Rambler's Top100

ГОСТ 20444-85 (1994) Скачать Предварительный просмотр

Скачать

Предварительный просмотр

(отсутствуют изображения, таблицы и формулы)

ГОСТ 20444-85

УДК 534.836.2.08:006.354 Группа Т34


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА СССР


Шум

ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ

Методы измерения шумовой характеристики

Noise. Traffic flows. Methods of noise
characteristic measurement


ОКП 57 6200
Дата введения 1986-01-01


РАЗРАБОТАН

Научно-исследовательским институтом строительной физики Госстроя СССР
Центральным научно-исследовательским и проектным институтом по градостроительству Госгражданстроя
Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта МПС
Московским ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана Минздрава РСФСР
Московским научно-исследовательским и проектным институтом типового и экспериментального проектирования Мосгорисполкома
Научно-исследовательским институтом московского строительства ордена Ленина Главмосстроя при Мосгорисполкоме
Московским ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институтом инженеров железнодорожного транспорта МПС

РАЗРАБОТЧИКИ

Г.Л. Осипов, д-р техн. наук; В.Е. Коробков, канд. техн. наук; В.А. Аистов; Б.С. Зотов; Г.В. Бутаков, д-р техн. наук; Н.П. Тагер, канд. техн. наук; А.С. Прохода, канд. техн. наук; Б.Г. Прутков, канд. техн. наук; И.Л. Карагодина, д-р мед. наук; А.П. Путилина, канд. мед. наук; А.А. Гацолаев; А.Н. Смирнов; Ю.В. Полянский

ВНЕСЕН Научно-исследовательским институтом строительной физики Госстроя СССР

Директор В.А. Дроздов

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 25 апреля 1985 г. № 59

ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 1994 г.


Настоящий стандарт устанавливает методы измерения шумовой характеристики транспортных потоков на улицах, автомобильных и железных дорогах.

Стандарт соответствует международным стандартам ИСО 1996-1 и ИСО 3095 в части проведения измерения.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Измерения в соответствии с настоящим стандартом должны проводиться для оценки фактического шумового режима и составления карты шума улично-дорожной сети населенных пунктов.
1.2. Шумовой характеристикой транспортных потоков является эквивалентный уровень звука , дБА.

2. АППАРАТУРА

2.1. Измерение эквивалентного уровня звука следует проводить интегрирующими шумомерами, комбинированными измерительными системами или автоматическими устройствами, соответствующими ГОСТ 17187-81.
Допускается применение шумомеров со стрелочным индикатором уровней звука, соответствующих ГОСТ 17187-81.
2.2. Аппаратура, предназначенная для измерения шумовой характеристики, должна иметь действующие свидетельства о государственной или ведомственной поверке.
2.3. Калибровку аппаратуры необходимо проводить до и после проведения измерения шумовой характеристики транспортных потоков.

Примечание. Предпочтительными являются такие способы калибровки, которые включают поверку всей измерительной системы с измерительным микрофоном.

3. УСЛОВИЯ ИЗМЕРЕНИЯ

3.1. Места проведения измерения следует выбирать на участках улиц и дорог с установившейся скоростью движения транспортных средств и на расстоянии не менее 50 м от перекрестков, транспортных площадей и остановочных пунктов пассажирского общественного транспорта.
3.2. Измерения следует проводить при условии, что поверхность проезжей части улиц и автомобильных дорог должна быть чистой и сухой, а балластный слой трамвайных и железнодорожных путей не должен быть мокрым и промерзшим.
3.3. Время проведения измерения необходимо устанавливать в периоды максимальной интенсивности движения транспортных потоков.
3.4. Измерение не должно проводиться во время выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра свыше 1 до 5 м/с необходимо применять колпак для защиты измерительного микрофона от ветра.
3.5. При проведении измерения шума следует учитывать воздействие вибраций, магнитных и электрических полей, радиоактивного излучения и других неблагоприятных факторов, влияющих на результаты измерения, согласно инструкциям по эксплуатации приборов.

4. ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

4.1. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить легковые и грузовые автомобили, автопоезда, автобусы (в дальнейшем - автомобили), мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипеды (в дальнейшем - мотоциклы), а также троллейбусы и трамваи, измерительный микрофон должен располагаться на тротуаре или обочине на расстоянии (7,5 0,2) м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств на высоте (1,50,1) м от уровня покрытия проезжей части или головки рельса. В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 7,5 м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук.
В случае расположения улицы или дороги в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,50,1) м от уровня земли.
4.2. При проведении измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов измерительный микрофон должен располагаться на расстоянии (250,5) м от оси ближнего к точке измерения магистрального железнодорожного пути на высоте (1,50,1) м от уровня земли.
В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 25 м от оси ближнего к точке измерения железнодорожного пути, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук. В случае расположения железнодорожного пути в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5 0,1) м от уровня земли.
4.3. Измерительный микрофон должен быть направлен в сторону транспортного потока. Оператор, проводящий измерение, должен находиться на расстоянии не менее чем 0,5 м от измерительного микрофона.
4.4. Переключатель частотной характеристики измерительной аппаратуры при проведении измерения уровней звука следует устанавливать в положение "А", а переключатель временной характеристики - в положение согласно требованиям инструкций по эксплуатации приборов.
4.5. Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, должен охватывать проезд не менее 200 транспортных единиц в обоих направлениях.
4.6. Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи, должен охватывать проезд не менее 20 трамваев в обоих направлениях.
4.7. Продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов должна составлять не менее 1 ч.
4.8. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука интервал между отсчетами уровней звука должен составлять от 2 до 3 с. Отсчет уровней звука необходимо производить как при наличии, так и при отсутствии на участке измерения движущихся транспортных средств. Значения уровней следует принимать по показаниям стрелки прибора в момент отсчета.
4.9. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять уровень звука , дБА, в период прохождения трамвая или железнодорожного поезда перед измерительным микрофоном по среднему показанию при колебании стрелки прибора.
4.10. Значения уровней звука следует считывать со шкалы шумомера с точностью 1 дБА.
4.11. Уровни звука помех, создаваемых посторонними источниками шума в период измерения шумовых характеристик транспортных средств, должны быть не менее чем на 20 дБА ниже уровней при прохождении перед измерительным микрофоном транспортных средств, включая помехи.
4.12. Одновременно с измерением шумовой характеристики транспортного потока следует определять его состав и интенсивность движения. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять также скорость их движения.

5. ОБРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЯ

5.1. Результаты измерения шумовой характеристики транспортного потока и данные по его составу, интенсивности и скорости движения должны представляться в форме протокола в соответствии с приложением 1.
5.2. Эквивалентный уровень звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи при проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 2.
5.3. Эквивалентный уровень звука транспортного потока, в состав которого входят только трамваи, при проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 3.
5.4. Эквивалентный уровень звука потока железнодорожных поездов при проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 4.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное

ПРОТОКОЛ ИЗМЕРЕНИЯ
ШУМОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА

1. Место проведения измерения.
2. Дата и время проведения измерения.
3. Продолжительность проведения измерения.
4. Аппаратура.
5. Эквивалентный уровень звука.
6. Форма 1 для записи измеряемых уровней звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.
7. Форма 2 для расчета эквивалентного уровня звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.
8. Форма 3 для определения интенсивности движения и состава транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.
9. Форма 4 для записи измеряемых уровней звука и характеристик движения потока трамваев.
10. Форма 5 для записи измеряемых уровней звука и характеристик движения и состава потока железнодорожных поездов.
11. Схематический ситуационный план участка.
12. Поперечный разрез участка.
13. Продольный уклон проезжей части улицы или дороги.
14. Тип и состояние покрытия проезжей части улицы или дороги.
15. Тип верхнего строения железнодорожного или трамвайного пути.
16. Название организации, проводившей измерение.
17. Должности, фамилии и подписи лиц, проводивших измерение.

Форма 1

Уровни звука, дБА
































































Форма 2

Интервалы уровней звука, дБА
Отметка отсчетов уровней звука в интервале
Число отсчетов уровней звука в интервале
Доля числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов, %
Частные индексы
1
2
3
4
5
От 18 до 22




" 23 " 27




" 28 " 32




" 33 " 37




" 38 " 42




" 43 " 47




" 48 " 52




" 53 " 57




" 58 " 62




" 63 " 67




" 68 " 72




" 73 " 77




" 78 " 82




" 83 " 87




" 88 " 92




" 93 " 97




" 98 " 102




Суммарное число отсчетов уровней звука ... Суммарный индекс ...

...дБА. Эквивалентный уровень звука ...дБА.
Примечание. Формы 1 и 2 заполняются при измерении шумовой характеристики шумомером со стрелочным индикатором уровней звука.


Форма 3


Виды транспортных средств


Трамваи

Направление движения

Легковые автомобили
Грузовые автомобили, автомобили- тягачи и автопоезда

Автобусы

Троллейбусы
Мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипеды
Суммарное число транспортных средств
Интенсивность движения, ед./ч


Число
Интенсивность движения, тр./ч

Число
Доля, %
Число
Доля, %
Число
Доля, %
Число
Доля, %
Число
Доля, %




А - Б















Б - А















В обоих направлениях















Примечания:
1. Начало и окончание подсчета транспортных средств должны быть синхронизированы с началом и окончанием измерения уровней звука.
2. К легковым автомобилям следует относить и другие транспортные средства, сконструированные на шасси легкового автомобиля.
3. Долю транспортных средств данного вида следует рассчитывать от суммарного числа транспортных средств.
4. Интенсивность движения следует определять перемножением суммарного числа транспортных средств на коэффициент 60/ , где - продолжительность измерения, мин.
5. Направление А - Б соответствует направлению возрастания нумерации домов.


Форма 4

Уровень звука , дБА
Время проезда трамвая перед измерительным микрофоном
, с
Длина трамвая
, м
Скорость движения трамвая
, м/с
Время действия уровня звука
дБА, , с
1
2
3
4
5

Примечания:
1. Скорость движения трамвая , м/с, следует определять по формуле


где - длина трамвая, м;
- время проезда трамвая перед измерительным микрофоном, с.
2. Время действия уровня звука дБА, , с, следует определять по номограмме.

Форма 5

Тип поезда
Уровень звука
, дБА
Время проезда поезда перед измерительным микрофоном
, с
Время проезда головной частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м
, с
Время проезда хвостовой частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м
, с
Скорость движения поезда
, м/с
1
2
3
4
5
6

Примечание. Скорость движения поезда , м/с следует определять по формуле






ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА,
В СОСТАВ КОТОРОГО МОГУТ ВХОДИТЬ АВТОМОБИЛИ,
ТРОЛЛЕЙБУСЫ, МОТОЦИКЛЫ, А ТАКЖЕ ТРАМВАИ

Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.
1. Диапазон подлежащих измерению уровней звука разбивают на следующие интервалы: от 18 до 22, от 23 до 27, от 28 до 32, от 33 до 37, от 38 до 42, от 43 до 47, от 48 до 52, от 53 до 57, от 58 до 62, от 63 до 67, от 68 до 72, от 73 до 77, от 78 до 82, от 83 до 87, от 88 до 92, от 93 до 97, от 98 до 102 дБА.
2. Измеренные уровни звука (форма 1 приложения 1) распределяют по интервалам в соответствии с графой 1 формы 2 приложения 1. Подсчитывают число отсчетов уровней звука в каждом интервале и суммарное число отсчетов. Результаты указанных операций записывают (отметками и цифрами) в графы 2 и 3 формы 2 приложения 1.
3. Вычисляют доли числа отсчетов в каждом интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов и значения их заносят в графу 4 формы 2 приложения 1.
4. Определяют частные индексы по табл. 1 в зависимости от интервала и доли числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов и значения их заносят в графу 5 формы 2 приложения 1.


Таблица 1

Доля числа
Интервалы уровней звука, дБА
отсчетов в данном интервале уровней звука
От 18
до 22
От 23
до 27
От 28
до 32
От 33
до 37
От 38
до 42
От 43
до 47
От 48
до 52
От 53
до 57
От 58
до 62
От 63
до 67
в суммарном числе отсчетов, %
Частные индексы
0,1
0
0
0
0
1
3
10
32
100
316
0,2
0
0
0
1
2
6
20
63
200
632
0,3
0
0
0
1
3
9
30
95
300
949
0,4
0
0
0
1
4
13
40
126
400
1265
0,5
0
0
1
2
5
16
50
158
500
1581
0,6
0
0
1
2
6
19
60
190
600
1897
0,7
0
0
1
2
7
22
70
221
700
2213
0,8
0
0
1
3
8
25
80
253
800
2530
0,9
0
0
1
3
9
28
90
285
900
2846
1,0
0
0
1
3
10
32
100
316
1000
3162
1,3
0
0
1
4
13
41
130
411
1300
4111
1,7
0
1
2
5
17
54
170
538
1700
5375
2,0
0
1
2
6
20
63
200
632
2000
6324
3
0
1
3
9
30
95
300
949
3000
9486
4
0
1
4
13
40
126
400
1265
4000
12648
5
1
2
5
16
50
158
500
1581
5000
15810
6
1
2
6
19
60
190
600
1897
6000
18972
7
1
2
7
22
70
221
700
2213
7000
22134
8
1
3
8
25
80
253
800
2530
8000
25296
9
1
3
9
28
90
285
900
2846
9000
28458
10
1
3
10
32
100
316
1000
3162
10000
31620
12
1
4
12
38
120
379
1200
3794
12000
37944
14
1
4
14
44
140
443
1400
4427
14000
44268
16
2
5
16
51
160
506
1600
5059
16000
50592
18
2
6
18
57
180
569
1800
5692
18000
56976
20
2
6
20
63
200
632
2000
6324
20000
63240
25
3
8
25
79
250
791
2500
7905
25000
79050
30
3
9
30
95
300
949
3000
9486
30000
94860
35
4
11
35
111
350
1107
3500
11067
35000
110670
40
4
13
40
126
400
1265
4000
12648
40000
126480
45
5
14
45
142
450
1423
4500
14229
45000
142290
50
5
16
50
158
500
1581
5000
15810
50000
158100
60
6
19
60
190
600
1897
6000
18972
60000
189720
70
7
22
70
221
700
2213
7000
22134
70000
221340
80
8
25
80
253
800
2530
8000
25296
80000
252960
90
9
28
90
285
900
2846
9000
28458
90000
284580
100
10
32
100
316
1000
3162
10000
31620
100000
316200

Продолжение табл. 1

Доля числа
Интервалы уровней звука, дБА
отсчетов в данном интервале уровней звука в
От 68
до 72
От 73
до 77
От 78
до 82
От 83
до 87
От 88
до 92
От 93
до 97
От 98
до 102
суммарном числе отсчетов, %
Частные индексы
0,1
1000
3162
10000
31620
100000
316200
1000000
0,2
2000
6324
20000
63240
200000
632400
2000000
0,3
3000
9486
30000
94860
300000
948600
3000000
0,4
4000
12648
40000
126480
400000
1264800
4000000
0,5
5000
15810
50000
158100
500000
1581000
5000000
0,6
6000
18972
60000
189720
600000
1897200
6000000
0,7
7000
22134
70000
221340
700000
2213400
7000000
0,8
8000
25296
80000
252960
800000
2529600
8000000
0,9
9000
28458
90000
284580
900000
2845800
9000000
1,0
10000
31620
100000
316200
1000000
3162000
10000000
1,3
13000
41106
130000
411060
1300000
4110600
13000000
1,7
17000
53754
170000
537540
1700000
5375400
17000000
2,0
20000
63240
200000
632400
2000000
6324000
20000000
3
30000
94860
300000
948600
3000000
9486000
30000000
4
40000
126480
400000
1264800
4000000
12648000
40000000
5
50000
158100
500000
1581000
5000000
15810000
50000000
6
60000
189720
600000
1897200
6000000
18972000
60000000
7
70000
221340
700000
2213400
7000000
22134000
70000000
8
80000
252960
800000
2529600
8000000
25296000
80000000
9
90000
284580
900000
2845800
9000000
28458000
90000000
10
100000
316200
1000000
3162000
10000000
31620000
100000000
12
120000
379440
1200000
3794400
12000000
37944000
120000000
14
140000
442680
1400000
4426800
14000000
44268000
140000000
16
160000
505920
1600000
5059200
16000000
50592000
160000000
18
180000
569160
1800000
5691600
18000000
56916000
180000000
20
200000
632400
2000000
6324000
20000000
63240000
200000000
25
250000
790500
2500000
7905000
25000000
79050000
250000000
30
300000
948600
3000000
9486000
30000000
94860000
300000000
35
350000
1106700
3500000
11067000
35000000
110670000
350000000
40
400000
1264800
4000000
12648000
40000000
126480000
400000000
45
450000
1422900
4500000
14229000
45000000
142290000
450000000
50
500000
1581000
5000000
15810000
50000000
158100000
500000000
60
600000
1897200
6000000
18972000
60000000
189720000
600000000
70
700000
2213400
7000000
22134000
70000000
221340000
700000000
80
800000
2529600
8000000
25296000
80000000
252960000
800000000
90
900000
2845800
9000000
28458000
90000000
284580000
900000000
100
1000000
3162000
10000000
31620000
100000000
316200000
1000000000


5. Вычисляют суммарный индекс, складывая полученные частные индексы.
6. Определяют величину , дБА, по табл. 2 в зависимости от полученного значения суммарного индекса.

Таблица 2

Суммарный индекс
, дБА
Суммарный индекс
, дБА
Суммарный индекс
, дБА
Суммарный индекс
, дБА
10
10
1585
32
251200
54
39810000
76
13
11
1995
33
316200
55
50120000
77
16
12
2512
34
398100
56
63100000
78
20
13
3162
35
501200
57
79430000
79
25
14
3981
36
631000
58
100000000
80
32
15
5012
37
794300
59
125900000
81
40
16
6310
38
1000000
60
158500000
82
50
17
7943
39
1259000
61
199500000
83
63
18
10000
40
1585000
62
251200000
84
79
19
12590
41
1995000
63
316200000
85
100
20
15850
42
2512000
64
398100000
86
126
21
19950
43
3162000
65
501200000
87
159
22
25120
44
3981000
66
631000000
88
200
23
31620
45
5012000
67
794300000
89
251
24
39810
46
6310000
68
100000000
90
316
25
50120
47
7943000
69


398
26
63100
48
10000000
70


501
27
79430
49
12590000
71


631
28
100000
50
15850000
72


794
29
125900
51
19950000
73


1000
30
158500
52
25120000
74


1259
31
199500
53
31620000
75



7. Эквивалентный уровень звука , дБА, вычисляют по формуле



Пример расчета

На магистральной улице проведены измерения уровней звука, результаты которых представлены в форме 1.
Форма 1

Уровни звука, дБА
59
63
65
64
66
65
67
67
69
71
74
75
73
71
68
69
71
70
73
74
72
68
67
65
63
63
65
67
68
70
71
72
74
72
70
69
67
67
65
64
64
66
67
67
69
70
70
72
73
75
73
71
71
69
69
68
66
68
69
71
71
70
68
67
65
66
65
63
64
66
67
66
69
70
71
71
70
69
68
68
66
67
65
66
68
70
71
70
72
74
75
73
72
70
68
69
71
70
71
68
69
71
70
72
74
76
74
75
77
75
76
74
73
71
73
70
69
71
73
75
74
76
77
77
75
76
74
73
71
70
72
69
68
70
73
71
74
75
77
75
76
73
72
69
66
68
67
66
65
63
62
63
64
61
62
60
61
63
65
64
67
68
70
73
71
72
74
74
75
74
71
70
68
70
69
67
63
62
64
67
66
68
69
71
71
73
74
72
70
73
76
75
73
70
68
66
67
69
67
65
63
65
64
65
67
66
67
69
72
73
74
76
75
77
79
77
75
76
73
71
69
66
64
63
65
63
64
63
65
67
70
71
70
72
71
73
75
74
76
77
76
74
71
70
71
69
67
68
66
65
64
62
64
68
69
72
74
75
77
80
76
73
71
69
67
68
65
67
69
68
70
71
70
72
72
69
67
64
63
61
60
63
66
65
67
70
73
74
77
75
72
70
71
69
70
68
67
65
62
61

Требуется рассчитать эквивалентный уровень звука , дБА.
Расчет производим в следующем порядке.

1. Измеренные уровни звука, представленные в форме 1, распределяем по интервалам в соответствии с графой 1 формы 2. Отсчеты уровней звука в каждом интервале заносим в графу 2 формы 2 в виде отметок.
2. Подсчитываем число отметок отсчетов уровней звука в каждом интервале.

Форма 2

Интервалы уровней звука, дБА
Отметки отсчетов уровней
звука в интервале
Число отсчетов уровней звука в интервале
Доля числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов, %
Частные индексы
1
2
3
4
5
От 18 до 22




" 23 " 27




" 28 " 32




" 33 " 37




" 38 " 42




" 43 " 47




" 48 " 52




" 53 " 57




" 58 " 62
////////////
12
4
4000
" 63 " 67
//////////////////////////////
//////////////////////////////
////////////////////////////
88
30
94860
" 68 " 72
////////////////////////////////////////
///////////////////////////////////////
///////////////////////////////////////////
123
40
400000
" 73 " 77
/////////////////////////
/////////////////////////
/////////////////////////
75
25
790500
" 78 " 82
//
2
0,7
70000
" 83 " 87




" 88 " 92




" 93 " 97




" 98 " 102





Суммарное число отсчетов уровней звука 300. Суммарный индекс 1359360 =61 дБА. Эквивалентный уровень звука =71 дБА.

Результаты подсчетов заносим в графу 3 формы 2.
3. В зависимости от полученного числа отсчетов уровней звука вычисляем доли числа отсчетов в каждом интервале уровней звука в процентах и в суммарном числе отсчетов уровней звука, которое в рассматриваемом примере равно 300. Так, например, в интервале уровней звука от 73 до 77 дБА сделано 75 отсчетов, доля которых в суммарном числе отсчетов составляет 25 %.
Полученные доли числа отсчетов заносим в графу 4 формы 2.
4. По табл. 1 приложения 2 определяем частные индексы в зависимости от интервалов (графа 1 формы 2) и доли числа отсчетов уровней звука в суммарном числе отсчетов (графа 4 формы 2).
Если в табл. 1 отсутствует значение данной доли числа отсчетов, значение частного индекса берется для доли числа отсчетов, ближайшей по величине к данной доле числа отсчетов. Так, например, для интервала уровней звука от 58 до 62 дБА и доли числа отсчетов 4 частный индекс равен 4000; для интервала от 63 до 67 дБА и доли числа отсчетов 30 частный индекс равен 94860 и т. д.
Результаты подсчетов заносим в графу 5 формы 2.
5. Вычисляем суммарный индекс, равный сумме полученных частных индексов. В настоящем примере суммарный индекс равен 1359360.
6. Для полученного суммарного индкеса определяем по табл. 2 приложения 2 величину , дБА, которая в данном случае равна 61 дБА (принимается значение поправки по наиболее близкому указанному в табл. 2 значению суммарного индекса).
7. Вычисляем эквивалентный уровень звука , дБА, по формуле

дБА.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА ТРАМВАЕВ

Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.
1. Определяют среднее значение измеренных уровней звука , дБА, по формуле



где - измеренные уровни звука, дБА (графа 2 формы 5 приложения 1);
n - число измеренных уровней звука.
2. Определяют среднее значение времени действия , с, уровней звука по формуле



где - время действия, с, уровней звука (графа 6 формы 5 приложения 1).
3. Определяют величину поправки , дБА, по таблице в зависимости от среднего значения времени действия уровней звука .

Среднее значение времени действия
, с, уровней звука
3
4
5
6
7
8
Поправка
, дБА
-30,8
-29,5
-28,6
-27,8
-27,1
26,5

4. Определяют величину поправки 10 , дБА, где n - число измеренных уровней звука.
5. Эквивалентный уровень звука , дБ, вычисляют по формуле



Пример расчета

На улице с преимущественным движением трамваев проведены измерения уровней звука и характеристик движения трамваев, результаты которых представлены в форме

Форма

Модель трамвая
Уровень звука
, дБА
Время проезда трамвая перед измерительным микрофоном , с
Длина трамвая
, м
Скорость движения трамвая
, м/с
Время действия
, с, уровня звука

1
2
3
4
5
6
Т-2
88
1,3
15
11,5
4,7
"
82
1,2
15
12,5
4,3
"
88
2,8
30
10,7
7,4
"
88
1,4
15
10,7
5,0
"
87
1,4
15
10,7
5,0
"
88
1,5
15
10,0
5,4
"
88
1,4
15
10,7
5,0
"
86
2,7
30
11,1
7,2
"
86
1,4
15
10,7
5,0
"
87
1,3
15
11,5
4,7
"
88
1,4
15
10,7
5,0
"
86
1,2
15
12,5
4,3
"
86
1,3
15
11,5
4,7
"
87
2,7
30
11,1
7,2
"
87
1,5
15
10,0
5,4
"
86
1,4
15
10,7
5,0
"
85
1,3
15
11,5
4,7
"
86
1,4
15
10,7
5,0
"
87
2,6
30
11,5
6,9
"
85
1,2
15
12,5
4,3

Расчет эквивалентного уровня звука производим в следующей последовательности.
1. Определяем среднее значение измеренных уровней звука

дБА.

2. Определяем среднее значение времени действия уровней звука

с.

3. Определяем величину поправки по таблице в зависимости от среднего значения времени действия уровней звука

дБА.

4. Определяем величину поправки 10 . В рассматриваемом примере n=20.

10 =13 дБА.

5. Вычисляем значение эквивалентного уровня звука потока трамваев, которое округляем до целого числа

=86,6 - 28,4 + 13 + 3=74,2 дБА 74 дБА.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рекомендуемое

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОЕЗДОВ

Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.
1. Вычисляют эквивалентные уровни звука , дБА, отдельных поездов по формуле



где - -й уровень звука, дБА (графа 2 формы 5 приложения 1);
- продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов, с;
- время проезда -го поезда перед измерительным микрофоном, с (графа 3 формы 5 приложения 1);
- скорость движения -го поезда, м/с (графа 6 формы 5 приложения 1);
- расстояние от оси ближней к точке измерения колеи железной дороги до измерительного микрофона, м; обычно =25 м.
2. Эквивалентный уровень звука , дБА, потока поездов определяют путем энергетического суммирования полученных эквивалентных уровней звука отдельных поездов, , дБА, по формуле


или при помощи таблицы.

Разность двух складываемых эквивалентных уровней звука
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
15
20
, дБА













Добавка к более высокому эквивалентному уровню звука, дБА
3,0
2,5
2,0
1,8
1,5
1,2
1,0
0,8
0,6
0,5
0,4
0,2
0,1

Сложение эквивалентных уровней звука при помощи таблицы производится последовательно, начиная с максимального, в следующем порядке:
вычисляют разность двух складываемых эквивалентных уровней звука;
определяют добавку к более высокому из двух складываемых эквивалентных уровней звука по таблице в зависимости от полученной разности этих уровней;
производят сложение полученной добавки и более высокого из двух складываемых эквивалентных уровней звука.
Аналогичные действия производят с полученной суммой двух эквивалентных уровней звука и третьим уровнем и т. д.

Пример расчета

На участке территории, прилегающей к железной дороге, проведены измерения уровней звука и характеристик движения поездов, результаты которых представлены в форме. Продолжительность периода измерения составила 1 ч или 3600 с. Расстояние от оси ближней к точке измерения колеи железной дороги до измерительного микрофона равнялось 25 м.

Форма

Тип поезда
Уровень звука, , дБА
Время проезда поезда перед измерительным микрофоном
, с
Время проезда головной частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м
, с
Время проезда хвостовой частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м
, с

Скорость движения поезда
, м/с
1
2
3
4
5
6
Электропоезд
85
11,6
2,2
2,1
23,2
То же
83
11,9
2,2
2,2
22,7
"
82
15,5
2,9
2,9
17,5
"
88
9,3
2,0
2,1
24,4
"
82
13,4
2,4
2,6
20,0
Пассажирский
78
23,1
2,8
2,8
17,8
Электропоезд
79
16,2
3,0
3,0
16,7
То же
82
13,1
2,4
2,4
20,8
"
89
11,0
2,1
2,0
24,4
Грузовой
80
92,0
3,9
3,6
13,4
Электропоезд
78
17,6
3,2
3,4
15,2
То же
86
8,9
1,9
2,0
25,1

Расчет эквивалентного уровня звука производим в следующей последовательности.
1. Вычисляем эквивалентные уровни звука , дБА, отдельных поездов по формуле



Так, например, эквивалентный уровень звука пассажирского поезда равен


дБА

2. Полученные эквивалентные уровни звука располагаем в ряд по степени уменьшения:

64,2; 64,2; 62,5; 60,4; 60,4; 58,5; 58,5; 58,0; 57,9; 56,2; 55,9; 55,2.

3. Производим последовательное сложение эквивалентных уровней звука при помощи таблицы, начиная с максимального. Вычисляем разность первого и второго эквивалентных уровней звука
64,2 - 64,2 =0.

По таблице, в зависимости от полученной разности эквивалентных уровней звука, определяем добавку к одному их них. При разности эквивалентных уровней звука, равной 0, добавка составляет 3 дБА.
Произведем сложение полученной добавки и одного из складываемых эквивалентных уровней звука
64,2 + 3=67,2.

Вычисляем разность полученной суммы эквивалентных уровней звука и третьего эквивалентного уровня звука

67,2 - 62,5=4,7 дБА.

По таблице, в зависимости от полученной разности эквивалентных уровней звука, определяем добавку к более высокому из них. При разности эквивалентных уровней звука, равной 4,7, добавка составляет 1,3 дБА. Производим сложение полученной добавки и более высокого из складываемых эквивалентных уровней звука

67,2 + 1,3=68,5 дБА.

Аналогичные действия производим с полученной суммой трех эквивалентных уровней звука и четвертым уровнем и т. д. В результате сложения эквивалентных уровней звука отдельных поездов получаем значение эквивалентного уровня звука потока поездов, которое округляем до целого числа

=71,1 дБА 71 дБА.