Rambler's Top100

ВСН 01-82 Скачать Предварительный просмотр

Скачать

Предварительный просмотр

(отсутствуют изображения, таблицы и формулы)

МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОЙ, ЦЕЛЛЮЛОЗНОБУМАЖНОИ И ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР




ИНСТРУКЦИЯ
по проектированию лесозаготовительных предприятий

ВСН 01-82
МИНЛЕСБУМПРОМ СССР


Утверждена
приказом по Минлесбумпрому СССР от 10 августа 1982 г. №236
Согласована
Госстроем СССР письмо Госстроя СССР от 25 июня 1982 г. № ДП35691



УДК 63400.38.001.2:658

"Инструкция по проектированию лесозаготовительных предприятий" (ВОН 0182) разработана институтом Гипролес транс Минлесбумпрома СССР.
С введением в действие настоящей Инструкции утрачивают силу с 1 октября 1982 г. "Технические указания по проектированию лесозаготовительных предприятий", утвержденные б.Гослескомитетом 21 мая 1964 г.
Редколлегия:
Ю.С.Комаров (председатель), В.К.Сербский, Г.И.Крестин, В.Ф.Буяр, А.Е.Артемов, Н.Ф.Корнейчук, М.Е.Петков, Б.Г.Митрофанов, И.Ю.Обермейстер, В.В.Нефедов, В.Н.Раков

Руководитель темы А.В. Епифанов

Министерство лесной, целлюлознобумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР
(Минлесбумпром СССР)
Ведомственные строительные нормы
Инструкция по проектированию лесозаготовительных предприятий
ВСН 01-82
Минлесбумпром СССР
Взамен "Технических указаний по проектированию лесозаготовительных предприятий" 1964 г.

1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция распространяется на проектирование вновь строящихся, ?anoe?aiea e ?aeiino?oeoe? aaenoao?ueo лесозаготовительных предприятий
При проектировании лесозаготовительных предприятий, их отдельных сооружений и устройств дополнительно к требованиям настоящей Инструкции необходимо соблюдать государственные стандарты, строительные нормы и правила, указания по проетированию отдельных сооружений, указания по проетированию сооружений в районах вечной мерзлоты, в районах опасных в сейсмическом отношении, и в районах с макропористыми грунтами, противопожарные и санитарные нормы безопасности и производственной санитарии, а также требования законодательных документов Союза ССР и союзных республик и соответствующих общесоюзных нормативных документов, утвержденных или согласованных с Госстроем СССР.
1.2. Инструкция является обязательной при проектировании всех объектов строительства лсозаготовительных предприятий:
основного производства (лесосечных работ, лесохозяйственных мероприятии, лесовозных дорог, нижних складов), объектов подсобного и обслуживающего назначения (ремонтного, гаражного, энергетического хозяйств, складов ТСМ и др.), поселков, электроснабжения, водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения производственных объектов и поселков. Проекты лесозаготовительных предприятий должны содержать раздел "Противопожарные мероприятия".

Внесены
Государственным институтом по проектированию лесозаготовительных, лесосплавных, деревообрабатывающих предприятий и путей лесотранспорта
Утверждены
приказом по Министерству лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР
от 10 августа 1982 г. № 236
Срок введения в действие
1 октября 1982 г.

1.3. Проектирование сплава леса и гидротехнических сооружений в лесозаготовительных предприятиях производится в соответствии с "Инструкцией по проектированию лесосплавных предприятий".
Проектирование мелиорации заболоченных лесных площадейосуществляется в соответствии с нормативными документами поосушению лесных площадей.
Проектирование лесозаготовительных предприятий для лесосводки и лесоочистки зон затопления гидротехнических сооружений следует производить в соответствии с:
"Методическими указаниями (руководством) по проектированию лесосводки и лесоочистки водохранилищ гидротехнических сооружений";
"Нормами технологического проектирования и сметными нормами на лесоочистные работы в зонах затопления водохранилищ ГЭС";
"Инструкцией по инвентаризации древесной и кустарниковойрастительности в зонах затопления водохранилищ" (приложение в"Инструкции по устройству государственного лесного фонда СССР").
1.4. Настоящая Инструкция предусматривает нормы проектирования предприятий с вывозкой леса по железным и автомобильным дорогам.
Проектирование лесовозных железных дорог колеи 750 мм производится в соответствии с "Инструкцией по проектированию железных дорог колеи 750 мм"; колеи 1520 мм в соответствиис главами СНиП по проектированию железных дорог волей 1520 мми промышленного транспорта.
Проектирование предприятий с использованием других видов транспорта производится по соответствующим нормативным документам.
1.5. При проектировании лесозаготовительных предприятий и отдельных их сооружений и устройств необходимо предусматривать наиболее рациональное сочетание первоначальных и последующих капитальных вложений с эксплуатационными затратами.
Целесообразность принятых решения следует подтверждать сравнением вариантов на основе техникоэкономических расчетов определяющих эффективность принятого варианта по капиталовложениям и эксплуатационным затратам с учетом отдаленности затрат по времени.
Экономическая эффективность нового строительства, а также расширения и реконструкции действующих лесозаготовительныхпредприятий определяется в соответствии с "Типовой методикой определения экономической эффективности капитальных вложений" и "Инструкцией по определению экономической эффективности капитальных вложений в лесной и деревообрабатывающей промишленности".
Порядок, последовательность и содержание расчетов техникоэкономических показателей проектов на строительство предприятий лесозаготовительной промышленности и лесоперевалочных предприятий, принципы экономического обоснования и анализ экономических показателей производятся в соответствии о "Методическими указаниями и нормативами к разработке экономическихпоказателей при проектировании предприятий лесозаготовительнойпромышленности".
1.6. В случаях, когда в перспективе, не далее 10 лет, намечается увеличение производственной мощности предприятия, всесооружения, требующие капитального переустройства в связи оувеличением мощности (земляное полотно магистральных дорог,магистральные инженерные сети, ремонтные мастерские, котельные и др.), следует проектировать с учетом возможности их расширения, а при невозможности расширения на перспективный объем производства.
1.7. Очередность проектирования лесозаготовительных предприятий устанавливается перечнем разрабатываемых проектов, утверждаемым в составе пятилетнего плана проектно-изыскательских работ.
1.8. При установлении границ сырьевых баз лесозаготовительных предприятии и выборе пунктов примыкания лесовозных дорог следует стремиться и экономически целесообразному расширению сырьевых баз, возможной концентрации вывозки леса к одном;
пункту примыкания и строительству преимущественно крупных (собъемами производства более 500 тыс.м3 в год) лесозаготовительных предприятий на базе благоустроенного поселка.
Объемы производства лесозаготовительных предприятий исроки их действия необходимо обосновывать техникоэкономическими расчетами с учетом наличных эксплуатационных запасов,ежегодного отпуска леса в закрепленных лесных массивах, условийих освоения, наличия площадок для нижних складов, сплавопропускной способности рек и перспектив развития лесозаготовок всоответствующем экономическом районе.
Объем производства проектируемого предприятия принимается исходя из сроков вырубки наличного ликвидного запаса спелых и перестойных насаждений (при их значительном преобладании в сырьевой базе) не менее чем за 40-60 лет, что с учетом поспевания насаждений младших групп возраста обеспечивало бы длительное или постоянное действие предприятия.
1.9. При проектировании лесозаготовительных предприятий в малолесных районах должен быть обоснован вопрос о сохранении сырьевых баз на возможно длительные сроки за счет более полного освоения лесосеки по лиственному хозяйству, заготовки дрвесины в порядке рубок ухода за лесом (прореживание и проходарубки), мероприятий по повышению продуктивности лесов и пр.
Если лесозаготовительное предприятие одновременно с освоением эксплуатационных запасов будет производить (по согласованию с органами лесного хозяйства) лесозаготовки в порядке рубок ухода за лесом, объем производства устанавливается с учетом промежуточного пользования.
1.10. При проектировании лесозаготовительных предприятий в горных лесах необходимо учитывать их водорегулирующие почвозащитные и противоэрозионные свойства. При этом определение эксплуатационного фонда, способов рубок, размера лесосеки и их конфигурации по отношению к склонам должно производитьсястрого в соответствии с рекомендациями лесоустройства и региональными правилами рубок. Технология лесосечных работ и первичный транспорт леса не долины нарушать защитных свойств горныхлесов.
1.11. Проектирование лесозаготовительных предприятий для лесосводки и лесоочистки зон затопления водохранилищ гидротехнических сооружений следует производить с учетом перспективыосвоения лесных пассивов за зоной затопления при соответствующем технико-экономическом обосновании целесообразности освоения этих лесных массивов.
1.12. Проекты лесозаготовительных предприятий должны предусматривать:
а) комплексное использование древесного сырья;
б) комплексную механизацию и автоматизацию производственных процессов, применение передовой техники и технологии;
в) прогрессивные объемнопланировочные и конструктивные решения зданий и сооружений, обеспечивающие высокий уровень сборности и индустриализации строительства;
г) создание благоустроенных поселков для работников предприятия с полным комплексом жилых и общественных зданий;
д) условия труда на предприятии, отвечающие современнымтребованиям;
е) необходимую ремонтнообслуживающую базу;
ж) необходимое инженерное обеспечение объектов предприятия;
з) надежность запроектированных конструкций, зданий, сооружений, дорог, безопасность их эксплуатации, особенно взрывопожароопасность;
и) мероприятия по охране окружающей среды, а также защите предприятия и поселков от лесных пожаров.
1.13. Проекты лесозаготовительных предприятий должны обеспечивать высокий технический уровень и высокую экономическую эффективность проектируемых предприятий, зданий и сооружений за счет:
а) максимального использования новейших достижений науки техники с тем, чтобы проектируемые предприятия ко времени и ввода в действие были технически передовыми и имели оптимальные показатели по производительности труда, себестоимости в качеству продукции, обеспечивали наибольший прирост продукции на каждый затраченный рубль капитальных затрат, а по условиям труда отвечали современным требованиям;
б) экономически обоснованного состава лесосырьевой базы производственной мощности и номенклатуры продукции предприятия площадок строительства и типа лесовозного транспорта;
в) выбора оптимальных проектных решений на основании вариантных проработок;
г) кооперирования объектов и производств со смежными лесозаготовительными, лесосплавными и другими предприятиями;
д) строительства преимущественно крупных предприятий постоянного или длительного действия и организации, , где это целесообразно, в возможно больших объемах прямой вывозки леса на бирки сырья лесоперерабатывающих предприятий;
е) рационального решения вопросов переработки древесная и использования ее отходов;
ж) экономического решения генерального плана промышленного освоения лесосырьевой базы по принципу последовательного освоения с постепенным продвижением лесозаготовок от пункта примыкания в глубь лесного массива о выделением зон летней и зимней вывозки;
з) применения эффективных методов лесовосстановления на вырубаемых площадях;
и) применения наиболее рациональных решений генерального плана объектов строительства, объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений о максимальным их блокированием, унифицированных строительных конструкций и деталей, обеспечивающих возможность их заводского изготовления и ведения механизированных поточных методов строительно-монтажных работ;
к) применения наиболее совершенных и экономичных систем энергоснабжения, водоснабжения и канализации, отопления, вентиляции, а также прогрессивных видов инженерного оборудования производственных зданий;
л) организации диспетчерской службы управления производством;
м) применения там, где целесообразно, автоматизированных систем управления производством с использованием средств электронно-вычислительной техники.
1.14. При разработке схем освоения лесных массивов, части которых закреплены ca различными ведомствами, следует предусматривать концентрацию лесозаготовительного производства на базе организации межхозяйственных кооперативных предприятий, создаваемых на принципе долевого участия в строительстве и эксплуатации применительно к "Общим положениям о межхозяйственном предприятии (организации) в сельском хозяйстве".
1.15. Проекты отдельных сооружений и устройств лесозаготовительных предприятий должны:
а) предусматривать широкую индустриализацию строительства на базе современных средств комплексной механизации строительного производства с применением, как правило, сборных конструкций и учитывать возможность использования материалов, имеющихся на месте строительства;
б) обеспечивать экономное расходование основных строительных материалов.
Предусматриваемые в проектах материалы, оборудование и аппаратура должны соответствовать действующим стандартам и техническим условиям.
1.16. Проект лесозаготовительного предприятия должен включать основные технические решения на весь комплекс объектов, обеспечивающих достижение предприятием проектной производственной мощности в году работы первого пятилетия с наибольшим расстоянием вывозки леса, а проектную документацию по дорожной сети в лесном массиве - на первые пять лет работы предприятия.
Состав и границы лесосырьевой базы, а также генеральный план ее промышленного освоения решаются на весь срок действия предприятия.
1.17. Проекты лесозаготовительных предприятий должны разрабатываться на основе следующих данных по учету лесного фонда
а) материалов лесоустройства или лесоинвентаризации, имеющих давность не свыше 10 лет и точность, соответствующую "Инструкции по устройству государственного лесного фонда СССР":
для не расстроенных рубками и пожарами насаждений, а также для простых по строению насаждений - не ниже III разряда;
для сложных по своему составу и строению насаждений, горных лесов II группы, а также для лесов с интенсивным ведением лесного хозяйства и лесоэксплуатации - не ниже II разряда;
б) материалов учета текущих изменений лесного фонда лесозаготовительного предприятия или лесхоза со времени последнего лесоустройства.
Примечания:
1. В крупных лесосырьевых базах, не расстроенных рубками и пожарами, допускается использование для участков лесного массива, вовлекаемых в эксплуатацию за пределами первых 10-15 лес работы предприятия, материалов лесоинвентаризации, имеющих давность до 20 лет, а также материалов, выполненных по IV разряду лесоустройства.
2. Натурное уточнение лесосырьевых баз проектными организациями может производиться в отдельных случаях по особому договору с заказчиком проекта (например, при наличии изменений лесного фонда, не зафиксированных документами, или в сырьевых базах, расстроенных бессистемными рубками и пожарами и т.д.).

1.18. Новые лесозаготовительные предприятия должны проектироваться, как правило, с вывозкой леса по автомобильным дорогам, а в условиях равнинной и слабохолмистой местности при отсутствии местных каменных дорожно-строительных материалов по железным дорогам колеи 750 мм.
Выбор типа лесотранспорта обосновывается технико-экономическими расчетами.
Железные дороги колеи 1520 мм следует проектировать в качестве пионерных для вовлечения в эксплуатацию крупных лесных массивов, оторванных от транзитных путей транспорта.
Зимние дороги в составе сети автомобильных дорог круглогодового действия следует применять для освоения участков лесного массива с неустойчивыми и заболоченными грунтами, выделяемых в зону зимней вывозки.
1.19. В проектах лесозаготовительных предприятий, сырьевые базы которые характеризуются значительным участием или преобладанием избыточно увлажненных или заболоченных насаждений, должны быть разработаны соображения по целесообразности и очередности специальных осушительных работ для повышения производительности насаждений и улучшения транспортно-эксплуатационных условий.
Детальные проектно-изыскательские работы по осушению лесных площадей выполняются на основании специального задания заказчика и оформляются самостоятельным проектом.
Проектирование гидролесомелиоративных работ производится в соответствии с нормативными документами по осушению лесных площадей. При этом следует предусматривать совмещение лесоосушительных мероприятий с устройством лесовозных и прочих дорог и противопожарными мероприятиями.
1.20. Реконструкцию действующих лесозаготовительных предприятий следует, как правило, осуществлять без снижения достигнутого предприятием объема лесозаготовок и товарной продукции за счет экономически целесообразного расширения лесосырьевых баз, мероприятий по повышению продуктивности лесов, увеличения объемов промежуточного пользования и повышения комплексного использования древесного сырья.
1.21. Порядок ввода в действие лесозаготовительного предприятия по очередям, пусковым комплексам и продолжительность строительства предприятия и его очередей и пусковых комплексов определяются по соответствующим нормативным документам.
Объемы вывозки леса по годам устанавливаются расчетом, исходя из нормативных сроков освоения проектных мощностей.
1.22. Рекомендуется применять схему последовательного освоения лесосырьевой базы с постепенным продвижением лесозаготовок от пункта примыкания в глубь лесных массивов, со строительством центрального поселка в пункте примыкания лесовозных дорог.
Схему последовательного освоения лесосырьевых баз следует применять во всех случаях, когда нет серьезных причин, вынуждающих организовывать эксплуатацию лесного массива по схеме одновременного освоения.
Для освоения лесосырьевой базы с расстоянием вывозки 60-120 км и более следует предусматривать строительство лесного поселка для расселения работающих (и их семей), занятых на лесосечных и лесохоэяйственных работах, а также строительстве дорог в лесном массиве.
Освоение отдаленных участков сырьевой базы с незначительными запасами древесины следует производить на базе вахтовых поселков.
1.23. Лесные поселки следует располагать у путей транспорта, обеспечивающих хозяйственную связь о центральным поселком предприятия.
1.24. При разработке схемы освоения лесосырьевой базы составляется проект размещения лесосечного фонда (план рубок) на первые десять лет освоения (эксплуатация предприятия).
План рубок увязывается с планом проведения подсочки леса, При этом план рубок составляется на период подсочки насаждений плюс 5 лет.
Набор лесосечного фонда при составлении плана рубок производится с учетом резерва для оставления семенников и семенных куртин в размерах 6-8% к расчетному объему лесозаготовок.
1.25. Размещение мест рубок по годам следует предусматривать с учетом минимально необходимого протяжения дорог, находящихся a iaiia?aiaiiie yenieoaoaoee.
1.26. Схема дорожной сети в лесосырьевых базах должна назначаться с учетом наиболее полного использования преимущества зимней вывозки и решаться с учетом следующих положений;
а) в зону зимней вывозки следует выделять преимущественно участки лесного массива с неустойчивыми и заболоченными грунтами, а такие с разбросанными слабоконцентрированными запасами, требующими для своего освоения большого протяжения дорог;
б) лесовозные ветки должны, как правило, назначаться либо летнего, либо зимнего действия. На ветках протяжением более 10-15 км допускается назначать головные участки летнего действия, последующие более удаленные от примыкания участки - зимнего действия;
в) вдоль веток или участков дорог летнего действия не допускается расположение зимних лесосек.
1.27. Состав и границы лесозаготовительных предприятий для лесосводки и лесоочистки зон затопления определяются контурами водохранилища.
Далекие территории зоны затопления между отдельными лесозаготовительными предприятиями производится по соображениям удобства выполнения работ по лесосводке и лесоочистке. Как правило, лесозаготовительные следует проектировать раздельно ii iaiei берегам основного водного пути с протяжением их зон деятельности по реке 60-80 км.
Расчетный годовой объем производства лесозаготовительного предприятия определяется ликвидным запасом товарной древесины, подлежащей вырубке в порядке лесосводки, а также площадями с древесной и кустарниковой растительностью, подлежащими лесоочистке, и заданными n?ieaie выполнения работ по подготовке ложа в соответствий с графиком наполнения водохранилища.
1.28. Структура производственного процесса лесозаготовительного предприятия назначается с учетом следующих положений:
а) основным направлением по комплексному использованию a?aaaneiu a iiiaieaniuo ?aeiiao yaeyaony no?ieoaeunoai e?oiiuo eanii?iiuoeaiiuo eiiieaenia рассчитанных на переработку всех видов сырья и древесных отходов;
б) на нижних складах лесозаготовительных предприятий, расположенньх вне лесосырьевых баз лесопромышленных комплексов, следует предусматривать переработку преимущественно дровяной и низкосортной древесины на технологическую щепу, тарные комплекты и др., а также переработку лесосечных отходов на технологическую щепу;
в) на нижних складах лесозаготовительных предприятий в районах Сибири и Дальнего Востока, расположенных у железных дорог МПС или у судоходных рек, в зависимости от объема производства и сортиментного выхода древесины, при соответствующем обосновании, предусматриваются лесопиление, шпалопиление, переработка дровяной и низкокачественной древесины, отходов лесопиления, шпалопиления и лесосечных работ;
г) в лесосырьевых базах крупных лесопромышленных комплексов, имеющих набор производств, позволяющий переработать любой вид древесного сырья, должны проектироваться лесозаготовительные предприятия без переработки древесины, за исключением переработки лесосечных отходов в случае невозможности их доставки на предприятия комплекса.
На таких предприятиях при экономической целесообразности следует предусматривать поставку древесины лесопромышленным комплексам в виде хлыстов или деревьев.
На предприятиях этого типа, примыкающих к водным путям транспорта, отправка леса потребителям должна предусматриваться хлыстами или сортиментами, если сплав леса в хлыстах невозможен или нецелесообразен.
1.29. Все эксплуатационные расчеты в проектах лесозаготовительных предприятий как по определению потребности в рабочих и оборудования, так и по расчету технико-экономических показателей эффективности строительства предприятия (себестоимость продукции, комплексная выработка и др.) производятся по средним таксационным показателям лесосырьевой базы.

2. Лесосечные работы

2.1. В составе лесосечных работ необходимо предусматривать выполнение:
подготовительных работ;
основных технологических операций (валка, трелевка, обрезка сучьев и погрузка леса на подвижной состав);
очистки лесосек со сбором и переработкой отходов на щепу.
2.2. Лесосечные работы следует проектировать с применением передовых форм организации труда и наиболее производительных машин и механизмов, выбираемых в зависимости от конкретных условий, в соответствии с "Нормами технологического проектирования лесозаготовительных предприятий" и "Правилами техники безопасности и производственной санитарии в лесной промышленности и в лесном хозяйстве".
При проектировании лесосечных работ в лесах I группы следует также учитывать требования "Типовых норм выработки на рубки ухода за лесом и лесохозяйственные работы" и "Норм технологического проектирования предприятий лесного .хозяйства".
При проектировании лесосечных работ в горных условиях должны учитываться "Правила рубок в горных лесах" соответствующего района.

3 Лесохозяйственные мероприятия

3.1. Проектирование лесохозяйственных мероприятий в лесных массивах сырьевых баз лесозаготовительных предприятий производится в соответствии с "Основами лесного законодательства СССР", действующими инструкциями, правилами и наставлениями по лесовосстановлению, рубкам ухода, охране лесов от пожаров и другими директивными документами с учетом требований настоящего раздела.
3.2. Способы рубок главного пользования в лесосырьевых базах лесозаготовительных предприятий, определяющие в значительной мере способы и масштабы лесовосстановительных работ, принимаются согласно действующим региональным правилам рубок, разработанным в соответствии с "Основными положениями по рубкам главного пользования и лесовосстановительным рубкам в лесах СССР".
3.3. При проектировании лесозаготовительных предприятий должен предусматриваться только комплекс простейших лесохозяйственных мероприятий, направленных на воспроизводство и сохранение лесных ресурсов:
а) мероприятия по содействию естественному возобновленив леса на вырубаемых площадях за счет сохранения молодняка и подроста хозяйственно-ценных пород или оставления обсеменителей для обеспечения последующего естественного лесовосстановления;
б) мероприятия по охране лесных массивов от пожаров в зоне деятельности предприятия.
Выполнение основных видов и объемов работ по ведению лесного хозяйства в лесах государственного значения (кроме городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников, воспроизводство и охрана лесов, в том числе дикой лесной фауны и флоры, типичных ландшафтов, защита и улучшение санитарного состояния лесов (включая биологические методы борьбы с вредными насекомыми), уход за ними, повышение продуктивности лесов и плодородия лесных почв, организация лесных пользовании, учет лесов и другие обязанности, устанавливаемые законодательством Союза NCP и союзных республик, возложено на лесохозяйственные предприятия Гослесхоза СССР.
Выполнение лесозаготовительными предприятиями работ по ведению лесного хозяйства в полном объеме предусматривается в случаях их проектирования как комплексных лесных предприятий (выполняющих функции лес о эксплуатации и лесного хозяйства), за которыми закрепляется сырьевая база, как за лесофондодержателями.
3.4. В обоснованных случаях, при ограниченных ресурсах спелого леса, для поддержания мощностей действующих лесозаготовительных предприятий за счет промежуточного пользования лесом лесозаготовительные предприятия (по согласованию с органами лесного хозяйства) могут проводить рубки ухода за лесом и санитарные рубки (за исключением рубок ухода в молодняках).
3.5. Состав и объем проектируемых лесовосстановительных мероприятий в каждом конкретном случае предусматривается с учетом:
лесорастительных условий сырьевой базы,
наличия подроста и тонкомера под пологом спелых насаждений,
хода последующего естественного возобновления на вырубках,
условий лесоэксплуатации (технологии лесозаготовок).
3.6. Способы содействия естественному возобновлению (включая сохранение подроста хвойных пород при лесозаготовках) принимаются в соответствии с "Основными положениями по лесовосстановлению в государственном лесном фонде NNCP" и Указаниями по проведению лесовосстановительных работ в отдельных лесорастительных районах.
3.7. Для обсеменения сплошных концентрированных вырубок рекомендуется оставление семенников и семенных куртин, за исключением тех случаев, когда насаждения подтверждены ветровал;
или семенники из-за быстрого задернения почвы не обеспечивай возобновления. Обсеменители могут предусматриваться в виде ioдельно стоящих деревьев или групп деревьев, семенных куртин, семенных полос и контурных кулис.
В качестве семенных полос и куртин следует использован также снегозащитные полосы вдоль лесовозных дорог и участка средневозрастных и приспевающих насаждений.
Размер оставляемых семенников и семенных куртин должен составлять примерно 6-8% запаса, вырубаемого при сплошных рубках.
3.8. При включении в состав работ лесозаготовительного предприятия рубок ухода (без рубок ухода в молодняках) их проектирование производится на основании данных лесоустройства исходя из наличия насаждений, требующих рубок ухода в ближайшем ревизионном периоде и на дальнейшую перспективу, и экономических условий.
Прореживание и проходные дубки следует назначать в первую очередь в лесных массивах, расположенных вблизи существующих и проектируемых лесовозных дорог и населенных пунктов.
Рубки ухода следует назначать с расчетом, чтобы данный лесной участок или отдельный квартал был пройден одновременно о главными рубками всеми видами рубок ухода (проведение комплексных рубок).
3.9. Противопожарные мероприятия на лесосырьевых базах, в местах работы лесозаготовительных предприятий проектируется в соответствии с "Правилами пожарной безопасности в лесах СССР и "Указаниями по проектированию пожарной профилактики в лесах и регламентации работы лесопожарных служб" с учетом:
областных генеральных планов противопожарного устройства лесов;
планов противопожарных мероприятий лесхозов;
мероприятий по противопожарной охране поселков и производственных объектов проектируемого лесозаготовительного предприятия в части использования штагов ПСО и пожарных депо.
3.10. На лесозаготовительных предприятиях проектируются организация пункта сосредоточения пожарного оборудования и средств пожаротушения при пожарном депо центрального поселка предприятия, а также пункты хранения противопожарного инвентаря при мастерских участках в количестве, согласно "Нормам обеспечения противопожарным оборудованием".
В вахтовых поселках и пунктах погрузки леса предусматривается организация противопожарных пунктов с комплектом инвентаря для тушения лесных пожаров.
Для лесозаготовительных предприятий на базе железных дорог предусматривается пожарный поезд с соответствующим оборудованием и средствами пожаротушения.
3.11. К водоемам, расположенным вблизи дорог и противопожарных разрывов, предусматривается устройство подъездов для набора воды.
3.12. В освоенных лесных массивах с преобладанием насаждений I и II классов пожарной опасности на пожароопасный сезон предусматривается наем временных пожарных сторожей для дежурств в местах работы лесозаготовительных предприятий на наблюдательных вышках и для патрулирования в наиболее пожароопасных участках.
Пожарные патрули должны обеспечиваться транспортными средствами (мотоциклами, велосипедами с моторами, ручным пожарным инструментом и переносной радиостанцией).
3.13. Пожарные депо, противопожарные пункты и наблюдательные вышки должны быть включены в систему радиотелефонной связи лесозаготовительного предприятия.
3.14. Авиапатрулирование и тушение лесных пожаров средствами авиации организуемся органами лесного хозяйства и в состав проекта лесозаготовительного предприятия не включается. В проектах предусматривается только организация пунктов приема авиадонесений и устройство площадок для посадки вертолетов при каждом поселке.
3.15. Противопожарные мероприятия, не требующие значительных денежных затрат (очистка придорожных полос от захламленности, опахивание лесосек и складов древесины, устройство мест отдыха и курения, установка предупредительных знаков и т.д.), в проектные объемы противопожарного устройства не включаются.
3.16. Для осуществления намеченных в проекте лесохозяйственных мероприятий предусматривается дополнительный штат работников соответствующих специальностей о включением их в штат лесозаготовительного предприятия.
3.17. Капитальные вложения и штаты, необходимые для про ведения лесохозяйственных мероприятий, предусмотренных настоящим разделом, включаются в соответствующий раздел проекта лесозаготовительного предприятия.
Ежегодные затрат, необходимые для выполнения лесохозяйственных мероприятий, предусматриваются в составе операционных (эксплуатационных) затрат на лесное хозяйство проектируемого лесозаготовительного предприятия.
Затраты, необходимые для выполнения лесовосстановительных работ, предусматривается за счет специальных госбюджетных ассигнований. Затраты, связанные с противопожарной охраной лесосырьевых. баз, предусматриваются за счет средств отпускаемых на основное производство с отнесением их на себестоимость лесозаготовок.

4. Дороги лесозаготовительных
предприятий

4.1. Общие указания

4.1.1. Сеть дорог в лесном массиве следует проектировать с учетом ее комплексного использования для нужд лесозаготовок и лесохозяйственных мероприятий на вырубаемых площадях.
4.1.2. Лесовозные дороги проектируются как технологические и подразделяются на:
магистрали (основные направления), используемые в течение всего или значительной части срока действия предприятия;
ветки, примыкающие к магистралям и используемые для вывозки леса с отдельных участков лесного массива, действующие более одного года;
усы, примыкающие, как правило, к веткам, используемые
для вывозки леса с лесосек и действующие до одного года;
станционные пути и дороги на складах.
Наиболее удаленные от пункта примыкания участки магистрали (после примыкания последних веток) проектируются по нормам для веток.
Когда по условиям освоения лесных массивов назначается несколько магистральных направлений, каждое из них проектируется по нормам магистрали соответствующей категории.
4.1.3. Направление магистрали лесовозной дороги должно выбираться по линии, делящей лесной массив на две примерно равные по запасам части и имеющей возможно короткое протяжение.
В условиях равнинной местности на участках с равномерным размещением запасов древесины общее направление лесовозных веток рекомендуется принимать под углом 50-60° к общему направлению магистрали на соответствующем участке лесного массива.
Усы при сплошных рубках рекомендуется размещать под углом к общему направлению весок, близким к прямому.
В условиях горной местности, если грунтовые условия на косогоре лучше, чем в долине, рекомендуется прокладка дорог по надпойменным террасам, склонам косогоров или по пологим водоразделам.
4.1.4. Дорожная сеть в лесном массиве назначается с учетом рельефа местности, в зависимости от размещения и концентрации лесных запасов.
Расстояние между лесовозными ветками устанавливается расчетом исходя из наименьших суммарных затрат на 1 м3 вывезена леса (на строительство веток и усов и вывозку леса).
В условиях равнинной местности при организации трелевки леса гусеничными тракторами расстояние между ветками принимается в пределах 4-6 км. При подвозке леса колесными трактора непосредственно к веткам расстояние между ними принимается пределах 6-8 км.
Расстояние между лесовозными усами устанавливается расчетом исхода из наименьших суммарных затрат на строительство усов и эксплуатационных расходов на трелевку и вывозку леса.
4.1.5. В сырьевых базах лесозаготовительных предприятий для обеспечения проезда к местам работ по лесовосстановлению на лесосеках первого периода освоения, а в последующем и рубок ухода на этих площадях используются магистрали и ветки лесов ной автомобильной дороги или железной дороги колеи 750 ii.
4.1.6. При выборе направления дорог лесозаготовительного предприятия не допускается без достаточного обоснования:
а) укладывать трассу со сносом жилых, общественных в производственных зданий;
б) укладывать трассу в местах, где имеется опасность обвалов, селевых выносов, смывов, затопления или подмыва;
в) занимать колхозные или совхозные земли и нарушать правильное ведение сельскохозяйственных работ;
г) нарушать действующую или препятствовать осуществлению запроектированной системы мелиорации или ирригации;
д) прокладывать трассу в лесах I группы и в пределах площадей залегания полезных ископаемых, в том числе крупных месторождений песка, камня, гравия и т.п.
Для прокладки отдельных участков лесовозных дорог по сельскохозяйственным угодиям следует использовать земли худшего качества. При этом должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие сокращение ширины полосы занимаемых земель.
Земли сельскохозяйственного назначения для зимних дорог допускается занимать во временное пользование на зимний период, при этом должно быть обеспечено использование этих земель в летний период по назначению.
4.1.7. В проектах должны предусматриваться мероприятия по рекультивации временно занимаемых земель под карьеры и резервы.
Разработка мероприятий выполняется с учетом положений "Основ земельного законодательства СССР", "Земельного кодекса РСФСР", "Основных положений по восстановлению земель, нарушенных при разработке полезных ископаемых, проведении геолого-разведочных, строительных и иных работ", союзных и республиканских постановлений и инструкций по этому вопросу.
Условия приведения нарушенных земельных участков в состояние, пригодное для дальнейшего использования, определяются органами, представляющими земельные участки в пользование.
4.1.8. При установлении очередности освоения лесного, массива и строительства сети лесовозных дорог следует учитывать необходимость максимального использования построенных дорог, сводя к минимуму как протяжение одновременно эксплуатируемых дорог, так и потребность в рельсах для железных дорог и плитах для автомобильных дорог с колейным железобетонным покрытием.
При этом на лесовозных железных дорогах и автомобильных дорогах с колейным покрытием необходимо предусматривать повторное использование материалов верхнего строения веток и усов, ликвидируемых на участках лесного массива, законченных рубкой.
4.1.9. Проекты лесовозных дорог должны удовлетворять требованиям правил технической эксплуатации соответствующего типа дорог.

4.2. Автомобильные дороги лесозаготовительных предприятий
Общие указания. Классификация

4.2.1. Настоящий раздел Инструкции распространяется на проектирование вновь строящихся, а также реконструкцию существующих лесовозных и хозяйственных дорог лесозаготовительных предприятий.
4.2.2. Дороги, предназначенные для обеспечения лесосводки и лесоочистки зон затопления водохранилищ гидротехнических сооружений, проектируются по нормам настоящего раздела с учет временного характера их работы; при этом необходимо предусматривать максимальное использование преимуществ зимней вывозки леса.
4.2.3. Дороги общего пользования, по которым намечается вывозка леса, должны проектироваться по нормам главы СНиП по автомобильным дорогам и согласовываться с органами Госавтоинспекции.
4.2.4. Автомобильные дороги лесозаготовительных предприятии или их отдельные участки по нормам проектирования делятся на следующие виды и категории:
а) магистрали лесовозных дорог категории III с годовым грузооборотом более 1000 тыс.м3;
б) магистрали лесовозных дорог категории IVА с годовым грузооборотом 501-1000 тыс.м3;
в) магистрали лесовозных дорог категории IVБ с годовым грузооборотом 151-500 тыс.м3;
г) магистрали лесовозных дорог категории V с годовым грузооборотом до I50 тыс.м3;
д) ветки;
е) усы.
Примечания:
1. Дороги хозяйственного значения лесозаготовительных предприятий в части плана и продольного профиля проектируются по нормам магистрали лесовозной дорога категории IVБ за исключением случаев, оговоренных в соответствующих пунктах настоящего раздела.
2. Ветки со сроком действия более 5 лет следует проектировать по нормам для магистралей в соответствии о их грузооборотами.
3. Лесовозные дороги со сроком действия по вывозке леса менее 5 лет и грузооборотом более 150 тыс.м3 в год следует проектировать по нормам дорог на категорию ниже.
4. Лесовозные дороги на нижних складах в зависимости от их грузооборота проектируются по нормам магистралей соответствующей категория. Дороги погрузочных пунктов на лесосеках строятся по нормам для усов.

4.2.5. Категории дорог, работающих сезонно, устанавливаются по приведенному годовому грузообороту, определяемому путем деления сезонного объема вывозки леса по дороге на число рабочих дней в сезоне, в течение которого работает дорога, и умножения на полное число рабочих дней в году на вывозке леса на предприятии.
4.2.6. Во всех случаях, когда на территории лесного массива имеются ведомственные автомобильные дороги, рекомендуется их использование для вывозки леса по согласованию с организациями, в ведении которых они находятся. При этом в необходимых случаях предусматривается их реконструкция.
4.2.7. Вывозка леса в зимний период, где это возможно по климатическим условиям, должна проектироваться по зимним снежным или ледяным дорогам, намечаемым для освоения участков лесного массива с неустойчивыми грунтами и болотами.
При этом в зависимости от рельефа и почвенно-грунтовых условий порождая сеть лесозаготовительных предприятий с вывоз кой леса по автомобильным порогам решается по одной из следующих схем:
1) во всех случаях, когда это возможно по условиям рельефа, освоение отдельных частей лесного массива намечается по специальной зимней дороге, имеющей самостоятельное направление и выход к пункту примыкания, или магистрали круглогодового действия;
2) в условиях пересеченного рельефа, когда устройство отдельной зимней магистрали нецелесообразно, следует предусматривать ветки зимнего действия с примыканием к магистрали круглогодового действия. В этих случаях магистраль используется в зимний период для устройства двухполосной зимней дороги. При однополосной магистрали вдоль нее устраивается зимняя дорога для движения порожняка.
4.2.8. Тип автомобиля и схема автопоезда для вывозки леса устанавливаются на основе технико-экономических расчетов с учетом специализации районов по маркам автомобилей, грузооборота дороги, расстояния вывозки, рельефа местности, почвенногрунтовых условий лесосырьевой базы, концентрации запасов леса, среднего объема и длины хлыста.
4.2.9. Вывозка леса по автомобильным дорогам проектируется автопоездами. Проектирование вывозки леса автомобилями без прицепов, как правило, не допускается. При технико-экономическом обосновании рекомендуется применять на вывозке леса седельные автопоезда.
4.2.10. Вывозка леса предусматривается в хлыстах или деревьями. Вывозка сортиментов допускается:
а) в горной местности при большой извилистости трассы с кривыми малых радиусов;
б) при использовании для вывозки леса существующих дорог общего пользования;
в) при вывозке леса, заготовляемого в порядке рубок ухода.
4.2. 11. Конструкция сцепки автомобиля или полуприцепа о роспуском при вывозке хлыстов или деревьев должна обеспечивать при установившемся движении автопоезда на кривых участках дороги следование колес роспуска по следу задних колес автомобиля или полуприцепа с отклонением не более 40 см в направлении от центра поворота.
4.2.12. При вывозке леса на большие расстояния, когда время, затрачиваемое водителем на один рейс, составляет более одной смены, следует предусматривать организацию движения автопоездов по системе тяговых плеч.

Расчетные скорости движения

4.2.13. Расчетные скорости движения для определения элементов плана, продольного и поперечного профиля автодороги принимаются по табл.1.
Таблица 1



Расчетные скорости, км\ч
Виды и категории дорог
основные
допускаемые на трудных участках


пересеченной местности
горной местности
Магистрали
категорий



III
70
60
40
IVA
60
50
40
IVБ
50
40
30
V
40
30
20
Ветки
30
20
15
Усы
20
15
10

Расчетные скорости, установленные в табл.1 для трудных участков пересеченной и горной местности, допускается принимать только при соответствующем обосновании с учетом местных условий для каждого конкретного участка проектируемой дороги.
Примечание.
1. К трудным участкам пересеченной местности относится рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не более 0,5 км, с боковыми глубокими балками и оврагами, в отдельных случаях, о неустойчивыми склонами. К трудным участкам горной местности относятся участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий со сложными, сильно изрезанными склонами, а также крутизной 1:3 и более.

Основные параметры поперечного профиля дорог

4.2.14. Ширина земляного полотна и проезжей части автомобильных дорог летнего действия лесозаготовительных предприятий на прямых участках принимается по табл.2.
Таблица 2


Ширина, м
Виды категории дорог
при равнинном и пересеченном рельефе
допускаемая на трудных участках горной местности

земляного полотна
проезжей части
обочины
земляного полотна
проезжей части
обочины
Магистрали кате горий:






III - с грузо оборотом более 1000 тыс.м3
12, 0
8, 0
2, 0
10,5
7, 5
1, 5
IVА - с грузо оборотом 501-1000 тыс.м3
10,5
7,5
1.5
9, 0
7, 0
1, 0
IVБ - с грузо оборотом 151-500 тыс.м3
8, 5
6, 5
1.0
8, 5
6, 5
1, 0
V - с грузо оборотом до 150 тыс.м3
5,5
3, 5
1.0
5, 0
3, 5
0,75
Ветки
5, 0
3, 5
0, 75
4, 5
8, 5
0, 5
Усы
4, 5
3, 5
0, 5
4, 0
3, 0
0.5
дороги хозяйственного значения
8, 0
4, 5
1, 75
4, 5
3, 5
0, 5

Примечания:
1. Показатели ширины земляного полотна и проезжей части в таблице рассчитаны на габарит по ширине автомобиля и прицепного состава до 2, 75 м. При применении уширенных коников (с габаритом более 2, 75 м) показатели ширины земляного полотна и проезжей части двухполосных дорог увеличиваются: на 0,5 м при габарите коника до 3,3 м и на 1 м при габарите коника 3,4 - 3,8 м.
2. Для магистральных дорог с коленным железобетонным покрытием при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается при грузооборотах более 150 тыс.м3 принимать однополосное земляное полотно шириной 5, 5 м.
3. На особо трупных участках, при отсутствии видимости в плане и профиле дороги допускается при соответствующем обосновании ширину земляного полотна и проезжей части магистрали категории V принимать по нормам магистрали категории IVБ.
4. На всех дорогах, прокладываемых по косогорам, ширина обочины с подгорной стороны должна быть не менее 1 м.
4.2.15. Магистрали и основные ветки зимних дорог проектируются двухполосными: одна полоса для грузового, вторая для порожнего направлений.
Обе полосы рекомендуется располагать в одной просеке. Проектирование грузовой и порожняковой полос в разных просеках производится в случаях:
а) расположения грузовой полосы с внутренней стороны кривой при вывозке хлыстов;
б) когда прокладкой полос в разных просеках достигается значительное сокращение протяжения порожняковой полосы или снижение объема земляных работ.
В местах пересечения значительных водотоков или незамерзающих болот, где земляное полотно устраивается на настиле, а также на участках с большими земляными работами, для порожнякового и грузового движения устраивается одна полоса.
4.2.16. Ширина земляного полотна грузовой и порожняковой полос зимних дорог на прямых участках принимается равной в насыпях 5 м, в выемках - 6 м, в нулевых местах при размещении грузовой и порожняковой полос в одной просеве - 9 м, в прочих случаях - в соответствии с приложением 3.
На усах зимних дорог ширина земляного полотна как в насыпях, так и в выемках принимается на 0,5 м меньше указанных величин.
4.2.17. На однополосных дорогах двухстороннее движение обеспечивается устройством разъездов полезной длиной не менее 30 м, расположенных в пределах видимости, но не далее 500 м друг от друга. Ширина земляного полотна и проезжей части на разъездах принимается по табл.2 для дорог категории IVБ.
Переход от однополосной ширины земляного полотна и про езжай части к двухполосной на разъездах осуществляется на протяжении 10 м.
На закруглениях однополосных дорог в залесенной местности видимость с разъезда на разъезд обеспечивается за счет уширения дорожной просеки с внутренней стороны кривой.
4.2.18. При определении расстояний между разъездами в необходимых размеров уширений просеки на кривых следует пользоваться приложением I.
4.2.19. Кривые участка однополосных дорог, не просматриваемые по условиям рельефа, должны проектироваться с двухполосным земляным полотном и проезжей частью. В целях сокращения двухполосных участков, не просматриваемых по условиям рельефа участки кривых на однополосных дорогах должны проектироваться с радиусами не более 100-150 м.
4.2.20. На прямых участках дорог и на кривых в плане с радиусами 600 м и более проезжую часть следует предусматривать
с двухскатным поперечным профилем.
На кривых в плане с меньшими радиусами на магистралях следует предусматривать устройство виражей с односкатный поперечным профилем исходя из условий обеспечения безопасности движения с наибольшими скоростями при данных радиусах кривых.
На ветках и усах виражи могут не проектироваться.
4.2.21. Поперечные уклоны проезжей части при двухскатном поперечном профиле следует назначать в зависимости от видов покрытий по табл.3.
Таблица 3

Виды покрытий
Поперечный уклон, (
Цементобетонные и асфальтобетонные
15-20
Из щебеночных, гравийных и других материалов, обработанных органическими вяжущими веществами
20-25
Щебеночные и гравийные, грунтогравийные, грунтощебеночные, грунтовые улучшенные
25-40

4.2.22. Поперечные уклоны обочин шириной 1 м и более при двухскатном поперечном профиле принимаются на 10-30( больше поперечных уклонов проезжей части.
В зависимости от климатических условий и типа укрепления обочин допускаются следующие величины поперечных уклонов:
30-40( - при укреплении с применением вяжущих материалов;
40-60( - при укреплении гравием, щебнем, шлаком;
50-60( - при укреплении дернованием или засевом травами.
Для однополосных дорог с проезжей частью серповидного профиля и шириной обочин менее I м уклоны проезжей части и обочин принимаются одинаковыми:
при покрытиях гравийных, щебеночных, грунтощебеночных, грунтогравийных и грунтовых улучшенных - 50-60%;
при покрытиях щебеночных, гравийных и других материалов, укрепленных вяжущими - 30-40%.
Поверхности земляного полотна придается двухскатный поперечный профиль с уклонами;
при устройстве дорожной одежды серповидного профиля 10-30% ;
дна корыта при полукорытном и корытном профиле - равным уклону проезжей части;
при устройстве дорог без покрытий - 40-50%.
4.2.23. Поперечные уклоны проезжей части на виражах следует назначать не менее поперечных уклонов покрытия на участках с двухскатным профилем в зависимости от радиусов кривых в плане по табл.4.
В районах с частыми туманами и длительными периодами гололеда наибольший поперечный уклон проезжей части на виражах следует принимать не более 40% с соответствующим увеличением наименьших радиусов кривых в плане против значений, приведенных в табл.4.
Таблица 4

Радиусы кривых в плане, м
Поперечный уклон проезжей части на виражах, (

основной наиболее распространенный
в районах с частым гололедом
менее 200
60
40
200-250
40-50
40
250-350
30-40
30-40
350-550
20-30
20-30
600 и более
двухскатный поперечный профиль

Примечание. Меньшие значения поперечных уклонов на виражах соответствуют большим радиусам кривых, а большие - меньшим.

При сооружении дорог в горной местности на участках виражей следует предусматривать необходимые ограждения, обеспечивавшие безопасность движения.
В горной местности, когда центр кривой расположен в сторону обрыва, поперечный профиль дороги попускается проектировать с уклоном 10( в сторону горы с соответствующим ограничением скорости движения.
4.2.24. Переход от двухскатного поперечного профиля дороги к односкатному на вираже осуществляется на протяжении переходной кривой, а при отсутствии ее на прилегающем к кривой прямом участке - путем постепенного вращения внешней плоскости проезжей части вокруг ее оси.
Поперечный уклон обочин на вираже следует принимать одинаковым с уклоном проезжей части дороги.
Переход от нормального уклона обочин при двухскатном профиле к уклону проезжей частя следует производить, как правило, на протяжении 10 м до начала отгона виража.
4.2.25. Между обратными круговыми кривыми, устраиваемыми баз переходных кривых, но с виражами или уширениями проезжей 'части, следует устраивать прямые вставки длиной не менее наименьшей длины отгона виражей и уширений. В тех случаях, когда между двумя кривыми, направленными в одну сторону и не требующими устройства переходных кривых, прямая вставка недостаточна для отгона виража, разрешается на участке прямой вставки принимать односкатный поперечный профиль с уклоном, установленным .для виража, или при разных уклонах на соседних виражах с уклоном, постепенно изменяющимся от уклона одного виража до уклона на соседнем вираже.
4.2.26. Уширение проезжей части на кривых лесовозных дорог в плане принимается:
на левых поворотах в грузовом направлении двухполосных дорог - по табл.5;
на правых поворотах в грузовом направлении двухполосных дорог при вывозке хлыстов - по табл.6;
на однополосных дорогах - по табл.7.
Целесообразность применения кривых с уширениями проезжей части более 2-3 м следует обосновывать в проекте сопоставлением с вариантами увеличения радиусов кривых в плане, при которых не требуется таких уширений.

Таблица 5

Радиусы кривых в плане, м
Величины уширений проезжей части двухполосных лесовозных дорог на левых поворотах в грузовом направлении при вывозке хлыстов или деревьев длиной, м

до 20
21-25
26-30
50
1, 7
1,9
2, 2
60
1, 4
1,6
1,9
80
1,1
1,3
1,5
100
1,0
1,1
1, 3
125
0,9
1.0
1,2
150
0,8
0,9
1, 0
200
0.8
0,9
0,9
250
0,6
0.7
0,7
300
0,6
0,6
0,7
400
0.5
0,5
0,6
500
0,4
0,5
0,5
600
0.4
0.4
0,5
700
0,3
0,3
0.4
800
0,3
0,3
0,4
900
-
-
0,3

Таблица 6

Радиусы кривых в плане, м
Величины уширений проезжей части двухполосных лесовозных дорог на правых поворотах в грузовом направлении при вывозке хлыстов или деревьев длиной, м

до 20
21-25
26-30
100
1,7
2, 3
3,0
125
1, 5
2, 0
2, 5
150
1, 3
1,7
2,1
200
1, 2
1,4
1,8
250
0, 9
1,1
1, 4
300
0, 8
1, 0
1, 2
350
0, 8
0, 9
1,1
400
0,7
0, 8
1,0
500
0, 6
0, 7
0, 8
600
0, 5
0, 6
0,7
700
0, 5
0, 6
0,7
800
0, 4
0, 5
0, 6
1000
0, 3
0, 4
0, 5
1200
-
0, 3
0, 3

Таблица 7

Радиусы кривых в плане, м
Величины уширений проезжей части однополосных лесовозных дорог при вывозке хлыстов или деревьев длиной, м

до 20
21-25
26-30
30
1,4
1,8
2, 3
40
1, 1
1.4
1.8
50
0, 9
1.2
1.5
60
0, 8
1.0
1, 3
80
0, 7
0, 8
1.0
100
0.6
0, 7
0, 9
125
0.5
0, 6
0.7
150
0.4
0, 5
0, 6
200
0, 4
0, 4
0.5
250
0, 3
0.4
0.4
300
-
0, 3
0, 4

Примечание. На участках разъездов однополосных дорог, устраиваемых на кривых, уширения принимаются по табл.5 и 6, как для двухполосных дорог.
4.2.27. На лесовозных дорогах при вывозке сортиментов и хозяйственных дорогах в тех случаях, когда по ним не замечается вывозка хлыстов или деревьев, размеры уширений проезжей части принимаются по табл.8.
Таблица 8

Радиусы кривых в плане, м
Величины уширений проезжей части лесовозных дорог при вывозке сортиментов и хозяйственных дорог

двухполосных
однополосных
15
4, 3
2, 2
20
3, 2
1, 6
30
2,2
1,1
40
1, 9
1, 0
50
1,6
0, 8
60
1,4
0, 7
80
1,2
0, 6
100
1,0
0.5
150
0, 9
0.4
200
0, 8
0, 3
250
0,7
0, 3
300
0,6
0, 3
400
0,5
-
500
0,5
-
600
0,4
-
700
0, 8
-

4.2.28. Уширение проезжей части должно производиться с внутренней стороны кривой. На дорогах с шириной обочин более 1 м уширение проезжей части производится за счет уменьшения внутренней обочины при условии, чтобы ширина ее была не менее 1 м. На дорогах с шириной обочин 1 м и менее ширина обочин на кривых должна остаться какой же, как и на прямых участках дороги за счет одинакового уширения проезжей части в земляного полотна с внутренней стороны кривой.
Примечание. В горной местности в виде исключения допускается размещать уширения проезжей части и с внешней стороны закругления.
4.2.29. Отгон уширения производится до начала круговой кривой путем пропорционального увеличения ширины проезжей части и земляного полотна на участке переходной кривой. При отсутствии переходной кривой отгон уширения совмещается с отгоном виража, а при отсутствии последнего - на участке длиной не менее длины автомобиля.
4.2.30. На лесовозных дорогах с колейным покрытием из железобетонных плит уширение земляного полотна на кривых -принимается в соответствии с указаниями пп.4.2.2б-4.2.29 как для обычных лесовозных дорог.
Уширение каждого колесопровода с внутренней стороны кривой принимается по табл. 9.
На правых поворотах в грузовом направлении двухполосных дорог о колейным покрытием из железобетонных плит при вывозке хлыстов уширение земляного полотна осуществляется с внутренней стороны кривой в соответствии с показателями табл.9, а с наружной стороны кривой - табл.6.
Таблица 9

Радиус кривой в плане, м
50
60
80
100
150
200
Величины уширений колесопроводов, м
0, 6
0, 5
0,4
0,4
0, 3
0, 2

На дорогах с колейным покрытием из железобетонных плит уширение колесопроводов выполняется за счет устройства на уширяемой части гравийного или щебеночного покрытия.
4.2.31. Наименьшие расстояния от кромки проезжей части автомобильных дорог до зданий, сооружений и зеленых насаждений принимается по табл.10.
Таблица 10

Наименование элементов зданий, сооружений, зеленых насаждений
Расстояние, м
1. Наружные грани стен зданий:

при отсутствии въездов в здание и при длине его до 20 м
1,5
то же, при длине здания более 20 м
3,0
при наличии въездов в здание для электрокаров, автокаров, автопогрузчиков и двухосных автомобилей
8,0
при наличии въездов в здание для трехосных автомобилей
12,0
2. Ограждения:

территория предприяттия
1,5
опор эстакад, осветительных столбов, мачт и других сооружений
0,5
охраняемой части предприятия
5,0
3. Зеленые насаждения:

кустарник
1,2
стволы деревьев
2,0
кроны деревьев
0,5
4. Оси параллельно расположенных железнодорожных путей колеи:

1524 мм
3,75
750 мм
3,0

Примечание. При применении уширенных (более 2,75 м) коников расстояния увеличиватся: при габарите коников до 3,3 м на 0,3 м, при габарите свыше 3,3 м - на 0,5 м
При вывозке хлыстов или деревьев и расположения зданий сооружений и зеленях насаждений с внешней стороны крива полосных дорог и с внешней стороны кривых левых повороте грузовом направлении двухполосных дорог нормы расстояний до кромки проезжей части, приведенные в табл. 10, должны быть увеличены согласно табл. 11.
Таблица 11

Радиусы кривых в плане, м
Увеличение расстояний, м при длине хлыста или дерева, м

до 20
21-25
26-30
30
3, 2
4, 7
6, 5
40
2, 5
3.7
5.2
50
2, 1
3.1
4, 3
60
1.8
2, 6
3, 7
80
1.4
2, 0
2, 8
100
2.1
2, 7
2.3
125
1, 0
2, 5
2, 0
150
0, 8
2.2
2.6
200
0, 6
0, 9
2, 8
250
0, 5
0.8
2, 2
300
0, 4
0, 7
0, 8
350
0, 4
0.5
0.7
400
0, 3
0.5
0, 6
500
0, 3
0, 4
0, 5
600
-
0, 3
0.4
700
-
-
0, 4
800
-
-
0, 3

Откосы выемок на уровне проезжей части, при расположении их с внешней стороны кривых однополосных дорог и с внешней стороны кривых левых поворотов в грузовом направлении двухполосных дорог, при вывозке хлыстов или деревьев должны отстоять от кромки проезжей части дорог на расстоянии не менее величин, приведенных в табл. 11.

План и профильный профиль

4.2.32. Проектирование плана и продольного профиля следует производить из условия наименьшего ограничения nei?inoe, обеспечения безопасности движения, удобства водоотвода наилучшей защиты дороги от снежных заносов.
4.2.33. Радиусы кривых в плане должны назначаться aicii?ii большими и а нормальных условиях приниматься не менее:
на магистралях - 600 м,
на ветках - 150 м.
В тех случаях, когда по условиям местности применение указанных радиусов кривых не представляется возможным или вызывает увеличение объемов работ и стоимости строительства допускается применение радиусов кривых не менее указанных табл.12.

Таблица 12

Виды и
Наименьшие радиусы кривых при вывозке, м
категории дорог
основные
допускаемые на трудных участках
основные
допускаемые на трудных участках


пересеченной местности
горной местности

пересеченной местности
горной местности
Магистрали категорий:






III
200
125
60
200
125
60
IVA
125
100
60
125
100
60
IVБ
100
60
50
100
60
30
V
60
50
40
60
30
20
Ветки
50
40
30
30
20
15
Усы и поворотные петли на нижних складах
30
30
30
20
15
15
Хозяйственные дороги
-
-
-
20
15
15

Примечания: 1.На правых: поворотах в грузовом направлении двухголосных лесовозных дорог при вывозве хлыстов или. деревьев применение радиусов кривых менее 100 м не допускается.
2. На дорогах с копейным железобетонным покрытием (включая ветки и усы) в трудных условиях допускаются радиусы не менее ВО м, а в особо трудных условиях - не менее 50 м.
3. Наименьшие радиусы кривых, установленные в таблице для трудных участков пересеченной и горной местности, допускается применять только при соответствующем обосновании с учетом месечных условий для каждого конкретного участки проектируемой дороги.
4.2.34. Переходные кривые следует предусматривать при радиусах кривых в плане:
250 м и менее - на магистралях всех категории, 100 м и менее - на ветках.
Наименьшие длины переходных кривых принимаются по табл.13.
Таблица 13

Виды дорог
Длина переходных кривых при радиусе круговой кривой, м

15
20
30
50
60
80
100
125
150
200
250
300
400
Магистраль
-
25
30
35
40
45
50
55
60
70
50
без переходных кривых
Ветки
10
15
20
25
25
30
30
без переходных кривых

Примечания:
1. На колейных дорогах переходная кривая устраивается как по земляному полотну, так и по колесопроводам дорожного сокрытия.
2. На участках со сложным горным рельефом длину переходных кривых на магистралях категорий IVБ и V допускается принимать по нормам, установленным для веток, а на ветках переходные кривые могут не устраиваться. Допускается разбивка круговых кривых сопрягающимися переходными кривыми без вставок круговой кривой и без прямой вставки между переходными кривыми смежных закруглений.
4.2.35. Расстояния видимости должны назначаться возможно большими и в нормальных условиях принимаются не менее:
на магистралях дорог всех категорий:
поверхности дороги - 150 м,
встречного автомобиля- 300 м;
на ветках:
поверхности дороги - 75 м,
встречного автомобиля - 350 м.
В тех случаях, когда по условиям местности приме перечисленных расстояний видимости вызывает увеличение объемов работ и стоимости строительства, допускается применение расчетных расстояний видимости, приведенных в табл.14.


Таблица 14

Виды и категории
Расчетные расстояния видимости, м
дорог
основные
допускаемые на трудных участках

поверхности дорог
встречного автомобиля
пересеченной местности
горной местности



поверхности дорог
встречного автомобиля
поверхности дорог
встречного автомобиля
Магистрали категорий











III
150
300
325
250
75
150
IVА
125
250
100
200
75
150
IVБ
100
200
75
150
50
100
V
75
150
50
100
30
60
Ветки
50
100
30
60
25
50
Усы
30
60
25
50
20
40

Расчетные расстояния видимости, установленные в таблице для трудных участков пересеченной и горной местности, допускается применять только при соответствующем обосновании с учетом местных условий для конкретного участка проектируемой дороги.
Расчетное расстояние видимости определяют при условии расположения глаза водителя лесовозного автомобиля на высоте 2 м над поверхностью проезжей части при нахождении автомобиля на правой полосе движения на расстоянии 1,5 м от кромки проезжей части.
Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей или животных, следует обеспечивать боковую видимость п