.69. Помещения, обслуживающие артистов, включают в себя: помещения ожидания выхода артистов на сцену, дежурные гримерно-парикмахерскую и костюмерную, комнату отдыха и курительную.
4.70. Помещения ожидания выхода артистов на сцену следует размещать смежно со сценой, как правило, с 2-х ее сторон. Площадь помещений определяется заданием на проектирование по единовременному количеству артистов в каждом помещении из расчета по 1,7-1,9 м2 на одного артиста, но она должна быть не менее 20 м2. Помещения следует делить на мужскую и женскую части занавесом или ширмой. При помещениях следует предусматривать санузлы.
4.71. Помещения дежурных мужских и женских гримерно-парикмахерских и костюмерных следует располагать вблизи артистических уборных. Площадь каждого помещения определяется заданием на проектирование из расчета единовременного количества артистов в каждом помещении, по 2 м2 на одного артиста. Ориентировочные показатели площадей этих помещений в театрах с колосниковой сценой в зависимости от уровня комфорта приведены в табл. 17.

Таблица 17

Название помещения
Площадь, м2,1), при уровне комфорта:

1
2
3
Дежурные костюмерные (мужская и женская)
30-50
25-45
20-30
Дежурные гримерно-парикмахерские (мужская и женская)
30-60
25-55
20-50

1)Меньшие значения показателей относятся к зрительным залам драматических трупп, большие - музыкальных.

4.72. Площадь общей комнаты отдыха для артистов следует определять заданием на проектирование из расчета единовременного количества человек, находящихся в данном помещении, по 4 м2 на каждого, но не менее 20 м2. При ней следует располагать курительную площадью не менее 15 м2.

Репетиционные помещения

4.73. К репетиционным помещениям различных театральных трупп (драматической, музыкальной, балетной) относятся репетиционные залы и помещения индивидуальных занятий.
4.74. Размеры и назначение репетиционных залов для различных театральных трупп рекомендуется принимать по табл. 18. Размещать их следует вблизи помещений для артистов. Количество, назначение и площадь репетиционных залов и помещений индивидуальных занятий для различных театральных трупп, а также состав и площади вспомогательных помещений при них определяются заданием на проектирование с учетом возможных гастрольных трупп.

Таблица 18


Размеры репетиционных помещений, театров м, в зависимости от типов сцен
Наименование
помещений
драматические и музыкально-драматические
музыкальной комедии

оперы и балета

С-4
С-6
С-7
С-7
С-8
С-8
С-9
Репетиционные залы:







- большой
9х9х5
12х12х6
15х15х6
15х15х6
18х18х7,5
18х18х7,5
21х21х7,5
- малый
9х6х3,6
9х9х3,6
12х12х5
12х12х5
15х12х6
15х12х6
15х15х6
Залы для репетиций:







- балета
-
-
15х9х4,5
15х9х4,5
18х12х4,5
18х12х4,5
18х15х4,5
18х15х4,5
- оркестра
-
-
-
9х6х4,2
12х9х5,1
15х9х5,7
15х12х6
- хора
-
-
6х6х4,2
6х6х4,2
9х6х4,5
9х9х4,8
12х9х4,8
9х9х4,8
Репетиционно-физкультурный зал
18х9х6
18х9х6
24х12х6
-
-
-
-
Универсальное репетиционное помещение
5х6
5х6
5х6
5х6
6х6
6х6
6х6

Примечания:
1. Размеры залов - длина х ширина х высота.
2. Размеры в плане указаны в осях строительных конструкций, высота - от пола до низа выступающих конструкций перекрытий.
3. При проектировании музыкально-драматического театра для двух трупп - драматической и музыкальной - предусматриваются залы для репетиций - балета, оркестра, хора.
4. При проектировании драматического и музыкально-драматического театров допускается предусматривать по заданию на проектирование репетиционно-физкультурный зал.

4.75. Большие репетиционные залы допустимо обеспечивать механооборудованием в виде точечных подъемов. Над залом и сценой следует предусматривать рабочие мостики, которые образуют верхнее техническое пространство.
4.76. При больших репетиционных залах рекомендуется предусматривать не менее двух групповых артистических уборных, помещение ожидания выхода на сцену (в зал), курительные, склады декораций, бутафории, мебели и реквизита, осветительной аппаратуры текущего репертуара, а также свето- и звукоаппаратные, светопроекционные. Площади помещений определяются заданием на проектирование или проектом.
При малых репетиционных залах следует предусматривать лишь помещение инвентарной.
4.77. В зале для репетиций балета предусматривается балетный станок из расчета 2,15 м на каждого занимающегося.
4.78. Ограждающие конструкции залов для репетиции оркестра и хора должны обеспечивать необходимую звукоизоляцию помещений. Площади каждого из этих залов и объем помещения, приходящихся на одного участника в зависимости от уровня комфорта, рекомендуется принимать по табл. 19.

Таблица 19

Наименование зала и показатели
Уровень комфорта

1
2
3
Зал для репетиций оркестра, на одного участника:



площадь, м2
3,0
2,5
2,0
объем, м3
18,0
14,0
11,0
Зал для репетиций хора, на одного участника:



площадь, м2
2,5
2,0
1,5
объем, м3
12,0
9,0
7,0

4.79. Рекомендуемые состав и площади помещений для индивидуальных занятий артистов с педагогами в драматических театрах - не более 2-х комнат площадью 12-15 м2 каждая, в музыкальных - 3-4 комнаты площадью 16-20 м2 каждая, оперных - 5-6 комнат по 20-25 м2.

Складские помещения

4.80. Складские помещения культурно-зрелищных зданий делятся на две группы: складские помещения, обеспечивающие театральные представления, и складские помещения при клубном комплексе. Рекомендуемый состав складских помещений первой группы см. в Приложении 8.
4.81. Дежурные склады декораций, сценической электро- звукотехнической аппаратуры, дежурный склад мебели, бутафории и реквизита следует размещать в непосредственной близости к сцене.
Резервные склады следует размещать, как правило, в отдельном корпусе, на участке вблизи здания театра. В отдельных случаях допускается их размещение в здании театра.
4.82. Дежурные склады декораций наиболее целесообразно проектировать шириной 9 м, что обеспечивает двухрядное хранение с центральным проходом. Декорации при этом занимают 2/3 площади. Однорядное хранение в помещении шириной 6 м позволяет использовать 1/2 площади.
Дежурные склады декораций оборудуются разделительными вертикальными конструкциями-пряслами шириной 2,5 м и высотой, равной высоте склада, с шагом 3 м. Ширина проходов между штабелями декораций 2,5 - 3 м.
4.83. Площади складов определяются в зависимости от размеров сцены, от репертуара театра и творческих особенностей постановки. При определении необходимой площади складов следует исходить из того, что:
- декорации каждого спектакля занимают ориентировочно около 10% площади сцены;
- на дежурном складе хранятся декорации для 2-3 спектаклей, на складе текущего сезона - декорации для всех остальных спектаклей сезона;
- площадь резервного склада должна быть не меньше площади дежурного склада.
4.84. Ориентировочные показатели площадей помещений складов, обслуживающих колосниковые сцены, следует принимать по табл.20.

Таблица 20


Площади складов, м2
Типы сцен1)
объемных и станковых декораций
скатанных декораций
бутафории, мебели, реквизита
костюмов (гардеробная)

д
р
д
р
д
тс
р
тс
р
С-1 по С-6
150
150
40
40
35
40
50
70
50
С-72)
200
200
45
45
45-50
50-60
60
95-105
80
С-83)
220-260
260
55
55
50-60
60-80
80
105-150
100
С-94)
260-350
350
60
60
75
100
100
180
120

1)Площади сцен различного типа см. табл.10.
Из двойных цифр:
2)меньшая относится к драматическим театрам, большая - к музыкально-драматическим;
3)меньшая относится к драматическим театрам, большая - к музыкально-драматическим и оперно-балетным;
4)меньшая относится к музыкально-драматическим театрам, большая - к оперно-балетным.

Примечание: Принятые в таблице обозначения: д - дежурный склад, тс - текущего сезона, р - резервный склад.

@4.85. Дежурные склады объемных и станковых декораций должны примыкать к сцене и карманам. Их высоту и размеры проемов, соединяющих склады со сценой и карманами, следует принимать согласно табл. 21.
Таблица 21

Сцены
Высота помещения склада
Размеры проемов, м

декораций должна быть:
ширина
высота
С-1 - С-3, С-5
равна высоте строительного портала
2,0
равна высоте строительного портала минус 0,5 м
С-6 - С-9, С-4
равна высоте карманов
2,5
равна высоте карманов

@4.86. Склад мягких скатанных декораций (сейф) должен иметь ширину не менее 2,5 м, если полки-консоли расположены в два ряда, и не менее 1,8 м - при их расположении в один ряд. Длина помещения сейфа должна быть равной 1,5 ширины игрового портала сцены. Размеры кассетного сейфа определяются заданием на проектирование; ширина такого сейфа зависит от ширины полок.
@4.87. Параметры дежурных складов бутафории, реквизита, мебели зависят от размера стеллажей и системы хранения: при однорядном хранении ширина помещения должна быть не менее 3,7 м, при двухрядном - не менее 4 м.
@4.88. Параметры помещений складов бутафории, мебели, реквизита см. табл. 22.

Таблица 22

Показатели
Расстояние между полками
Глубина стеллажа
Проход между стеллажами, не менее
Размеры стеллажа, м



- для мебели
1,0
1,0
1,7
- для бутафории и реквизита
-
0,6
0,8

@4.89. Помещения складов сценической аппаратуры - электроаппаратуры, электрореквизита, звукотехнической аппаратуры - должны иметь высоту в свету не менее 3,6 м; размеры дверных проемов - не менее 1,0 х 2,4 м. Площадь кладовой электроаппаратуры, обслуживающей сцену, 15-20 м2.

Мастерские

4.90. Театральные мастерские, кроме монтажной, могут быть использованы для студийно-учебных, групповых и индивидуальных занятий посетителей клубного комплекса.
4.91. Помещения мастерских разделяются на три группы:
- объемных декораций - столярная с сушильной и слесарная мастерские, монтажная, бутафорская; во всех этих помещениях должна быть предусмотрена звукоизоляция;
- мягких декораций - мастерская живописно-декорационная, росписи тканей, обойно-драпировочная; при них - макетная, красильная, помещение для приготовления красок с мойкой и сушкой;
- костюмов, обуви, париков - мастерские пошивочная с примерочной и закройной, головных уборов и обувная, помещения постирочной с сушильной, пропиточная, красильная, а также трикотажная, пастижерская.
При каждой группе мастерских предусматриваются помещения персонала и кладовые для хранения материалов.
4.92. Размеры помещений для монтажа объемных и станковых декораций, а также живописно-декорационных мастерских следует принимать по табл. 23.
Монтажная мастерская должна иметь непосредственную связь со сценой через тамбур со звукоизоляцией, а также прямую связь с мастерскими, обеспечивающими монтаж декораций.

Таблица 23


Размеры помещений, м
Сцена
для монтажа объемных и станковых декораций
живописно-декорационной мастерской1)

длина
ширина
длина
ширина

С-4

С-6

С-7

С-8

С-9


11

12

14

16

18


7,5

8

9

10

11


23
17
27
19
31
23
37
25
41
27

9
12
10
14
12
16
13
19
14
21

1)Размеры мастерской даны в двух вариантах в зависимости от взаимного расположения на полу двух задников (горизонтально или вертикально) плюс проходы.

4.93. Высоты помещений следует принимать не менее:
- живописно-декорационной мастерской - 5,6 м; на высоте 3,6 м от пола следует устраивать смотровые мостики;
- столярной, слесарной, росписи тканей, бутафорской - 3,6 м;
- скульптурного участка бутафорской мастерской (20% площади помещения) - 5,6 м.
Высота помещения для монтажа объемных и станковых декораций должна быть равна высоте кармана сцены.
Высота помещений прочих мастерских - не менее 3,3 м.

Помещения клубного комплекса

4.94. Клубный комплекс формируется из трех групп помещений: для отдыха и развлечений, кружково-студийных занятий и лекционно-информационной деятельности.
При проектировании клубов различных типов, а также клубных блоков в составе культурно-досуговых и других учреждений следует учитывать положения СП "Проектирование клубов", 1991.
Клубные помещения и их блоки предусматриваются в культурно-зрелищных и досуговых учреждениях как дополнение к помещениям зрительского комплекса или как основной функционально-планировочный элемент (в клубных зданиях культурно-досуговых и общественных центрах).
Рекомендуемые вместимости клубных блоков представлены в Приложении 1.
4.95. Рекомендуемые удельные площади помещений для отдыха и развлечений в зависимости от уровня комфорта приведены в табл. 24.



Таблица 24


Помещения
Площадь1) на 1 посетителя, м2, при уровне комфорта

Примечания

1
2
3

1
2
3
4
5
Гостиная
2,4
2,0
1,6
Площадь по расчету, но не менее 30 м2
Игровая
- зал игровых автоматов
6,0
5,0
4,0
-"-
- помещения для настольных игр
2,4
2,0
1,6
-"-
Биллиардная
3,6
3,0
2,4
-"-
Зимний сад
3,6
3,0
2,4
Не менее 50 м2
Танцевальный зал
1,5
1,3
1,1

Дискотека
1,8
1,5
1,2

Буфет
4,2
3,6
3,0
Площадь подсобных помещений с моечной 12 м2 и более
Бар
2,8
2,4
2,0


1)С учетом подсобных помещений и кладовых.

4.96. На площади танцевального зала предусматриваются:
- танцплощадка - 0,7 м2/место;
- зона ожидания - 0,3 м2/место;
- эстрада - 0,1 м2/место, но не менее 9 м2.
4.97. На площади дискотеки предусматриваются:
- танцплощадка с пультом диск-жокея из расчета 0,5 м2/место или эстрада - 6-12 м2;
- зона ожидания со столиками - 0,7 м2/место;
- буфет (бар) - 0,1 м2/место.
4.98. Проектирование в составе культурно-зрелищных учреждений кино- и видеокафе (или баров), кафе, ресторанов и т.п. следует осуществлять по соответствующим нормативным документам и учитывать наряду с требованиями к предприятиям общественного питания и комплексам технологических требований к помещениям для коллективных кино- и видеопросмотров.
Площади помещений кино- и видеокафе определяются заданием на проектирование или проектом.
4.99. При включении в клубный комплекс зала для физкультурно-оздоровительной работы и других помещений физкультурно-оздоровительного назначения их площади следует принимать по табл. 38.
4.100. Рекомендуемые удельные площади помещений кружково-студийной группы в зависимости от уровня комфорта приводятся в табл. 25.

Таблица 25


Помещения кружков
Площадь на 1 посетителя, м2, при уровне комфорта

Примечания

1
2
3

Хоровой и по интересам
1,8
1,5
1,2

Универсального назначения
Театрально-драматический, изобразительного искусства, кино-, фото-, технический (без крупногабаритного оборудования), домоводства, оркестровый
3,0
2,9
1,8

Танцевальный, цирковой, технический (с крупногабаритным оборудованием), художественных промыслов и ремесел
3,0
2,9
1,8

Кладовые, встроенные шкафы
6,0
5,0
4,0
Дополнительно к площади кружков:
изо-, кино-, фото-, оркестрового, художественных промыслов и ремесел. В остальных случаях - на площади кружков.

1)Площади кладовых и встроенных шкафов в кружковых помещениях принимаются из расчета 0,1 - 0,2 от площади соответствующих помещений.

4.101. Состав и удельные площади помещений лекционно-информационной группы в зависимости от уровня комфорта принимаются по табл. 26.

Таблица 26


Помещения
Площадь на 1 посетителя, м2, при уровне комфорта

Примечания

1
2
3

Аудитория - лекционный зал:



Оборудуется кино-экраном и эстрадой
- при оборудовании стационарными креслами с пюпитрами
1,2
1,1
1,0
При вместимости до 120 мест выделяется место для передвижной кино- или видеоустановки
- при оборудовании съемными креслами
1,0
0,9
0,8
При вместимости 120 мест и более предусматривается проекционная
Кулуары аудитории
0,4
0,3
0,2
Допускается не предусматривать при непосредственной связи аудитории с вестибюлем, гостиной или объединять с этими помещениями.
Зал празднеств и обрядов (банкетный зал)
3,6
3,0
2,4
50 м2
Видеозал
1,5
1,3
1,1
При проектировании видеокабин 1,5-2 м2
Видеотека
п.4.13 7.см. табл.30

Клубный читальный зал1)
3,6
3,0
2,4

Компьютерный зал2)
-
-
-

Интернет-кафе2)
-
-
-


1)Площади и состав помещений следует принимать по табл. 29 (см. п.4.122).
2)Площадь определяется заданием на проектирование с учетом габаритов оборудования.

4.102. Рекомендуемая высота помещений клубного комплекса (до низа выступающих конструкций) приводится в табл. 27.

Таблица 27

Помещения
Высота, м
Танцевальный зал, аудитория-лекционный зал, выставочный зал, зимний сад, зал празднеств и обрядов
3,6
Танцевальный кружок
4,2
Кружок циркового искусства
6,0


Выставочно - музейные помещения

4.103. Выставочно-музейные помещения культурно-зрелищных учреждений должны обеспечивать условия для организации постоянной экспозиции, устройства выставок, формирования и хранения коллекций, проведения культурно-просветительской работы.
Выставочно-музейные помещения должны отвечать требованиям СНиП 2.08.02-89* и настоящих норм, а также положениям нормативно-методических документов по проектированию музеев и выставок, действующих на территории Москвы.
4.104. Расчетными показателями выставочно-музейных помещений являются число посетителей, а также количество и характер экспонатов. Эти показатели устанавливаются заданием на проектирование в соответствии с назначением, уровнем комфорта культурно-зрелищного учреждения и формами его работы.
Расчетное число посетителей выставочно-музейных помещений принимается в количестве 10% максимальной единовременной вместимости культурно-зрелищного учреждения.
4.105. К выставочно-музейным помещениям относятся экспозиционные помещения, аудитории, помещения фондохранилища, лабораторий и мастерских, служебно-хозяйственные помещения. Их состав определяется заданием на проектирование в зависимости от назначения, уровня комфорта культурно-зрелищного учреждения и форм его работы.
При размещении выставочно-музейных помещений в автономном блоке или отдельно стоящем здании в их составе следует предусматривать вестибюльные помещения.
4.106. Рекомендуемые состав и площади выставочно-музейных помещений приводятся в табл. 28. Состав выставочно-музейных помещений в культурно-зрелищных учреждениях, различных по уровню комфорта, приводится в Приложении 5.
Таблица 28

Наименование помещений
Площадь, м2
Экспозиционные помещения:

- для постоянной экспозиции музея
10-15 на 1 посетителя
- для выставок
5-10 на 1 посетителя
Подсобные при выставочных помещениях (для хранения экспозиционного оборудования, временного хранения и упаковки экспонатов, проведения подготовительных работ)
30 и более
Аудитория
0,8 на 1 место из расчета на 30-36% посетителей, но не менее 20
Помещения фондохранилища:

- хранение экспонатов
2 и более на 1 посетителя
- приема и обработки экспонатов
45
- работы сотрудников
18
- научного архива
18
Помещения лабораторий и мастерских:

- фотолаборатория
20
- реставрационная мастерская
24
- художественная мастерская
18
- поделочная мастерская
40
- макетно-модельная мастерская
18
- декоративно-оформительская мастерская
20
- столярная мастерская
20
- слесарная мастерская
20
- электромеханическая мастерская
18
Служебно-хозяйственные помещения:

- кабинет заведующего
12
- комната экскурсоводов
12
- комната персонала
12
- кладовые материалов и оборудования
18-24
- санитарные узлы
6
- помещения хранения и обработки уборочного инвентаря
3
Вестиб