Rambler's Top100

ВСН 2-89 Скачать Предварительный просмотр

Скачать

Предварительный просмотр

(отсутствуют изображения, таблицы и формулы)

ВСН 2-89

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов
Санкт-Петербурга
Дата введения 1991-01-01

РАЗРАБОТАНЫ ЛенНИПИГенплана Главленархитектуры при участии: ЛенНИИПградостроительства (канд. архит. А.В. Махровская, архит. А.В. Степанов, Е.Л. Шретер - разд. 3), ЛенжилНИИпроект (канд. архит. С.Л. Цыпкин, архит. А.Р. Шендерович, Т.В. Смирнова, А.Ю. Ананченко, инж. А.М. Беренбейм - разд. 3), ЛенНИИТАГ (инж. С.Л. Сена - разд. 7), ЦНИИПградостроительства (канд. архит. П.Н. Давиденко - консультации), Ленгипроинжпроект (инж. В.Т. Шаповалов, А.И. Кузиниц, В.Ю. Семенова, О.А. Иварович, О.А. Скрипунова - разд. 8), УПО ГУВД ЛОГИ (инж А.Г. Иванов, А.В. Вахи, В.В. Сысоева, А.З. Сухов, Д.М. Терещенко - разд. 9), ЛИСИ (д-р техн. наук С.Н. Сотников - разд. 7), ЛГИ (канд. геол.-мин. наук А.В. Кузьмин, инж. В.А. Иванов, Н.Н. Артемьев - разд. 8), ТПО жилищного хозяйства (инж. Е.Ф. Павлова - разд. 3), ЛенгорСЭС (вр. Т.Ф. Кашина, Ю.А. Дерега - разд. 3),СЗО Энергосетьпроект (инж Л.Я. Лернер - разд 8).

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Управлением генерального плана Главленархитектуры (инж. В.Г. Теосева). Согласованы Госкомархитектурой при Госстрое СССР, ТУ ЛГИ, Плановой комиссией, Управлением спортсооружений Комитета по физическй культуре и спорту, Главным управлением торговли, ТПО бытового обслуживания населения, Управлением общественного питания, ТПО жилищного хозяйства, ТПО Ленинградодежда, Управлением предприятиями коммунального обслуживания, Главным управлением здравоохранения, Главным управлением культуры, Штабом ГО Ленинграда и Ленинградской области, Комитетом по народному образованию, ТПО Лензеленстрой, Управлением пожарной охраны ГУВД ЛОГИ, Управлением государственной инспекции по охране памятников истории и культуры, ЛенгорСЭСом, Ленгоррадиотрансляционной сетью, Управлением государственной автомобильной инспекции, ЛГТС, ТПО Ленинградское кабельное телевидение, ЛПО Ленэнерго, ТПО Ленводоканал, ГлавТЭУ, ВООПИКом, Комиссиями по градостроительственной политике и землепользованию, по комплексному развитию и сохранению центра Ленинграда, по жилищной политике Ленсовета.

ВНЕСЕНЫ Главленархитектурой

УТВЕРЖДЕНЫ Решением Исполкома Ленсовета от 17.12.1990 г. № 1066 на основании Постановления СМ СССР от 07.04.1990 г.№ 341

Настоящие нормы используются для сохранения и развития исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга (ИСРЦ) и распространяются на проектирование функциональных элементов и зон этих районов, территориальных элементов, вплоть до отдельных объектов, а также при разработке отраслевых и комплексных программ.

Основные требования настоящих норм, являясь региональной конкретизацией СНиП 2.07.01-89 и других общесоюзных нормативных документов, развивают положения Единого генерального плана развития Ленинграда и Ленинградской области 1987 г.

Срок действия настоящих норм - до 2005 г. с обязательной корректировкой через каждые пять лет.


Общие положения

1.1. Проектирование реконструкции и застройки ИСРЦ необходимо осуществлять с учетом уникальной градостроительной и историко-культурной ценности их планировки и застройки, на основании законов России об охране памятников истории и культуры.
1.2. Соблюдение настоящих норм должно быть направлено на решение следующих задач:
преодоление кризисного состояния городской среды и возрождение выдающегося культурного потенциала Санкт-Петербурга - Петрограда - Ленинграда - Санкт-Петербурга;
взаимоувязанное развитие системы общегородского регионального центра и жилой среды в целях поддержания разнообразной жизненной наполненности центральных районов, устранения трудового дисбаланса и связанных с ним избыточных миграций с трудовыми целями, эффективного функционирования всех обслуживающих систем и использования преимуществ проживания вблизи центра;
преемственное развитие структуры ИСРЦ и непрерывное обновление ее функционального содержания, исключающие радикальные пространственные преобразования городской среды и нанесение ущерба ценному историко-архитектурному и градостроительному наследию;
развитие системы городского центра на основе опережающего повышения культурной насыщенности исторического ядра, интенсификации использования территории и создания удобных транспортных связей с окружением, обеспечения эффективности использования территории центральных районов, функционирования их планировочных систем, работы учреждений обслуживания, эксплуатации материальных фондов;
охрана и реставрация памятников истории и культуры;
приведение возрастной и семейной структур постоянного населения ИСРЦ в соответствие с общегородскими и демографическими показателями;
ликвидация коммунального заселения, обеспечение комфортности проживания, предоставление комплекса необходимых благ по месту жительства;
обеспечение постоянного, дневного и временного населения всеми видами обслуживания, соответствующими потребностям этих групп населения, устранение дефицита площадей учреждений обслуживания;
реставрация, капитальный ремонт и модернизация жилого и общественного фонда;
совершенствование транспортного обслуживания, предусматривающее освобождение территории ИСРЦ от транзитных потоков, развитие сети метрополитена и системы пешеходных улиц;
максимальное сохранение существующих зеленых насаждений и компенсация их дефицита путем подбора древесных пород и применения новых и эффективных приемов озеленения;
совершенствование инженерного обеспечения ИСРЦ на основе рационального использования существующих сетей и строительства дополнительных головных источников с применением экономически оправданных прогрессивных технологических и технических решений;
оздоровление территорий, воздушного и водного бассейнов путем осуществления комплекса мероприятий по перебазированию или ликвидации вредных производств, совершенствованию технологии сохраняемых предприятий и внедрению прогрессивных технологий и технических средств, улучшающих состояние окружающей среды;
преобразование городской среды средствами и методами, гарантирующими сохранение существующих зданий и сооружений.
1.3. Объектами нормирования являются следующие элементы ИСРЦ: ядро общегородского и регионального центра, объединенная охранная зона (ООЗ), селитебные районы, средовые районы, кварталы, земельные (домовые) участки, жилые дома, общественные здания и сооружения (см. соответствующие определения в обязательном прилож. 1).
1.4. ИСРЦ включают территорию в следующих границах: 25-я линия В.О. от р. Б. Невы до Малого пр., Малый пр., ул. Беринга, р. Смоленка, пр. Кима до р. М. Невы, западная граница Петровского, Крестовского и Елагина островов, р. Б. Невка до ул. Смолячкова, ул. Смолячкова, Большой Сампсоньевский пр. (б. пр. Карла Маркса), ул. Тобольская, Лесной пр., ул. Бобруйская, ул. Комиссара Смирнова, ул. Академика Лебедева, ул. Боткинская, пер. Комсомола, ул. Комсомола, ул. Арсенальная, р. Б. Нева до Обводного канала, Обводный канал, ул. Днепропетровская, ул. Расстанная, Лиговский пр., ул. Новорыбинская, ул. Киевская до Московского пр., граница Ленинского района до ул. Ивана Черных, ул. Ивана Черных, пр. Стачек, ул. Перекопская, р. Таракановка, р. Екатерингофка, р. Б. Нева до 25-ой линии В.О. (см. карту-схему в обязательном прилож. 20).
1.5. В проектах планировки и застройки ИСРЦ следует сохранять и совершенствовать основные качества городской среды*:
_________________
* О специфике объекта проектирования и нормирования см. в справочном прилож. 2.

ансамблевое построение архитектурного ландшафта и его сложившийся силуэт, являющийся основой образа Санкт-Петербурга;
историко-культурную и архитектурно-художественную ценность зданий, сооружений и территорий;
высокую интенсивность использования территорий;
разнообразие и высокую концентрацию функций с приоритетом жилой и центрообразующих;
высокую плотность улично-дорожной и пешеходной сетей;
высокую плотность застройки;
сложившиеся морфологические, модульные и тектонические характеристики планировки и застройки.
1.6. Изменения планировочной структуры ИСРЦ допускаются только в исключительных случаях при всестороннем градостроительном обосновании в соответствии со статусом охранных зон (см. разд. 2 настоящих норм).
1.7. При преобразовании жилой застройки следует стремиться к минимизации потерь жилого фонда. Вытеснение жилой функции промышленной, складской и коммунальной функциями не допускается.
1.8. Центрообразующие функции должны концентрироваться на людных проспектах и улицах. Следует стремиться к формированию многофункциональных зон. Вынос центрообразующих учреждений из ИСРЦ не допускается.
1.9. На территории ИСРЦ могут сохраняться промышленные предприятия градообразующего значения, объекты внешнего транспорта, а также коммунально-складские, обеспечивающие жизнедеятельность ИСРЦ, при условии их экологической безвредности.
1.9.1. Из ИСРЦ должны быть выведены экологически вредные и непрофильные для этих районов промышленные предприятия и коммунально-складские объекты. Освобождающиеся при этом территории надлежит использовать для размещения жилья, объектов культуры, обслуживания и рекреационных функций.
1.9.2. Строительство новых промышленных предприятий в ИСРЦ запрещается. Реконструкция сохраняемых промышленных предприятий допускается без расширения границ их территории (путем повышения интенсивности использования участка и оборудования, совершенствования технологии и т.п.) и должна обеспечивать ликвидацию вредного воздействия этих предприятий на окружающую среду.
1.9.3. Жилые здания в зонах вредности следует использовать для временного, на срок не более 5-6 лет, проживания (общежития учебных заведений, маневренный фонд, гостиницы).
1.10. Система озеленения общего пользования должна развиваться интенсивными методами, не требующими сокращения жилой и общественных функций.
1.11. Системы инженерного обеспечения застройки ИСРЦ следует разрабатывать на основе Генерального плана развития города и генеральных схем развития инженерных отраслей городского хозяйства.
1.12. Проектирование объектов и систем инженерного оборудования должно быть направлено на повышение надежности и продолжительности их эксплуатации, а также на максимальную экономию занимаемой ими территории.
Размещение объектов инженерного оборудования и определение их габаритов следует производить с учетом действующих высотных и других ограничений, исходя из требований обеспечения полноценного визуального восприятия архитектурно-исторической среды с наиболее ответственных видовых точек.
При соответствующем обосновании объекты инженерного оборудования могут размещаться частично или полностью в подземном пространстве.
1.13. Проектирование объектов инженерного оборудования на территории ИСРЦ должно осуществляться, как правило, по индивидуальным проектам с учетом характера исторически сложившейся застройки.
1.14. При разработке проектов детальной планировки инженерные нагрузки жилых зданий следует принимать по укрупненным удельным показателям, учитывающим наличие сопутствующих объектов коммунально-бытового назначения.
Инженерные нагрузки общественных зданий следует принимать в соответствии с отраслевыми СНиПами и аналогами.
1.15. При разработке схем инженерного оборудования территорий ИСРЦ, а также в проектах реконструкции и капитального ремонта кварталов, отдельных зданий, сооружений и промышленных предприятий должны предусматриваться мероприятия по экономии инженерных ресурсов, их комплексному и рациональному использованию.
1.16. В целях сохранения архитектурно-пространственной и геологической среды ИСРЦ при проектировании реконструктивно-строительных работ необходимо предусматривать минимальную продолжительность строительства, непрерывность выполнения технологических строительных процессов, экологически чистые способы и методы строительства, минимизировать размер строительной площадки.
1.17. При проектировании реконструкции и застройки ИСРЦ следует учитывать требования ГО, изложенные в ВСН 38-83.
1.18. В случаях обоснованных отступлений от нормативных требований к объекту реконструкции и застройки в составе реконструктивных работ необходимо предусматривать мероприятия, компенсирующие эти отступления. Достаточность и приемлемость компенсирующих мероприятий определяются соответствующими органами надзора.

2. Историко-культурное наследие

2.1. В проектах преобразования застройки следует сохранять и совершенствовать:
основные качества ядра* как зоны максимальной концентрации центрообразующих объектов (культурно-исторические, общественно-политические, административные, обслуживающие, научно-исследовательские, проектные, учебные) при максимальном сохранении жилой функции;
__________________
* Границы ядра приведены в обязательном прилож. 1.

доминирующее значение и контрастный взаимодополняющий характер зоны Невского проспекта как главного средоточия общегородской жизнедеятельности и зоны р. Нева как главного символического центра города.
2.2. Не допускается ухудшение сложившейся системы обслуживания постоянного и временного населения, обеднение традиционного функционального разнообразия и снижение плотности обслуживающих учреждений по уличному фронту магистралей и улиц, образующих каркас ядра (см. обязательное прилож. 1).
2.3. В пределах ядра необходимо предусматривать организацию пешеходных зон, улиц и площадей многофункционального назначения, используя для взаимной изоляции функций многоуровневые объемно-пространственные решения и технические средства, обеспечивающие безопасность и комфорт пребывания людей.
2.4. Недвижимые памятники истории и культуры в ИСРЦ, являясь важнейшим элементом историко-культурного наследия общества, существенно определяют культурный потенциал Санкт-Петербургского региона и подлежат безусловной и всесторонней охране на всех этапах инвестиционного процесса (планирование, финансирование, проектирование, строительство) и в ходе эксплуатации.
2.5. Территория ИСРЦ и ее ближайшее окружение состоят из трех поясных зон с различными режимами охраны исторического наследия:
объединенная охранная зона охраны памятников истории и культуры (ООЗ);
объединенная зона регулирования застройки первой категории (ОЗРЗ-1);
объединенная зона регулирования застройки второй категории (ОЗРЗ-2).
2.6. В ООЗ должны сохраняться пространственно-планировочная структура, исторически ценная застройка и сложившийся городской ландшафт, обеспечиваться или резервироваться возможности восстановления его ранее утраченных элементов и параметров.
Не допускаются снос, перемещение и изменение недвижимых памятников истории и культуры, а также строительство новых зданий и сооружений, за исключением возводимых в порядке реставрации или регенерации архитектурного ансамбля.
Запрещается снос градостроительно ценных зданий фоновой застройки, образующих ткань городского ландшафта.
Из рассматриваемой зоны необходимо выводить объекты, которые наносят физический и эстетический ущерб памятникам, вызывая чрезмерные грузовые потоки, загрязняя почву, атмосферу и водоемы.
В ООЗ должны быть обеспечены необходимая для сохранности памятников гидрогеологическая и инженерно-геологическая обстановка, а также защита от динамических воздействий и пожарная безопасность.
2.7. В пределах ООЗ выделяются семь ансамблей с завершенной средой, которым придается статус историко-культурных заповедников: Петропавловская крепость, Александро-Невская Лавра, Смольный монастырь, Инженерный замок, Летний сад, Елагин остров, Некрополь Смоленских кладбищ (границы заповедников приведены в обязательном прилож. 3).
В заповедниках следует проводить реставрацию, комплексное воссоздание историко-архитектурной среды и музеефикацию; должны быть исключены случайное использование памятников и транзитный характер пешеходных потоков, пересекающих их территорию.
2.8. В границах ООЗ выделяются участки с незавершенной средой и незастроенные участки - лакуны, подлежащие активному градостроительному вмешательству (новому строительству, реконструкции).
В лакунах вводится режим зоны регулирования застройки первой категории с ограничениями, изложенными в п. 2.9 (перечень лакун приведен в обязательном прилож. 4).
2.9. Периферия ИСРЦ за пределами ООЗ включает участки с исторически ценной планировкой, отдельные здания-памятники и другие локальные объекты охраны, а также фоновую застройку. Все это образует своеобразный городской ландшафт, вмешательство в который подлежит регулированию.
Периферия центральных районов (за вычетом охранных зон локальных памятников) и визуально связанные с нею участки вдоль правого берега Невы, выходы вдоль магистралей к Финскому заливу, западная часть Васильевского острова и территории вдоль берегов Обводного канала образуют объединенную зону регулирования застройки первой категории (ОЗРЗ-1); границы ОЗРЗ-1 приведены в обязательном прилож. 5.
2.10. В ОЗРЗ-1 разрешается новое строительство на пустующих участках и активная реконструкция на участках с незавершенной средой при соблюдении характерных для ИСРЦ высот и силуэта зданий, модуля застройки, тектоники фасадов, материала, фактуры и цвета стен, традиционных приемов застройки, методов строительства, обеспечивающих сохранность соседних зданий.
2.11. Территория Санкт-Петербурга, заключенная между внешней границей ОЗРЗ-1 и центральной дуговой магистралью, содержит локальные памятники с зонами их охраны, а также участки с нейтральной в историко-культурном отношении планировкой и застройкой и является зоной совершенствования планировочной структуры, активной реконструкции и нового строительства. Эта территория образует объединенную зону регулирования застройки второй категории (ОЗРЗ-2), регулирование преобразований в которой определяется задачами сохранения целостности образа Санкт-Петербурга, единства старого и нового города, значения сложившейся системы доминант в городских панорамах и ландшафте.
2.12. В ОЗРЗ-2 разрешается новое строительство и активная реконструкция, не вносящие диссонанса в сложившийся исторический силуэт города.

3. Планировка и застройка

3.1. В границах действия данных норм территорию ИСРЦ составляют селитебные и средовые районы, в которые входят кварталы.
Селитебные районы

3.2. Селитебный район - это законченная градостроительная структура со своими композиционными и функциональными центрами, с полным комплексом учреждений и предприятий обслуживания районного значения, находящихся в пределах 20-минутной транспортно-пешеходной доступности от жилья. Селитебный район является расчетной территориальной единицей при определении емкости и характера размещения учреждений обслуживания. Он состоит из группы средовых районов и обладает целостностью функциональной организации.
3.3. Система обслуживания в селитебных районах нормируется показателями разд. 4 данных норм.
3.4. В ходе реконструктивных мероприятий необходимо сохранять такие средообразующие качества селитебных районов, как единство планировочной структуры и композиционного центра, контрастность между их главными магистралями, улицами, переулками периферии, исторически сложившиеся топонимы.

Средовые районы

3.5. Средовый район - это участок городской среды, имеющий своеобразные архитектурно-художественный облик, структуру планировки и застройки, функции и интенсивность жизнедеятельности. Средовый район состоит из кварталов (границы и нумерацию средовых районов см. на карте-схеме в обязательном прилож. 20).
3.6. Планировка и застройка средового района нормируются следующими показателями: коэффициентом объемного использования; соотношением объемов жилой и нежилой застройки; соотношением объемов различных функциональных групп нежилой застройки.
3.7. Коэффициент объемного использования территории средового района (куб.м/кв.м) исчисляется суммарно в красных линиях его кварталов по методике, изложенной в обязательном прилож. 1. Величины показателей различных средовых районов принимаются дифференцированно в диапазонах, указанных в табл. 1.

Таблица 1
Характеристика средовых районов по использованию территории

№ средового района
, куб.м/кв.м
, %
Отношение объемов функциональных групп, %, к общему объему застройки
Размеры участков, га



обслуживание
управление, наука и образование
промышлен-
ность, транспортные и коммунальные объекты

1
2
3
4
5
6
7
1

16-19

80-60

20-49

20-49

0-20

0,1-0,35
3
13-16
60-75
50 и более
0-20
0-20
0,1-0,35
4
16-19
30-60
50 и более
20-49
0-20
0,1-0,35
5
13-16
10-30
20-49
20-49
0-20
0,15-0,5
6
10-13
30-60
20-49
50 и более
0-20
0,15-0,5
8
10-13
10-30
50 и более
0-20
0-20
0,2-0,75
9
13-16
60-75
50 и более
0-20
0-20
0,1-0,35
10
16-19
60-75
20-49
50 и более
0-20
0,1-0,35
11
16-19
60-75
50 и более
0-20
0-20
0,1-0,35
14
13-16
60-75
50 и более
20-49
0-20
0,1-0,35
15
13-16
60-75
20-49
50 и более
0-20
0,1-0,35
18
10-13
60-75
50 и более
20-49
0-20
0,15-0,5
19
13-16
60-75
20-49
50 и более
0-20
0,1-0,35
20
13-16
75-80
20-49
50 и более
0-20
0,1-0,35
21
13-16
60-75
50 и более
0-20
20-49
0,1-0,35
21А
10-13
60-75
20-49
20-49
0-20
0,15-0,5
22
13-16
60-75
20-49
50 и более
0-20
0,1-0,35
23
13-16
60-75
20-49
50 и более
0-20
0,1-0,35
24
13-16
60-75
20-49
20-49
0-20
0,1-0,35
25
13-16
60-75
50 и более
20-49
0-20
0,1-0,35
26
13-16
60-75
50 и более
0-20
0-20
0,1-0,35
27
13-16
60-75
50 и более
0-20
0-20
0,1-0,35
28
13-16
60-75
20-49
20-49
0-20
0,1-0,35
28А
10-13
60-75
50 и более
0-20
0-20
0,15-0,5
29
10-13
60-75
20-49
0-20
20-49
0,15-0,5
30
10-13
60-75
50 и более
0-20
0-20
0,15-0,5
31
13-16
60-75
20-49
50 и более
0-20
0,1-0,35
32
13-16
60-75
50 и более
20-49
0-20
0,1-0,35
33
10-13
75-80
20-49
20-49
20-49
0,1-0,35
34
10-13
60-75
50 и более
20-49
20-49
0,15-0,5
35
10-13
30-60
50 и более
20-49
0-20
0,15-0,5
37
6-10
10-30
20-49
20-49
20-49
0,25-1,0
38
13-16
75-80
50 и более
0-20
0-20
0,1-0,35
39
10-13
60-75
50 и более
0-20
0-20
0,15-0,5
40
13-16
60-75
20-49
50 и более
0-20
0,1-0,35
41
6-10
60-75
50 и более
0-20
0-20
0,15-0,5
42
10-13
60-75
20-49
20-49
20-49
0,15-0,5
43
10-13
75-80
50 и более
20-49
0-20
0,1-0,35
43А
6-10
60-75
20-49
20-49
20-49
0,15-0,5
44
13-16
30-60
50 и более
20-49
0-20
0,1-0,35
45
10-13
30-60
20-49
50 и более
0-20
0,15-0,5
46
10-13
60-75
50 и более
20-49
0-20
0,15-0,5
47
23-16
60-75
20-49
20-49
20-49
0,1-0,35
48
13-16
60-75
50 и более
0-20
0-20
0,1-0,35
49
6-10
30-60
20-49
50 и более
0-20
0,2-0,75
52
20-13
30-60
20-49
50 и более
0-20
0,15-0,5
53
6-10
30-60
20-49
50 и более
20-49
0,2-0,75
54
13-16
30-60
20-49
50 и более
0-20
0,1-0,35
55
10-13
30-60
20-49
50 и более
0-20
0,15-0,5
58
10-13
30-60
20-49
50 и более
20-49
0,15-0,5
59
10-13
60-75
20-49
50 и более
0-20
0,15-0,5
60
10-13
60-75
50 и более
20-49
0-20
0,15-0,5
65
10-13
60-75
50 и более
0-20
20-49
0,15-0,5
66
10-13
30-60
50 и более
20-49
0-20
0,15-0,5
67
10-13
30-60
20-49
50 и более
0-20
0,15-0,5
68
10-13
60-75
50 и более
0-20
20-49
0,15-0,5
69
13-16
60-75
50 и более
0-20
0-20
0,1-0,35
70
10-13
60-75
50 и более
0-20
20-49
0,15-0,5
71
10-13
60-75
50 и более
20-49
0-20
0,15-0,5
72
10-13
60-75
50 и более
20-49
0-20
0,15-0,5
73
13-16
60-75
20-49
50 и более
0-20
0,1-0,35
74
6-10
30-60
0-20
0-20
50 и более
0,2-0,75
76
6-10
30-60
20-49
50 и более
0-20
0,2-0,75
77
10-13
30-60
20-49
20-49
0-20
0,15-0,5
79
6-10
10-13
-
-
-
0,25-1,0
80
6-10
60-75
50 и более
20-49
0-20
0,15-0,5
83
6-10
75-80
50 и более
20-49
0-20
0,1-0,35
85
6-10
80-85
20-49
0-20
20-49
0,1-0,35
86
6-10
80-85
50 и более
0-20
0-20
0,1-0,35
92
6-10
30-80
20-49
0-20
50 и более
0,2-0,75
93
6-10
60-75
20-49
0-20
20-49
0,15-0,5
94
6-10
10-30
20-49
50 и более
0-20
0,25-1,0
95
6-10
80-85
50 и более
20-49
0-20
0,1-0,35
96
6-10
60-75
50 и более
20-49
0-20
0,15-0,5
97
6-10
60-75
20-49
20-49
20-49
0,15-0,5
98
6-10
60-75
20-49
0-20
50 и более
0,15-0,5
99
6-10
10-30
20-49
0-20
50 и более
0,25-1,0
101
6-10
60-75
20-49
0-20
20-49
0,15-0,5
102
6-10
60-75
50 и более
20-49
0-20
0,15-0,5
103
10-13
30-60
20-49
50 и более
0-20
0,15-0,5
105
13-16
60-75
20-49
50 и более
0-20
0,1-0,35
106
6-10
30-60
0-20
20-49
20-49
0,2-0,75
107
10-13
30-60
20-49
20-49
0-20
0,15-0,5
109
6-10
60-75
0-20
0-20
50 и более
0,15-0,5
111
6-10
80-85
50 и более
0-20
20-49
0,1-0,35
115
-
-
0-20
20-49
50 и более
0,2-0,75
116
6-10
30-60
20-49
0-20
20-49
0,15-0,5
117
6-10
30-60
50 и более
20-49
20-49
0,2-0,75
118
6-10
75-80
20-49
20-49
20-49
0,1-0,35
119
6-10
10-30
20-49
0-20
50 и более
0,25-1,0
120
6-10
60-75
50 и более
0-20
20-49
0,15-0,5
124
10-13
30-60
20-49
50 и более
0-20
0,15-0,5
126
6-10
60-75
20-49
20-49
50 и более
0,15-0,5

Примечание. В таблице отсутствуют средовые районы, на которые действие ее нормирующих показателей не распространяется. При проектировании этих районов соответствующие показатели устанавливаются техническими заданиями.

3.8. Для определения количества населения селитебных и средовых районов на расчетный срок следует принимать жилобеспеченность равной 22-25 кв.м общей площади квартиры на человека. При этом нижнему пределу соответствует жилой фонд со значительной долей зданий, прошедших комплексную реконструкцию с радикальной перепланировкой, верхнему - фонд со значительной долей квартир, где сохранена ценная отделка интерьеров.
3.9. Отношение объемов жилой и нежилой застройки к общему объему застройки средового района (%) исчисляется суммарно в красных линиях его кварталов. Величины показателей различных средовых районов принимаются дифференцированно в диапазонах, указанных в табл. 1.
3.10. В составе нежилой застройки средового района различаются следующие функциональные группы:
обслуживание (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, учреждения здравоохранения, физкультурные и спортивные сооружения, учреждения торговли, общественного питания, бытового обслуживания, учреждения культуры и искусства, помещения для досуга, гостиницы);
управление (административные учреждения и общественно-политические организации), наука и образование (научно-проектный комплекс, высшие и средние учебные заведения);
промышленность, коммунально-складские предприятия, транспортные и хозяйственные учреждения.
3.11. Состав и соотношение объемов различных функциональных групп нежилой застройки средовых районов принимаются дифференцированно в диапазонах, указанных в табл. 1.

Кварталы

3.12. Квартал - это основной элемент объемно-планировочной структуры ИСРЦ в красных линиях.
3.13. В проектах планировки и застройки центральных районов необходимо сохранять квартал как основной элемент исторически сложившейся объемно-планировочной структуры. Разрушение периметра застройки квартала и объединение нескольких существующих кварталов в один не допускаются.
3.14. Реконструктивные работы должны осуществляться с сохранением существующих красных линий кварталов. Исключение могут составлять случаи, когда по градостроительным соображениям требуется расширение или ликвидация улиц, прокладка новых транспортных или транзитных пешеходных трасс; соответствующие указания включаются в архитектурно-планировочные задания КГА на проектирование и согласовываются УГИОП.
3.15. При проектировании и проведении реконструктивных мероприятий необходимо сохранять и развивать сложившуюся пространственно-планировочную структуру с характерным для нее членением застройки на земельные участки, подчиненную единому модулю и формирующую извне кварталов плотный периметральный уличный фронт, а изнутри - систему замкнутых пространств.
3.16. Дворовые пространства, имеющие высокую степень объемной завершенности и представляющие архитектурно-историческую ценность, необходимо сохранять независимо от их параметров.
3.17. Строительство новых и надстройка реконструируемых зданий не должны сокращать продолжительность инсоляции жилых комнат, спален и игровых помещений детских дошкольных учреждений, учебных помещений школ, больничных палат, расположенных в соседних зданиях, ниже уровня, соответствующего непрерывному 3-часовому солнечному облучению с одноразовым перерывом в период от 22 апреля до 22 августа или 2-часовому непрерывному солнечному облучению в тот же период.
3.18. Реконструкция существующих зданий, воссоздание разобранных строений или этажей могут осуществляться с сохранением (повторением) объемов сооружений вне зависимости от их влияния на окружающую застройку.
3.19. Мансардные этажи, являющиеся неотъемлемой композиционной частью зданий, рекомендуется при реконструкции воссоздавать с применением долговечных материалов, соответствующих требуемой степени огнестойкости здания.
Мансардные этажи, композиционно не связанные с основным строением, при реконструкции зданий допускается разбирать или по согласованию с КГА и УГИОПом заменять надстройками, не превышающими габариты разобранных мансардных этажей.
Проекты надстроек, габариты которых превосходят габариты разобранных мансардных этажей, согласовываются в порядке, установленном для согласования всех изменений объемов зданий в сложившейся застройке.
3.20. Территорию реконструируемых кварталов следует дифференцировать, выделяя: жилую территорию; общественную территорию; территорию учреждений и предприятий с ограниченным доступом.

Жилая территория кварталов

3.21. Жилую территорию составляют участки жилых зданий (в том числе со встроенными нежилыми учреждениями) и детских дошкольных учреждений. На жилой территории могут размещаться:
площадки для отдыха, детские игровые площадки, физкультурные площадки;
строения клубов, физкультурно-оздоровительных комплексов, самодеятельных мастерских и других учреждений, обслуживающих население по месту жительства (при одновременной вместимости, как правило, не более 100 человек);
помещения служб эксплуатации жилого фонда, перечисленные в табл. 4 (при соблюдении санитарных и противопожарных норм);
инженерные сооружения, обслуживающие жилую застройку (трансформаторные подстанции закрытого типа напряжением 10 кВ и ниже, насосные станции и т.п.);
мусоросборные площадки и павильоны;
гаражи и открытые стоянки для легковых автомашин и мотоциклов, принадлежащих гражданам (без зоны технического обслуживания и ремонта);
проезды, ведущие к перечисленным объектам, с необходимыми разворотными площадками.
3.22. Реконструктивные мероприятия должны обеспечивать максимальную изоляцию негативно влияющих друг на друга функциональных элементов в пределах жилой территории. В этих целях рекомендуется использовать вертикальное зонирование, а также применять другие технические средства.
При невозможности или нерациональности использования технических средств расстояния между функциональными элементами в пределах жилой территории должны приниматься в соответствии с табл. 2.


Таблица 2
Минимальные расстояния между функциональными элементами в жилой застройке, м

Проемы
Площадки для отдыха
Детские игровые площадки
Физкультурные площадки, кроме площадок для массовых видов спорта
Насосные и трансформаторные подстанции
Открытые мусоросборные площадки
Входы в закрытые мусоросборные павильоны
Гаражи для легковых автомашин при количестве машин
Открытые площадки для хранения легковых автомашин при количестве машин
Противоположные стены здания







5 и менее
6-10
11-50









до въезда
до глухой стены
до въезда
до глухой стены
до въезда
до глухой стены
5 и менее
6-10
11-30
с окнами
без окон
Окна жилых комнат в квартирах для постоянного проживания и кухонь в новых жилых домах
5
10
15
В соответствии с акустическим расчетом, но не менее 10 м
15
10
8
6
10
6
15
10
8
10
15
10
6
Окна игровых и спален детских дошкольных учреждений
5
Не нормируются
То же
15
10
10
6
15
9
25
10
10
15
25
10
10
Окна других помещений детских дошкольных учреждений, жилых комнат в квартирах для временного проживания, кухонь в квартирах реконструируемых зданий
Не нормируются
"
15
10
8
3
8
3
8
3
6 - до границы площадки
8 - до въезда на площадку
Не нормируются
Входы в жилые здания
Рекомендуются

В соответствии с противопожарными требованиями
Не более 100
10
8
3
8
3
8
3
3 - до границы площадки
8 - до въезда на площадку
Не нормируются

не более 150
не более 300













Примечания: 1. При определении минимальных расстояний между строениями наряду с требованиями данной таблицы должны учитываться противопожарные требования (разд. 9, табл. 5).
2. Расстояние от окон всех помещений до открытых мусоросборных площадок и входов в закрытые мусоросборные павильоны может быть сокращено, если первичный сбор мусора производится через мусоропроводы.
3. Гаражи для легковых автомашин должны иметь степень огнестойкости не ниже II-й.

3.23. Жилые территории не должны пересекаться проездами и проходами к объектам промышленного назначения или к общественным зданиям, кроме перечисленных в п. 3.21. Входы во встроенные нежилые учреждения со значительным количеством посетителей следует предусматривать, как правило, с улиц. В случаях размещения или сохранения объектов массового притяжения внутри кварталов подходы и подъезды к ним должны быть изолированы от жилой территории планировочными приемами, а также озеленением, малыми формами и т.д.
3.24. Реконструктивные мероприятия в жилой застройке следует проводить с ориентацией на максимальное сохранение жилой функции. Сокращение количества жилья, вызываемое выводом его из зон вредности и из помещений с неудовлетворительными санитарно-гигиеническими характеристиками, а также разборкой отдельных строений, модернизацией планировки реконструируемых старых зданий, должно, по возможности, компенсироваться путем:
строительства новых жилых зданий на имеющихся свободных участках в границах территорий, освобождаемых от несвойственных центру функциональных элементов, на территориях ликвидируемых зон вредности;
возвращения первоначального назначения бывшим жилым зданиям, освобождаемым от общественных или производственных функций;
надстройки реконструируемых зданий, если это допустимо по градостроительным, техническим и санитарно-гигиеническим нормам;
рациональных приемов модернизации планировки реконструируемых зданий;
использования в качестве временного жилья помещений, по санитарно-гигиеническим характеристикам непригодных для постоянного проживания.
3.25. Проектные показатели использования территории и застройки в пределах реконструируемого квартала или участка жилой территории рекомендуется соотносить с нормативными показателями для средового района, приведенными в табл. 1.

Организация движения транспорта и пешеходов
на жилой территории кварталов

3.26. Въезд на жилую территорию должен быть организован непосредственно с прилегающих улиц и может осуществляться через сквозные проезды в жилых домах. Проезды, ширина которых исключает возможность выделить самостоятельную зону для пешеходов, должны быть рассчитаны на пропуск не более 30 автомашин в сутки каждый. Рекомендуется въезды с магистралей городского и районного значения, ведущие к крупным стоянкам автомашин, ко встроенным учреждениям с большим объемом загрузки, организовывать на расстоянии не менее 35 м от пересечения магистралей.
3.27. Внутриквартальные проезды должны обеспечивать непосредственный подъезд к мусоросборным площадкам, трансформаторным подстанциям, загрузочным проемам встроенных нежилых учреждений и детских дошкольных учреждений, гаражам и площадкам для временной стоянки машин. Расстояния от проездов до входов в здание не должно превышать 10 м.
Противопожарные требования к внутриквартальным проездам см. п. 9.16.
3.28. Ширина проездов к входам в здания, загрузочным и разворотным площадкам должна быть следующей:
при обеспечении возможности разъезда встречных транспортных средств в соответствии с реальными условиями взаимной видимости - не менее 3 м;
при невозможности выполнения этих условий - не менее 5,5 м.
В случаях отсутствия тротуаров или пешеходных дорожек вдоль проездов ширина последних должна быть увеличена на 1 м.
Радиус закруглений внутриквартальных проездов должен быть не менее 3 м.
3.29. Внутриквартальные проезды могут быть сквозными или тупиковыми. Длина тупика, как правило, не должна превышать 100 м. Тупиковые проезды должны заканчиваться разворотными площадками размером в плане 1212 м. Площадки такого же размера, при необходимости обеспечивать разворот машин, должны быть предусмотрены и у загрузочных проемов нежилых учреждений, у мусоросборников и т.п.
Следует стремиться к минимальной суммарной площади проездов и разворотных площадок в пределах жилой территории.
3.30. В зонах с относительно низкой плотностью застройки целесообразно предусматривать подземные и заглубленные закрытые гаражи под дворовыми территориями. Кровли таких гаражей могут быть использованы для организации игровых и спортивных площадок при условии, что оголовки вытяжных вентиляционных устройств подняты не менее чем на 5 м над коньком близ расположенных зданий и не менее чем на 15 м над уровнем площадки.
В кварталах с плотной застройкой гаражи для легковых автомашин рекомендуется проектировать встроенными (при строительстве новых зданий - с использованием подземного пространства) или пристроенными с соблюдением санитарных и противопожарных требований. В качестве пристроенных рекомендуется устройство гаражей вертикального типа с лифтовым обслуживанием.
3.31. На внутриквартальные проезды с интенсивностью движения более 30 физических единиц в сутки, расположенные на расстоянии менее 5 м от стен домов, не должны выходить окна жилых комнат в квартирах для постоянного проживания, игровых и спален детских дошкольных учреждений, расположенных в первых этажах.

Озеленение и благоустройство жилой территории кварталов

3.32. Жилую территорию следует максимально озеленять, используя для этого, кроме традиционных, такие приемы, как вертикальное озеленение, сезонное выносное озеленение и т.п. Недостаточность зеленых насаждений должна по возможности компенсироваться устройством зимних садов в детских дошкольных и досуговых учреждениях, обслуживающих население по месту жительства.
Реконструктивные мероприятия следует осуществлять с максимальным сохранением существующих зеленых насаждений. В необходимых случаях должно предусматриваться компенсационное озеленение.
3.33. В пределах жилой территории должны, в первую очередь, быть организованы площадки для кратковременного отдыха и прогулок с детьми дошкольного возраста. По возможности их следует размещать на участках жилой зоны, инсолируемых в период с 22 апреля по 22 августа в течение не менее 3 ч. Рекомендуемые расстояния до этих площадок от входов в жилые здания - не более 150 м.
3.34. Для занятий физкультурой могут использоваться открытые площадки, а также спортивные залы школ, физкультурно-оздоровительных комплексов, общественных учреждений, открытые для населения. Места для отдыха, игр детей и занятий физкультурой могут устраиваться на верхних уровнях перекрытых дворов, а также на плоских крышах расположенных внутри кварталов жилых и общественных зданий, имеющих покрытия, соответствующие условиям эксплуатации.
Эксплуатируемые крыши должны иметь надежное ограждение высотой не менее 1 м, а при условии использования их в качестве прогулочных территорий детских дошкольных учреждений - не менее 1,5 м. Расстояние от площадок на крышах до окон помещений разного назначения должно приниматься по табл. 2.
Рекомендуемое расстояние от входов в жилые дома до мест занятий физкультурой - не более 300 м.

Хозяйственные службы на жилой территории кварталов

3.35. Хозяйственные, бытовые и другие нежилые сооружения следует концентрировать в изолированных от жилых зданий и детских дошкольных учреждений хозяйственных зонах жилых территорий или, если это не противоречит санитарным и противопожарным нормам, встраивать в первые этажи зданий.
3.36. При проектировании реконструкции необходимо ориентироваться на прогрессивные способы сбора и транспортировки мусора (пневмовакуумное мусороудаление, сбор мусора и отходов в полиэтиленовые пакеты одноразового употребления, организация мусоросборных площадок на нижнем уровне перекрытых дворов и т.д.) Метод сбора, в том числе совместный или раздельный сбор бытового мусора и пищевых отходов, должен быть определен в задании на проектирование.
3.37. В случаях сбора бытового мусора в контейнеры на жилой территории следует предусмотреть площадки для хранения мусора и пищевых отходов. Мусоросборные площадки могут быть открытыми или размещаться в самостоятельных павильонах. При ограниченных размерах дворовых территорий допускается устройство встроенных площадок, рассчитанных на размещение не более двух контейнеров.
Встроенные площадки для мусоросборников могут размещаться в зданиях любого назначения I-III степени огнестойкости и должны иметь непосредственный выход наружу. Предел огнестойкости ограждающих конструкций встроенных площадок должен быть не менее 1 ч, предел распространения огня равен 0.
Непосредственно над встроенными площадками и смежно с ними не допускается располагать квартиры, жилые помещения общежитий, игровые и спальные детских дошкольных учреждений.
Над входом (въездом) на встроенную площадку не должно быть окон квартир и жилых комнат общежитий, игровых и спален детских дошкольных учреждений.
В случаях, когда окна других помещений расположены на расстоянии 4 м и не менее над входом (въездом) на встроенную площадку, над ним необходимо устраивать козырек.
Расстояния от мусоросборной площадки до разных функциональных элементов жилой застройки приведены в табл. 2.
3.38. Проходы к мусоросборным площадкам должны быть организованы через жилую территорию, без выходов на прилегающие улицы. Исключение могут составить случаи, когда расстояние от выхода из здания на улицу до входа на внутриквартальную территорию составляет не более 5 м.
3.39. Накопления бытового мусора и пищевых отходов рассчитываются в соответствии с табл. 3 с учетом всех источников, расположенных в пределах зоны реконструкции.

Таблица 3
Расчетное количество бытовых и пищевых отходов

Объект
Расчетная единица
Среднесуточная норма накопления отходов, л


бытовых
пищевых
Жилые здания, общежития квартирного типа
1 проживающий
2,74
0,18
Детские дошкольные учреждения
1 место
0,78
-
Административные учреждения
1 сотрудник
1 посетитель
0,20
0,04
-
-
Магазины
1 кв.м торговой площади
2,22
-
Столовые
1 блюдо
-
0,1
Клубные помещения
1 посетитель
0,4
-
Смет с 1 кв.м твердых покрытий
1 проживающий
0,06
-

3.40. Размеры мусоросборных площадок должны соответствовать расчетному количеству контейнеров. Необходимое количество контейнеров для бытовых отходов определяется по формуле

где

-

число контейнеров;



-

суточный объем бытовых отходов (рассчитывается по табл. 3 как сумма объемов отходов от каждого источника);



-

объем контейнера, л;

2,22

-

коэффициент, учитывающий периодичность вывоза отходов (через сутки) и наполняемость контейнера (90% объема).


Количество контейнеров для пищевых отходов определяется по формуле

где

-

число контейнеров;



-

суточный объем пищевых отходов (рассчитывается по табл. 3 как сумма объемов отходов от каждого источника);



-

объем контейнера, л;

4,6

-

коэффициент, учитывающий ежедневный вывоз отходов, неравномерность накопления, плотность отходов и наполняемость контейнеров (90% объема).


Рекомендуется, чтобы суммарная вместимость контейнера на одной площадке не превышала 6 куб.м, при этом расстояние между соседними площадками, не разделенными застройкой, должно быть не менее 100м.
Перед площадками для мусоросборников следует устраивать мощеные участки, достаточные для разворота машин. По возможности площадки должны отделяться от остальной жилой территории стенками или полосой озеленения.

3.41. Рекомендуется предусматривать встроенные или изолированные от остальной территории открытые площадки для временного хранения крупногабаритных отходов, старой мебели, использованной упаковки и т.д. Требования к встроенным площадкам соответствуют изложенным в п. 3.37. Расстояние от открытых площадок до окон помещений всех назначений должно составлять не менее 15 м.

3.42. В жилой застройке необходимо предусматривать хозяйственные помещения служб эксплуатации, перечисленные в табл. 4.

Таблица 4
Хозяйственные помещения служб эксплуатации

Назначение помещения
Норматив обслуживания

Для дежурного дворника
Одно помещение на 2,5 тыс. кв м жилой площади
6
Для мытья бачков под пищевые отходы
"
5
Кладовая дворницкого инвентаря
"
5
Кладовая для обслуживания мусоропроводов
"
5

Хозяйственные помещения могут быть либо встроены в подвальные, цокольные, наземные этажи жилых зданий или нежилых строений на территории, либо размещены в самостоятельных хозяйственных постройках. Встроенные помещения для мытья бачков, обслуживания мусоропроводов, для кладовых, должны иметь самостоятельные входы. Расстояние от хозяйственного помещения до наиболее удаленного входа в обслуживаемый дом, как правило, не должно превышать 100 м.
Помещение для мытья бачков для пищевых отходов следует оборудовать раковиной с подводкой холодной и горячей воды, устройством для поливочного шланга, поддоном с трапом, жироловкой. В кладовых инвентаря должна быть установлена раковина. Рекомендуемая высота хозяйственных помещений - не менее 2 м.
Необходимость размещения хозяйственных помещений служб эксплуатации в конкретных реконструируемых зданиях определяется заданием на проектирование реконструкции.

Встроенные нежилые предприятия и учреждения
на жилой территории кварталов

3.43. В жилых зданиях могут располагаться встроенные нежилые предприятия и учреждения с непроизводственными функциями. Их назначение, размещение и емкость определяются заданием, согласованным в установленном порядке, в том числе органами санитарного и пожарного надзора, и утвержденным заказчиком.
3.44. При определении назначения встроенных учреждений культурно-бытового обслуживания следует учитывать:
желательность сохранения исторически сложившегося размещения учреждений обслуживания, значимых для города и района;
потребность в недостающих видах обслуживания в рассматриваемой зоне застройки и в селитебном районе в целом;
уровень центральности улиц, на которых расположен реконструируемый объект;
объемно-планировочные параметры реконструируемых зданий;
возможность обеспечения необходимой защиты жилья от негативного влияния встроенных учреждений;
рекомендации о соотношении объектов нежилых помещений разных функциональных групп застройки в средовом районе.
3.45. Для размещения встроенных нежилых учреждений должны, как правило, отводиться первые этажи строений, расположенных по красным линиям магистралей городского и районного значения, а также первые этажи дворовых строений, помещения которых не соответствуют требованиям, предъявляемым к постоянному жилью (если заданием на проектирование не предусмотрено размещение в них временного жилья).
3.46. Для размещения встроенных нежилых учреждений можно использовать цокольные и подвальные этажи с высотой помещений 2,5 м и более при условии обеспечения их надлежащей гидроизоляции.
Помещения, предназначенные для постоянного пребывания людей в этих учреждениях, должны быть обеспечены естественным освещением через окна размерами не менее 0,60,9 м.
Рекомендуется входы для посетителей в заглубленные помещения встроенных предприятий обслуживания предусматривать в наземном уровне с последующим спуском в объеме здания.
3.47. Подсобные помещения встроенных учреждений и склады веществ и материалов, кроме пожаро- и взрывопожароопасных, обладающих неприятными запахами, загрязняющих территорию, могут размещаться в цокольных и подвальных этажах с высотой помещений от 1,9 м до 2,5 м. Такие помещения должны иметь самостоятельные выходы, не связанные с лестничными клетками, обслуживающими жилые квартиры, и оконные проемы.
3.48. Детские дошкольные учреждения (ДДУ) рекомендуется располагать на внутриквартальной территории. Допускается, по согласованию с органами санитарного надзора, размещать встроенные и пристроенные ДДУ в зданиях, расположенных по красным линиям магистралей районного значения, жилых и пешеходных улиц.
3.49. Расстояние от ДДУ до участков, пригодных для использования в качестве мест прогулки детей, не должно, как правило, превышать 150 м. Недостаток открытых пространств для прогулок должен быть компенсирован путем увеличения состава помещений для занятий физкультурой, в том числе устройства плавательных или плескательных бассейнов. Следует предусматривать оборудование бассейнов в отдельно стоящих новых ДДУ; во встроенных ДДУ в качестве бассейнов могут быть использованы крупногабаритные ванны.
Встроенные в жилые дома ДДУ должны рассчитываться, как правило, не более чем на 5 групп детей. Более крупные ДДУ допустимы при наличии рядом с ними значительных открытых пространств, достаточных для организации прогулочной зоны.
3.50. Встроенные ДДУ могут размещаться в первых - третьих этажах жилых зданий I и II степени огнестойкости. При этом в третьих этажах не разрешается устраивать групповые.
Кухни в домах со встроенными ДДУ должны быть оборудованы электроплитами. Использование газовых плит допускается при условии, что газифицированные кухни не размещаются под помещениями ДДУ.
Допускается предусматривать вторые эвакуационные выходы из помещений ДДУ на лестницы, обслуживающие жилые квартиры, при условии устройства тамбуров-шлюзов глубиной не менее 1,2 м и оборудования помещений ДДУ пожарной сигнализацией.
Жилые помещения, располагаемые над или смежно с групповыми, залами для физкультурных и музыкальных занятий, должны быть защищены от проникновения шума. Подсобные помещения встроенных ДДУ (кухни, постирочные, кладовые) разрешается размещать в цокольных этажах реконструированных зданий при их надежной гидроизоляции.
3.51. Во встроенных и пристроенных ДДУ ориентация спален, помещений для занятий физкультурой, музыкальных залов не нормируется.

Жилые здания

3.52. Излагаемые ниже положения распространяются на проектирование реконструкции старых жилых зданий, осуществляемой с прекращением эксплуатации, а также на проектирование строительства новых жилых зданий в ИСРЦ. Настоящие нормативы относятся к домам с квартирами обычного типа, а также общежитиям квартирного типа.
Проектирование реконструкции, осуществляемой без прекращения эксплуатации зданий, а также реконструкции и строительства жилых домов со специализированными квартирами (для многодетных семей, для одиноких, для семей из трех поколений, для инвалидов) должно осуществляться по специальным нормативам или в соответствии с заданием на проектирование.
3.53. Квартиры могут предназначаться либо для постоянного проживания, либо для временного проживания (маневренный фонд и общежития квартирного типа).
Квартиры в новых жилых домах, а также квартиры с сохраняемой ценной отделкой интерьеров предназначаются для постоянного проживания. Квартиры зданий, расположенных в зонах вредности, допускается использовать только для временного проживания, по согласованию с органами санитарного надзора.
Квартиры в первых этажах зданий разрешается использовать для постоянного проживания при условии:
отсутствия в них жилых комнат с окнами, выходящими непосредственно на магистрали городского и районного значения;
наличия цокольного этажа, подвала или технического подполья;
превышения уровня пола квартиры над уровнем земли со стороны двора не менее 0,5 м, а со стороны улицы не менее 0,8 м.
Пол в квартирах, предназначенных для временного проживания, должен быть выше уровня земли не менее чем на 0,15 м.
3.54. При проектировании жилых зданий следует руководствоваться СНиП 2.08.01-89 и дополнениями к ним, приведенными в обязательном прилож. 6.

4. Система обслуживания

4.1. Система обслуживания ИСРЦ должна обеспечивать потребности населения, как постоянно, так и временно пребывающего на их территории (суточного населения).
4.2. Номенклатура и показатели вместимости учреждений и предприятий обслуживания, учитывающие потребность суточного, в том числе постоянного, населения исторически сложившихся районов даны в обязательном прилож. 7.
Показатели вместимости учреждений и предприятий обслуживания по каждому конкретному району рассчитываются в соответствии с методикой, приведенной в рекомендуемом прилож. 8.
При определении потребности в объектах обслуживания городского значения, не включенных в обязательное приложение, следует исходить из проекта реконструкции центральных районов города.
4.3. При формировании сети учреждений и предприятий обслуживания необходимо учитывать исторически сложившиеся особенности застройки территории, условия размещения объектов обслуживания и радиусы пешеходной доступности (см. обязательное прилож. 7).
4.4. В зонах влияния станций метро, характеризуемых повышенной плотностью пешеходного потока и активным пешеходным движением в радиусе до 250 м, не допускается снижение существующего уровня обслуживания населения.
4.5. Учреждения и предприятия обслуживания с исторически устойчивым местонахождением и названием, имеющие ориентирующее и топонимическое значение, при реконструкции не подлежат перебазированию или закрытию.
4.6. В целях компенсации недостаточных по размерам школьных участков и открытых физкультурных площадок при школах в кварталах с высокой плотностью застройки в ходе реконструкции школьных зданий следует пристраивать к ним физкультурно-оздоровительные блоки с включением, по возможности, плавательного бассейна. Планировочное решение должно обеспечивать возможность его использования населением прилегающих районов для занятий физкультурой.



5. Зеленые насаждения. Охрана окружающей среды

5.1. При проектировании реконструкции ИСРЦ следует исходить из необходимости сохранения существующих зеленых насаждений.
5.2. В случаях сноса деревьев при отсутствующем газоне компенсацию насаждений следует рассчитывать по вертикальной проекции на поверхность земли, исходя из ориентировочных нормативов для взрослых деревьев:

тополь - 60 кв.м

черемуха - 15 кв.м

дуб черешчатый - 60 кв.м

сирень - 8 кв.м

каштан - 50 кв.м

ель серебристая - 5 кв.м

ясень - 45 кв.м

ива козья - 30 кв.м

сосна обыкновенная - 25 кв.м

клен платановидный - 25 кв.м

береза пушистая - 20 кв.м

липа сердцелистная - 20 кв.м

вяз шершавый - 20 кв.м

ель обыкновенная - 15 кв.м

ива шаровидная - 15 кв.м



5.3. При любых видах строительства в случаях необходимости сноса зеленых насаждений последние должны быть компенсированы в объеме не менее сносимого и на участках, максимально приближенных к месту сноса.
5.4. Следует интенсивно развивать вертикальное озеленение по стенам зданий, специальным несплошным стенкам, колоннам и стойкам во дворах и т.п.
Площадь вертикального озеленения следует оценивать по горизонтальной проекции на поверхность стен за вычетом оконных и дверных проемов, арок и т.п.
5.5. Проектирование вновь создаваемых и реконструируемых зеленых насаждений следует производить с учетом требований, указанных в табл. 3 ВСН 1-89.
5.6. Сокращение зоны вредности промышленных предприятий и других объектов или ее ликвидация в целях охраны атмосферного воздуха должны быть обоснованы расчетным путем при условии обеспечения снижения объемов выбросов до предельно допустимого уровня, предотвращения залповых и аварийных выбросов.
5.7. Систематизированный список основных мероприятий, направленных на оздоровление атмосферного воздуха и водоемов, а также нормативных документов, регламентирующих эти мероприятия, приведен в рекомендуемом прилож. 10.
5.8. Основные направления охраны окружающей среды указаны в рекомендуемом прилож. 11.
5.9. Методы расчета объемов выбросов в водоемы и атмосферу в базовый и проектируемый периоды, а также объемов природоохранных мероприятий приведены в рекомендуемых прилож. 12 и 13.

6. Улично-дорожная сеть и организация общественного транспорта
Улично-дорожная сеть

6.1. Сеть улиц, дорог, пешеходных путей и линий общественного транспорта центральных районов должна проектироваться как часть единой общегородской транспортной системы в соответствии с Генеральным планом развития города и комплексной схемой развития всех видов городского транспорта.
Плотность сети улиц и дорог, а также доля занимаемой ею территории в общем балансе как по центральным районам в целом, так и по различным его фрагментам принимаются в соответствии с исторически сложившейся ситуацией.
Плотность сети магистральных улиц и дорог не нормируется.
Изменения начертания и структуры сети улиц и дорог допускаются в исключительных случаях при соответствующем обосновании.
6.2. Улицы и проезды центральных районов должны быть дифференцированы по функциональному назначению, составу потока и скорости движения на категории согласно обязательному прилож. 14.
6.3. Региональные магистрали следует проектировать, как правило, вне селитебных территорий по границам между ними и промышленными территориями, а также вдоль полос отвода железнодорожных линий.
6.4. Региональные магистрали необходимо связывать между собой и с магистральными улицами городского значения. В транспортных узлах должно предусматриваться устройство развязок движения в разных уровнях; в случаях, обусловленных необходимостью сохранения исторической застройки, допускается устройство пересечений магистралей в одном уровне.
6.5. Структурной основой функционально-пространственной организации центральных районов являются главные улицы города и магистральные улицы с преимущественным движением пассажирского транспорта, в застройке которых наиболее сконцентрированы многообразные объекты городской жизнедеятельности.
6.6. Ширина улиц центральных районов в красных линиях устанавливается с учетом исторически сложившейся среды. Параметры улиц и дорог следует принимать по обязательному прилож. 15.
В исключительных случаях при соответствующем обосновании, допускаются:
организация одной полосы движения с частичным использованием трамвайного полотна в общем уровне при расстоянии от бордюрного камня до головки ближайшего рельса не менее 2 м;
использование в качестве магистральных улиц с радиусами горизонтальных кривых меньшими, чем указанные в обязательном прилож. 15, но больше 25 м, а в качестве улиц местного значения - улиц с радиусами не меньше 15 м при условии обеспечения безопасности движения за счет расстановки соответствующих дорожных знаков, предписывающих необходимое снижение скорости;
использование существующих улиц для организации магистрального движения при наличии двух-трех полос.
6.7. Для предварительных расчетов пропускную способность пересечения полос проезжей части улиц с регулируемым движением следует принимать равной 800-1000 приведенных автомобилей в час, а пропускную способность одной полосы магистральных улиц непрерывного движения - 1000-1500 приведенных автомобилей.
6.8. Ширина пешеходных тротуаров и улиц должна назначаться в зависимости от интенсивности движения по расчету, но не менее указанной в обязательном прилож. 15; ширина одной полосы движения пешеходов составляет 0,75 м.
Пропускную способность одной полосы движения при расчете требуемой ширины тротуаров следует принимать:
для тротуаров вдоль застройки с развитой системой обслуживания, в пересадочных узлах с пересечением пешеходных потоков разных направлений - 600 человек в час;
для тротуаров, отдаленных от застройки и вдоль застройки без развитой системы обслуживания - 800 человек в час.
В стесненных условиях необходимая ширина тротуаров должна обосновываться специальными расчетами.
6.9. В зданиях, выходящих на пересечения магистральных улиц, требуется, как правило, предусматривать угловые проходы в пределах первых этажей, когда ширина тротуара меньше нормативной или радиус закругления проезжей части по кромке тротуаров требует увеличения.
В местах сужения тротуаров при интенсивном пешеходном движении целесообразно устраивать галереи в первых этажах зданий.
6.10. Организацию пешеходных переходов следует увязывать с размещением остановок массового пассажирского транспорта, расположением объектов системы обслуживания и других объектов массового посещения, а также с основными пешеходными направлениями внутри кварталов.
Расстояние между переходами должно быть не менее 100 и не более 400 м.
6.11. Пешеходные переходы через магистральные улицы непрерывного движения должны предусматриваться в разных уровнях с движением транспорта. Кроме этого, пешеходные тоннели следует размещать в местах массового скопления пешеходов: у станции метрополитена и в пересадочных узлах; у крупных общественных центров и предприятий; на перекрестках при необходимости повышения их пропускной способности. Целесообразность сооружения пешеходных тоннелей обосновывается специальными расчетами.
6.12. Для связи внутриквартальных территорий с магистральными улицами необходимо максимально использовать сложившуюся систему внутриквартальных проездов.
6.13. В местах примыкания внутриквартальных проездов к проезжим частям магистральных и жилых улиц устраивается, как правило, заниженный поребрик.
6.14. Система внутриквартальных пешеходных коммуникаций, включая транзитные к вестибюлям метрополитена, должны учитывать сложившиеся основные пешеходные трассы движения и обеспечивать наименьшее количество пересечений с внутриквартальными проездами.
Основные пешеходные входы на внутриквартальную территорию целесообразно изолировать от основных въездов.
6.15. Пересечения городских улиц следует, как правило, сохранять в одном уровне, предусматривая при необходимости регулирование движения на перекрестках.
6.16. Островки безопасности для пешеходного движения должны предусматриваться при ширине проезжей части более 15 м. В случае отсутствия центральной разделительной полосы необходимо устройство островков безопасности шириной не менее 2 м с обозначением дорожной разметкой.
6.17. У входов в школьные здания, а также у театров, кинотеатров и других объектов, где возможны значительные потоки посетителей, вдоль тротуаров рекомендуется устанавливать ограждения. Указанные ограждения по требованию Госавтоинспекции следует предусматривать и на прочих опасных участках улиц.

Система общественного пассажирского транспорта

6.18. Система общественного пассажирского транспорта центральных районов должна проектироваться как часть единой системы пассажирского транспорта города в соответствии с Генеральным планом развития города и Комплексной схемой развития всех видов городского транспорта.
6.19. Система общественного пассажирского транспорта должна обеспечивать быстрые и удобные связи как в пределах центральных районов, так и с другими районами города, с региональной системой пассажирского транспорта.
Уровень комфорта перевозки пассажиров должен определяться наполнением салона подвижного состава не более 4 человек на 1 кв.м. Затраты времени на передвижение в пределах центральных районов не должны превышать 30 мин.
6.20. Структурной основой системы пассажирского транспорта должна быть сеть метрополитена. Линии метрополитена должны обеспечивать связь центральных районов с остальными районами города. В качестве скоростного внеуличного транспорта сеть метрополитена дополняют железнодорожные линии.
6.21. Систему скоростного внеуличного транспорта необходимо дополнять системой наземного массового пассажирского транспорта (трамвай, автобус, троллейбус), которая должна обеспечивать связи в пределах центральных районов, а также с близлежащими периферийными районами и станциями скоростного транспорта.
6.22. При проектировании системы массового пассажирского транспорта центральных районов следует руководствоваться табл. 5.

Таблица 5
Ориентировочная расчетная провозная способность
и скорость сообщения массового пассажирского транспорта

Вид транспорта
Средняя скорость сообщения, км/ч
Провозная способность линии транспорта в одном направлении, тыс. пассажиров в час
Автобус
16-18
6-7
Троллейбус
14-16
5-6
Трамвай
14-16
10-15
Метрополитен при составе поезда:


6 вагонов
-
37
8 вагонов
-
50
Железная дорога
45-50
См. примечание

Примечание. Провозная способность железнодорожной линии рассчитывается в зависимости от интенсивности движения и состава поездов при условии размещения на 1 кв.м свободной площади пола пассажирского салона не более 4 стоящих пассажиров.

6.23. Вестибюли метрополитена следует размещать, как правило, у пересечений главных улиц между собой и с важнейшими магистральными улицами городского значения с преимущественным движением пассажирского транспорта, а также у железнодорожных вокзалов.
Важнейшие пересадочные узлы метрополитена с наибольшим количеством пересекающихся линий следует располагать в зонах с максимальным дневным населением.
6.24. Линии наземного транспорта следует предусматривать по магистральным улицам с учетом расстояния пешеходного подхода к остановочным пунктам не более 400 м от наиболее удаленного дома.
6.25. Среднюю плотность сети массового наземного пассажирского транспорта рекомендуется принимать 3,3-3,5 км/кв.км.
Средний показатель использования сети магистральных улиц линиями массового наземного пассажирского транспорта должен составлять 60-65%.
6.26. Расстояние между остановочными пунктами пассажирского транспорта следует принимать: для метрополитена - 1000-1500 м: для автобуса, троллейбуса и трамвая - 400 - 500 м.
При соответствующем обосновании указанные расстояния допускается уменьшать: для